Урок 136. Склонение собирательных числительных
1. Орг. момент. Приветствие, выявление отсутствующих в классе.
2. Актуализация и мотивация
- О каких числительных мы говорим с вами уже на протяжении недели? (количественные)
- О каких разрядах количественных вы уже знаете? (целые и дробные)
4. Определение темы и постановка цели и задач урока
- Чтобы определить тему нашего урока, нам необходимо записать предложение.
Двое пашут, а семеро руками машут.
- Что это за предложение?
- Выполним синтаксический разбор предложения.
- Чем выражены подлежащие? (собирательными числительными)
- Что станет темой нашего урока? (собирательные числительные)
- Какую цель вы поставите перед собой? (вспомнить разряд собирательных и научиться их склонять)
- Что вам необходимо сделать на уроке, чтобы достичь оставленной цели? (просклонять, определить особенность их склонения)
5. Первичный этап закрепления
- Дайте определение собирательным числительным. (стр 66 - обозначают количество предметов как целое)
- Сколько всего собирательных числительных? Назовите их.
- С какими словами употребляются эти числительные? ( с сущ, называющие лиц муж пола; дети, ребята лицо (человек), люди; детёныши животных; сущ в форме только мн.ч. или парные предметы; с личн мест)
- Выполним упр 109 (задание 1ое)
И.п. |
трое медвежат |
четверо ворот |
Р.п. |
троих медвежат |
четверых ворот |
Д.п. |
троим медвежатам |
четверым ворОтам |
В.п. |
троих медвежат |
четверо ворот |
Т.п. |
троими медвежатами |
четверыми воротами |
П.п. |
о троих медвежатах |
о четверых воротах |
- Выделите окончания. Назовите корень собирательного числительного трое и четверо.
- Какой морфемой являются о и ер? (суффиксы)
- От каких числительных образованы собирательные? (количественные целые) Каким способом словообразования? (суффиксальный)
- Что вы узнали, выполнив это задание?
6. Физминутка
- Я называю несколько числительных. Если вы слышите целые - встаёте, если дробные - садитесь, если собирательные - выполняете повороты туловищем.
25, двое, 1/4, 7, шестеро, 6/11, 26, оба, 13/14, 345, обе
7. Этап закрепления
- О каких собирательных числительных нам нужно ещё узнать? (оба и обе)
- Откройте таблицу склонения собирательных числительных оба и обе на стр 84. Расскажите в парах об особенностях этих числительных.
- Представьте классу свои наблюдения над этими числительными.
- Какую основу сохраняют при склонении? (обо- и обе-)
- В чём особенность В.п.? (в словосочетании с одуш суш совпадает Р и В.п., с неодуш сущ - И. и В.п.)
- Итак, вы узнали об особенностях склонения числительных оба и обе. Что вам необходимо сделать дальше с этими знаниями? (научиться применять, закрепить)
- Из упр 110 (задания 2ого) мальчики склоняют словосочетание оба товарища, девочки - обе подруги.
- Составьте с собирательными числительными распростарённые предложения разные по цели высказывания.
8. Подведение итогов. Выставление оценок
- О каких числительных мы сегодня говорили? Перечислите их.
- Какие особенности склонения собирательных числительных вы узнали?
- Достигли ли вы поставленной цели урока? Какие задачи вам для этого приходилось решать?
9. Домашнее задание. Выучить теорию §16 (стр 83-84). Подготовиться к контр.раб. по целым числит. Выполнить по выбору упражнение 111 (указать род и падеж) ИЛИ 112.
10. Рефлексия
В тетрадке на полях поставьте:
!!! – понял, смогу объяснить однокласснику,
! – понял, но не совсем уверен,
? – не все понял, надо еще позаниматься.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.