Склонение имен существительных

  • Работа в классе
  • doc
  • 21.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Педагогическая цель: способствовать развитию умения определять склонение существительных, стоящих в косвенных падежах, содействовать развитию приемов умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение; способствовать развитию внимания и наблюдательности, умению работать в коллективе, давать самооценку учебной деятельности. Планируемые результаты (предметные): проверяют написанное, находят, сравнивают, классифицируют, характеризуют такие языковые единицы, как часть речи, часть слова; применяют орфографические правила. Личностные результаты: ориентируются на понимание причин успеха в учебе; сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением другого человека; проявляют доброжелательность в споре; проявляют интерес к освоению новой учебной информации
Иконка файла материала Склонение имен существительных.doc
Технологическая карта урока Учитель Бабошко Светлана Андреевна Учебный предмет: русский язык Класс:    3 Тема урока:  Склонение имен существительных Тип урока: комбинированный Педагогическая цель: способствовать развитию умения определять склонение существительных, стоящих в  косвенных падежах, содействовать развитию приемов умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение;  способствовать развитию внимания и наблюдательности, умению работать в коллективе, давать самооценку учебной  деятельности.  Планируемые  результаты (предметные): проверяют написанное, находят, сравнивают, классифицируют,  характеризуют такие языковые единицы, как часть речи, часть слова; применяют орфографические правила. Личностные результаты: ориентируются на понимание причин успеха в учебе; сравнивают разные точки зрения;  считаются с мнением другого человека; проявляют доброжелательность в споре; проявляют интерес к освоению новой  учебной информации Универсальные учебные действия (метапредметные) Познавательные: ­ самостоятельно формулировать тему и задачи  урока после предварительного обсуждения; ­ извлекают необходимую информацию из учебных пособий.  Регулятивные : ­работать   по   плану,   сопоставляют   выполненную   работу   с   образцом,   корректировать   свою   деятельность;   адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников. Коммуникативные: ­участвовать в учебном диалоге: слушают, точно реагируют на реплики, поддерживают деловое общение; высказывать и обосновывать свою точку зрения.Основное содержание темы, понятия и термин: склонение имен существительных, их основные грамматические  и синтаксические признаки. Этап урока Содержание учебного материала 1.Мотивирование к учебной  деятельности(орг анизационный  момент)       Приветствие учащихся. ­ Здравствуйте, ребята!  Рада вас видеть! Готовы к уроку?  Я очень хочу, чтобы мы вместе повторили и  закрепили то, что  уже знаем и постарались  сделать новые открытия об имени  существительном. Деятельность  учителя Создаёт условия для  возникновения у  учеников внутренней  потребности  включения в учебную  деятельность Деятельность  обучающихся Приветствуют  учителя.  Организуют своё  рабочее место. Система оценки   УДД:   личностные     (действие смыслообразования,  установление учащимися связи между   целью   учебной деятельностью   и   ее мотивом); коммуникативные (планирование учебного сотрудничества учителем сверстниками) с и     а)Чистописани е Сс  сл  ос  смородинка, сосенка, ­Что можете сказать об этих словах? (Существительные, единственного числа,  женского рода, неодушевленные, 1­го  склонения, в И.П.) ­Какая орфограмма в этих словах? (написание сочетаний –инк­.­енк­,)   Мотивирует учащихся к активизации  мыслительной  деятельности. Организует  повторение написаний  сочетаний инк­, ­енк­; грамматических  признаков имен  существительных Каллиграфическая запись в тетрадь Словесная учителем   оценка Самооценка   (на   полях «+») письменной работы.Мотивирует учащихся к изучению темы. Работа в паре 1 ученик задает  вопрос, выслушав  ответ товарища,  фиксирует на  оценочном листе  «+» или «­». Взаимопроверка Оценочный лист     «5» ­ 10б.     «4»­  9­8б.     «3» ­ 7­6б. менее 5б.­ страшно  сказать! Приложение1 б)«Теоретическая  десятка» 2.Словарная  работа      Вопросы для 1 варианта 1.Сколько падежей в русском языку? 2.Какие падежи называют косвенными? 3.Как определить падеж  имени  существительного? 4. Какой падеж не имеет предлогов? 5.В каком падеже имеются предлоги  к, по ? 6. Назови вопросы творительного падежа? 7.В каком падеж имена существительные не  употребляется без предлога? 8.Какую форму имен существительных  называют начальной? 9.Какими членами предложения бывают  имена существительные в начальной форме? 