Словарь терминов и понятий по дисциплине «Техническая эстетика и дизайн» в помощь педагогам дополнительного образования художественной направленности
Оценка 4.8

Словарь терминов и понятий по дисциплине «Техническая эстетика и дизайн» в помощь педагогам дополнительного образования художественной направленности

Оценка 4.8
doc
11.07.2024
Словарь терминов и понятий по дисциплине  «Техническая эстетика и дизайн»  в помощь педагогам дополнительного образования  художественной направленности
словарь по дизайну.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарь

терминов и понятий

по дисциплине

 

«Техническая эстетика и дизайн»

 

в помощь педагогам дополнительного образования

художественной направленности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На протяжении почти всей истории прикладного искусства по­давляющая масса относимых к нему изделий создавалась не про­фессиональными художниками, а народными мастерами, умель­цами. Только с начала прошлого века, одновременно с быстрым развитием машинного производства, труд народных мастеров все более вытесняется. Это породило новые проблемы, такие, как обезличивание изделий, создаваемых в массовых масштабах на рынок, утрата некогда тесных связей между художником-исполнителем и заказчиком-потребителем, необходимость выра­ботки новых форм контроля за качеством изделий, в том числе ху­дожественным. Усложнение техники и технологии производ­ства, требующих ныне глубоких специальных знаний, вызвало не только преобразование методов и средств работы художника, уча­ствующего в создании изделий, но и изменило его положение, его роль в производственном цикле «разработка - изготовление».

Художник   (дизайнер)   стал,   наряду  с   инженером-конструктором, технологом, эргономистом, одним из членов коллектива создателей большинства изделий. В этом коллективе спе­циалистов он выполняет, в приближенном смысле, функцию, по­добную архитектору, разрабатывая общую идею вещи или комплекса вещей, объединяя усилия всех участвующих в процессе специалистов для реализации этой идеи, окончательно детально прорабатывая формы и осуществляя авторский надзор за изготов­лением вещи. Однако остались и, бесспорно, останутся в будущем области прикладного творчества, в которых художником решаются все или почти все вопросы создания изделия, например; посуды, одежды, декоративных украшений.

Дизайнер — создатель эстетической ценности предмета, должен сочетать в своей работе чутье, фантазию с аналитическим расчетом и здравым смыслом.

Данное учебное пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделений специальности «Технология и предпринимательство» с це­лью приобщения их к художественному творчеству (дизайну). Раз­витое чувство прекрасного, высокий эстетический вкус - все это необходимо развивать в процессе подготовки учителя технологии. При изучении дисциплин декоративно-прикладного цикла и творческо-конструкторских дисциплин необходимы знания по дизайну.

В процессе изучения курса «Техническая эстетика и дизайн» студент должен овладеть большим комплексом как художественных, так и научно-технических знаний.

Цель изучения данного курса состоит в том, чтобы сформиро­вать у студентов систему знаний об истории и развитии дизайна; методически грамотно формировать тех­нические, художественно-конструкторские знания, умения необхо­димые для конструирования объектов; развивать творческие способ­ности и политехнический кругозор; подготовить студентов к органи­зации художественно-творческой деятельности учащихся в средней общеобразовательной школе, других учебных заведениях.

В сфере учебной проектной деятельности студент приобретает уме­ния и навыки профессиональной работы и инженера, и технолога, и дизайнера и представителей многих других отраслей производства.

 

 

 

 

 

 

 

АНТРОПОМЕТРИЯ (от греч. antropos - человек, metron - ме­ра) - один из разделов антропологии, изучающий размерные характеристики строения, основных движений и поз человеческого тела. Антропометрия устанавливает усредненные величины для людей разного пола, возраста, этнической принадлежности и геогра­фического региона. Данные антропометрии широко используются в проекти­ровании изделий и зданий с целью обеспечить их соразмер­ность человеку, в конечном счете - удобство пользования и комфорт.

АРТ-ДИЗАЙН — одна из линий раз­вития современного дизайна, в кото­рой отсутствуют различия между функ­циональным проектированием, состав­ляющим основу профессионального дизайна, и чистым, высоким искусством. Произведения арт-дизайна создают художники дизайна, стремящиеся, преж­де всего, к достижению высокого каче­ства композиции, деталировки формы, качества поверхности, колорита — даже если они начинают оттеснять — в угоду художественным, эмоциональ­но-образным достоинствам — такие традиционные ценности классического дизайна, как рациональность, техноло­гичность и т.д.

     Работы арт-дизайнеров отличают­ся новизной решений, нестандартно­стью образов, наполнены тонкими ас­социациями, лиризмом, иронией, вынуж­дают потребителя задумываться, вступать с ними в непростые контакты.

АРХИТЕКТОР-ДИЗАЙНЕР - специа­лист в области комплексного проекти­рования предметно-пространственной среды, основанного на традициях куль­туры архитектурного проектирования и понимании задач оснащения среды современными видами бытового и техни­ческого оборудования; работающий на стыке таких областей художественного творчества, как архитектура и дизайн, ведущий субъект процесса архитектур­но-дизайнерского проектирования.

 

АРХИТЕКТУРНАЯ СРЕДА - про­странственная ситуация, проработанная с позиций зодчества, с учетом произво­димого эмоционально-художественного впечатления, с помощью специфических средств архитектуры (тектоника, компо­зиция, специальные приемы пластичес­кой деталировки и т.д.).

Основные средства формирования архитектурной среды — объемно-пространственные элементы архитектурной композиции, их конструктивные решения и декор, главная цель:  появление художест­венного (архитектурного) образа, отражающего представления зодчего о смысле жизни, ее месте в мироздании, о задачах функционирования архитектурной среды.

 

АРХИТЕКТУРНЫЙ ДИЗАЙН - сфера архитектурно-строительной дея­тельности, направленная на формиро­вание объектов и сооружений массо­вого назначения, рядовых жилых, об­щественных и производственных зда­ний и открытых городских пространств.

 

АССОРТИМЕНТ ИЗДЕЛИЙ (от франц. assortiment) - совокупность, множество изделий разных моделей одной сферы при­менения, одного назначения или тина устройства. Например, говорят об ассортименте изделий бытового назначения, ассортимент изделий для оборудования кухни в жилище, ассортименте кухонной посуды и т.п. Ассорти­мент образуют только те модели, которые производятся при­мерно в одно время,

Актуальна задача упорядочения ассортимента изделий, особенно бытового назначения. Этому способствуют создание методик разработки и сама разработка оптимального ассортимента изделий разных групп.

АФИША (фр. affiche) — вид реклам­ной графики, объявление о спектакле, концерте, лекции и т.п., вывешиваемое в публичных местах.

Во французском языке слово affiche значит то же самое, что и plakat в немецком. Русский язык заимствует оба слова, но, следуя традициям гра­фической практики, наделяет их раз­ными значениями. Под афишами под­разумеваются чисто шрифтовые ком­позиции, из которых во второй полови­не XIX века в Западной Европе и возник плакат.

