"Сказочная технология обучения дошкольников игре в шахматы"
Оценка 5

"Сказочная технология обучения дошкольников игре в шахматы"

Оценка 5
Домашнее обучение
docx
логика
Детсад
17.02.2021
"Сказочная технология обучения дошкольников игре в шахматы"
МО Сказочная технология.docx

        Добрый день, Уважаемые коллеги! Я очень рада нашей встрече.

 

Вы все хорошо знаете, для чего нужны шахматы. Ответ очевиден, для того чтобы развивать у дошкольников следующие качества и навыки:

1.     Тренировать мышление.

2.     Улучшить логическую память.

3.     Повысить работоспособность в условиях интеллектуального напряжения.

4.     Развивать умение планировать свои действия с учетом последствий.

5.     Повышать самоконтроль и самообладание в случае неблагоприятного стечения обстоятельств.

6.     Тренировать концентрацию внимания.

7.     Развивать навыки визуализации вероятностного будущего.


      А уставший ребенок и шахматы несовместимы друг с другом. Если учесть, что это происходит после обеда, то некоторых детей клонит в сон.
Другие дети от усталости  не могут спокойно сидеть за столом.
В том и другом случае все эти состояния препятствуют обучению шахматам, так как детское внимание является рассеянным либо отвлеченным.

    Необходимо найти ресурс, который открыл бы детям источник энергии. И мы его нашли, вместе с автором «Сказочной технологии обучения шахматам» Татьяной Огневой, им оказалось детское воображение. Татьяна Огнева оживила шахматные фигуры и пешки, наделив их стремлениями и целями, понятными детям. В этом шахматном королевстве пешки стали детьми, а шахматные фигуры взрослыми, опекающими этих детей. Однажды пешки-дети придумали хитрый план, повлекший за собой цепь событий.
    Рассказывая эти истории детям, мы  заметили, что от детской усталости не осталось и следа. Их лица оживились, в глазах появился интерес, и единственным их желанием было поскорее добраться до шахмат и самим поиграть в эти сюжеты.
      Они перевоплотились в персонажей этих шахматных историй и целиком погружались в игровую деятельность.
Меня очень удивило то, что дети, которые только познакомились с правилами ходов, очень разумно вели свою игру.
    Было очевидно, что они делали это осмысленно, с осознанием той цели, которая была им хорошо понятна благодаря образу, жившему в их воображении.
     Но на этом сюрпризы не кончились. Помимо разыгрывания сюжетных историй, дети решали шахматные задачи, представленные в виде борьбы охотника с монстром, борющегося за обладание сундука с сокровищами.

Главными героями сказки становятся непослушные дети пешки. Они не любят дневной сон и всеми силами хотят избежать его. Мальчик, который попал в шахматное королевство, придумал хитрый план. Пока их наставница Руффа (белая ладья), будет гоняться за пешками, он проберется на последнюю клеточку и переоденется в королеву и уволит наставницу.          Понятно, что, блеск бриллиантов затмил глаза бедной няне и она не сумела разглядеть переодетого мальчишку, в случае если она не находится в этот момент с ним на одной линии.

        Таким образом, дети играют в ролевые шахматные игры. Вживание в роль помогает детям схватывать идеи игры и благодаря этому уже с первых ходов идет осмысленная игра. Когда дети понимают смысл игровой ситуации, в их игровой деятельности появляются признаки системного мышления. Это широко-охватное мышление, которое позволяет видеть всю ситуацию за себя и за партнера. После того как дети сыграли свои партии мы вместе разбираем принципы наилучшего разыгрывания этой игровой ситуации, опираясь на их опыт полученный в процессе их собственной игры.    Тем самым воспитанники  начинают понимать ценность обучения, и это побуждает их относиться с большим вниманием к этой части шахматного урока.

      Многие педагоги  отмечают, что детям нравится просто играть, но они не любят решать задачи. На помощь опять приходит сказочная форма подачи учебного материала.  Педагог сообщает  детям, что у королевы пропала ее дочь. Принцесса одела королевские туфельки, и ее унесло в заколдованный лес и теперь в пещере ее стережет монстр. Надо спасать принцессу.

Мальчик, придумавший план с переодеванием вызвался спасти принцессу. Можно мальчика, заменить на охотника.

Слайд №2

     Охотник осторожно пробрался к пещере, в которой монстр стерег принцессу. Чтобы победить монстра необходимо изучить его привычки. То есть узнать, где он спит, где воду пьет. Тогда будет известно, на какой дороге ждать его. Как только монстр появится, включатся фары машины, и монстр исчезнет, так как  он боится света. Самое главное, это не дать монстру выйти из пещеры, поэтому надо захватить дорогу, по которой монстр может убежать и прийти в шахматное королевство. Если это случится, то это будет считаться проигрышем для белых.

