С самого раннего детства нам родители читали сказки. Как правило, это были русские народные сказки, в которых обязательно присутствовала Баба Яга. Потом в более старшем возрасте мы стали ходить с родителями в театр. И в театре почти в каждом представлении присутствовала она же, Бабка Яга. В детском саду на утренниках во всех сценариях опять же было обязательно присутствие этой героини. На новогодней Ёлке Баба Яга обязательно крала подарки у детей. Потом просили прощения, отдавала подарки и оставалась на новогодний хоровод.
Почему же несмотря на её вроде бы вредный характер, её присутствие на
всех праздниках обязательно. Её бы должны не любить и бояться. А получается,
что без неё нет интриги. Прошло огромное количество лет, а Бабу Ягу мы ждём так
же, как ждали наши бабушки и дедушки на утренниках.
Сейчас появилось огромное количество мультипликационных фильмов, как русских, так и зарубежных, в каждом есть персонаж подобный Бабе яге.
Так кто же такая баба
Яга?
«Яга или баба - яга, род ведьмы, злой дух, под личиною безобразной
старухи» - такое определение даёт нам известный толкователь великого русского
языка Владимир Даль.
Если обратиться к происхождению «имени» «Баба Яга», то увидим
следующее толкование. Бабой называли женщину, которая уже родила ребёнка. «Яга» - огнь - огонь. То есть получается, что баба Яга - женщина - огонь или огненная женщина. Существовал глагол «ягать» - кричать. Это особый крик, в котором концентрировалась очень сильная энергия. Этот крик издавали охотники.
Образ Бабы Яги
многогранен и многозначен. Если внимательно присмотреться и прислушаться к
народным сказкам, то можно понять, что она не такая уж и «вредная» старуха.
Всегда обязательно поможет главному герою, в баньке попарит, накормит его,
напоит, спать уложит. А наутро обязательно подскажет, где меч - кладенец
припрятан или где найти смерть Кащея. Даст путеводную нить, которая приведёт
героя к любимой.
Как выглядит та Баба Яга, которую все так боятся? Чаще
всего это безобразная, злая и косматая старуха, которая вечно сидит на печи. А
помните дразнилку: «Баба Яга - костяная нога»? И это тоже о ней. Живет себе
одна в дремучем лесу в своей старой избушке на курьих ножках. Нам всё это
кажется забавным.
Давайте откроем сказку «Баба-Яга», в знаменитом афанасьевском сборнике она приведена под номером 102. Жили-были старик со старухой и были у них две дочки, одна-старухина, другая-старикова. Как и положено, мачеха невзлюбила падчерицу, и заставила старика увезти её в лес. Отец привозит дочь к Бабе- Яге, и сначала вся эта история вроде пугает нас: избушка на курьих ножках, в ней страшная старуха. Но мужик почему-то не боится её, а кланяется и просит : « Баба-Яга костяная нога! Я тебе дочку привёз в услужение». Древняя старуха даже не пытается её сварить и съесть, а лишь говорит : « Ну хорошо! Служи мне, а я тебя за твои старания награжу» Девушка оказалась очень смышленой и трудолюбивой, выполняла все задания и за это Яга её щедро наградила подарками.
Вернулась девушка домой, а старуху зависть охватила, отправила она и свою дочку к Бабе-Яге. Но та оказалась ленивой и глупой. За это Баба-Яга её изломала и отправила в коробе обратно. Получается, что Баба-Яга не столько страшная, сколько строгая и справедливая?
А теперь важная деталь. Точно такой же сюжет афанасьевской «Бабы-Яги» существует у многих знаменитых сказок разных народов — русская «Морозко», немецкая «Госпожа Метелица», шведская «Лесная хозяйка»....
Что обозначает такое сходство сюжетов? Специалисты считают, что в этом сюжете «зашифрован» древний обряд перехода — посвящение юношей и девушек во взрослых. Для этого они проходили серьёзные испытания на взрослость, происходящие по строгому ритуалу.
В старинных мифах образ Бабы яги был трёх типов:
Первый- Яга-похитительница, которая уносила людей.
Второй- Яга-дарительница, которая принимает героя, испытывает его силу духа и смекалку и после вручает ему дары: огнедышащего коня, меч-кладенец, скатерть-самобранку,ковёр-самолёт.
Третий- Яга-воительница, сражающаяся с героями и побеждающая многих.
Наши далёкие предки придавали
Бабе Яге совершенно другое значение. Распущенные, растрёпанные волосы
символизировали связь с потусторонним миром.
Очень интересен и тот факт, что все приходят к Бабе Яге за советом.
Почти во всех сказках Иван - царевич получает волшебные предметы, которые
помогают ему в его «приключениях».
А как часто в сказках можно слышать: «Сейчас посажу на лопату - и
в печь!»
