Сказкотерапия - развивающий и социализирующий метод при работе с особенными детьми
Оценка 4.8

Сказкотерапия - развивающий и социализирующий метод при работе с особенными детьми

Оценка 4.8
Научные работы
docx
03.02.2024
Сказкотерапия - развивающий и социализирующий метод при работе с особенными детьми
Метод используется при работе с детьми с ментальными нарушениями
СКАЗКОТЕРАПИЯ (1).docx

СКАЗКОТЕРАПИЯ -  РАЗВИВАЮЩИЙ И СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЙ МЕТОД ПРИ РАБОТЕ  С ОСОБЕННЫМИ ДЕТЬМИ

 

FAIRYTALE THERAPY – A DEVELOPMENTAL AND SOCIALIZING METHOD WHEN WORKING WITH SPECIAL CHELDREN

 

Камалова Ляйсан Зуфаровна, воспитатель

Kamalova Lyaysan Zufarovna, teacher

Россия, Казань,  МАДОУ № 161 ул. Агрономическая 128

Rossia, Kazan, MADOU No 161 str. Agronomicheskaya 128

lyaysan.kamalova@mail.ru

Аннотация:

Статья посвящена одному из нетрадиционного метода, используемого в работе с детьми с ОВЗ. В работе представлены основные функциональные особенности сказок. Сказка является отражением первобытной ментальности и ее роль на развитие нашей психики весьма значительна в использовании с детьми ОВЗ.

Ключевые слова: сказка, сказкотерапия, метод, педагог, ребенок, методы сказкотерапии, ОВЗ

Annotation:

The article is devoted to an of the unconventional method used in working with children with disabilities. The paper presents the main functional features of fairy tales. A fairy tale is a reflection of  primitive mentality and its role in the development of our psyche is very significant when used with children.

Key words: fairy tale, fairytale therapy, method, teacher, child, methods of fairytale therapy, OVZ

   

     «Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам - урок!» Это знаменитая фраза знакома каждому человеку с детства. Любая сказка несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал. С давних  времён сказка передавались из поколения в поколения, в них наши предки рассказывали о явлениях природы, о жизни и даже о самом человеке, но со временем сказки потеряли свою истинную сущность и перестали восприниматься как обучающие, они стали скорее  как развлекательные. В сказках можно услышать голос первобытной ментальности, тех времен, когда все содержание нашей психики проецировалось на природу. Деревья и животные имели голоса и выражали человеческие мысли и чувства. Но первобытная ментальность, по-прежнему, является частью нашей психики и ее роль весьма значительна. (Огненко Н., 2009)

В давние времена, сказки, мифы, сказания носили научающий характер, передавая мудрость прошлых поколений. Поэтому в древние времена предки не спешили наказывать ребёнка, а рассказывали ему сказку, откуда был понятен смысл поступка. Сказки учили детей жизни, предохраняли их от беды. Обратимся к мнению выдающегося ученого К.Д. Ушинскому, который говорил, что ребёнка следует воспитывать в контексте устного народного творчества, учить жить со сказками, пословицами, стишками, прибаутками, благодаря которым ребёнок будет усваивать опыт прошлых поколений, не теряя своей народной культуры. Восхищаясь сказками, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим  талантом народа. Так В. Г. Белинский почитал  в сказках их народность, их национальный характер. Он считал, что в сказке за фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные социальные отношения. Р.М. Ткач акцентировала на том, что сказки могут оказывать сильное влияние на человека. Сказки имеют воспитательное и терапевтическое значение. Смысл каждой сказки человек воспринимает по-своему, в зависимости от своего образа мыслей (Ткач Р.М., 2008).

Сказкотерапия – это направление, с помощью которого ребенок может победить свои страхи, негативные черты личности, оно воспитывает, развивает личность и корректирует поведение. Это самый древний метод воспитания и образования. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия «социальная адаптация», а значит, сказка играет важную роль в подготовке детей с особыми потребностями к жизни и труду.

  В работе с детьми ОВЗ, если подбор сказок делается с учётом их отклонений, то они помогут ребенку выбрать правильную стратегию и тактику. И.А. Горбушина отмечает, что педагогам необходимо учесть, что с помощью сказок эти дети через главных героев легче усваивают социальные нормы поведения (Горбушина И.А., 2014).

     При использовании сказки можно проводить терапевтическую работу, которая в настоящее время становиться одним из основных методов в работе с детьми с ОВЗ. Е.В. Чех, выделяет некоторые методы сказкотерапии: составление, рассказывание и пересказывание сказки, рисование сказки, изготовление различных персонажей сказок, составление и демонстрация постановки сказок, участие в сочинение сказок, сказкотерапевтическая диагностика( Чех Е. В., 2009).