 

БАУХАУЗ (Bauhaus) - первая в мире школа промышленного искусства и архитектуры, созданная в 1919 году В. Гропиусом в Веймаре (Германия) на базе основанного в 1906 году А. ван де Вельде Художественно-промышлен­ного училища. «Баухауз не был учеб­ным заведением с четко определен­ной программой, это была идея, и эту идею Гропиус очень точно сформули­ровал: «художника, творящего в отры­ве от действительности, надо вырвать из изоляции и приобщить к преобра­зованному техникой окружающему его миру» (Мис ван дер Роэ).

 

ВЕЩЬ — целостный объект как часть материального мира, имеющая относи­тельную независимость и устойчивое существование.

 

ВИДЫ ДИЗАЙНА - специфические формы специализации дизайнерской деятельности, отличающиеся предме­том проектирования (областью прило­жения профессиональных знаний), це­лями и методами проектной работы и ее конечными результатами. Деление дизайна на виды способствует эффективной организации профессиональ­ной деятельности и качественной по­становке специального образования.

Различают основные виды дизайна — графи­ческий, промышленный, средовой и их разновидности; в графическом дизай­не — работа с визуальными коммуни­кациями, информационной графикой, рекламой и др., в промышленном — формирование бытовых вещей и при­боров, объектов машиностроения, средств транспорта, одежды и т.д., в средовом — дизайн интерьера и от­крытых пространств различного назначения.

Кроме того, в настоящее время наблюдается зарождение и становле­ние новых В.д., отвечающих особенно­стям отдельных сфер дизайн -  проекти­рования (экологический дизайн, эргодизайн, футурологическое проектирова­ние — футуродизайн, дизайн ландшафтный, экспозиционный, инженерный и т.д.), отличающихся нацеленностью или характером результатов работы (арт - дизайн, шрифтовой дизайн, ленд - арт, дизайн архитектурный, компьютерный и пр.), имеющих «местные» художественные признаки — дизайн региональный, «мусорный» и т.п.

ВИЗУАЛЬНАЯ СРЕДА - особая форма восприятия целостной предмет­но-пространственной ситуации только с помощью зрительных ощущений; зрительный слепок с комплекса функционально-пространственных реалий, составляющих содержание среды.

 

ВНЕШНИЙ ВИД - зрительно воспринимаемая форма изде­лия. Элементы формы, открывающиеся для восприятия только в процессе использования изделия, также относятся к его внешнему виду, например внутренний объем секретера. Внешний вид является единст­венным источником эстетической оценки изделия в процессе его восприятия.

ВХУТЕМАС (ВХУТЕИН) - первая со­ветская архитектурно-дизайнерская школа — Высшие художественно-тех­нические мастерские, созданная в де­кабре 1920 года с целью подготовки «художников — мастеров высшей ква­лификации для промышленности, а так­же инструкторов и руководителей для профессионально-технического обра­зования»; в ноябре 1927 года ВХУТЕМАС был переименован во ВХУТЕИН — Высший художественно-технический институт. ВХУТЕМАС состоял из восьми специализиро­ванных факультетов: архитектурного (Архфак), живописного, скульптурного, а также керамического, текстильного, полиграфического, деревообделочного и металлообрабатывающего.

 

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ФОРМЫ - один из показателей художественного качества изделий, свойство, определяемое соответ­ствием внешнего вида назначению и конструкции изделия. Не менее важное значение для выразительности формы имеет ее способность созда­вать особое эмоциональное настроение у человека, соответст­вующее типовой ситуации, в которой данное изделие использу­ется. Один из способов, активно придающих изделию это свой­ство, - эстетически осмысленное его декоративное решение.

 

ГАРМОНИЗАЦИЯ (от греч. harmo nia — гармония) ФОРМЫ в дизай­не — стройное, не вызывающее отри­цательных ощущений, согласованное сочетание элементов, образующих це­лостное произведение дизайнерского искусства.

ГОРОДСКАЯ СРЕДА - специфическое представление о городе как ан­типоде среды природной или сельской, символ «городского» образа жизни в условиях глобального процесса урба­низации; совокупность открытых и закрытых пространств города; различ­ного рода фрагменты открытых про­странств города с их характерным предметным наполнением и эмоцио­нальной окраской («городские интерьеры»).

 

ГОРОДСКОЙ ДИЗАЙН - совокуп­ность благоустройства, «отделки» и оборудования открытых городских пространств, их предметного наполне­ния, необходимых для функционально-эстетической организации, реализации образа жизни и поведения городского населения.

К элементам городского дизайна относятся: моще­ние, подпорные стенки, высокая и низ­кая зелень, водоемы и др. формы ланд­шафтного дизайна; малые архитектур­ные формы и городское оборудова­ние; особую группу компонентов городского дизайна составляют устройства и средства информации (часы, указатели, инфор­мационные табло, пиктограммы), быто­вая и торговая реклама (витрины, афиши, плакаты, щиты и надписи). Важ­ная часть городского дизайна — различные монумен­тально-декоративные установки и объекты (декоративные орнаменты, символы, вазы, росписи, рельефы, супер­графика), сюда же относятся различ­ные способы отделки (трактовки) ог­раждений городских пространств — фактура и цвет стен, от отдельных деталей до колористической организации крупных пространств, а также элементы периодического, временного и праздничного оформления (цветоч­ные гирлянды, транспаранты, лозунги, объемные установки). Завершают перечень форм городского дизайна такие утилитарно-необходимые, но весьма заметные в городском интерьере вещи, как вре­менные заборы, строительные леса и конструкции, переносные ограждения и указатели.

 

ГОРОДСКОЙ ИНТЕРЬЕР - своеобразный синоним понятия городская среда, трактующий ее как фрагмент открытого городского пространства, вычлененный из окружения только вертикальными ограждениями (стенами домов, плотной зеленью и т.п.). Пря­мое включение естественных природ­ных компонентов и факторов, крупные размеры, специфика функций опреде­ляют многие приемы художественной организации городской интерьер. Важной его особен­ностью является наличие так называ­емых «условных ограждений» — замыкающих улицу или площадь панорам, перспектив, находящихся за реальны­ми границами «интерьерного» пространства и не подчиняющихся воле его проектировщика.

 

ГРАФИКА (греч. graphike от graphoпишу) — вид изобразительного искусст­ва, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравю­ра, литография, монотипия и др.), осно­ванные на искусстве рисунка, но обла­дающие собственными изобразитель­ными средствами и выразительными возможностями.