Но если вспомнить все сказки, вы не найдёте ни одной, где бы Баба Яга
изжарила хотя бы одного ребёнка. А пошло это от того, что существовал обряд
перепекания больного ребёнка. В заговоренное тесто заворачивали больного
ребёнка и на хлебной лопате отправляли в печь. Через некоторое время доставали,
разворачивали, а тесто отдавали собакам. И что интересно, после такой
процедуры, ребёнок шёл на поправку. Если сравнить с современными
народными методами лечения, то это похоже на поход в сауну, или на разновидность
физ. процедур.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что Баба
Яга самый положительный герой. Она просто хотела вылечить Иванушку. Ведь во
всех сказках Иван - дурак.
Возможно даже,
что сказки о «Яге-похитительнице» возникли на основе древнего колдовского
обряда инициации, посвящения юношей в охотники, введения их в определенную
возрастную группу. Обряд инициации заключался обычно в том, что подростков,
мальчиков 10-12 лет, на некоторое время уводили из селения и подвергали различным
испытаниям, проводя своеобразный экзамен по всем практическим охотничьим
навыкам; при этом юноши как бы «умирали» для племени, чтобы вместо них
«родились» мужчины, воины и охотники. «Экзаменом на зрелость», который все
юноши должны были «сдать», руководил, по-видимому, мужчина, охотник. Однако
инициации содержали не только испытания в ловкости, меткости, бесстрашии и
выносливости, но являлись также и частичным приобщением подростков к священным
тайнам племени, к магическому ритуалу охотников. В древнейшие времена этим
сложным ритуалом, церемонией посвящения юношей в охотники, могла
руководить и женщина-ведунья, которую впоследствии,
с исчезновением матриархата, сменил учитель-мужчина (послуживший, возможно,
прототипом «дедушки лесового»). Вероятно, такая женщина символически
представляла все ту же Великую Мать, богиню — повелительницу и прародительницу
животных, связанную с потусторонним миром мертвых. Образ такой «ведающей»
женщины вполне мог послужить основой для создания сказочного образа Бабы-Яги,
приходящей из леса, похищающей детей (т.е. уводящей их для обряда инициации) и
стремящейся изжарить их в печи («убить ребенка, чтобы родился мужчина»), а
также дающей советы и помогающей избранным героям, выдержавшим испытания.
В
любой сказке Баба Яга выполняет важную роль. Выкиньте ее из текста, и герой
обязательно ничего не сможет: он либо не достанет необходимый ему меч-кладенец,
либо не получит точное указание, где искать и куда идти, да в конце концов,
непременно окажется голодным и грязным, поскольку эта вредная старушенция
изначально непременно его кормит, поит и в баньке парит, а уж потом творит все
остальное. Таким образом, без нее никуда. Но откуда в сказках, которые являются
просто отображением народных мифов, а те, в свою очередь, полузабытыми фактами
из жизни, появился подобный образ?
Итак, сказки - лишь хранилище позабытой народом информации о событиях,
происходивших так давно, что помнится с трудом. Любая сказка несет в себе как
минимум два уровня информации: общий и скрытый. Общий говорит о том, что такое
хорошо и что такое плохо в данном обществе. А вот скрытый указывает на нюансы
жизни в далекие времена методом завуалирования истинных героев для получения
персонажей,
более удобоваримых для читателей и рассказчиков любого поколения. Главным
условием здесь является сохранность непременных функций и атрибутов подобного
героя.
В нашем представлении Баба Яга вовсе не баба в
возрастном понимании этого слова, а старуха, причем, как правило, мерзкая.
Откуда же в названии «баба»?
При матриархате как образе жизни глава, так сказать,
старейшина общества – это женщина достаточного возраста для того, чтобы иметь
право поучать всех остальных, и достаточно молодая, чтобы быть в состоянии
отстоять свое место в обществе физически. То есть не девица, но и не старуха –
настоящая баба в нормальном понимании этого слова. С этих старых времен и
осталось у известной нам героини часть имени «Баба» и способность научить
любого, от Ивана-царевича, до Иванушки-дурачка.
Именно к этой главе и приходят за советом, получением права на собственную жизнь, лечением и всем, что только может понадобиться. Кстати, сказки можно разделить на ранние и поздние. О сроках создания сказок написано много исследований.
Нам
же сейчас интересен только тот факт, что в более ранних сказках к Бабе Яге
за заданиями попадают не только Иваны, но и красные девицы. И те и другие
попадают не на одну ночь, а, как правило, живут у нее подолгу, выполняют
какую-либо работу или вынуждены справляться с какими-то заданиями. В случае,
если они справляются – получают то, за чем пришли, или просто награждаются ею.
В сказках они, так или иначе, справляются, но дается понять, что, если бы этого
не случилось – героя постигла бы незавидная судьба.
В современном нам обществе мы празднуем совершеннолетие, получаем паспорта которые дают нам новые, недоступные в детстве права.