10. На какие вопросы отвечают имена  существительные винительного падежа? Записать слова под диктовку: билет, забота, лимон, трактор, салют,  комната, картофель. Определить склонение данных  существительных. Обменяйтесь тетрадям и проверьте работу  одноклассника. (Упр.4, стр.40) ­Кто справился без ошибок?  ­Как определить склонение  существительных? Организовать актуализацию изученных   словарных   слов   для проблемного  изложения нового  материала Записывают  словарные слова,  определяют  склонение  существительных. Взаимопроверка  тетрадей. Повторяют  алгоритм  определения  склонения имен  существительных. УДД:   регулятивные (целеполагание; планирование); познавательные (общеучебные (поиск и выделение необходимой информации);  взаимооценка (на полях «+»)    Слайд 1 УДД: логические   (анализ; 3.Формулирование  проблемы,  Определи склонение  имен существительных:        прогноз погоды Проблемная ситуация Зафиксировать  Попытались определитьпланирование  деятельности.       увидел медведя Проблема?  В чем сложность? ­  Сформулируйте основной вопрос урока. ­Чем будем заниматься? Какая тема урока? Проверим наши предположения ­Прочитайте тему урока на с.41. ­Какая  тема  нашего урока?:   Цель нашего урока… (научиться  определять склонение  существительных, стоящих в косвенных  падежах) причину затруднения. Организовать подводящий или  побуждающий   диалог по проблемному        объяснению нового знания. Организует формулировку темы и  постановку цели  урока. Уточняет  тематические рамки.  Организует формулировку темы и  постановку цели  урока. Побуждает к  высказыванию своего  мнения. склонение существительных. Выяснили: существительные стоят   в   другой форме. Пробуют сформулировать основной   вопрос урока . ­Как   определить склонение   имен существительных. если они стоят не в форме именительного падежа.? Знакомятся с темой урока,   обсуждают цели   урока   и пытаются самостоятельно   их сформулировать     с и построение   логической цепи рассуждений)); коммуникативные (планирование учебного сотрудничества учителем сверстниками); Выслушать ответы  детей Похвалить тех, кто  активно пытался  решить проблему «Воздушная пятерка» (за  полный ответ) 4.Открытие  нового знания       Выслушать предположения детей. Алгоритм: 1. Существительное   нужно   поставить   в начальную форму 2. Начальная форма­это И.п., ед.ч. 3. Выделить окончание 4. Определить род Выслушать предположения детей. Опираясь   на   ответы детей, построить пошаговый   алгоритм действий   Создают алгоритм, проговаривают пошагово, сравнивают правилом учебнике, разбирают   образец с в       оценка Словесная учителем УДД: (анализ; логической   рассуждений)); коммуникативные  логические   построение цепи5. Вспомнить таблицу склонений Сравнить с правилом в учебнике  ( Рубрики «Обрати внимание». Стр.41) Работа   в   паре.   (Рассказать   правило   или алгоритм) Практическая работа (Упр.1 стр.41) 5.  Развитие умений – применение  знания. : ФИЗМИНУТКА (музыкальная) Проблемная ситуация: Радуюсь(чему?) озерам, дорогам ­Мы   видим,   что   у   этих   слов   одинаковые окончания (­ам). ­Можно ли сказать, что  эти существительные одного склонения? Прочитать   материал  Рубрики   «Обрати внимание».  Закрепить алгоритм определения склонения   существительных,   стоящих   в к Упр.1. Ученики  выполняют  задание коллективно с  проговариванием   2­3  словосочетания. Затем следует  самостоятельная  работа        Самопроверка Практическая работа  по определению  склонения. Организует  самостоятельную  работу детей,  оказывает  индивидуальную  помощь. Нацеливает учащихся  на выполнение  следующего задания Побуждает к  высказыванию своего  мнения. Выслушать ответы  детей и помочь  сделать вывод. Ученики   могут сделать   вывод   о том,   что  в   форме творительного падежа множественного числа   окончания существительных 1­го и   2­го склонения совпадают.       с и (планирование учебного сотрудничества учителем сверстниками); Словесная оценка   учителем(   при   работе над созданием алгоритма)          Взаимооценка  (жест, рассказывая  алгоритм в паре) самооценка (сверить с  эталоном.    на полях  «+»). Работа над упр.1. Слайд 2 Выслушать ответы  детей Похвалить тех, кто  активно пытался  решить проблему УДД: Познавательные   Развивать  умения  извлекать информацию  из текстов. Выявлять  сущность, особенности  объектов.  Обобщать иформе   косвенных   падежей   множественного числа. Повторить алгоритм  выполнения задания Упр.2,стр.42­ тренировка в определении   склонения существительных, отработка  умения ставить существительные в  нужную форму.                            И.п.мн.ч.          Р.п.  мн.ч Коза (1скл.)         козы                 коз куст (2 скл.)       