  Слайд №3

Описание задачи:  Белая ладья - мальчик в машине, или охотник, перевернутая белая королева – принцесса (она не двигается), черная ладья - монстр, перевернутые черные пешки - стенки пещеры (охотник  может их  разрушать).Желтыми стрелками показан ход решения задачи.

Остальные задачи на эту тему в сказке можно предложить детям решить самостоятельно.

Слайд №4

Игровое задание для детей с переменой цвета.

Описание упражнения:

Черепа- стенки пещеры

Черная ладья – монстр, которого нужно победить

Белая королева- принцесса которую нужно спасти, она не двигается

Белые ладьи – охотники, вызвавшиеся спасти принцессу и победить монстра.

   Если монстр выберется из пещеры, то охотники проиграли. Если охотники не смогут ограничить черную ладью и вынудить ее пойти под бой, то результат считается ничейным.

Слайд №5  Пример выполнения задания.

1.     Захватить вход в пещеру, чтобы монстр не сбежал.

2.     Заводим 2 белых ладьи в      пещеру.

3.     Находим безопасное поле для монстра. Оно обозначено зеленым цветом.

4.     Делаем ход одной из белых ладей, так чтобы встать на одну линию с зеленым полем.

5.     Черная ладья вынуждена идти под бой.

6.     Забираем черную ладью.  Цель достигнута. Как вариант тоже задание можно выполнить с помощью рисования.

 

Тема ограничение ладьи - борьба с приведением

Задание, которое выполняется с помощью рисования.

Слайд №6.
Даем детям Инструкцию:

- Нарисуйте большой квадрат на своем листочке. (Далее следует активизирующий вопрос детям): Сколько линий нам нужно провести в этом квадрате, чтобы разделить его на три горизонтальные полоски? (2)

Слайд №7

 (Затем следует новый активизирующий вопрос): - Сколько линий нам нужно провести в этом квадрате, чтобы разделить его на три вертикальных столбика?

Слайд №8

 В итоге мы поделили с детьми квадрат на 9 клеток.

Слайд №9

Затем рисуем сверху этого квадрата крышу и получаем дом.

Слайд №10,11

   Рассказываем детям, что в этом доме живут две сестры белые ладьи. Рисуем одну ладью в нижнем левом углу, другую-над нею.
Говорим ребятам, что в этом доме отсутствуют лесенки. Просим объяснить причину их отсутствия. Хвалим догадавшихся детей, ответивших, что лесенки ладьям не нужны, потому что они не умеют по ним ходить. Сообщаем, как хорошо живется двум сестрам в этом доме. Но у них есть привычка включать свет во всех комнатах всех этажей и подъездов, в которых они непосредственно находятся или могут сразу туда дойти за один ход.

  Вызываем по очереди детей с просьбой нарисовать солнышко в «освещенных» ладьей комнатах.  А Вы как думаете, какие это комнаты?

Слайд №12,13

Правильно, это комнаты справа.

 

Слайд №14.
Однажды, к белым ладьям подселилось приведение в правый верхний угол. Оно было угрюмо и неприветливо, и издавала пугающие звуки «УУУУУ...», а самое главное, оно не любило освещенные комнаты и набрасывало на них тень, еще больше пугая бедных сестер. А Вы как  думаете, где эти комнаты?

Слайд №15.
Просим помощи у детей, чтобы обнаружить эти комнаты и зарисовать половину желтого круга черным цветом. Мы нашли также полностью пустую темную комнату, без единого лучика света. Кружок в этой комнате будет полностью черным. Где эта комната?

Слайд №16.

 Конечно же, рядом с комнатой, в которой поселилось приведение.

     Задаем детям вопрос: «Как белым ладьям избавиться от приведения в виде черной ладьи?» Выслушав ответы детей, можно помочь им наводящим вопросом: «Чего боится, приведение в виде черной ладьи? В какой комнате оно может спрятаться в данный момент?» Обычно этого бывает достаточно, чтобы сообразить, что черная ладья, как любое привидение, боится освещенных комнат. Нужно лишить ее убежища, то есть в темной комнате нужно включить свет безопасным для белых ладей способом. Тогда лишенная убежища черная ладья покинет дом.

Слайд №17.

Для этого детям осталось показать на своем рисунке стрелкой, как пойти белой ладье, чтобы оказаться на одной линии с темной комнатой, но не на одной линии с черной ладьей. Предлагаем воспитанникам показать решение стрелкой в направлении от белой ладьи к квадрату с черным кружком. Каждая белая ладья может сделать такой ход, поэтому в этом задании два правильных ответа.
       После того, как все дети постараются указать стрелкой правильный ход, попросим их перевернуть листочки и нарисовать опять большой квадрат.         

