Сукашева Л.В.
учитель начальных классов
Доклад на МО по теме:
Опорные конспекты, как основа работы на уроках в начальной школе.
Цели:
• Активизация мыслительной деятельности учащихся, а, следовательно, мотивация к предмету.
• Формирование навыков восприятия информации, соотнесение её с ранее усвоенной.
• Развитие умений увидеть большую тему в целостном виде.
• Повышение интереса к изучаемому материалу.
В век высоких технологий, когда присутствует перегрузка учащихся из-за перенасыщенности учебников и программ теоретическим материалом, перед учителем встает проблема оживления урока и вовлеченности всех учащихся в образовательный процесс.
У нас, обычно, классный коллектив формируется из разноуровневых по восприятию материала, детей. Учащиеся также отличаются своей пестрой подготовкой к школе, поведением. Трудно добиться высоких результатов, если школьники не активны на уроках. А это влечет за собой снижение мотивации детей к изучаемому предмету и, естественно, к снижению их качества знаний.
Как помочь детям? Как облегчить восприятие теоретического материала и способствовать быстрому его запоминанию, осмысленному и более прочному? Как заставить их мыслить, рассуждать, сопоставлять и, более того, самостоятельно делать определённые выводы?
Выход из положения я нашла в использовании опорных конспектов.
Опорный конспект помогает систематизировать учебный материал, выделить существенные связи, сформировать у обучающихся целостную картину изучаемой дисциплины.
Использование опорных конспектов впервые было предложено педагогом – новатором Виктором Федоровичем Шаталовым.
Опорные конспекты - это оформленные в виде таблиц, карточек, чертежа, рисунка выводы, которые рождаются в ходе объяснения материала. Их использование на уроке помогает разнообразить урок, сделать его более запоминающимся, нестандартным, эмоциональным способствует глубокому и последовательному усвоению материала.
Это актуально и потому, что по программе ФГОC ученик должен научиться создавать и преобразовывать модели и схемы, понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы.
Осознанное применение теоретического материала, содержащегося в опорных схемах, приходит к школьникам не сразу. Требуется тщательно продуманная работа, которую лучше всего начинать с начальной школы. Чтобы облегчить эту работу, предлагается школьникам записывать в специальной тетради, содержащей теоретические сведения, схему.
Систематическая работа со схемами, составление их при непосредственном участии самих учащихся приводит к тому, что на определённом этапе обучения они уже смогут самостоятельно, опираясь на схемы, изложить материал. Сначала с таким заданием справляются только сильные ученики, затем инициативу проявляют и более слабые.
Разные цвета, шрифты и формы могут использоваться для того, чтобы учащиеся лучше учились, но кроме того, помогают учителю при подаче материала держаться главной темы, фокусировать все внимание на ней. Ученики лучше реагируют на зрительные образы, чем на монотонный звук учительского голоса.
Значимо это ещё и потому, что больше половины всего населения земли-визуалы. Они воспринимают все быстрее и лучше через зрение. Зрительное запоминание дает лучшие результаты.
Цветовая наглядность.
Запоминание материала облегчается за счёт подключения зрительной памяти. Часть сигналов может быть окрашена в яркие цвета.Это помогает организовывать урок вокруг одного центрального изображения, на котором весь класс может задержать внимание в то время, когда вы объясняете.
Все педагоги знают, что главным принципом обучения в начальной школе является принцип наглядности и обычное восприятие рассказа, как правило, не создает на уроке ситуацию решения учебной задачи. Ученик, имея возможность закрепить тему по учебнику дома, слушает рассказ учителя невнимательно. Это проблема усугубляется, когда монолог учителя малоинтересен, не иллюстрирован наглядным материалом. А выполнение опорного конспекта обусловливает активную работу всего класса.
В соответствии с этим, основным методом преподавания в начальных классах стал остается метод использования опорных конспектов.
Основные требования к содержанию опорного конспекта:
1. Полнота – в нем должно быть отражено все содержание материала.
2. Логически обоснованная последовательность изложения.
Основные требования к форме записи опорного конспекта:
1. Лаконичность. ОК должен быть минимальным, чтобы его
можно было воспроизвести за 6 – 8 минут. По объему он должен составлять примерно один полный лист.
2. Структурность. Весь материал должен располагаться малыми логическими блоками, т.е. должен содержать несколько отдельных пунктов, обозначенных номерами или строчными пробелами.
3. Акцентирование. Для лучшего запоминания основного смысла ОК, главную идею ОК выделите рамками различных цветов, различным шрифтом, различным расположением слов (по вертикали, по диагонали).
4. Унификация. При составлении ОК используются определённые аббревиатуры и условные знаки, часто повторяющиеся в курсе данного предмета.
5. Автономия. Каждый малый блок (абзац), наряду с логической связью с остальными, должен выражать законченную мысль, и аккуратно оформлен (иметь привлекательный вид).
6. Оригинальность. ОК должен быть оригинален по форме, структуре, графическому исполнению, благодаря этому он лучше сохранится в памяти. Кроме того, ОК должен быть наглядным и понятным.
7. Взаимосвязь. Текст ОК должен быть взаимосвязан с текстом.
Этапы составления опорного конспекта
Как и из чего изготовлять ОК? Большинство схем по предметам я выполняю на компьютере. Общий цвет – чёрный, главное выделено ярким цветом: красным, зелёным, синим. Иногда использую фотобумагу, и такие схемы долго сохраняются. Размер схем нужен такой, чтобы дети и с последней парты хорошо видели всё, что на них написано. Творческим заданием на обобщающих уроках детям можно предложить составить самостоятельно схему по изученному материалу .