Графика делится на станковую, не имеющую прикладного назначения, книжную и газетно-журнальную (иллю­страция, оформление и конструирова­ние печатных зданий), прикладную [промышленная графика, почтовые марки), экслибрисы, а также плакат. Выразительные средства графики — контурная линия, штрих, пятно (иногда цветовое), которые образуют нюанс или контраст с фоном листа, обычно белым. Стилистические средства гра­фики разнообразны — от беглых, непосредственных, быстро исполненных набросков, этюдов, эскизов до тща­тельно разработанных композиций — изобразительных, декоративных, шриф­товых.

 

ГРАФИЧЕСКИЙ ЗНАК - графиче­ское воплощение единичных символов или их сочетаний.

Графические знаки могут быть изобразительными, словесными или, чаще всего, смешан­ными. К изобразительным графиче­ским знакам относятся: идеограмма изображение или абстрактный символ, выражающий определенное понятие и не разложимый на состав­ные элементы; иконический знак — лаконичное изображение предмета, пиктограмма — «рисуночное письмо», передающее сообщение путем услов­ного изображения предмета и дей­ствий с ним. К словесным знакам относится логотип — специфическое начертание полного или сокращенно­го названия объекта (фирмы, изделия, предприятия), в выборе которого иг­рает роль не только его графическая, но и фонетическая выразительность. Для графического знака многозначность — явление негативное: чем однозначнее рас­шифровывается знак, тем, как прави­ло, конструктивнее может быть его использование.

 

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН (graphic design — англ.) — художественно-про­ектная деятельность, основным средством которой служит графика.  Ее целью является наглядное представление информации, предназначенной для массового распространения посредством полиграфии, кино, телевидения, а также создание графических элементов предметной среды и изделий.

Дизайнерами-графиками выработан огромный арсенал выразительных средств и тактик проектирования. К основным видам графического дизайна относятся: книж­ная и газетно-журнальная графика, рекламная графика и плакат, промышленная графика, системы визуальной коммуникации, телевизионная графика, суперграфика и др. Наиболее важная сторона этой деятельности — визуализация смысла высказывания: от реального изображения до словесных знаков, где смысл несет не только слово, но и его начертание. Основные средства — различные виды графических изображений: фотографика, монтаж, аппликация, типографика, цветографика, компьютерная (машинная) графика. Они активно формируют стиль промышленных изделий и оказывают влияние на всю предметно-пространственную среду.

 

ГРАФФИТИ — синтез суперграфики и шрифтового  творчества, «полулегаль­ный» вид самодеятельной деформации облика элементов нашего окружения, граничащий с вандализмом по отно­шению к общепринятым нормам эсте­тической организации среды.

 

ДЕКОР (от лат. decoro - украшаю) - совокупность элемен­тов украшения и отделки изделия. Основные виды Д.: орнамен­тика, изобразительные и архитектурные мотивы, отделочное покрытие. Развитый Д. характерен для изделий декоративно-прикладного искусства, особенно в прошлом, когда он часто выступал в виде элементов (деталей), специально вводящихся в форму для ее украшения Характер Д. всецело определяется представлениями эпохи, отдельного мастера о сущности красо­ты вещей Основоположники современного художественного конструирования - Мис ван дер Роэ, П. Беренс, В. Татлин и др. выдвинули принцип функциональной и конструктивной оправданности формы промышленных изделий Сообразно этому принципу украшение формы декоративными деталями есть излишество, результат непонимания красоты конструкций и самих материалов. В условиях массового индустриального производ­ства такой взгляд на Д. согласуется с требованиями техноло­гичности и экономической эффективности изделий.

 

ДЕКОРАТИВНОСТЬ - одно из условий выразительности формы, свойство изделий, связанное с особенностями конфигурации их формы и силуэта, а также цвета, фактуры и текстуры материалов.

 

ДИЗАЙН (design — англ.) — проект­ная деятельность по разработке про­мышленных изделий с высокими потребительскими свойствами и эстетиче­скими качествами, по формированию гармоничной предметной среды жилой, производственной и социально-культурной сфер.

ДИЗАЙН ТРАНСПОРТНОЙ СРЕ­ДЫ — комплексное формирование со­вокупности объектов и систем транс­портного назначения, от передвижных и передвигающихся устройств (кораблей, автомобилей, поездов, фуникулеров, лиф­тов и пр.), являющихся произведениями промышленного (транспортного) дизай­на, до дорог, путепроводов, каналов, аэропортов и других сооружений, при­надлежащих к сфере средового (архитектурного) и инженерного дизайна.

 

ДИЗАЙН АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ — искусство проектирования предметно-пространственной среды, имеющее целью оптимизацию функци­ональных процессов жизнедеятельно­сти человека и повышение ее эстети­ческого уровня.

Дизайн архитектурной среды — вид проектной деятель­ности, включенный в общую систему культуры, а конкретнее, в систему «частных» дизайнов, нацеленных на со­здание отдельных форм и комплексов реальных предметно-пространственных объектов. В числе этих дизайнов вы­деляют и дизайнеры архитектурной среды.

 

ДИЗАЙНЕР — специалист, работаю­щий в сфере дизайна и обеспечиваю­щий высокие потребительские свой­ства и эстетические качества изделий промышленности и образуемой ими предметной среды. Определяя каче­ства предметно-пространственной среды и создавая целостный продукт через организацию и гармоническое сочетание ее элементов, дизайнер выявляет структурные и функциональные связи объекта и формирует их на основе единства художественного, научного и технического подходов.

 

ДИЗАЙНЕРСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ — соединение в целостной струк­туре и гармоничной форме всех общественно необходимых свойств про­ектируемого объекта. Основные рабочие категории дизайнерского (художе­ственного) проектирования — образ, функция, морфология, технологическая форма, эстетическая ценность. Проектирование вообще — процесс создания, описания, изображения или концептуальной модели несущест­вующего объекта с заданными функ­циональными, эргономическими и эс­тетическими свойствами, оно осуще­ствляется в том или ином языке, в терминах и структурах которого обо­сновывается принципиальная возмож­ность осуществления объекта и строится выходной текст проекта (его рабочая документация). Дизайн как вид художественного проектирования объединяет научно-технический и ху­дожественно-образный подходы к построению модели будущего объекта и способа ее описания. На всех эта­пах дизайн-процесса самым важным является поиск, формирование и сле­дование проектному образу.

 

ДИЗАЙН-КОНЦЕПЦИЯ - основная идея будущего объекта, формулировка его смыслового содержания как идей­но-тематической базы проектного за­мысла, выражающая художественно-проектное суждение дизайнера о яв­лениях более масштабных, чем данный объект.

ДИЗАЙН СРЕДЫ - представление об облике, стилевых или образных характеристиках средового объекта или системы, синтезирующее в едином впечатлении особенности пространственной структуры, индивидуальных или «фирменных» деталей внешнего вида, способах функционирования и т.п., формирующих среду каждая по-свое­му, но «работающих» на потребителя в комплексе, совместно; формирова­ние (проектирование и реализация) средовых ситуаций, объектов и систем, выполняемое с помощью профессио­нальных проектировщиков, производ­ственников, служб эксплуатации и по­требителей этих образований, целенаправленно ищущих специфику жиз­недеятельности и особенности облика среды.

