Сказочный персонаж Баба -Яга
Оценка 4.9

Сказочный персонаж Баба -Яга

Оценка 4.9
docx
11.10.2021
Сказочный персонаж Баба -Яга
баба яга.docx

 

С самого раннего детства нам родители читали сказки. Как правило, это были русские народные сказки, в которых обязательно присутствовала Баба Яга.  Потом в более старшем возрасте мы стали ходить с родителями в театр. И в театре почти в каждом представлении присутствовала она же, Бабка Яга. В детском саду на утренниках во всех сценариях опять же было обязательно присутствие этой героини. На новогодней Ёлке Баба Яга обязательно крала подарки у детей. Потом просили прощения, отдавала подарки и оставалась на новогодний хоровод.

   Почему же несмотря на её вроде бы вредный характер, её присутствие на всех праздниках обязательно. Её бы должны не любить и бояться. А получается, что без неё нет интриги. Прошло огромное количество лет, а Бабу Ягу мы ждём так же, как ждали наши бабушки и дедушки на утренниках.

                             

 

 

 

 

 

 

 

 Сейчас появилось огромное количество мультипликационных фильмов, как русских, так и зарубежных, в каждом есть персонаж подобный Бабе яге.

Так кто же такая баба Яга?
«Яга или баба - яга, род ведьмы, злой дух, под личиною безобразной старухи» - такое определение даёт нам известный толкователь великого русского языка Владимир Даль.

      Если обратиться к происхождению «имени» «Баба Яга», то увидим

следующее толкование. Бабой называли женщину, которая уже родила ребёнка. «Яга» - огнь - огонь. То есть получается, что баба Яга - женщина - огонь или огненная женщина. Существовал глагол «ягать» - кричать. Это особый крик, в котором концентрировалась очень сильная энергия. Этот крик издавали охотники.

 

 

 

 

 

 

   

 

Образ Бабы Яги многогранен и многозначен. Если внимательно присмотреться и прислушаться к народным сказкам, то можно понять, что она не такая уж и «вредная» старуха. Всегда обязательно поможет главному герою, в баньке попарит, накормит его, напоит, спать уложит. А наутро обязательно подскажет, где меч - кладенец припрятан или где найти смерть Кащея. Даст путеводную нить, которая приведёт героя к любимой.
   Как выглядит та Баба Яга, которую все так боятся? Чаще всего это безобразная, злая и косматая старуха, которая вечно сидит на печи. А помните дразнилку: «Баба Яга - костяная нога»? И это тоже о ней. Живет себе одна в дремучем лесу в своей старой избушке на курьих ножках. Нам всё это кажется забавным.

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 Давайте откроем сказку «Баба-Яга», в знаменитом афанасьевском сборнике она приведена под номером 102. Жили-были старик со старухой и были у них две дочки, одна-старухина, другая-старикова. Как и положено, мачеха невзлюбила падчерицу, и заставила старика увезти её в лес. Отец привозит дочь к Бабе- Яге, и сначала вся эта история вроде пугает нас: избушка на курьих ножках, в ней страшная старуха. Но мужик почему-то не боится её, а кланяется и просит : « Баба-Яга костяная нога! Я тебе дочку привёз в услужение». Древняя старуха даже не пытается её сварить и съесть, а лишь говорит : « Ну хорошо! Служи мне, а я тебя за твои старания награжу» Девушка оказалась очень смышленой и трудолюбивой, выполняла все задания и за это Яга её щедро наградила подарками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вернулась девушка домой, а старуху зависть охватила, отправила она и свою дочку к Бабе-Яге. Но та оказалась ленивой и глупой. За это Баба-Яга её изломала и отправила в коробе обратно. Получается, что Баба-Яга не столько страшная, сколько строгая и справедливая?

     А теперь важная деталь. Точно такой же сюжет афанасьевской «Бабы-Яги» существует у многих знаменитых сказок разных народов — русская «Морозко», немецкая «Госпожа Метелица», шведская «Лесная хозяйка»....

     Что обозначает такое сходство сюжетов? Специалисты считают, что в этом сюжете «зашифрован» древний обряд перехода — посвящение юношей и девушек во взрослых. Для этого они проходили серьёзные испытания на взрослость, происходящие по строгому ритуалу.

 

 

 

 

 

 

 

 

     В старинных мифах образ Бабы яги был трёх типов:

Первый- Яга-похитительница, которая уносила людей.

Второй- Яга-дарительница, которая принимает героя, испытывает его силу духа и смекалку и после вручает ему дары: огнедышащего коня, меч-кладенец, скатерть-самобранку,ковёр-самолёт.