Невозможно обучение задач без опорных схем по теме во 2-4 классах «Скорость, время, расстояние», для запоминания величин (единиц длины и других), при изучении периметра фигур, площади фигур.
Вот, например, простейшая опорная схема, использованная на уроке математики в 1 классе по теме «Задача» -задача-условие-вопрос-решение-ответ. Она применяется при самых первых уроках в работе с задачей.Цель этой схемы- таблицы – помочь запомнить при первом объяснении элементов задачи. Ученики рассуждают, выделяя условие, вопрос, решение и ответ задачи. Никаких лишних слов, исчезают напряжение и скованность даже у слабых учеников. Дети ясно понимают, что спрашивает учитель. Задания формулируются коротко: «Выдели условие. Назови вопрос. Объясни решение». Все ответы детей фиксируются на доске, как на схеме. С каждым уроком растёт оперативность в работе со схемой.
На уроках окружающего мира составляли схемы при изучении различных тем.
Обучение по опорным схемам требует активной мыслительной деятельности учащихся. Они должны обладать навыками восприятия информации, соотнесения её с ранее усвоенной, умением выделять главное, видеть большую тему в целостном виде без схематизированного краткого конспекта довольно трудно. Схема представляет собой приём, облегчающий восприятие темы и её понимание.
По словам психологов, у каждого человека работают в разной степени все три механизма памяти: слуховая, зрительная, двигательная. И если в процессе обучения все они целенаправленно используются, то уровень усвоения нового материала повышается. При объяснении нового материала с помощью опорных сигналов работают зрительная и слуховая память, причём способ запоминания не механический, а основанный на установлении смыслового понимания сигналов. При воспроизведении опорных конспектов как контрольном моменте усвоения знаний подключается двигательная (моторная) память.
ОК уместны на разных этапах обучения: при вводе нового понятия, знакомстве с орфографическим правилом, при отработке, закреплении и повторении учебного материала.
Схема уместна на разных этапах обучения: при вводе нового понятия, при отработке, закреплении и повторении учебного материала.
Идея опорного сигнала и опоры позволяет интенсифицировать учебный труд. Использование опоры помогает всем учащимся почувствовать веру в свои силы. Для слабого ученика работа с опорой – это условие равноправного сотрудничества в учебном процессе; для сильного – это подтверждение надёжности и полноты усвоенного материала.
На уроках литературного чтения использование мнемотехники в виде опорных конспектов приводит к высокой результативности запоминания материала. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Заключение
На мой взгляд, одно из важных умений ученика - умение понимать и кодировать большой объём информации, тем самым выстраивать логическую цепочку рассуждений, а, следовательно, овладевать новым способом деятельности
Работа с ОК формирует у учащихся: умение выделять главное в тексте; умение читать текст, заложенный в схеме; зрительную и слуховую память. На этапе повторения и тренировки работа со схемой значительно экономит время на уроке, поскольку ученик имеет возможность самостоятельно или в паре обратиться к нужной схеме - опоре. Систематическая работа со схемами формирует у учащихся навык самостоятельной работы, ученик учится систематизировать полученные знания и последовательно их излагать. Приобретённый опыт работы со схемами даёт возможность ученику использовать его и на других учебных предметах.
Графическая наглядность даёт возможность сосредоточиться на главном – создать стержневой образ темы; помогает прочному усвоению, запоминанию; правильно установить природные и пространственные связи, взаимоотношения предметов и явлений, полезна для применения сравнений, как способ проверки знаний, развивает логическую последовательность мышления, воображения, наблюдательность, повышает интерес к изучаемому материалу, способствует эстетическому воспитанию.
Схема, рисунок, опора используется на всех этапах урока: при объяснении, закреплении материала и проверке знаний, умений и навыков учащихся. Графическая наглядность развивает у детей умение не только смотреть на рисунок, но видеть содержание.
Использование опоры приводит к тому, что дети становятся увереннее в своих силах. Для слабого ученика работа с опорой – это условие равноправного сотрудничества в учебном процессе; для сильного – это подтверждение надёжности и полноты усвоенного материала.
Я считаю, применение метода составления опорных схем способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий формируется адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладевают всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся учатся использовать знаково-символические средства, овладеют широким спектром логических действий.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся приобретают умение учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию.
Поэтому я считаю, что метод составление опорных схем на уроках в начальной школе является очень актуальным и отвечает всем требованиям по организации образовательного процесса по ФГОС начального общего образования.
Мы знаем, готового рецепта успеха, единой модели воспитания творческой личности не существует, а творчество учащегося - это результат творчества учителя.
Источники:
1. Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1986 – 176 с.
2. Гумилёв Л.Н. Поиски вымышленного царства. – М., 1970. – С. 347-348.
3. Шаталов В.Ф. Точка опоры. / В.Ф. Шаталов. – М.: Педагогика, 1987. – 159 с.
4. С.Ю.Антюхова Использование опорных схем при обучении математике в начальной школе. Начальная школа, 2010, №5
5.Альтшуллер Г.С.Рабочая книга по теории развития творческой личности. Часть 1.-Кишинёв: МНТЦ «Прогресс», 1990. – 237с.
6. Интернет ресурсы: http://pedagogika.snauka.ru/2015/11/5033, http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.