Скоробогатая Анжелика Александровна
Оценка 4.6

Скоробогатая Анжелика Александровна

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
история
СCУЗ, ВУЗ
13.02.2022
Скоробогатая Анжелика Александровна
Доклад Доклад на тему «Использование Цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в преподавании истории»
Скоробогатая Цифровые технологии на уроках истории.docx

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Таганрогский техникум машиностроения и металлургии «Тагмет»

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему «Использование Цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)  в преподавании  истории»

 

 

 

 

 

Подготовила:

Скоробогатая Анжелика Александровна,

                                                                           преподаватель истории и обществознания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таганрог 2022г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………….3

Основная часть……………………………………………………………...

1.     Понятие  Цифровых образовательных ресурсов ………………4

2.     Задачи Цифровых образовательных ресурсов ……………........4

3.     Классификация Цифровых образовательных ресурсов………..6

4.     Цифровые образовательные ресурсы, используемые на

уроках истории……………………………………………………8

Заключение…………………………………………………………….........25

Список литературы…………………………………………………………27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Система среднего профессионального образования (СПО) претерпевает в настоящее время качественные изменения, направленные на модернизацию всех её элементов. Современное общество требует от системы СПО нацеленности на подготовку конкурентоспособных специалистов, умеющих оперативно расти в области своей профессиональной деятельности, владеющих технологиями быстрого самостоятельного приобретения новых профессиональных компетенций, адаптирующихся к быстро изменяющимся технологическим и прочим условиям в рамках своей профессии. Одной из важнейших задач в достижении поставленной цели является информатизация СПО, внедрение в образовательный процесс цифровых образовательных технологий (ЦОТ). Цифровые технологии являются инструментом эффективной доставки информации и знаний до обучающихся, создания учебных материалов, эффективного способа преподавания общих и специальных дисциплин, средством построения новой образовательной среды: развивающей и технологичной.

Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования предъявляют высокие требования к современному выпускнику. Короткие сроки обучения, большие объёмы информации и жёсткие требования к практическому опыту, умениям, знаниям и компетенциям студента — вот современные условия образовательного процесса. Востребованность выпускников учреждений среднего профессионального образования на рынке труда зависит от применяемых педагогических технологий. Высокие запросы невозможно удовлетворить, основываясь на традиционных методах и средствах педагогических технологий. Необходимы новые подходы к организации учебного процесса, опирающиеся на прогрессивные педагогические технологии.

Особенностью применения современных цифровых технологий в образовательном процессе СПО является оптимизация сроков обучения, что позволит достигнуть педагогических целей, обозначенных в ФГОС СПО нового поколения. Среднее профессиональное образование — это практик-ориентированное образование, поэтому в большей степени применение информационных цифровых технологий имеет прикладной характер. Использование ИТ в образовательном процессе СПО направлено на развитие конструктивного и алгоритмического способов мышления, посредством применения цифровых технологий .

Наше общество меняется стремительно, меняется отношение к изучаемым предметам. История в этом плане наиболее подвержена этим процессам. Неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Содержание учебников выходит за рамки учебных пособий. Телевидение, радио, компьютеры за последнее время значительно увеличили поток информации. Однако все эти источники представляют материал для восприятия пассивно. В обществе, прессе, на телевидении, в учебниках появились разные точки зрения на одни и те же события. В связи с этим возникает вопрос: «Способен ли ребёнок запомнить и усвоить этот объём информации». Сегодня многие ищут пути, которые способствовали бы повышению эффективности обучения. Стремление к визуальному восприятию нынешних учеников приводит к тому, что зачастую в процессе информационной коммуникации зрительный знак преобладает над текстовым. Предмет «История» не является исключением. Решению данной проблемы способствует применение в процессе обучения новых информационно-компьютерных технологий.

Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного. Как с помощью истории развить личность обучающегося, его творческое мышление, умение анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы.

В период трансформации современной системы образования, особую актуальность приобретают вопросы освоения и применения современных образовательных технологий. Важнейшим направлением реализации концепции модернизации образования являются информатизация и компьютеризация, использование цифровых образовательных технологий.

 

Основная часть

1. Понятие  Цифровых образовательных ресурсов

Под цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) понимается любая информация образовательного характера, сохраненная на цифровых носителях. Применение цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе позволяет увеличить объём информации, сообщаемой обучающемуся на уроке, более активно по сравнению с обычными занятиями организовать познавательную деятельность, приводит к активизации умственной деятельности, формирует положительную мотивацию у большинства обучающихся к предмету, делают урок наглядным, содержательным для обучающихся.

Моей задачей как преподавателя является создание условий и системы работы с использованием ЦОР для оптимального развития способностей обучающихся.

            На формирование моего опыта по использованию ЦОР, в процессе преподавания истории и обществознания оказали влияние следующие факторы:

·         укрепление материальной базы в плане информационно-компьютерного оснащения, в моем кабинете появились: мультимедийный проектор, экран, компьютер, сеть Интернет;

·         необходимость дистанционного обучения (в связи с пандемией).

Это послужило толчком для использования мною информационных технологий в процессе обучения. Я стала постепенно использовать ЦОРы на своих уроках. И уже имею определённые положительные результаты.

С помощью использования ЦОР возможно успешно решить следующие педагогические задачи:

1.      Обеспечить качество усвоения знаний по предмету;

2.      Содействовать формированию познавательного интереса  обучающихся     в усвоении   учебного материала;

3.      Развить общеучебные умения и навыки;

4.      Воспитывать ответственность, самостоятельность, гуманность, любовь к истории.