Матриархат отличался только тем, что право взрослой жизни не давалось
исходя из возраста, а присваивалось в зависимости от личных достижений. Другими
словами, человек вообще мог не стать взрослым, если не умел делать определенные
вещи. Это вполне логично: если вы не умеете зарабатывать хлеб, почему вы должны
иметь право голоса при обсуждении того, как его кушать? В условиях матриархата
подобное решение принималось одной главной женщиной.
Баба Яга - герой интересный, добрый и
необходимый . Она умная, мудрая и всё знающая. Интерес к ней не
исчезнет никогда.
Возможно в прошлых произведениях это была вредная старуха, но прошло много времени и она изменилась. Или мы изменились и стали её воспринимать по другому?
Одним из любимых сказочных героев детей является Дед Мороз. И оказывается у него очень много общего с Бабой-Ягой!
От него ниточки тоже тянутся в потусторонний мир.
Мало кто знает, что в дореволюционной России этот персонаж не дарил подарки на Новый год. Тогда трудно было представить этого сурового, строгого , седого деда , за спиной которого стояла смерть, лучшим другом детей. Добрым этот религиозный персонаж стал в 1935 году, когда вместо религиозного Рождества праздновали уже советский Новый год.
Великий Устюг- родина Деда Мороза, Кострома-Снегурочки, в Ярославской области решили: пусть село Кукобой ( слово Кукобой обозначает «длинный ручей») станет родиной Бабы-Яги. Есть и подходящая легенда по этому поводу.
Ярославская губерния всегда была покрыта труднопроходимыми лесами и
болотами. Из давних времён до нас дошла легенда о неизвестной старушке, которая
жила глубоко в лесу. Редко кому удавалось увидеть её, т. к. она меняла
своё место жительства. Но там, где она селилась, происходили таинственные вещи.
Места эти были, как бы заколдованы. Путники блуждали по лесу и не могли
найти выход, слышали странные звуки. Все боялись этих мест и, проходя мимо,
крестились. Кому-то удавалось увидеть сгорбленную старушку в рваной
одежде и с посохом в руках. Избушка ,в которой она жила, была маленькой и у неё
было одно перекошенное окошко и дверь. Увидев этот домик, путники в страхе
убегали, а потом никогда уже не могли найти то место, где она находилась.
Все эти необъяснимые вещи пугали суеверных людей, и люди обходили эти места стороной.
Местные жители так настрадались от разной лесной нечисти, что когда их земляк, купец Воронин, который жил в Петербурге, предложил им построить на выбор: железную дорогу или церковь, они все упали ему в ноги и попросили построить Храм. За три года Иван Агапович отстроил в селе Спасский собор, который и по сей день удивляет своими размерами.
В
наше время люди не верят в разные легенды и уже не так суеверны, как раньше.
Поэтому они решили построить в селе Кукобой новую достопримечательность. Бригада
плотников во главе с Александром Зиминым построили замечательную избушку
Бабы-Яги.
В Новогодние праздники дети пишут письма в Великий Устюг Деду Морозу, в них они просят подарки себе на Новый год. А в селе Кукобой письма дети пишут постоянно, но они не просят подарки, а рассказывают Бабе-Яге о своих достижениях и спрашивают про её здоровье и настроение, желают ей всего хорошего.
К Бабе яге едут отовсюду. Интерес к её персоне постоянно растёт .
Современные авторы с удовольствием используют образ Яги в своих произведениях. Но в наше время она приобрела образ доброй и весёлой старушки, которая красиво одевается, любит красить губы и старается выглядеть моложе своих лет.
В
произведении Эдуарда Успенского « Вниз по волшебной реке» Баба Яга оказалась
доброй бабулей, родной сестрой бабушки мальчика Мити. Она с удовольствием
помогает Мите в путешествии по сказочной стране, знакомит его со всеми героями.
Яга по-прежнему живёт в домике на курьих ножках, но она аккуратно
причёсанная и нарядная. Она ни с кем не воюет. Говорит « Не бабье это
дело -воевать». Она помогает всем героям сказки победить
Кощея Бессмертного и злого Лиха, а в конце становится просто бабушкой
Егоровной.
В книге Михаила Мокиенко « Как Бабы-Яги сказку спасали» автор описывает забавных старушек из современной жизни. В сказочном лесу жили три неразлучные сестрицы, три Бабы-Яги. Рядом с их домом стояла воинская часть, где служили солдаты. Старушки решили вернуть веру в волшебство и сказки у простых ребят. Они с помощью девушки Маши и её парня Матвея окунулись в сказочную атмосферу. И добились своего. В сказку и добро поверили все.
У немецкого писателя Пройслера есть целая серия историй о маленькой Бабе Яге. Это весёлые рассказы о маленькой колдунье, которой было всего 127 лет. Она жила глубоко в лесу. Её другом был ворон по имени Абрахас. Каждый день маленькая Колдунья училась по несколько часов колдовству, читая колдовскую книгу. Она всем помогала, у неё было много друзей. В конце книги она спасла всех от злых волшебниц, которые смеялись над её добрым сердцем, и больше на земле не было никакого зла.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.