Дизайн среды представляет собой сложный многостадийный процесс (предпроектный анализ, проектирование компонентов среды и среды в целом, учет видо­изменений среды в процессе эксплуа­тации и развития средовой ситуации), требующий привлечения специалистов различного профиля — от архитекторов, дизайнеров и художников до тех­нологов и экономистов.

Высшей формой дизайна среды является дизайн архитектурной среды, об­ращающий основное внимание на проектирование образно-художествен­ных особенностей средового объекта, вытекающих из существа функциональ­ных процессов и их общественной значимости.

ДИЗАЙНЕРСКИЙ СПОСОБ МЫШ­ЛЕНИЯ — форма психического отра­жения действительности при проекти­ровании, опирающаяся на представле­ния и образы. Дизайнерский способ мышления содержательно характеризуется тремя основными качествами: 1) личностью автора проект­ных решений; 2) точным ощущением функциональности объекта проектиро­вания, необходимости того, что созда­ется; 3) ощущением культурной пред­метно-пространственной среды, в ко­торой создается эта необходимость, а также контекста существования бу­дущего объекта.

Дизайнерский способ мышления связан с промышленным способом реализации проектных за­мыслов, знанием технологии. Поэтому необходимо особое внимание к эсте­тическим качествам индустриальной формы как мощному фактору худо­жественно-эстетического воздействия на человека, выработка специфиче­ского индустриально-эстетического ми­роощущения, влияющего на создание объектов дизайна, где индустриальная форма — не только средство реше­ния традиционных проблем, но и са­моценная художественная реаль­ность.

«ДОЙЧЕ ВЕРКБУНД» (1907-1931) -объединение художников и архитекто­ров, с одной стороны, и промышленни­ков, коммерсантов, финансистов и по­литиков — с другой, имевшее целью преобразование промышленного про­изводства через соединение искусст­ва, индустрии и ремесла.

ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ШКОЛА ДИ­ЗАЙНА — сформировалась на базе кафедры промышленного искусства Свердловского архитектурного инсти­тута (ныне Уральская государствен­ная архитектурно-строительная ака­демия).

ЖИЛАЯ СРЕДА — комплекс откры­тых и закрытых пространств, предназ­наченных для проживания человека, оборудованных и оснащенных в соот­ветствии с образом жизни, социальны­ми и личными интересами пользующих­ся жилищем.

 

ИЗДЕЛИЕ — материализованный ре­зультат производственного процесса — конечный, если полученный объект спо­собен функционировать самостоятель­но, или промежуточный, если он явля­ется составляющей деталью более сложного изделия.

ИМИДЖ (образ, изображение) — по­нятие, ставшее актуальным в связи с развитием дизайнерских, проектных способов решения человечеством сво­их проблем, инструмент диалога худож­ника со зрителем, дизайнера — с по­требителем его продукции; приданное конкретному объекту, факту, событию или явлению субъективное, активно выраженное, часто одностороннее представление.

ИНСТАЛЛЯЦИЯ (англ. installation -установка, «встройка») — преднамерен­ное внесение художественного смысла в объемно-пространственные объекты, по природе своей не претендовавшие на него. Выполняется с помощью неожиданных комбинаций разнохарактерных, внешне несовместимых друг с другом конструкций, вещей, материалов. Термин, которым в последние десятилетия называют то, что не стало «укладываться» в понятия «скульптуры» и даже «композиции».

ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ ГО­РОДА — одна из важнейших и быст­ро развивающихся сфер комплексного приложения дизайна к визуально-прак­тической и эстетической организации городской среды в вечернее и ночное время.

ИНЖЕНЕРНЫЙ ДИЗАЙН - об­ласть дизайнерского творчества, свя­занная с формированием объектов и систем инженерно-технического на­значения, особая часть промышлен­ного дизайна.

Произведения инженерного дизайна отличает принципиальное подчинение в первую оче­редь утилитарно-прагматическим уста­новкам и задачам проектирования, неукоснительность соблюдения требо­ваний и эффективной эксплуатации, и безаварийного функционирования. К объектам инженерного дизайна относятся мосты, дороги, путепроводы, тоннели и другие «стати­ческие» инженерно-технические сооружения, а также плотины, шлюзы, канат­ные и подвесные дороги, лифты, эска­латоры, установки инженерных коммуникаций (линии электропередач, транс­форматорные подстанции), уникальные научно-исследовательские приборы и комплексы (реакторы, радиорелейные системы, телескопы и пр.).

ИНТЕРЬЕР (фр. inter ieur) — 1) «внут­ренность», внутреннее помещение. Это, по преимуществу «архитектурное» определение, связывающее понятие интерьер с размерами, формой, конструкциями, декором внутреннего пространства здания или сооружения;

2) облик, общий вид помещения или группы помещений. Такой подход вы­водит на первый план ощущения вос­принимающего интерьер человека, в том чис­ле связанные с процессами использо­вания интерьера, его контакта с соседними пространствами, поэтому термин интерьер схож с понятием «среда», т.е. они в определенной степени взаимозаменяемы

ИНТЕРЬЕР   АРХИТЕКТУРНЫЙ   - организация внутреннего простран­ства преимущественно архитектурны­ми средствами, подчинение предмет­ного наполнения архитектуре, частич­ная передача ей «предметных» функ­ций за счет широкого использования встроенных оборудования и мебели.

ИНТЕРЬЕР ПРЕДМЕТНЫЙ - средовая система, в художественной орга­низации которой основную роль игра­ет предметное наполнение среды, формы и характер отделки которого могут быть мало или даже вообще не связаны с пространством и архитек­турной оболочкой помещения.

И.п. представляет собой противо­положность архитектурному интерьеру, проектируется он чаще всего инте­рьер-дизайнером.

КАФЕДРА ДАС (дизайн архитектур­ной среды) МАрхИ (Московский архи­тектурный институт) — первое в нашей стране подразделение высшей школы, организовавшее выпуск специалистов нового профиля, работающих на стыке двух самых популярных ныне проект­ных искусств — архитектуры и дизайна.

КИЧ (нем. kitch) — предметы плохого вкуса, синоним стереотипного псевдо­искусства, лишенного художественной ценности. Как правило, кич — непро­фессиональная «поделка», нечто мод­ное, сиюминутное, эффектное, привле­кающее внимание; выполнено быстро, из подручного материала, тиражирует в случайном некачественном исполне­нии популярные образцы.

 

КНИЖНАЯ ГРАФИКА - в графическом дизайне комплекс графических средств, используемых в книгопечата­нии: иллюстрации, шрифт, общее кон­струирование и оформление книги.