 

2. Задачи Цифровых образовательных ресурсов

 

1.      Помощь преподавателю при подготовке к уроку.

·         компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов;

·         большое количество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний о предмете;

·         эффективный поиск информации в комплекте цифровых образовательных ресурсов;

·         подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам);

·         подготовка творческих заданий;

·         подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами;

·         обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет.

2.      Помощь преподавателю при проведении урока.

·         демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;

·         использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных работ;

·         компьютерное тестирование обучающихся и помощь в оценивании знаний;

·         индивидуальная исследовательская и творческая работа обучающихся с цифровыми образовательными ресурсами на уроке.

3.      Помощь обучающемуся при подготовке домашних заданий.

·         повышение интереса у обучающихся к предмету за счет новой формы представления материала;

·         автоматизированный самоконтроль обучающихся в любое удобное время;

·         большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.;

·         возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера;

·         развитие творческого потенциала обучающихся в предметной виртуальной среде;

·         помощь обучающимся в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия;

·         приобщение обучающихся к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении информационными технологиями и постоянной работе с ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.      Классификация Цифровых образовательных ресурсов

 

https://vuzlit.ru/imag_/16/89789/image001.png

Информационное содержательное обеспечение в Информационно-телекоммуникационном сопровождений. (ИТС) включает две группы ЦОР:

1) Информационные источники:

    • оригинальные тексты (хрестоматии; тексты из специальных словарей и энциклопедий; тексты из научной, научно-популярной, учебной, художественной литературы и публицистики….) не повторяющие стабильные учебники;
    • статические изображения (галереи портретов ученых соответствующей предметной области; «плакаты» - изображения изучаемых объектов и процессов и пр.);- динамические изображения (изучаемые процессы и явления в пространственно-временном континиуме - кино- и видеофрагменты, анимационные модели на CD, DVD);
    • мультимедиа среды (информационно-справочные источники. практикумы (виртуальные конструкторы), тренажеры и тестовые системы, программированные учебные пособия («электронные учебники», виртуальные экскурсии и пр.).

2) информационные инструменты - это информационные средства, обеспечивающие работу с информационными источниками.

Как правило, информационные источники включают отдельные информационные объекты (элементарные информационные объекты), которые при возможности их выделения могут самостоятельно использоваться в рамках ИТС.

 

Элементарные информационные объекты могут рассматриваться:

·         как органичный компонент традиционного учебного процесса, не заменяющий, а дополняющий и расширяющий возможности традиционных, методически целесообразные средства обучения, повышая тем самым эффективность, качество обучения;

·         как объекты проектирования учебно-информационной среды в рамках педагогического дизайна с использованием инструментальных средств, что позволит повысить эффективность использования ИТС в учебном процессе.

Законченные полноценные информационные источники - конечные оцифрованные продукты, покрывающие весь учебный курс или раздел (тему), рассматриваются как содержательный компонент ИТС, что определяет их основной функционал.

Информационно-образовательные конечные оцифрованные продукты (оригинальные тексты, не повторяющие стабильные учебники) рассматриваются как дополнительные к основным.

Виды ЦОР по образовательно-методическим функциям

1) Электронные учебники:

Прототипы традиционных учебников; оригинальные электронные учебники; предметные обучающие системы; предметные обучающие среды.

2) Электронные учебные пособия:

Репетиторы; тренажеры; обучающие; обучающие - контролирующие; игровые; интерактивные; предметные коллекции; справочники, и словари; практические и лабораторные.

3) Электронные учебно-методические комплексы (УМК):

Предметные миры; программно-методические комплексы; предметные учебно-методические среды; инновационные УМК.

4) Электронные издания контроля:

Тесты; тестовые задания; методические рекомендации по тестированию; инструментальные средства.

Классификация ЦОР по типу информации

1) ЦОР с текстовой информацией:

Учебники и учебные пособия; первоисточники и хрестоматии; книги для чтения; задачники и тесты; словари; справочники; энциклопедии; периодические издания; нормативно-правовые документы; числовые данные; программно- и учебно - методические материалы.

2) ЦОР с визуальной информацией:

·         Коллекции: иллюстрации; фотографии; портреты; видеофрагменты процессов и явлений; демонстрации опытов; видеоэкскурс;

·         Модели: 2-3 -х мерные статические и динамические; объекты виртуальной реальности; интерактивные модели.

·         Символьные объекты: схемы; диаграммы; формулы.

·         Карты для предметных областей

3) ЦОР с комбинированной информацией:

Учебники; учебные пособия; первоисточники и хрестоматии; книги для чтения; задачники; энциклопедии; словари; периодические издания.

4) ЦОР с аудио информацией:

Звукозаписи выступлений; звукозаписи музыкальных произведений; звукозаписи живой природы; звукозаписи неживой природы; синхронизированные аудио объекты.

5) ЦОР с аудио и видео информацией:

Аудио - видео объекты живой и неживой природы; предметные экскурсии; энциклопедии.

6) Интерактивные модели:

Предметные лабораторные практикумы; предметные виртуальные лаборатории.

7) ЦОР со сложной структурой:

Учебники; учебные пособия; первоисточники и хрестоматии; энциклопедии.

 

3.      Цифровые образовательные ресурсы, используемые на уроках истории

В своей работе я применяю следующие формы ЦОР на уроках истории: мультимедийные интерактивные презентации. Это наглядность, дающая возможность преподавателю выстроить объяснение на уроке логично, научно с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти обучающихся: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. При закреплении можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения у обучающихся. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса студентов к изучаемой теме.

