Разработка урока по теме слоговой принцип русской графики. Понятие об орфоэпии. Поддерживаемые цели урока знать, в чем заключается слоговой принцип русской графики, что изучает орфоэпия, уметь применять на письме слоговой принцип русской графики, соблюдать орфоэпические нормы русского языка, уметь самостоятельно добывать знания, повторить правописание звонких, глухих и непроизносимых согласных. Развивать орфографическую грамотность, навыки самоконтроля. Воспитывать культуру умственного труда.
Класс: 6 «Б»
Предмет: русский язык
Дата:
№ урока: 11
Тема урока: Слоговой принцип русской графики. Понятие об орфоэпии.
Цель урока:
Задачи:
1.
Знать, в чем заключается слоговой принцип русской графики, что изучает орфоэпия,
уметь применять на письме слоговой принцип русской графики, соблюдать орфоэпические нормы
русского языка, уметь самостоятельно добывать знания, повторить правописание звонких, глухих и
непроизносимых согласных.
2.
3.
Развивать орфографическую грамотность, навыки самоконтроля.
Воспитывать культуру умственного труда.
Оборудование: учебник, тетрадь, презентация
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы: словесный, частичнопоисковый, практический.
Приемы: беседа, наблюдение над текстом, рефлексия (итог урока, инструктаж по д/з).
I. Мотивация
II. Актуализация опорных знаний
Ход урока
Что изучает графика и орфоэпия? Давайте посмотрим, из каких частей состоит это слово. Каково
значение каждой части?
(“Орфо” правильный, “эпос” речь. Правильная речь)
Отгадайте загадку.
Шутник он, невидимкамолоток,
Тук! – и ударил в безударный слог…
И сразу же исчез огромный замок,
И появился маленький замок.
Кто этот шутник, ребята? (Ударение)
Чем отличается ударный слог от безударного?
III. Сообщение учителя
Единицей чтения и письма является слог, а не отдельная буква. Сочетание согласной и гласной букв
– цельный графический и произносительный элемент. Поэтому согласные и гласные буквы в составе
слога пишутся и читаются с учетом особенностей друг друга: мал, мыл, мэр, лес, лед, лик.
Слоговой принцип русской графики – это сочетание твердых согласных с несмягчающими
гласными и мягких согласных со смягчающими гласными.
Существуют отступления от слогового принципа:
1. Жир, цирк, жена (И, Е, Ё после твердых Ж, Ш, Ц)
2. Час, чудо, щука (несмягчающие гласные после всегда мягких Ч, Щ)
3. Рожь, тишь (Ь после шипящих)
4. Термос, модель (Е после твердых в заимств. словах)
III. Обобщение и систематизация полученных знаний
1. Запись слов под диктовку: дорога, студент, переход, плясать, сыновья, нюхать, белый,
градостроительство.
Разделите на слоги, продемонстрируйте соблюдение СПРГ. С 3 словами составьте предложения.
2. В группе однокоренных слов выделите корень и расположите слова так, чтобы ударение падало
на первый, второй и т.д. слоги.
Молодежь, молод, молоденький, помолодел.Дорогой, дорого, дороже, дороговатый.
Переносит, носит, разносит, переносной.
3. Спишите с доски слова, расставьте ударение. В случае затруднения обратитесь к словарю.
Обозначьте орфограммы в словах.
Алфавит, фарфор, каталог, библиотека, красивее, звонит, приговор, средства, километр, документ,
свекла, начал, досуг, процент, магазин.
4. Распределительный диктант. Отгадайте слово по лексическому значению, правильно произнесите
его, запишите в нужный столбик, объясняя орфограммы.
1) Твердый согласный перед е.
2) Мягкий согласный перед е.
1. Мастерская по пошиву одежды. (А[тэ]лье.)
2. Раздел науки, изучающий звуки речи. (Фо[нэ]тика.)
3. Широкая асфальтированная дорога. (Шос[сэ].)
4. Знак препинания. (Ти[рэ].)
5. Плавучая гора, отколовшаяся от родника. (Айс[б`э]рг.)
6. Высшее достижение мастерства. (И[д`э]ал.)
7. Нижние места для зрителей в театре. (Пар[тэ]р.)
8. Спортивная игра с мячиком. (Теннис [тэ].)
9. Название научного понятия. (Термин[т`э].)
10. Шарф, шейный платок. (Каш[нэ].)
11. Гостиница. (О[тэ]ль.)
IV. Песенка об ударении
V. Домашнее задание: сочинить смешную историю или стихотворение со словами, в которых от
ударения зависит лексическое значение (Ирис – ирИс, Атлас – атлАс и др.)
VI. Подведение итогов. Рефлексия
Я вспомнил(а), что…
Я понял(а), что…
Было интересно…
Особенно понравилось…
Вызвало затруднение…
Было сложно…
Нужно выучить…