И.В. Вачков выделяет некоторые основные функциональные особенности сказок: во- первых тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс, образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, во-вторых концепция сказки основана на идее ценности метафоры как носителя информации и в-третьих в сказке в символической форме содержится различная информация (Вачков. И.В., 2007).

Сказкотерапия является одним из самых эффективных методов в системе других терапевтических средств и оказывает благотворное влияние на коррекцию, профилактику и развитие всех сфер личности с ОВЗ. Для детей с РАС – это действенный метод активной социализации ребенка с развитием талантов, заложенных природой, чтобы помочь им, нужен нестандартный подход. Такие дети игнорируют на  происходящее вокруг, могут не ответить на вопросы и просьбы, не захотят вступать в зрительный или коммуникативный контакт с окружающими людьми. А вот с  любимыми игрушками, персонажами мультфильмов взаимодействуют гораздо легче.

Терапевтическая сказка сильно отличается от обычной сказки, так как она направлена на конкретного ребенка, в данном случае – аутиста с его страхами, проблемами и дисфункциями. Специалисты считают, что благодаря этому методу можно исправить нежелательное поведение, воспитать ребенка и привить ему базовые коммуникативные навыки.

Таким образом, метод сказкотерапия для детей с аутизмом может помочь в формировании  личности, направлять ее развитие в правильное русло, развивать творческие способности, помогать общению с миром. Это может произойти тогда, когда ребенок слушает сказку, в это время он переживает различные эмоции: радость, обиду, злость, страх. Так его эмоциональное состояние учится правильно реагировать на похожие события из реальной жизни.

    Данная методика использует самые разные сказки: пальчиковые, артикуляционные, грамматические, лексические, фонетические, развивающие связное говорение. Важно подбирать их в зависимости от возраста, уровня развития ребенка, его потребностей.

В самом начале терапии ребенка обязательно знакомят с темой сказки, и  потом только читают ее, рассказывают или дают слушать на аудионосителе. После прослушивания можно инсценировать ее, используя пальчиковые куклы. Этот метод подходит для групповых занятий, во время небольшого постановочного спектакля по мотивам сказки, здесь дети учатся общаться. Затем обязательно следует обговорить сказку, выделить ее мораль. Обязательное условие – самостоятельный пересказ ребенком.

Польза сказкотерапии: во-первых активизация любознательности, во- вторых общее развитие коммуникативных навыков, в- третьих углубление понимания грамматических и лексических форм, дифференциация звуков.

Сказкотерапия при аутизме является отличным развивающим и социализирующим методом. При регулярном использовании он подавляет некоторые проявления заболевания. Повышается любознательность, совершенствуется общительность и активность. Но на патогенез заболевания сказкотерапия существенно не влияет.

Литература

1. Огненко, Н. Узнай себя в сказочных образах. – СПб: Речь; Дом Огненко, 2009. 149 с.

2. Ткач, Р.М. Сказкотерапия детских проблем. - СПб: Речь; М.: Сфера, 2008. - 118 с.

3.Горбушина И.А. Ребенок с нарушениями в развитии среди нас: что делать? как помочь? // Коррекция и профилактика нарушений поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы I Всероссийской научно-практической конференции, 17-18 октября 2011. М.:

МГППУ, 2011. - 193 с.

4. Горбушина И.А. Субъективный и объективный взгляд на социальное явление – детская инвалидность // Социологическое образование: достижения, проблемы и пути развития: сборник научных трудов / редкол: В.И. Зырянов и др.- Хабаровск: ДВИГУ – филиал РАНХиГС, 2014. - 317с.

5. Чех, Е.В. Я сегодня злюсь, расскажи мне сказку. Речь, Сфера. 2009. 65 с.

 6.Вачков, И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку" - М.; Ось-89, 2007,144 с.

 


 

СКАЗКОТЕРАПИЯ - РАЗВИВАЮЩИЙ

СКАЗКОТЕРАПИЯ - РАЗВИВАЮЩИЙ

Восхищаясь сказками, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим талантом народа

Восхищаясь сказками, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим талантом народа

Специалисты считают, что благодаря этому методу можно исправить нежелательное поведение, воспитать ребенка и привить ему базовые коммуникативные навыки

Специалисты считают, что благодаря этому методу можно исправить нежелательное поведение, воспитать ребенка и привить ему базовые коммуникативные навыки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2024