Учебные видеоролики (видеоуроки). Одним из наиболее актуальных средств обучения являются видеоуроки, позволяющие сделать учебные занятия более интересными, динамичными и убедительными, а огромный поток изучаемой информации легко доступным. Такой методический прием, как видеообучение позволяет сделать учебный материал более наглядным и может являться важным инструментом для самостоятельной подготовки обучающихся. Также данный подход можно использовать как одну из форм дистанционного обучения. К программным средствам можно отнести: «ИнфоУрок- https://infourok.ru/»,

 «История РФ»- https://histrf.ru/,

 «Фома»- https://foma.ru/,

 «РЭШ»-  https://resh.edu.ru/ и др.

Информационно-обучающие программы. Они позволяют моделировать и наглядно демонстрировать содержание изучаемых тем, полностью реализовать принцип адаптивности к индивидуальным возможностям ребенка, соответствовать индивидуальному темпу учебно-познавательной деятельности. Обучение носит диалоговый характер, при котором учитель в любой момент может внести в него необходимые коррективы. На уроках могут оптимально сочетаться индивидуальная и групповая формы работы. Ученики находятся в состоянии психологического комфорта. Таким образом, достигаются идеальные варианты индивидуального обучения с использованием визуальных и слуховых.

К данным видам программ можно отнести

История. Ру. (http://www.istorya.ru/)

Коллекция: Исторические документы. Российский общеобразовательный портал (http://historydoc.edu.ru/), коллекция видеодокументов и иллюстрированных ссылок на тексты исторических источников. Материалы предназначены для средней школы.

Многоуровневый рубрикатор: по личностям, по историческому периоду. http://historic.ru/ - Познаем человека через его историю; история, искусство, религия древних цивилизаций.

Древний мир. Античность (http://mythology.sgu.ru/mythology/ant/index.htm).

 Проект 1917 (проект 1917 свободная история официальный сайт) — первый в России интернет-проект, подготовленный к 100 Русской революции, который рассказывает историю в формате инновационного сторителлинга (метода влияния на аудиторию путем рассказывания истории с реальными или выдуманными персонажами). Источниками для создания контента служили реальные материалы, записи из дневников, фотографии прямых и косвенных участников событий 1917 года. Используя возможности данных интернет ресурсов можно превратить ваш урок истории в целое онлайн-приключение.

Тестирующие программы (типа «Репетитор») обеспечивают строго индивидуальные и дифференцированные диагностику и контроль знаний учащихся. Преимущества тестирования: объективность, простота, массовость. В данном направлении я пользуюсь возможностями интернет-платформ

Решу ОГЭ по истории -https://hist-oge.sdamgia.ru/;

Решу ЕГЭ по истории - https://hist-ege.sdamgia.ru/;

 Решу ВПР история 10-11 класс - https://hist11-vpr.sdamgia.ru/;

Онлайн Тест Пэд – https://onlinetestpad.com/

 и др.

Программы, созданные педагогами с использованием новых технологических инструментов – интернет-сервисов Web 2.0

Все интернет-сервисы (программы Web 2.0) работают онлайн, и не требуют установки программного обеспечения на компьютере, необходимо только устойчивое подключение к интернету.

Применяя современные интернет-сервисы, педагог в полной мере может реализовать в образовательном процессе интерактивные технологии, технологии опережающего обучения, мобильного обучения, игровые технологии.

Примеры некоторых платформ для интересного урока истории или обществознания:

Примеры сервисов Web 2.0 по тематическим группам:

         интерактивные формы (задания, тесты, опросы, викторины онлайн) как инструменты взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса

LearningАpps - бесплатная платформа для создания интерактивных упражнений.

LearningApps предлагает большое количество заданий: викторины, пазлы, разнообразные тесты и т.д. 

На сайте  http: //learningapps.org/ собраны уже готовые упражнения по конкретным темам по различным школьным предметам. 

Преподаватель может изменять сам эти упражнения или делать подобные. Упражнения представлены в разных формах:

·                    Викторины с открытым ответом, викторины с выбором ответа;

·                    Задания на сопоставление, правителя и портрета, правителя и события;

·                    Задание заполнить пропуски в тексте;

·                    Задания найти на карте;

·                    Кроссворд;

·                    Аудио, видео контент.

Все задания сопровождаются картинками и анимациями для наглядности, в случае выбора неправильного ответа, указывается ошибка, можно попробовать выбрать ответь еще раз.

Рассмотрим примеры применения данного сервиса по предмету история:

Ø    «Аудио/видеоконтент» дает возможность создания интерактивного видео: к видеоролику можно прикреплять текстовые комментарии, викторины, кроссворды – словом, любые игры, созданные на платформе LearningsApp  (рис 1).

Рис. 1 «Международные отношения во второй половине XXв.»

Ø    Викторина с выбором правильного ответа (рис 2). Вопросы могут показываться в постоянном или случайном порядке. В настройках можно задать настройки возможности перехода к следующему вопросу при неправильном ответе. Правильный ответ(ы) будут выделены цветом. В конце выводится, сколько правильных ответов было дано. Время на ответ не ограничивается. Перед выполнением задания можно просмотреть видеофильм по данной теме.

Рис. 2 «Великая Отечественная война 1941-1945 г.» 11 класс.

 

 Отечественная война 1812 г.» 9 класс.

Ø    Интерактивное приложение «Хронологическая линейка» (рис. 3) позволяет расположить события в хронологическом порядке. На экране - лента с цифровыми значениями. На ней в настройках задаются минимум и максимум (целые значения).  В качестве расставляемых по порядку элементов могут быть текст, видео, картинка или аудио. Можно дать каждому элементу объяснение или выбрать изображение, аудио или видео. Также можно задать промежуток, например, 1900-1914 (рис.3). На ленте можно показать или спрятать ключевые точки, на которые нужно расставить элементы.