Третий- Яга-воительница, сражающаяся с героями и побеждающая многих.                 

Наши далёкие предки придавали Бабе Яге совершенно другое значение. Распущенные, растрёпанные волосы символизировали связь с потусторонним миром.
Очень интересен и тот факт, что все приходят к Бабе Яге за советом. Почти во всех сказках Иван - царевич получает волшебные предметы, которые помогают ему в его «приключениях».

 

 

 

 

 

 


А как часто в сказках можно слышать: «Сейчас посажу на лопату - и в печь!»
Но если вспомнить все сказки, вы не найдёте ни одной, где бы Баба Яга изжарила хотя бы одного ребёнка. А пошло это от того, что существовал обряд перепекания больного ребёнка. В заговоренное тесто  заворачивали больного ребёнка и на хлебной лопате отправляли в печь. Через некоторое время доставали, разворачивали, а тесто отдавали собакам. И что интересно, после такой процедуры, ребёнок шёл на поправку. Если сравнить с современными  народными методами лечения, то это похоже на поход в сауну, или на разновидность физ. процедур.

    Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что Баба Яга самый положительный герой. Она просто хотела вылечить Иванушку. Ведь во всех сказках Иван - дурак.

 Возможно даже, что сказки о «Яге-похитительнице» возникли на основе древнего колдовского обряда инициации, посвящения юношей в охотники, введения их в определенную возрастную группу. Обряд инициации заключался обычно в том, что подростков, мальчиков 10-12 лет, на некоторое время уводили из селения и подвергали различным испытаниям, проводя своеобразный экзамен по всем практическим охотничьим навыкам; при этом юноши как бы «умирали» для племени, чтобы вместо них «родились» мужчины, воины и охотники. «Экзаменом на зрелость», который все юноши должны были «сдать», руководил, по-видимому, мужчина, охотник. Однако инициации содержали не только испытания в ловкости, меткости, бесстрашии и выносливости, но являлись также и частичным приобщением подростков к священным тайнам племени, к магическому ритуалу охотников. В древнейшие времена этим сложным ритуалом, церемонией посвящения юношей в охотники, могла            руководить и женщина-ведунья, которую впоследствии, с исчезновением матриархата, сменил учитель-мужчина (послуживший, возможно, прототипом «дедушки лесового»). Вероятно, такая женщина символически представляла все ту же Великую Мать, богиню — повелительницу и прародительницу животных, связанную с потусторонним миром мертвых. Образ такой «ведающей» женщины вполне мог послужить основой для создания сказочного образа Бабы-Яги, приходящей из леса, похищающей детей (т.е. уводящей их для обряда инициации) и стремящейся изжарить их в печи («убить ребенка, чтобы родился мужчина»), а также дающей советы и помогающей избранным героям, выдержавшим испытания.

     В любой сказке Баба Яга выполняет важную роль. Выкиньте ее из текста, и герой обязательно ничего не сможет: он либо не достанет необходимый ему меч-кладенец, либо не получит точное указание, где искать и куда идти, да в конце концов, непременно окажется голодным и грязным, поскольку эта вредная старушенция изначально непременно его кормит, поит и в баньке парит, а уж потом творит все остальное. Таким образом, без нее никуда. Но откуда в сказках, которые являются просто отображением народных мифов, а те, в свою очередь, полузабытыми фактами из жизни, появился подобный образ? 

Итак, сказки - лишь хранилище позабытой народом информации о событиях, происходивших так давно, что помнится с трудом. Любая сказка несет в себе как минимум два уровня информации: общий и скрытый. Общий говорит о том, что такое хорошо и что такое плохо в данном обществе. А вот скрытый указывает на нюансы жизни в далекие времена методом завуалирования истинных героев для получения персонажей
, более удобоваримых для читателей и рассказчиков любого поколения. Главным условием здесь является сохранность непременных функций и атрибутов подобного героя. 

     В нашем представлении Баба Яга вовсе не баба в возрастном понимании этого слова, а старуха, причем, как правило, мерзкая. Откуда же в названии «баба»?  
    При матриархате как образе жизни глава, так сказать, старейшина общества – это женщина достаточного возраста для того, чтобы иметь право поучать всех остальных, и достаточно молодая, чтобы быть в состоянии отстоять свое место в обществе физически. То есть не девица, но и не старуха – настоящая баба в нормальном понимании этого слова. С этих старых времен и осталось у известной нам героини часть имени «Баба» и способность научить любого, от Ивана-царевича, до Иванушки-дурачка.

     Именно к этой главе и приходят за советом, получением права на собственную жизнь, лечением и всем, что только может понадобиться. Кстати, сказки можно разделить на ранние и поздние. О сроках создания сказок написано много исследований.

