Урок русского языка, 7 класс
Тема: Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.
Цели: показать некоторые закономерности слитного и раздельного правописания наречий; учить применять знания по морфологии к правописанию наречий; учить отличать наречие от сочетаний именных частей речи с предлогами.
Методические приемы: лингвистический разбор, объяснение учителя, работа с таблицей, словарная работа, тренировочные упражнения, конструирование словосочетаний и предложений.
Ход урока
1.Орг. момент
2. Проверка домашнего задания
3. Редактирование текста.
-В данном тексте в правописании наречий допущены ошибки. Исправьте ошибки, правописание наречий объясните графически. (текст на инт. доске.)
Я надолга запомнил этот ясный по весеннему и тёплый по летнему день. Коегде уже появились едва-едва заметные зелёные листочки. По-новому выглядел город. Во-первых, чуть чуть дул ветерок, во-вторых, почти все окна открыты настеж, в-третьих, солнце светило по царски, но не горячё, а ласково, подоброму. На дорожках было видимо невидимо воробьёв, и они по прежнему сновали (в)верх и (в)низ.
Но неожидано небо потемнело. Не брежно, не ряшливо поползли растрёпанные тучи. Сначало мелькнула неяркая молния и разрезала (на)двое тёмно-серое небо. Потом вспугнул птиц сильный раскат грома, как будто где то кто-то (в)дребезги расколол стеклянную посуду.
И хлынул ливень, точ в точ занавес опустился на землю, и закрыл всё вокруг. Пропал кудато город, а по улицам торопливо побежали мутные потоки воды.
Дождь шел долго, а утром вымытый город выглядел по праздничному весело.
(По А. Иллюминаторской)
4. Обратите внимание на наречия, выделенные в тексте курсивом. От каких частей речи они образованы? Каким способом? Как пишутся эти наречия?
-Наречия, образованные от существительных, прилагательных и числительных могут писаться не только через дефис, но слитно и раздельно. Тема нашего урока "Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных, прилагательных и количественных числительных". Сформулируйте цели нашей деятельности на уроке.
Работа с таблицей.
Слитно |
Раздельно |
Наречия, образованные от существительных |
|
не употребляемых без предлогов в современном русском языке вдребезги, исподтишка, наутек |
с предлогами без, до, под, в, на, за, с. без ведома, до отказа, в старину, на бегу, за полночь |
с предлогом в и корнем -пол-. вполоборота, вполголоса, вполсилы |
на гласную, если предлог заканчивается на согласную. в охапку, без устали, без оглядки |
внутрь наречия нельзя вставить определение наотрез, вприпрыжку, сплеча (Сравните: потянуться вбок — толкнуть в (правый) бок) |
от двух существительных с предлогами в конце концов, бок о бок, из века в век |
предлог в, на +существительное во мн.ч. на днях, в сердцах, на радостях |
|
Наречия, образованные от прилагательных |
|
в краткой и полной форме вплотную, вслепую |
на гласную в открытую |
Наречия, образованные от собирательных количественных числительных |
|
с приставками в-, на- вдвое, надвое |
с приставкой по- по трое, по семеро, по двое |
Наречия с пространственным и временным значением вверху, ввысь, вдали, вначале |
|
-Вернемся к тексту. Как пишутся выделенные наречия? Аргументируйте свой ответ.
5. К словам данным в упр. 282 подберите однокоренные наречия, объясняя их написание. С любыми тремя наречиями составьте и запишите предложения. Наречия подчеркните как члены предложения и кажите их разряд.
6. -Особую трудность на письме вызывает правописание омонимичных частей речи. Обратите внимание на предложения и объясните правописание выделенных слов.
По зимнему небу плыли тяжелые снеговые тучи. Ветра в феврале по-зимнему холодные.
-А теперь аналогично объясните слитное и раздельное написание выделенных слов в следующих предложениях.
(В)дали блестел неясный огонек.
(В)дали ржаного поля темнел лес.
-Как отличить наречия от омонимичных им существительных с предлогами?
7. упр. 285: Выпишите только словосочетания с наречиями, обозначая главное и зависимое слова. Объясните правописание наречий и тех слов со скобками, которые остались не выписанными.
8. Итог урока. Рефлексия. Игра "Я начну, а ты продолжи".
-Наречия , образованные от существительных, прилагательных и числительных могут писаться... (Ответ продолжают несколько учащихся)
9. Домашняя работа: §45, упр 285, 286
Тест. 10 баллов.
1. Укажите вариант ответа со слитным написанием:
1) (в)одиночку 2) (в)крутую 3) (в)открытую 4) (в)обхват
2. Укажите вариант ответа с раздельным написанием:
1) глядел (в)даль 2) пропал (в)дали туманной 3) виднелся (в)далеке
3. Укажите вариант ответа со слитным написанием:
1) (в)добавок 2) (в)ряд 3) (в)отместку 4) (в)тупик
4. Укажите вариант ответа со слитным написанием:
1) (без)удержи 2) (в)обтяжку 3) (без)устали 4) (в)рассыпную
5. Укажите вариант ответа с раздельным написанием:
1) (в)перегонки 2) (в)трое 3) (в)двойне 4) (в)обмен
6. Укажите вариант ответа со слитным написанием:
1) (в)пустую 2) (на)глазок 3) (на)бегу 4) (на)износ
7. Укажите вариант ответа с раздельным написанием:
1) (на)изнанку 2) (на)утек 3) (на)ходу 4) (на)распашку
8. Укажите вариант ответа со слитным написанием:
1) (на)лету 2) (на)скаку 3) (во)время 4) (с)разбегу
9. Укажите вариант ответа с раздельным написанием:
1) (в)прок2) (на)крепко 3) (без)ведома 4) (на)верх
10. Укажите вариант ответа со слитным написанием:
1) (на)славу 2) (за)глаза 3) (к)месту 4) (в)двоем
Ответы. 1-2, 2-2, 3-1, 4-4, 5-4, 6-1, 7-3, 8-3, 9-3, 10-4.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.