 

Рис. 3 Правители России «История России XIX век. 10 класс

 

Хронология исторических событий начала XXв.

 

 

Ø    Интерактивный кроссворд (рис.4). Цель - ввести загаданные слова в сетку кроссворда. Сетка выстраивается автоматически. В настройках можно построить сетку так, чтобы получалось ключевое слово.

Рис. 4 « Кроссворд по теме «Древний Египет»

Ø    Заполни пропуски (рис. 5). Задание можно настроить так, что ученик будет выбирать из списка заданных вами слов или будет вводить слова в поля сам. Можно выбрать тип задания "Вписывание слов". Можно добавить вводные слова, аудио или видео перед пропущенным текстом.

Рис. 5 «Древняя Русь» 10 класс

Ø    Найти пару (рис. 6). В шаблоне задаются пары и их соответствия. Это может быть текст и видео или аудио и текст. Если пары составлены правильно, они автоматически проверяются и удаляются. Если эта опция не активирована, то составленные пары останутся на экране до тех пор, пока пользователь не решит проверить решение.

Рис. 6 «Лидеры Белого Движения»

 

Ø    Сортировка картинок (рис. 7). Задается картинка, которая будет задним фоном и на ней будут расположены выделения или маркировка.  Маркировка или выделения могут быть с различным содержанием. В качестве сопоставляемых элементов могут быть: текст, картинка, текст для произнесения, аудио/ видео.  На каждый маркер можно ограничить количество ответов.

 

Рис.7 «Страны Восточной Европы» 11 класс

 

 

Чтобы видеть результаты обучающихся, необходимо создать виртуальный класс, но, если использовать этот сервис для дополнительных заданий, можно ограничиться тем функционалом, который не требует регистрации учеников.  http://learningapps.org/about.php

 

Online Test Pad - бесплатный сервис для создания тестов с автоматической проверкой, эта платформа позволяет составлять различные тестовые задания: с одиночным или множественным выбором, свободными ответами, на установление последовательности и т.д. Всего сервис предлагает 17 типов тестов для любых учебных задач.  Совмещая разные типы заданий можно удобно готовить учеников к ЕГЭ. Например, в первой части ЕГЭ по истории и обществознанию идут тестовые задания, а во второй - работа с текстом и источниками (написание сочинения, подбор аргументации за и против). Первая (тестовая) часть проверяется в автоматическом режиме, а вторую, письменную (оформленную в программе как вопросы со свободным ответом) преподаватель проверяет и оценивает сам. Кроме тестов в Online Test Pad есть возможность создавать опросы, кроссворды и диалоговые тренажеры. Составлять кроссворды на платформе очень просто: выписываешь нужный набор слов, и программа автоматически собирает их в кроссворд. 

 

Рис. 8

 

 

Skysmart-  интерактивная рабочая тетрадь от издательства “Просвещение” и компании Skyeng, в которой собраны задания почти по всем школьным предметам. Материалы этого сервиса разработаны на основе учебников и пособий, входящих в федеральный перечень, а потому хорошо подойдут для ежедневной работы. Эту платформу можно использовать во время уроков или назначать в ней домашнее задание. Но последние будет уместно делать перед выходными, так как бесплатно платформой можно пользоваться только с 8.00 до 16:00. Если быть точнее: задания платформы Skysmart можно выполнять в любое время, а все тесты и упражнения от «Просвещения» только до 16:00. Прежде чем воспользоваться сервисом, нужно пройти процесс регистрации. Образовательный сайт находится по адресу: https://edu.skysmart.ru/.

 Для обучающихся и преподавателей предусмотрен отдельный вход и регистрация.

Преподаватели создают задания в рабочих тетрадях, обучающиеся их выполняют. Связь происходит через интернет. Педагог, создав задачу в рабочей тетради, отправляет ученику ссылку. Учащийся активирует полученный адрес и выполняет заданную работу прямо на онлайн-площадке Skysmart. Выполненное упражнение школьник самостоятельно отправляет преподавателю. Проверка осуществляется автоматически. В процессе создания задания педагог выбирает предмет, рабочую тетрадь, упражнение, дополнительные опции (срок сдачи, время выполнения). Выбор варианта — на усмотрение преподавателя. Созданное задание автоматически получает оригинальную ссылку. Педагог копирует сгенерированный системой адрес, отсылает его обучающемуся (через чат, электронную почту, мессенджер, ВКонтакте). Обучающийся должен вначале зарегистрироваться на учебном сайте, создать личный профиль. Задания обучающийся получает через ссылку. Работу выполняет в специальном шаблоне прямо в рамках образовательной интернет-площадки.

Рис. 9

 

 

На уроках истории широко используются  виртуальные доски (https://www.twiddla.com/, http://flockdraw.com, https://ru.padlet.com, https://awwapp.com, https://www.triventy.com, https://quizizz.com, https://get.plickers.com).

           Для визуализации данных, информации, процессов и т.д. используются (cкрайбинг, сторителлинг, QR-коды, инфографика).

«Инфогра́фика (от лат. informatio — осведомление, разъяснение, изложение) — это графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которого является быстрое и чёткое преподнесение сложной информации. Одна из форм графического дизайна». Инфографика направленна на визуальное восприятие различных образов.

 

Пример использования инфографики на уроке истории по теме «Архитектура 18 в.»

 

Задания для обучающихся:

  1. Рассмотрите архитектурные объекты XVIII в. (Приложение №1)
  2. Изучите характерные черты стилей барокко и классицизм (Приложения №2–4)
  3. Определите стиль данных архитектурных объектов, аргументируйте свою позицию (найдите характерные черты в каждом из них).