     Нам же сейчас интересен только тот факт, что в более ранних сказках к Бабе Яге за заданиями попадают не только Иваны, но и красные девицы. И те и другие попадают не на одну ночь, а, как правило, живут у нее подолгу, выполняют какую-либо работу или вынуждены справляться с какими-то заданиями. В случае, если они справляются – получают то, за чем пришли, или просто награждаются ею. В сказках они, так или иначе, справляются, но дается понять, что, если бы этого не случилось – героя постигла бы незавидная судьба.

    В современном нам обществе мы  празднуем совершеннолетие, получаем паспорта  которые дают нам новые, недоступные в детстве права.

     Матриархат отличался только тем, что право взрослой жизни не давалось исходя из возраста, а присваивалось в зависимости от личных достижений. Другими словами, человек вообще мог не стать взрослым, если не умел делать определенные вещи. Это вполне логично: если вы не умеете зарабатывать хлеб, почему вы должны иметь право голоса при обсуждении того, как его кушать? В условиях матриархата подобное решение принималось одной главной женщиной. 
     Баба Яга -  герой интересный, добрый и необходимый . Она умная, мудрая и всё знающая.  Интерес к н
ей не исчезнет никогда.

Возможно в прошлых произведениях это была вредная старуха,  но прошло много времени и она изменилась. Или мы изменились и стали её воспринимать по другому?

   

    Одним из любимых сказочных героев детей является Дед Мороз. И оказывается у него очень много общего с Бабой-Ягой!

От него ниточки тоже тянутся в потусторонний мир.

  • Во -первых, зима в сознании древних людей ассоциируется со временем смерти. Это зафиксировано во многих мифах. Самый известный из них про Деметру, которая наслала зиму, чтобы земля перестала рожать хлеб, и начался голод. Такие мифы есть почти у всех народов мира, занимающихся сельским хозяйством, и они гораздо древнее сказок ( собственно сказки из них и выросли). А в наших широтах сильный мороз это не только голодная, но и холодная смерть. И Морозко  такими методами убийства владеет в совершенстве.
  • Во вторых, Морозко- это ещё старик, дед ( в некоторых сказках вместо него действует просто дед, а вместо Яги- старуха). А в наших мифах деды ( у братьев славян -это диды или дзяды) — это духи мёртвых предков. Вот такое происхождение у нашего доброго Деда Мороза.

Мало кто знает, что в дореволюционной России этот персонаж не дарил подарки на Новый год. Тогда трудно было представить этого сурового, строгого , седого деда , за спиной которого стояла смерть, лучшим другом детей. Добрым этот религиозный персонаж стал в 1935 году, когда вместо религиозного Рождества праздновали уже советский Новый год.

     Великий Устюг- родина Деда Мороза, Кострома-Снегурочки, в Ярославской области решили: пусть село Кукобой ( слово Кукобой обозначает «длинный ручей») станет родиной Бабы-Яги. Есть и подходящая легенда по этому поводу.

     Ярославская губерния всегда была покрыта труднопроходимыми лесами и болотами. Из давних времён до нас дошла легенда о неизвестной старушке, которая жила глубоко в лесу. Редко кому удавалось увидеть её, т. к. она меняла своё место жительства. Но там, где она селилась, происходили таинственные вещи. Места эти были,  как бы заколдованы. Путники блуждали по лесу и не могли найти выход, слышали странные звуки. Все боялись этих мест и, проходя мимо, крестились. Кому-то удавалось увидеть сгорбленную старушку  в  рваной одежде и с посохом в руках. Избушка ,в которой она жила, была маленькой и у неё было одно перекошенное окошко и дверь. Увидев этот домик, путники в страхе убегали, а потом никогда уже не могли найти  то место, где она находилась.

     Все эти необъяснимые вещи пугали суеверных людей, и люди обходили эти места стороной.

     Местные жители так настрадались от разной лесной нечисти, что когда их земляк, купец Воронин, который жил в Петербурге, предложил им построить на выбор: железную дорогу или церковь, они все упали ему в ноги и попросили построить Храм.  За три года Иван Агапович отстроил в селе Спасский собор, который и по сей день удивляет своими размерами.

     В наше время люди не верят в разные легенды и уже не так суеверны, как раньше. Поэтому они решили построить в селе Кукобой новую достопримечательность. Бригада плотников во главе с Александром Зиминым построили замечательную избушку Бабы-Яги.

     В Новогодние праздники дети пишут письма в Великий Устюг Деду Морозу, в них они просят подарки себе на Новый год. А в селе Кукобой письма дети пишут постоянно, но они не просят подарки, а рассказывают Бабе-Яге о своих достижениях и спрашивают про её здоровье и настроение, желают ей всего хорошего.