 

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПОИСК ИДЕЙ - метод решения актуальных проблем путем использования совместной ра­боты группы специалистов; эффектив­ная форма изобретательства, рацио­нализаторства, проектирования.

Коллективный поиск идей предполагает целенаправ­ленный, систематический сбор и обоб­щение сведений об основных аспек­тах проектной проблемы и поиск ее решения с учетом реальных требова­ний, изначально сформулированных в виде постановки проблемы, принци­пиального обзора важнейшей инфор­мации о ней, указания возможных на­правлений поиска и связанных с ними частных подзадачах.

Формы коллективного поиска решений — проектный семинар, «мозговая атака» и др.

КОМБИНАТОРИКА - метод формообразования в дизайне, основанный на применении закономерностей разновариантного изменения простран­ственных конструктивных, функциональных и графических структур объекта, а также на способах проектирования объектов дизайна из типизированных элементов.

КОМПОНОВКА - взаимное про­странственное расположение и функ­циональная взаимосвязь элементов, составляющих объект.

 

КОМПАКТНОСТЬ (от лат. compactus - плотный) - максимальная плотность расположения элементов формы.

От степени К. зависит удобство пользования изделием, а также его экономичность в производстве (экономия материалов, производственных площадей и др.).

 

КОМПЛЕКС ИЗДЕЛИЙ - совокупность изделий разного функционального назначения, образующих пространственно целостную систему средств какого-либо определенного процесса дея­тельности человека. Методом создания К. и. служит комплекс­ное проектирование.

 

КОМПЛЕКСНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ - проектирование ряда из­делий, полностью обеспечивающих потребности определенного процесса деятельности человека, например: оборудования кух­ни жилой квартиры, мебели для школы, рабочего места на про­изводстве. Цель К.п. - обеспечить наиболее комфортные усло­вия для быта, отдыха, труда людей и гармоничность, художест­венное совершенство среды.

 

КОМПОЗИЦИЯ (от лат. compositio-составляю, сочиняю) –

1) процесс гармонизации формы изделия (интерьера и др. материально-пространственных объектов), в котором определяются и приводятся к единству все характеристики формы, такие, как размеры, пропорции, ритмическая структура, факту­ра, цвет и др. В процессе проектирования К. составляет одну из его существеннейших сторон и подчиняется закономерностям формообразования изделий;

2) материально-пространственное решение изделия.

КОМПОНОВКА (от лат. compono - составляю) - процесс по­иска наилучшего расположения различных элементов (деталей, частей, узлов) изделия относительно друг друга.

КОММЕРЧЕСКИЙ ДИЗАЙН - твор­ческая деятельность по созданию про­мышленной продукции (в первую оче­редь бытового назначения), в которой главное внимание уделяется пробле­ме ее коммерческой реализации, про­блемы же повышения потребительских качеств, технологичности производства занимают подчиненное положение.

КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИ­КА — раздел информатики, в рамках которого исследуются, разрабатывают­ся и используются технические, про­граммные и методические средства и приемы использования компьютера для со­здания, обработки, хранения и практи­ческого применения графических изоб­ражений; графические изображения, выполненные средствами компьютерной графики.

КОМПОЗИЦИЯ (от лат. compositioсочинение, составление, соединение) В ДИЗАЙНЕ — построение (структура) произведения дизайнерского искусст­ва, расположение и связь его частей, обусловленные их компоновкой, отве­чающей назначению и технической идее этого произведения и его художе­ственному (образному) замыслу, отра­жающему эмоционально-чувственные ожидания потребителя дизайнерского продукта.

 

КОМФОРТ — оптимальная для само­чувствия совокупность физиологиче­ских, психологических, эстетических ощущений человека, возникающих в процессе его взаимодействия с предметно-пространственной средой или с ее отдельными элементами.

КОНСТРУКТИВИЗМ - направление в архитектурном и предметном твор­честве, характерное почти очищенным от традиционных декоративных моти­вов и метафор вниманием к базовым формообразующим началам мате­рии — линии, плоскости, ритму, объему, тону, фактуре, свету, цвету, простран­ству. Сложился в начале 20-х годов прошлого века. Связан, прежде всего, с именами К. Мельникова, А. Родченко, А. Гана, В. Татлина, братьев Весниных, М. Гинзбурга, С. Эйзенштейна, Эль Лисицкого. Конструктивизм отличается стремлением к активному показу тектонических цен­ностей предмета или постройки, выяв­лению эстетического качества их кон­структивного решения.

 

КОНСТРУКЦИЯ — пространственная организация материально-физических, структурных и функциональных элемен­тов изделия с целью обеспечения его надежного и эффективного функциони­рования, рациональности и экономичности производства с учетом свойств и возможностей материалов, составля­ющих конструкцию.

ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН - дизайнерская деятельность, направленная на формирование окружающей чело­века предметно-пространственной сре­ды с использованием в качестве основ­ного материала творчества природных объектов, комплексов и явлений.

В ландшафтном дизайне различают три относитель­но самостоятельные сферы приложе­ния проектных усилий: инженерный ландшафтный дизайн (формирование крупных искусст­венных комплексов — водохранилищ, лесных полос и массивов, связанное со строительством плотин, каналов, ирригационными работами и т.д.); садово-парковое искусство, куда вхо­дят и сложные природно-планировочные образования (парки развлечений, дендропарки и пр.), и разного рода «малые сады» — приусадебные и дач­ные участки, сады на крышах; а также включение элементов живой природы, прежде всего растительности, в интерь­еры жилых, общественных и — сегодня все чаще — производственных зданий.

 

ЛЕНД-APT — вид искусства, в котором материалом художественного творче­ства являются, по-преимуществу, материалы самой природы: земля, простран­ство ландшафта, камень, вода, воздух, визуально организованные в опреде­ленные средовые ситуации. Одни ма­стера ленд-арта ставят рядами камни на косогоре, другие насыпают гигантские каменные спирали на мелководье, за­ворачивают в ткань фрагменты каменного побережья, третьи берут в рамку волнующий фрагмент пейзажа.

ЛЕ КОРБЮЗЬЕ (наст, имя Жаннере, Шарль Эдуар, 1887—1965) централь­ная фигура в мировой архитектуре первых двух третей XX века. Провоз­глашенные им в начале 1920-х годов принципы современной архитектуры, планировочные и градостроительные идеи основанного им CIAM (Между­народного конгресса современной архитектуры) определили основное русло развития архитектуры модер­низма.

 

ЛОГОТИП (logos — слово, typos — отпечаток) — в типографском наборе слоговые литеры. В графическом дизайне — художественно разработан­ный текст, слово, сокращенное обозна­чение, представляющее символ фирмы, «обыгранный», трансформированный в виде инвариантов для различного использования (но сохраняющий узнава­емость).