кусты               кустов площадь(3 скл.) площади            площадей лес (2 скл.)          леса                   лесов собака (1 скл.)   собаки              собак  волк (2скл.)        волки                волков тетрадь (3 скл.)тетради          тетрадей Алгоритм  выполнения  задания к Упр.2: 1. Определить  склонение 2. И.П. мн.ч 3. Р.п мн.ч 4. Выделить  окончание Работа над  упражнением  выполняется  письменно в  тетрадях Упр.3,   стр.42   –отработка   алгоритма определения имен существительных   в   формах   косвенных падежей множественного числа склонения     Повторить алгоритм  определения  склонения  существительных в  косвенных падежах  мн.ч. Работа над  упражнением  выполняется  письменно. осуществляется  индивидуальный,  выборочный  контроль Ученики  самостоятельно  выполняют все  «шаги» в задании.  Затем следует  коллективная  классифицировать по  признакам Коммуникативные Оформлять свои мысли в устной форме) Регулятивные умения ­ проверять учебное  задание и вносить  корректировку; ­ выполнять  взаимооценку учебного задания. Коммуникативные  умения:  ­  оформлять речевое  высказывание,  используя  термины, представляя  свою позицию. Предметные умения: ­ проводить  исследование имен  существительных во  множественном числе Взаимопроверка  (сверить с эталоном, на полях «+») Слайд 3 Индивидуальный,проверка выборочный контроль У доски работает с  группой (слабых)  учеников.  6. Рефлексия  учебной  деятельности (итог ) – Назовите ключевые слова урока. –Как   определить   склонение   имени существительного,   если   оно   стоит   в   форме косвенного падежа?   – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? Сколько «+» заработали на уроке? Право на оценку, если заработал три и более «+»,  – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? Организует работу по  обсуждению  материала, оценивает  работу детей  Домашнее задание: Упр. 4, стр.43. 2. Выучить правило на стр.41­42. Благодарю за урок! Конкретизирует  домашнее задание Отвечают на  итоговые вопросы  урока Анализируют свою  работу на уроке Формулируют  конечный результат своей работы на  уроке. Оценивают свою  работу на уроке Записывают  домашнее задание УДД: Личностные умения:  ­ оценивать результат  собственной  деятельности. Регулятивные  умения: ­ соотносить  поставленную цель и  полученный результат  деятельности.   Самооценка (заполняют «Лист самооценки»,  «Лесенка успеха») По  желанию. Приложение 2­4 Отметки за урок, ­за теоретическийматериал «плюсы» или ­за урок три  «Воздушные пятерки», ­за письменные задания в тетради  три плюса.  Уже есть «право» на  отметку за урок.  Учитель выставляет  отметку, проверив  классную работу.                                                                                                                                                                           Приложение 1         Лист самооценки ученика   (Ф,И)____________________________                  «Теоретическая десятка» Вопросы по теме (для 2 варианта) Моя оценка (+ или  ­) Оценка других (+ или  ­) 1.Что такое склонение? 2. Сколько падежей в русском языке? 3.Какой падеж не имеет предлога?4. Какой падеж не употребляется без предлога? 5. У какого падежа предлоги  К, ПО? 6. Какие имена существительные относятся к 1 склонению? 7.Какие имена существительные относятся ко 2 склонению? 8.Какие имена существительные относятся к 3 склонению? 9. Как определить склонение  существительного? 10. Как определить склонение  существительного в форме косвенного падежа?                                           ИТОГО: Лист самооценки парной работы _________________________            Приложение  2Оцени свою работу в паре. Отметь «+», в какой мере ты согласен со следующими утверждениями Утверждение Полностью согласен Частично согласен Не согласен Затрудняюс ь ответить Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий При разногласиях я предлагаю другое решение Большинство решений предложено мной Работать в паре труднее, чем одному Мне интереснее и полезнее работать в паре            Неоконченные предложения для самоанализа учащегося:                        Приложение 3 ­ Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что________________________________________________________ ­ Наиболее трудным мне показалось___________________________________ ­ Я думаю, это потому, что___________________________________________­ Самым интересным было ___________________________________________ Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал  следующее: ________________________________________________________ ­ Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по­другому  сделал  следующее:  ________________________________________________________ ­ Я бы хотел попросить своего учителя _________________________________