 

Приложение № 1. Архитектурные объекты XVIII в.

 

https://urok.1sept.ru/articles/679427/4.jpg

Таврический дворец
И.Е.Старов. 1783 г.

https://urok.1sept.ru/articles/679427/6.jpg

Зимний дворец 
Ф.Растрелли 1754 г.

https://urok.1sept.ru/articles/679427/5.jpg

Смольный собор
Ф.Растрелли 1748 г.

https://urok.1sept.ru/articles/679427/7.jpg

Дом Пашкова.
В.И.Баженов.1784-1786 гг.

 

Приложение № 2. «Характерные черты стилей барокко и классицизм»

«Барокко – художественный стиль, зародившийся в Италии и распространенный в европейском искусстве до середины XVIII века.
Классицизм – художественный стиль, характерный для искусства Европы и особенно ярко проявившийся во второй половине XVIII века.

Барокко отличается буйством и динамичностью форм. Для классицизма характерны стройность и равновесие всех деталей.
Барокко ставит во главу угла роскошь, пышность, блеск, напыщенность, богатство отделки. Классицизм ценит сдержанность и простоту линий, декор используется очень аккуратно.

В барокко используются пространственные иллюзии, искажающие пропорции и придающие масштабность. Классицизм зиждется на гармоничности пропорций, берущих начало в античной традиции».

«Архитектура барокко и классицизма в сравнении очень различны. С первого взгляда можно отличить их друг от друга: вычурность барокко бросается в глаза, безусловно, это сложные архитектурные произведения. Тогда как здания в стиле классицизма настолько имеют четкие пропорции и строгий вид, что невольно заставляют задуматься о своем величии и монументальности.

Можно выделить главные элементы в сравнении направлений искусства классицизма и барокко. Во-первых, это реальная эмоциональность барокко, сила сюжета и красочность образов, и во-вторых, сдержанная красота античной мифологии, понятная и лаконичная в своем проявлении».

Классицизм и барокко: сравнение направлений искусства. (Электронные ресурсы: https://inthi.ru/arhitektura/barokko-i-klassitsizm

https://inthi.ru/arhitektura/barokko-i-klassitsizm)

 

 

 

 

Таблица «Характерные черты стилей барокко и классицизма»

Характерные черты стиля

Барокко

Классицизм

Общие 

Призван продемонстрировать роскошь и богатство. Повышенная эмоциональность. Динамизм. Сущность жизни – в движении и в борьбе переменчивых стихий. Иррационализм, мистика, экспрессия. Подчеркнутая театральность, декоративность, экзальтация.

Воплощение лучших образцов античности. Спокойствие и утонченность. Ясность и лаконичность. Благородная простота. Стремление к идеальности. Рационализм. Следование принципам порядка, единообразия, согласованности.

В архитектуре

Вычурность и сложность форм. Парадность и напыщенность. Популярность пространственных иллюзий, искажающих пропорции здания. Гигантские размеры. Игра света и тени.

Ощущение величия. Четкая планировка, масштабность и строгость форм. Равновесие частей, гармоничность пропорций. Регулярность планировки. Функциональность, упорядоченность.

В интерьере

Пышность, величие, сочность, пространственный размах. Преобладание изогнутых линий, лакировки. Обилие декора и инкрустаций. Богатство отделки (золото, мрамор, мозаика, кость). Изощренный витиеватый орнамент.
Мебель очень массивна и сложна по форме, изобилует украшениями.

Четкие геометрические формы. Сдержанность в декоре. Использование в отделке дорогих материалов, но без излишеств. Простота линий, гармоничность цветовых сочетаний. Орнамент с античными мотивами, строгий и геометричный.
Максимальная функциональность и конструктивность мебели.

В искусстве

Динамизм композиций. Интерес к триумфам, экстатическим проявлениям натуры. Грандиозность, драматическое напряжение.

Уравновешенная композиция, логическое развертывание сюжетной линии. Отсутствие проявления ярких эмоций.

 

Приложение № 3. Характерные черты стилей барокко и классицизм в инфографике.

 

 Путеводитель по архитектурным стилям. Электронный ресурс -https://liveinmsk.ru/article/putevoditel-po-arkhitekturnym-stilyam

 

 

Барокко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классицизм

 

 

 

Изучив материал, обучающиеся самостоятельно должны определить стили, предложенных архитектурных зданий 18в.

 

Правильный ответ:

1.      Таврический дворец И.Е. Старов. 1783 г. – Классицизм.

2.      Зимний дворец  Ф. Растрелли 1754 г.- Барокко.

3.      Смольный собор Ф. Растрелли 1748 г.- Барокко.

4.      Дом Пашкова. В.И. Баженов.1784-1786 гг.- Классицизм.