 

МАКЕТ — пространственный объект, воспроизводящий визуальные или от­дельные функциональные характери­стики изделия (сооружения, комплекса).

За исключением демонстраци­онных макетов, целью которых является создание представления о внешнем виде как проектируемых, так и суще­ствующих изделий, остальные виды макетов служат преимущественно проектным целям.

На разных этапах проектирова­ния используются следующие макеты: по­исковые (для определения основных объемно-пространственных или компо­новочных характеристик проектируе­мого изделия, сопоставления альтерна­тивных проектных предложений); до­водочные (для более детальной про­работки отдельных элементов изделия); посадочные (разновидность дово­дочных макетов, создаваемая в натуральную величину с целью отработки эргономических качеств изделия); дей­ствующие (для сравнения с существующими аналогами, для проверки функционирования отдельных элемен­тов изделия).

 

МАКЕТИРОВАНИЕ (от итал. «macetto» — эскиз, набросок) — услов­ное или «натуральное» объемно-про­странственное изображение объекта в определенном масштабе, позволяю­щее вести поиск и оценку эстетиче­ских, функциональных, конструктивно-технологических или потребительских качеств новых изделий и форм, в ком­плексе анализировать различные ас­пекты конкретного проектирования.

 

«МАРГИНАЛЬНЫЙ  ДИЗАЙН»   - местные, экзотические, эксперименталь­ные направления в дизайнерском формообразовании, достаточно заметные, чтобы на них обратили внимание специалисты, но не ставшие всеобщим образцом для подражания и внедре­ния.

МАСШТАБ И МАСШТАБНОСТЬ - важнейшие понятия архитектурно-ди­зайнерской теории и практики. Они предлагают прямое объективное со­поставление истинной величины того или иного предмета, средового обра­зования с их окружением или напол­нением через зрительное отношение к «мере всех вещей» — человеку (мас­штаб); концентрируют в наглядной форме представление о значимости произведений архитектурно-дизайнер­ского искусства для человека и обще­ства (масштабность). В жизни эти понятия тесно взаимосвязаны и часто подменяют друг друга.

МГХПУ (Московский государственный художественно-промышленный универ­ситет) им. С.Г. Строганова — ста­рейшее в стране учебное заведение по подготовке художников высшей ква­лификации в области монументально-декоративного, декоративно-приклад­ного и промышленного искусства — был основан в 1825 году поборником просвещения, впоследствии попечите­лем Московского учебного округа гра­фом С.Г. Строгановым и первоначаль­но именовался «Рисовальная школа в отношении к искусствам и ремеслам».

МОДЕРНИЗМ — художественно-эсте­тическая система, сложившаяся в на­чале XX века на волне неприятия канонизированных форм реализма и романтизма XIX века, натуралистиче­ского копирования действительности, безжизненности академизма, салонности массового художественного твор­чества.

 

МОДА — внешние проявления культу­ры, в наибольшей степени восприни­мающие изменения в жизни социума и, вследствие этого, наиболее изменчи­вые. Мода проявляется в стилистическом решении изделий, поведении групп людей, а также в массовых вкусах и, соответственно, в критериях оценки явлений общественной и дизайнерс­кой практики.

 

ОБЪЕКТ ДИЗАЙНА - противостоя­щая субъекту проектной деятельности реальность (среда, процесс, вещь или их комплекс, явление, идея), на которой сосредоточено его внимание в целях анализа, познания и преобразования; комплексный О.д. — совокупность взаи­мосвязанных объектов, рассматривае­мых как целостность, образованная по одному из следующих принципов: как группа технически родственной про­дукции, как функциональная система деятельности, как предметно-пространственное средовое образование, как графический комплекс.

 

ОРНАМЕНТИКА (от лат ornamentum - украшение) - разновидность декора, совокупность элементов украшения изделия, здания, книги и др., стилизованно (условно, схематично) вос­производящих различные природные формы, большей частью растительные: листья, цветы, стебли, плоды. Весьма распро­странена орнаментика, не имеющая природных прототипов (на основе так называемого геометрического орнамента).

ПИКТОГРАММА — условные знаки и изображения, передающие визуальную информацию.

ПЛАКАТ (нем. Plakat, фр. Placard -объявление, афиша, plaquerналеп­лять, приклеивать) — крупноформатное (листовое) издание (обычно в виде ри­сунка, изображения, сопровождаемого кратким текстом), выполняющее зада­чи наглядной агитации и пропаганды, информации, рекламы, инструктажа или обучения.

ПОП-АРТ — направление в искусст­ве, возникшее в 1950-е годы и разви­вавшееся в 1960-е, главным образом, в США, обратившееся от возвышенно­го, к чему традиционно стремились художники разного времени, к красоте обыденного, банального, к жизни во всех ее проявлениях, к той жизни, что течет сегодня — с шумом улицы, рекламой, телевизионными шоу, криком болельщиков и драмой одинокого че­ловека.

ПОСТМОДЕРНИЗМ - состояние архитектурной мысли и практики, став­шее очевидным после выхода в свет книги Ч. Дженкса «Язык архитектуры постмодернизма» (1977).       Постмодер­нистское означает то, что не лежит в русле ортодоксального модернизма с его строгими, но во многом надуманны­ми этикой, эстетикой, философией. Отличается большей терпимостью к неясному и противоречивому, вниманием к особенностям контекста, сво­бодой в обращении с историческими заимствованиями, диалогом с заказчи­ком, потребителем.

 

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ТРЕБОВА­НИЯ — совокупность социальных, функ­циональных, экономических, эргономи­ческих и эстетических норм, которые выявляются дизайнером в процессе проектного анализа.

Этот набор критериев, которым должно отвечать проектируемое изделие (объект, система) в процессе его будущего потребления, включает в себя как объективные (социальные, функцио­нальные, эргономические), так и субъективные (эстетические, семантические и т.д.) установки. Как следствие этого потребительские требования изменяются по мере развития обще­ства, что является одной из движущих сил развития дизайна, ищущего пути их наиболее полного удовлетворения, а также прогнозирующего перспективы их перемен и трансформаций.

 

ПРЕДМЕТНАЯ СРЕДА - совокупность окружающих человека вещей, изделий, элементов оборудования и декоративного убранства средового образования, состоящая из отдельных предметов и устройств и из их комп­лексов (серий, взаимоувязанных систем, например информационных комплексов, торгового оборудования).

ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА (man-made environment — англ.) — непосредственное окружение потребителя среды, совокупность при­родных и искусственных средовых про­странств и их вещного наполнения, находящаяся в постоянном взаимодей­ствии с человеком и его запросами.

ПРОДУКТИВНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕ­ЯТЕЛЬНОСТЬ — творческий процесс, ориентированный не на воспроизвод­ство прототипа, а на освоение нетра­диционных аспектов социально-куль­турного содержания объекта проекти­рования с учетом своеобразия его функционального назначения, на идеологическую значимость и общехудоже­ственные задачи, на проблематизацию проектной ситуации.