    К Бабе яге едут отовсюду. Интерес к её персоне  постоянно растёт .

 

    Современные авторы  с удовольствием используют образ Яги в своих произведениях.  Но в наше время  она приобрела образ доброй и весёлой старушки, которая красиво одевается, любит красить губы и старается выглядеть моложе своих лет.

    В произведении Эдуарда Успенского « Вниз по волшебной реке» Баба Яга оказалась доброй бабулей, родной сестрой бабушки мальчика Мити. Она с удовольствием помогает Мите в путешествии по сказочной стране, знакомит его со всеми героями. Яга по-прежнему  живёт в домике на курьих ножках, но она аккуратно причёсанная и нарядная. Она  ни с кем не воюет. Говорит « Не бабье это дело -воевать».  Она помогает всем героям сказки победить Кощея Бессмертного и злого Лиха, а в конце становится просто бабушкой Егоровной.

В книге Михаила Мокиенко « Как Бабы-Яги сказку спасали» автор описывает забавных старушек из современной жизни. В сказочном лесу жили три неразлучные сестрицы, три Бабы-Яги.  Рядом с их домом стояла воинская часть, где служили солдаты. Старушки  решили вернуть веру в волшебство и сказки у простых ребят. Они с помощью девушки Маши и её парня Матвея окунулись в сказочную атмосферу. И добились своего. В сказку и добро поверили все.

У немецкого писателя  Пройслера есть целая серия историй о маленькой Бабе Яге. Это весёлые рассказы о маленькой колдунье, которой было всего 127 лет. Она жила глубоко в лесу. Её другом был ворон по имени Абрахас. Каждый день маленькая Колдунья училась по несколько часов колдовству, читая колдовскую книгу. Она всем помогала, у неё было много друзей. В конце книги она спасла всех от злых волшебниц, которые  смеялись  над её добрым сердцем, и больше на земле не было никакого зла.

 

 

 

 

                              

 

 

 

 

 

 

                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              


 

С самого раннего детства нам родители читали сказки

С самого раннего детства нам родители читали сказки

Сейчас появилось огромное количество мультипликационных фильмов, как русских, так и зарубежных, в каждом есть персонаж подобный

Сейчас появилось огромное количество мультипликационных фильмов, как русских, так и зарубежных, в каждом есть персонаж подобный

Образ Бабы Яги многогранен и многозначен

Образ Бабы Яги многогранен и многозначен

Давайте откроем сказку «Баба-Яга», в знаменитом афанасьевском сборнике она приведена под номером 102

Давайте откроем сказку «Баба-Яга», в знаменитом афанасьевском сборнике она приведена под номером 102

Вернулась девушка домой, а старуху зависть охватила, отправила она и свою дочку к

Вернулась девушка домой, а старуху зависть охватила, отправила она и свою дочку к

В старинных мифах образ Бабы яги был трёх типов:

В старинных мифах образ Бабы яги был трёх типов:

А как часто в сказках можно слышать: «Сейчас посажу на лопату - и в печь!»

А как часто в сказках можно слышать: «Сейчас посажу на лопату - и в печь!»

Экзаменом на зрелость», который все юноши должны были «сдать», руководил, по-видимому, мужчина, охотник

Экзаменом на зрелость», который все юноши должны были «сдать», руководил, по-видимому, мужчина, охотник

В любой сказке Баба Яга выполняет важную роль

В любой сказке Баба Яга выполняет важную роль

Главным условием здесь является сохранность непременных функций и атрибутов подобного героя

Главным условием здесь является сохранность непременных функций и атрибутов подобного героя

Нам же сейчас интересен только тот факт, что в более ранних сказках к

Нам же сейчас интересен только тот факт, что в более ранних сказках к

Она умная, мудрая и всё знающая

Она умная, мудрая и всё знающая

Яги- старуха). А в наших мифах деды ( у братьев славян -это диды или дзяды) — это духи мёртвых предков

Яги- старуха). А в наших мифах деды ( у братьев славян -это диды или дзяды) — это духи мёртвых предков

Все боялись этих мест и, проходя мимо, крестились

Все боялись этих мест и, проходя мимо, крестились

В Новогодние праздники дети пишут письма в

В Новогодние праздники дети пишут письма в

Бессмертного и злого Лиха, а в конце становится просто бабушкой

Бессмертного и злого Лиха, а в конце становится просто бабушкой

Сказочный персонаж Баба -Яга

Сказочный персонаж Баба -Яга
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.10.2021