 

Пример использования инфографики на уроке истории по теме «Исторические личности»

 

 

 

Одна из главных задач исторического образования – формирование пространственных представлений у обучающихся. На уроке все события рассматриваются и во времени, и в пространстве. Формированию у учащихся пространственных представлений способствует работа с исторической картой. На своих уроках я использую следующие образовательные ресурсы:

 

Атлас. История России с древнейших времен - начало XXI века. 10-11 классы 

https://s.11klasov.net/13518-atlas-istorija-rossii-s-drevnejshih-vremen-nachalo-xxi-veka-10-11-klassy-kolpakov-sv.html

Каталог анимированных карт по истории

1. Великая Отечественная война, 1941-й год на карте

https://www.youtube.com/watch?v=3IpyY-fFQhc

2. Великая Отечественная война, 1942-й год на карте https://www.youtube.com/watch?v=KpUHqMLF34w

3. Великая Отечественная война, 1943-44 гг. на карте

https://www.youtube.com/watch?v=Ay05Eakimdk

4. Великая Отечественная война, 1944-45 гг. на карте

https://www.youtube.com/watch?v=rnVXxjIOb68

5. Отечественная война 1812 г.

https://www.youtube.com/watch?v=l5tChr4HFOY

6. Завоевания монголов.

https://www.youtube.com/watch?v=UxqncAytQyY

7. Русско-японская война. 

https://www.youtube.com/watch?v=uOv72HFBvq4

8. Куликовская битва.

https://www.youtube.com/watch?v=2xIE-KZaedc

9. Внутренняя политика Ивана Грозного

https://www.youtube.com/watch?v=D2rMWRoxiFg

10. Крестовые походы. 

https://www.youtube.com/watch?v=LAK8wcfBi98

11. Гражданская война в России. 

https://www.youtube.com/watch?v=_Bg2erYmiqY

12. Борьба Руси против крестоносцев в ХІІІ веке. Невская битва. Ледовое побоище.

https://www.youtube.com/watch?v=LXnywbMGwgw

 

https://www.canva.com - онлайновый конструктор для создания баннеров, визиток, иллюстраций и постеров.

Если вы думаете, что дизайнерские задачи приходится решать только специально обученным работникам, то вы сильно ошибаетесь. Каждый из нас, рано или поздно, сталкивается с необходимостью сделать визитку, объявление, создать презентацию, инфографику или коллаж. И если одни от рождения имеют дар даже в Paint и Блокноте создавать вполне достойные продукты, то другим очень бы пригодились специальные инструменты, помогающие без долгой подготовки и профессиональных навыков решать поставленные задачи.

Веб-сервис Canva именно таковым и является. При работе с ним всего за    несколько минут можно создать визитку, объявление, баннер или иллюстрацию, ничем не уступающую профессиональным работам.

https://www.google.ru/, sites.google.com - сервисы Google веб- приложения, требующие от пользователя только наличия браузера, в котором      они работают, и интернет-подключения. Это позволяет использовать данные в любой точке планеты и не быть привязанным к одному компьютеру. Главное преимущество служб Google заключается в том, что все они объединены и держатся на одном аккаунте

 аккаунте Google. Так, нужно только один раз  зарегистрироваться для возможности пользоваться персонализированным веб-поиском, электронной почтой, облачным хранилищем и многим другим.

Помимо созданных в облачном хранилище документов, таблиц, презентаций, педагогу очень пригодятся формы для создания интерактивных викторин, опросов и тестов. А такой сервис, как sites.google.com может быть использован для создания образовательного веб-квеста.

http://www.zentation.com/ - онлайн сервис для синхронизации слайдов  презентации с видео, что зрительно создает ощущение работы с лектором, который работает с презентационным материалом.

Технология Zentation позволяет синхронизировать видео и слайды без технических знаний.

С помощью этого сервиса легко создавать высококачественные видеоуроки, вебинары, веб-трансляции, организовать электронное обучение.

Для этого нужно:

1.      Загрузить видео

2.      Загрузить презентацию PowerPoint

3.      Синхронизировать их.

Преимущества:

·     нет программного обеспечения для установки

·     простота в использовании

·     не требует специальных технических знаний

·     нет необходимости покупать отдельные услуги хостинга.

Во время создания презентации в слайды позволяется вставлять видео с YouTube, посредством копирования URL. После завершения готовой работой можно поделиться в социальных сетях и на других интернет-ресурсах.

 

Платформа izi.travel – бесплатный интернет-сервис для создания аудио-, видео- гидов https://izi.travel/ru/creat.

Позволяет создавать учебный контент для организации смешанного и мобильного обучения. Поддерживает текстовый, аудио, видео форматы информации. Система имеет возможность озвучивания загруженного текстового файла (создание аудио текста). Есть возможность создания тестов для получения мгновенной обратной связи.

Сервис поддерживает три типа аудиогидов:

-         музей (аудиогид внутри помещения);

-         тур (аудиогид на открытой местности);

-         достопримечательность (отдельная аудиоистория).

Формы использования:

-         образовательные веб-квесты;

-         образовательный геокешинг (например, урок-путешествие, урок- экскурсия и т.д.);

-         лингвострановедение.

Сервис позволяет превратить учебу в увлекательное действие, вовлечь детей в разные виды деятельности, мотивировать их познавательную активность, развивать умения и способности, установить связь между учебой и реальной жизнью, изучить объекты, явления, процессы в естественной среде. При этом реализуются такие дидактические принципы как наглядность, доступность, научность, связь теории и практики.

Полезные ссылки на интернет-ресурсы для использования в профессиональной деятельности современного педагога

Образовательные платформы

https://eom.edu.ru/ - «Российская электронная школа». Каталог интерактивных уроков;

http://school-collection.edu.ru - единая коллекция ЦОР, разработанная по поручению Министерства                          образования и науки РФ в рамках   проекта «Информатизация системы образования»,  содержит не только учебные тексты, но и различные объекты мультимедиа (видео и звуковые файлы, фотографии, карты, схемы и др.), которые открывают огромные возможности по их использованию в образовательном процессе;

Единая коллекция ЦОР http://window.edu.ru/

Электронные учебники:

-   Просвещение https://digital.prosv.ru/

-   Российский учебник https://rosuchebnik.ru

-   Первое сентября https://1сентября.рф)