 

ПРОЕКТ — промежуточное или ко­нечное описание объекта проектиро­вания, зафиксированное в соответству­ющей художественно-конструкторской документации, необходимое для со­ставления технической документации производства и последующей эксплуа­тации продукции.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ - тип деятель­ности (наряду с планированием, про­граммированием и др.) по предварительному определению общих целей и характера любой деятельности, лежа­щий в основе всей созидательной, преобразовательной практики и вклю­ченный в общую систему обществен­ного производства.

 

 ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА - так называемая «третья культура», или «Дизайн с большой буквы» — реальная проектность как ценность и содержа­ние многих видов деятельности чело­века и как особый тип его мышления.

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ (промышлен­ная) СРЕДА — средовые объекты и системы, предназначенные для выпол­нения производственных и обслужива­ющих их процессов.

ПРОМЫШЛЕННАЯ   ГРАФИКА - вид графического дизайна в сфере производства и сбыта промышленной продукции (торговые ярлыки, фирмен­ные знаки, издательские марки; рекламные издания — каталоги, буклеты, проспекты и пр.) и в сфере управления производством (деловые бумаги — бланки, конверты и пр.).

 

ПРОМЫШЛЕННЫЙ ДИЗАЙН - про­ектная деятельность, имеющая целью создание образцов изделий функцио­нального назначения, изготавливаемых промышленными методами, то есть с использованием машинного производ­ства.

 

ПРОМЫШЛЕННОЕ ИЗДЕЛИЕ - изделие, изготовленное промышленным способом, т.е. с применением машинной техники, и, как правило, выпускаемое в некотором количестве идентич­ных экземпляров (серией). Назначение и сферы применения промышленного изделия самые разные: изделия культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, промышленное оборудование и инст­рументы средства транспорта, медицинское оборудование и др.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН - фор­мообразование промышленных изде­лий, которое в значительной степени определяется образом жизни, художе­ственными и ремесленными традиция­ми какой-либо региональной или этни­ческой группы.

РЕКЛАМА -  1) информация о товарах, различных видах услуг с целью опове­щения потребителей и создания спро­са; 2)  распространение сведений о ком-, чем-либо с целью создания попу­лярности.

Возможности выражения рекламы мно­гообразны. Для дизайнера-графика — это плакаты, афиши, листовки, проспек­ты, рекламные объявления и каталоги, витрины, вывески и др.

РУЧНЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ ФОР­МЫ — следы, оставляемые инстру­ментами, «завершающими руку», материальная репродукция и визуали­зация мыслительных творческих процессов.

«САЙТ» (SITE англ. «Sculpture in the enviroument») — проектная группа США. Образовалась в 1969 году в Нью-Йорке как междисциплинарный союз единомышленников, в который входят архитекторы, дизайнеры, скульп­торы; в работе группы участвуют философы, писатели, художники, ее ли­дером является Джеймс Войне, скульп­тор по образованию, преподаватель Парсонс-скул дизайна в Нью-Йорке.

СВЕТ В ДИЗАЙНЕ - функционально-художественное средство визуализа­ции и виртуализации предметных и пространственных решений создавае­мой человеком среды, объективная основа формирования зрительных образов в дизайнерском искусстве.

СОЛ  Уорман Ричард — американ­ский архитектор-дизайнер, считающий себя «архитектором информации», ис­пользует новаторские графические приемы дизайна.

С.-Пб. ГХПА (Санкт-Петербург­ская Государственная художественно-промышленная акаде­мия) им. В.И. Мухиной — первая школа дизайна в России, открытая во второй половине XIX века.

 

СРЕДА — окружение чего-либо (кого-либо), совокупность пространств, вещей, красок, элементов ландшафта, природ­ных или физических условий, среди которых находится данный предмет, личность и т.д. В дизайне среда распадается на ряд взаимосвязанных структур (пространст­венная среда, предметная, световая, цве­товая и т.д.), обладающих собственны­ми законами построения и проектиро­вания, своими сферами проектно-творческой и профессиональной деятельно­сти.

СРЕДОВОЙ ОБЪЕКТ - целостное средовое образование, характерное органичным единством пространствен­ных условий, предметного наполнения и особенностей процесса, для которого оно предназначено.

СРЕДСТВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ - специфические приемы и принципы, используемые дизайнером в процессе работы: проектные классификации, композиционное формообразование, проектно-графическое моделирование, проектная графика и т.д. Выбор средств проектирования влияет на ход проектирования, на ха­рактер и формы будущего объекта, на степень его проработки, методы предъявления.

СТАЙЛИНГ — художественно-проект­ная деятельность, направленная на формирование коммерчески выгодного внешнего решения объекта, но не затрагивающая его технологических качеств (во всяком случае, сознательно, с целью их улучшения). В этом ее отличие от дизайнерского подхода, рассматривающего факторы техниче­ской целесообразности (эргономику, требования технологии, эксплуатации и т.д.) в качестве инструмента художе­ственного творчества.

СТАРК Филлипп (1949) Париж - французский дизайнер-универсал, один из лидеров современного авангардно­го дизайна.

СТИЛЬ (в дизайне) — художественно-пластическая однородность предмет­но-пространственной среды и ее элементов, выделяемая в процессе вос­приятия материальной и художествен­ной культуры как единого целого.

СТИЛИЗАЦИЯ — формирование ви­зуального образа изделий путем ис­пользования внешних признаков, выб­ранного дизайнером стиля. Стилизация исполь­зуется для сознательного выделения изделия из ряда аналогов в коммер­ческих целях, а также для лучшего включения изделия в тот или иной средовой контекст.

СУПЕРГРАФИКА - изобразительное решение, «наложенное» на само­стоятельно существующий объемно-пространственный объект (сооружение, изделие, поверхность), основанное на контрастном или согласованном взаимодействии структурно-морфологической базы изображения, вызывающем визуальное ощущение принципиально новой формы или пространства.

ТАНГЕ Кендзо (1913) — выдающийся японский архитектор, творчество кото­рого играло в 1960—1970-е годы заметную роль не только в японской, но и мировой архитектуре.

 

ТАТЛИН  Владимир  Евграфович (1885—1953) — ярчайший представи­тель русского авангарда, родоначаль­ник художественного конструктивизма, художник, конструктор, дизайнер, архи­тектор.

ТЕКТОНИКА В ДИЗАЙНЕ - закреп­ленное в форме дизайнерского объек­та опосредованное представление о закономерностях его функционально-конструктивного решения, своего рода «изображение» напряженности состоя­ния некоей целостности, иллюстрирую­щей логику и устойчивость его конст­руктивной, функциональной или визу­альной структуры.

