Слоговой принцип русской графики. Понятие об орфоэпии.

  • Контроль знаний
  • doc
  • 23.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка урока по теме слоговой принцип русской графики. Понятие об орфоэпии. Поддерживаемые цели урока знать, в чем заключается слоговой принцип русской графики, что изучает орфоэпия, уметь применять на письме слоговой принцип русской графики, соблюдать орфоэпические нормы русского языка, уметь самостоятельно добывать знания, повторить правописание звонких, глухих и непроизносимых согласных. Развивать орфографическую грамотность, навыки самоконтроля. Воспитывать культуру умственного труда.
Иконка файла материала закинуть слоговой принцип.doc
Класс: 6 «Б» Предмет: русский язык Дата: № урока: 11 Тема урока:  Слоговой принцип русской графики. Понятие об орфоэпии.  Цель урока:   Задачи: 1.   Знать, в чем заключается слоговой принцип русской графики, что изучает орфоэпия, уметь применять на письме слоговой принцип русской графики, соблюдать орфоэпические нормы русского языка, уметь самостоятельно добывать знания, повторить правописание звонких, глухих и непроизносимых согласных. 2. 3.  Развивать орфографическую грамотность, навыки самоконтроля.  Воспитывать культуру умственного труда. Оборудование: учебник, тетрадь, презентация Тип урока: урок изучения нового материала. Методы: словесный, частично­поисковый, практический. Приемы: беседа, наблюдение над текстом, рефлексия (итог урока, инструктаж по д/з). I. Мотивация  II. Актуализация опорных знаний Ход урока ­ Что изучает графика и орфоэпия? Давайте посмотрим, из каких частей состоит это слово. Каково значение каждой части? (“Орфо” ­ правильный, “эпос” ­ речь. Правильная речь) Отгадайте загадку. Шутник он, невидимка­молоток, Тук! – и ударил в безударный слог… И сразу же исчез огромный замок, И появился маленький замок. ­ Кто этот шутник, ребята? (Ударение) ­ Чем отличается ударный слог от безударного? III. Сообщение учителя  Единицей чтения и письма является слог, а не отдельная буква. Сочетание согласной и гласной букв – цельный графический и произносительный элемент. Поэтому согласные и гласные буквы в составе слога пишутся и читаются с учетом особенностей друг друга: мал, мыл, мэр, лес, лед, лик.  Слоговой   принцип   русской   графики  –   это   сочетание   твердых   согласных   с   несмягчающими гласными и мягких согласных со смягчающими гласными. Существуют отступления от слогового принципа: 1. Жир, цирк, жена (И, Е, Ё после твердых Ж, Ш, Ц) 2. Час, чудо, щука (несмягчающие гласные после всегда мягких Ч, Щ) 3. Рожь, тишь (Ь после шипящих) 4. Термос, модель (Е после твердых в заимств. словах) III. Обобщение и систематизация полученных знаний 1.     Запись   слов   под   диктовку:   дорога,   студент,   переход,   плясать,   сыновья,   нюхать,   белый, градостроительство.  Разделите на слоги, продемонстрируйте соблюдение СПРГ. С 3 словами составьте предложения.  2.  В группе однокоренных слов выделите корень и расположите слова так, чтобы ударение падало на первый, второй и т.д. слоги. Молодежь, молод, молоденький, помолодел.Дорогой, дорого, дороже, дороговатый. Переносит, носит, разносит, переносной. 3.   Спишите   с   доски   слова,   расставьте   ударение.   В   случае   затруднения   обратитесь   к   словарю. Обозначьте орфограммы в словах. Алфавит, фарфор, каталог, библиотека, красивее, звонит, приговор, средства, километр, документ, свекла, начал, досуг, процент, магазин. 4. Распределительный диктант. Отгадайте слово по лексическому значению, правильно произнесите его, запишите в нужный столбик, объясняя орфограммы. 1) Твердый согласный перед е. 2) Мягкий согласный перед е. 1. Мастерская по пошиву одежды. (А[тэ]лье.) 2. Раздел науки, изучающий звуки речи. (Фо[нэ]тика.) 3. Широкая асфальтированная дорога. (Шос[сэ].) 4. Знак препинания. (Ти[рэ].) 5. Плавучая гора, отколовшаяся от родника. (Айс[б`э]рг.) 6. Высшее достижение мастерства. (И[д`э]ал.) 7. Нижние места для зрителей в театре. (Пар[тэ]р.) 8. Спортивная игра с мячиком. (Теннис [тэ].) 9. Название научного понятия. (Термин[т`э].) 10. Шарф, шейный платок. (Каш[нэ].) 11. Гостиница. (О[тэ]ль.) IV. Песенка об ударении V. Домашнее задание: сочинить смешную историю или стихотворение со словами, в которых от ударения зависит лексическое значение (Ирис – ирИс, Атлас – атлАс и др.) VI. Подведение итогов.  Рефлексия ­ Я вспомнил(а), что… ­ Я понял(а), что… ­ Было интересно… ­ Особенно понравилось… ­ Вызвало затруднение… ­ Было сложно… ­ Нужно выучить…