- электронные рабочие тетради (например, «Яндекс. Учебник») https://education.yandex.ru

http://uchebnik-tetrad.com

Познавательные сайты и порталы

Цифровое ТВ, общедоступные каналы (Культура.рф, Наука https://www.naukatv.ru/);

Открытые электронные библиотеки, образовательное видео, интерактивное онлайн телевидение, энциклопедии, коллекции (https://www.wdl.org/ru/, http://univertv.ru/, digital-edu.ru/, https://openedu.ru);

Мегаэнциклопедия «Кирилл и Мефодий» http://www.megabook.ru;

Российский общеобразовательный портал http://historydoc.edu.ru/,

Коллекция «Исторические документы»;

Иинтерактивные медиамузеи https://borderless.teamlab.art/;

Виртуальный музей русского и советского плаката: http://www.russianposter.ru/;

большая коллекция плакатов разных стран: http://mina.ru/posters/;

советские плакаты1940–1990гг.:   http://www.sovietposters.ru/.

http://arzamas.academy Просветительский сайт. Имеются бесплатные видеолекции и материалы по литературе, истории, искусству, антропологии, философии и прочему. Доступен архив курсов.

Ресурсы, содержащие фотодокументы: сайт, посвященный выдающемуся дореволюционному русскому фотографу С. М. Прокудину-Горскому: http://www.museum.ru/museum/1812/Memorial/PG/index.html;

Фотолетопись России поиском по периодам, федеральным округам, темам, авторам, музеям): http://www.inphoto.ru/photoarchive.vhtml;

Раритеты фото хроники             СССР: http://www.borodulincollection.com/index.html;

Аудиодокументы можно найти на следующих сайтах.

Советская музыка: http://www.sovmusic.ru/;                    

Советская патриотическая музыка: http://sovmusic.narod.ru/songs.htm;

речи и выступления В. И. Ленина и его сподвижников: http://www.aha.ru/~mausoleu/speak.htm;

речи И. В. Сталина: http://petrograd.biz/stalin/.

Исторические карты (коллекции карт и ссылок на картографические ресурсы): http://www.lants.tellur.ru/history/maps/index.htm;

http://lesson-history.narod.ru/mapr3.htm.

http://www.1september.ru - сценарии уроков, олимпиад, разработки тестов, контрольных работ - на методическом сайте;

https://www.lektorium.tv– просветительский проект: создание уроков,  курсов;

https://infourok.ru/biblioteka - инфоурок;

http://www.openclass.ru/ - сетевое образовательное сообщество учителей; http://www.biblioclub.ru/audio_books.php - университетская библиотека

(полнотекстовая электронная мобильная библиотека);

http://prosv.ru - сайт издательства «Просвещение», здесь Вы найдёте каталог учебников и учебно-методической литературы издательства «Просвещение»; полезную информацию для учителей, методистов, администраторов; информацию о новых учебниках и учебно-методических пособиях; методическую помощь; новости образования и учебного книгоиздания; информационно-публицистический бюллетень «Просвещение»;

http://ege.sdamgia.ru Решу ЕГЭ. На сайте размещены примерные варианты    ЕГЭ по всем предметам, а также много разнообразных заданий;

Школа Интернет-урок https://interneturok.ru; Образовательный портал «Видеоуроки» https://videouroki.net/;

Международный образовательный портал МААМ https://www.maam.ru; Образовательный портал «Преемственность в образовании» https://preemstvennost.ru/ - на портале организовано обучение в виде онлайн курсов, вебинаров, дистанционные кабинеты       педагогов, методическая копилка;

Журнал “Цифровое образование”. http://digital-edu.info/index.php;

Журнал Вопросы Интернет-образования http://vio.uchim.info/;

Журнал «Преподавание истории в школе»: http://pish.ru/

сайт ИД  Первое сентября Открытый урок (главная) http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/

Сетевые профессиональные сообщества http://uchitelu.net/?q=materialy_uchitelu/results/taxonomy%3A559.18%2C75 - проект «Учителю.net» - это социальная сеть для педагогов. В разделе собраны методические материалы, разработки учителей. Здесь вы можете найти или разместить презентации к урокам, планы уроков, тематические планирования, контрольные работы и тесты;

сайт СГУ «Русская история в зеркале изобразительного искусства» http://www.sgu.ru/rus_hist/;

https://nsportal.ru/ - сетевое общение в профессиональном сообществе,      обсуждение вопросов, распространение позитивного опыта; рубрики «Лаборатория педагогического мастерства», «Тематические подборки материалов» и другие;

 

Заключение

Целесообразность использования  цифровых образовательных ресурсов и информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе вообще и на уроках истории в частности не вызывает сомнения. Инновационность  данного метода на современном этапе  заключается в иных подходах, чем это было ранее, к организации учебной и внеурочной деятельности преподавателя и обучающихся.

Традиционные методы и приёмы обучения   на уроках истории имеют свои определенные достоинства, но они не в полной мере способствуют развитию и саморазвитию обучающихся в условиях современного информационного общества. Использование на уроках ИКТ способствует  изменению методов и приемов обучения, структурированию элементов урока, увеличению объема получаемой в различных видах информации. Развивается творческая инициатива и самостоятельная деятельность учащихся

Использование компьютерной техники и информационных технологий значительно повышает эффективность процесса обучения благодаря его индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности. То, что невозможно сделать при помощи традиционных технологий на уроках истории, позволяет во многом реализовать информационные технологии. Они позволяют оперировать большим объемом информации и работают с большим быстродействием, реализовывая возможность лучшего усвоения материала, оптимизации учебного процесса и усиления мотивации учащихся к учебной деятельности. В заключении мне бы хотелось отметить, что применение в практике преподавания истории  цифровых образовательных ресурсов способствуют повышению интеллектуальной активности обучающихся, следовательно, и эффективности урока. Даже пассивные обучающиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: Полиграфический участок Института общеобразовательной школы Российской академии образования, 1994. 216 с.