     Рисуем новую ситуацию и предлагаем детям самостоятельно ее решить, предварительно указав все освещенные комнаты, комнаты с тенью и самую темную комнату. Только после этого просим указать стрелкой ход белой ладьи, освещающий темную комнату.
     В этой истории описан алгоритм поисково-ориентировочной деятельности в задании. По ходу его выполнения все дети с разными способностями к анализу придут к одной цели. Обозначение комнат разными способами позволит импульсивным и торопливым детям действовать осмысленно, целесообразно и исключит поверхностные решения, не даст действовать наугад.

 

 

 

 

 

 

    Хотелось еще немного остановиться на теме

«Матование короля двумя ладьями»

Слайд №18.

    Поля вокруг черного короля составляют его дом. Спросите детей: «Сколько этажей в доме черного короля?» Правильно, 3 этажа. Некоторые дети называют цифру 9. Необходимо объяснить разницу между общим количеством квадратов вокруг короля и количеством рядов, составляющих квадрат, в котором находится черный король. Чтобы поставить мат черному королю, нам понадобится 3 ладьи. Две из них будут работать стражниками, а третья должна находиться с ним на одной дорожке. Тогда черному королю будет мат.

Слайд №19.

    В нашей позиции всего две ладьи. Возможно ли вообще, поставить черному королю мат двумя ладьями? Может быть эта задача вообще не имеет решения? Как вы считаете? Некоторые ученики согласятся с утверждением, что такими силами белых невозможно поставить мат черному королю, но будут и такие, которые будут говорить, что задача решаема. Задайте детям наводящий вопрос: «Везде ли у короля дом имеет три этажа?» некоторые сообразят, что в углу шахматной доски дом черного короля совсем маленький. Правильно и не только в углу, но и еще на крайней линии.

Слайд №20.

На крайней линии дом короля имеет всего два этажа. Одна ладья пойдет на седьмую горизонталь, а вторая ладья займет восьмую и объявит мат черному королю. Значит для того чтобы поставить мат черному королю, его необходимо оттеснить на крайнюю линию. Для этого решаем, на какую линию будем загонять черного короля. Ближе всего к черному королю находится восьмая горизонталь.

Слайд №21.

Поэтому ладьей h6 ходим на h5 и ставим шах черному королю. Черный король вынужден отступать на с6. Дайте задание детям, самостоятельно определить какой ладьей нужно атаковать короля, чтобы он сместился еще на одну горизонталь ниже. Часто дети правильно определяют свободную ладью, но атакуют короля по вертикали . В итоге король остается на прежней линии и прогресса в позиции не достигается. Есть такое  правило - по какой линии работает стражник ладья, по такой линии надо давать шах

Слайд №22.

Поэтому ходом ладьи с а5 на а6 заставляем  черного короля сместиться на поле b7.  После этого хода черного короля белая ладья а6  находится в опасности. Ее необходимо защитить свободной ладьей с h5 на   h6. Такой  прием называется взяться за ручки. Черный король отступает на поле с7. В той позиции можно дать шах черному королю любой белой ладьей, например Ладьей с а6 на а7. Король оттесняется на крайнюю восьмую горизонталь и идет на поле b8. Опять белая ладья а7 находится в опасности. Выполните прием взяться за ручки самостоятельно.

Слайд №23

После этого, когда король отодвинулся от ладьи и ей ничего не угрожает поставьте мат в один ход  черному королю.

        Предложите детям расставить новую позицию и сыграть ее друг с другом с переменой цвета.

      Придумайте сюжет и оживите шахматные фигуры. Расскажите детям на занятиях и понаблюдайте за ними.
   Такое занятие надолго запомнится вашим детям. Они помогут Вам развить сюжет, и вы увидите, что их решения при выборе хода стали на порядок разумнее.
Не бойтесь экспериментировать и искать новые способы. Не довольствуйтесь рутинными методами. Однажды испытав восторг, ваши воспитанники полюбят шахматы и сохранят к ним интерес на всю жизнь.


 

Добрый день, Уважаемые коллеги!

Добрый день, Уважаемые коллеги!

Понятно, что, блеск бриллиантов затмил глаза бедной няне и она не сумела разглядеть переодетого мальчишку, в случае если она не находится в этот момент с…

Понятно, что, блеск бриллиантов затмил глаза бедной няне и она не сумела разглядеть переодетого мальчишку, в случае если она не находится в этот момент с…

Если монстр выберется из пещеры, то охотники проиграли

Если монстр выберется из пещеры, то охотники проиграли

Слайд №14. Однажды, к белым ладьям подселилось приведение в правый верхний угол

Слайд №14. Однажды, к белым ладьям подселилось приведение в правый верхний угол

Хотелось еще немного остановиться на теме «

Хотелось еще немного остановиться на теме «

Предложите детям расставить новую позицию и сыграть ее друг с другом с переменой цвета

Предложите детям расставить новую позицию и сыграть ее друг с другом с переменой цвета
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2021