2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы. М., 1982. 375 с.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. 2002. № 6. С. 11–40.

4. Кравцова А.Ю. Основные направления использования зарубежного опыта для развития методической системы подготовки учителей в области информационно- коммуникационных технологий (теория и практика). М.: Образование и Информатика, 2003. 232 с.

5. Уваров А.Ю. (2018b). Технологии виртуальной реальности в образовании // Наука и школа. 2018. № 4.

6. http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=27431

7. http://festival.1september.ru/articles/620615/

8. http://www.scienceforum.ru/2015/976/7274

9.http://www.wiki.vladimir.iedu.ru/index.php?title=Использование_ЦОР_в_образовательном_процессе

10. https://multiurok.ru/files/ispol-zovaniie-tsifrovykh-obrazovatiel-nykh-ries-8.html, «Использование цифровых образовательных ресурсов в современном учебном процессе», Зверяко О.В. учитель истории и обществознания;

11.https://sinref.ru/000_uchebniki/04500psihologia/000_lekcii_psihologia_04/772.htm, «Применение ИКТ в преподавании истории в школе», Жадаев Д.;

12. https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2016/02/29/tsifrovye-obrazovatelnye-resursy-na, «Использова­ние авторских электронных ресурсов на уроках истории и обществознания», Грауберг О. В., учитель истории и обществознания;

13.https://moluch.ru/archive/56/7740/ «Использование ЭОР на уроках истории: дань моде или необходимость?», Ширяева Г. И.;

14.https://kopilkaurokov.ru/istoriya/prochee/tsor-praktika-ispol-zovaniia-na-urokakh-istorii-i-obshchiestvoznaniia, статья «ЦОР – практика использования на уроках истории и обществознания»;

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………………………

СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………………………

Введение Система среднего профессионального образования (СПО) претерпевает в настоящее время качественные изменения, направленные на модернизацию всех её элементов

Введение Система среднего профессионального образования (СПО) претерпевает в настоящее время качественные изменения, направленные на модернизацию всех её элементов

Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного…

Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного…

Интернет. 1. Помощь преподавателю при проведении урока

Интернет. 1. Помощь преподавателю при проведении урока

Классификация Цифровых образовательных ресурсов

Классификация Цифровых образовательных ресурсов

Законченные полноценные информационные источники - конечные оцифрованные продукты, покрывающие весь учебный курс или раздел (тему), рассматриваются как содержательный компонент

Законченные полноценные информационные источники - конечные оцифрованные продукты, покрывающие весь учебный курс или раздел (тему), рассматриваются как содержательный компонент

Цифровые образовательные ресурсы, используемые на уроках истории

Цифровые образовательные ресурсы, используемые на уроках истории

Используя возможности данных интернет ресурсов можно превратить ваш урок истории в целое онлайн-приключение

Используя возможности данных интернет ресурсов можно превратить ваш урок истории в целое онлайн-приключение

Викторины с открытым ответом, викторины с выбором ответа; ·

Викторины с открытым ответом, викторины с выбором ответа; ·

Отечественная война 1812 г.» 9 класс

Отечественная война 1812 г.» 9 класс

Интерактивный кроссворд (рис.4)

Интерактивный кроссворд (рис.4)

Сортировка картинок (рис. 7).

Сортировка картинок (рис. 7).

Составлять кроссворды на платформе очень просто: выписываешь нужный набор слов, и программа автоматически собирает их в кроссворд

Составлять кроссворды на платформе очень просто: выписываешь нужный набор слов, и программа автоматически собирает их в кроссворд

Просвещения» только до 16:00.

Просвещения» только до 16:00.

На уроках истории широко используются виртуальные доски ( https://www

На уроках истории широко используются виртуальные доски ( https://www

Смольный собор Ф.Растрелли 1748 г

Смольный собор Ф.Растрелли 1748 г

Таблица «Характерные черты стилей барокко и классицизма»

Таблица «Характерные черты стилей барокко и классицизма»

Скоробогатая Анжелика Александровна

Скоробогатая Анжелика Александровна

Изучив материал, обучающиеся самостоятельно должны определить стили, предложенных архитектурных зданий 18в

Изучив материал, обучающиеся самостоятельно должны определить стили, предложенных архитектурных зданий 18в

Одна из главных задач исторического образования – формирование пространственных представлений у обучающихся

Одна из главных задач исторического образования – формирование пространственных представлений у обучающихся

Великая Отечественная война, 1944-45 гг

Великая Отечественная война, 1944-45 гг

Технология Zentation позволяет синхронизировать видео и слайды без технических знаний

Технология Zentation позволяет синхронизировать видео и слайды без технических знаний

Единая коллекция ЦОР http://window

Единая коллекция ЦОР http://window

Просвещение», здесь Вы найдёте каталог учебников и учебно-методической литературы издательства «Просвещение»; полезную информацию для учителей, методистов, администраторов; информацию о новых учебниках и учебно-методических пособиях; методическую…

Просвещение», здесь Вы найдёте каталог учебников и учебно-методической литературы издательства «Просвещение»; полезную информацию для учителей, методистов, администраторов; информацию о новых учебниках и учебно-методических пособиях; методическую…

Развивается творческая инициатива и самостоятельная деятельность учащихся

Развивается творческая инициатива и самостоятельная деятельность учащихся

Список литературы 1. Апатова

Список литературы 1. Апатова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2022