ТЕКТОНИЧЕСКАЯ   СТРУКТУРА   - варианты соотношения (комбинирова­ния) «несущих» и «несомых», («активных» и «пассивных», движущихся и покоящих­ся и т.п.) элементов дизайн-объекта, выражающих специфические связи этих комбинаций с комплексными па­раметрами объекта (общей массой, объемно-пространственными показа­телями). В дизайне Тектоническая структура — своего рода фундамент эмоционально-чувственного впечатления о строении объекта.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА [esthetqus industrielle — фр.) — дисциплина, ком­плексно изучающая социальные, эсте­тические, функциональные, эргономи­ческие и технические аспекты формирования предметной среды и создаю­щая научно-методические основы дея­тельности в области дизайна.

ТОВАРНЫЙ ЗНАК - вид промыш­ленной графики, применяемый торго­выми фирмами в качестве средства для идентификации своих изделий или услуг

 

ТРАНСПОРТНЫЙ ДИЗАЙН — проектирование средств транспорта — воздушного, водного, наземного разного рода (от автомобилей до рельсовых видов), транспортеров, трубопроводов, лифтовых и эскалаторных устройств и соответствующих информационных, сервисных и управляющих инфраструктур; неотъемлемая часть более обширной сферы дизайн - проектирования транспортной среды.

 

УДОБСТВО ПОЛЬЗОВАНИЯ - показатель простоты, нетрудоемкости, безопасности и т д. использования изделия по его на­значению.

 

УЛЬМСКАЯ ШКОЛА ХУДОЖЕ­СТВЕННОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ(1950-1960).

Высшее училище художественно­го конструирования в Ульме (Герма­ния) готовило специалистов в области технической эстетики

ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ - совокуп­ность организационно-изобразительных приемов, формирующих узнаваемый «родовой» образ продукции конкрет­ного производителя или объектов, свя­занных с его деятельностью: производ­ственных зданий, служб сервиса и т.д.

В создании фирменного стиля используется формообразование продукции и оборудо­вания, приемы графического дизайна (цвет, логотипы, композиционные приемы типографики и т.д.). Значительно реже фирменный стиль основывается не на визуальном единстве продукции, но на определен­ном образе организации деятельности фирмы.

ФОРМА [forma — лат.) — 1) морфоло­гическая и объемно-пространственная структурная организация объекта, возникающая в результате содержатель­ного преобразования материала; 2) внешнее или структурное выраже­ние какого-либо содержания, важней­шая категория и предмет творческой деятельности — литературы, искусства, архитектуры и дизайна. Форма живет как в пространстве, так и во времени вос­приятия и несет в себе ценностно-ориентированную информацию.

 

ФОРМООБРАЗОВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ИЗДЕЛИЙ - поиск в процессе художественного проектирования решения изделий как единства формы и содержания на основе требований тех­нической эстетики. Основные закономерности формообразования промышленных изделий; соответ­ствие формы содержательным характеристикам изделия (на­значению, способам использования и др.), зависимость формы от конструкций и материалов, зависимость социально-экономической эффективности проектирования от меры полезности задаваемых изделию свойств и др.

 

ФРИСТАЙЛ (англ. frisfyle«вольный стиль») — стилевое направление со­временного дизайна, вырвавшегося в 1970-е годы за рамки архитектурного пуризма и традиционализма; наряду с постмодернизмом, хай-теком, деконструктивизмом выполняет значительную работу по формированию сегодняшней художественной атмосферы.

 

ФУТУРОДИЗАЙН - эксперименталь­ная творческая деятельность, имеющая целью определение потенциальных путей изменения потребительских ка­честв и (как следствие) визуального образа отдельных объектов, их систем, а также перспектив развития предмет­но-пространственной среды и образа жизни в целом.

ФЭНТЕЗИ (англ. fantasy — фантасти­ка, фантазия) — художественное на­правление (жанр), построенное на органичном сращивании явлений и событий сверхъестественных, «сказоч­ных» и запредельно придуманных про­явлений всемогущества научно-техни­ческих достижений.

ХАЙ-ТЕК — стилевое течение, разно­видность «архитектурного техницизма», откровенно использующее для форми­рования образа изделия (сооружения, комплекса) его «техногенные» структу­ры (несущие конструкции, технологи­ческие коммуникации и пр.), прежде скрываемые от зрителя под декора­тивной оболочкой. Термин хай-тек представ­ляет собой сокращение от англ. high technology«высокая технология», который в своем прямом значении употребляется для характеристик тех­нологических процессов в высокораз­витых отраслях производства — элект­ронике, атомной энергетике, аэрокос­мической технике.

 

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КАЧЕСТВО - достоинство внешнего вида изделия, интерьера и т д., определяемое гармоничностью фор­мы в отношении размеров элементов, пропорций, ритмического строя, фактуры, цвета и других композиционных характеристик. Не менее важным показателем художественного качества является подчиненность всех формальных характеристик основной идее решения изде­лия как органичного элемента предметной среды, служащей человеку.

 

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРО­ВАНИЕ (дизайн-процесс) — процесс конкретного решения проектной зада­чи с применением категориального аппарата дизайна: анализ объекта, разработка концепций, вычленение конкретных целей, проведение опера­ций проектирования (моделирования, макетирования и пр.), разработка про­ектной документации (термин характе­рен только для русского языка). В настоящее время, после принятия тер­мина «дизайн», термин «художественное конструирование» употреб­ляется параллельно с ним, но больше тяготеет к обозначению процесса проектирования, а «дизайн» — это деятельность в целом.

 

ЦВЕТОГРАФИКА — графика, оперирующая цветовыми графами, одно и основных средств реализации различ­ных видов графического дизайна.

Цветографика представляет собой трехмерный феномен, цветовая палитра которого содержит цветовые совокупности по различным элементам общности. 

 

ШРИФТОВОЙ ДИЗАЙН — художественное   проектирование   шрифта, наборного и индивидуального, включающее разработку способов и приемов создания шрифтовых композиций книжной и газетно-журнальной графике, в промышленной графике, системах визуальной коммуникации, в том числе в архиграфике, графике городской среды и природного ландшафта. Специфика шрифтового дизайна заключается в поиске художественной формы шрифта или шрифтовой композиции, наиболее соответствующей виду графического дизайна и смыслу вербального сообщения.

«ШТУЧНЫЙ МЕТОД» - дизайнер­ское проектирование отдельных вещей или их небольших комплексов с целью создания уникальных объектов, образ­цов или разработки новых процессов.

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН (эко-дизайн) — область комплексной ди­зайнерской деятельности, стремящейся к реализации в проектируемых объек­тах сближения требований природной среды и культуры, что вызывает необ­ходимость учета ценностей, достигну­тых предшествующими поколениями людей в сфере взаимоотношений че­ловека и природы.

 

ЭКСЛИБРИС (от лат. exlibris«из книг») — книжный знак, ярлык, указывающий на принадлежность книги какому-либо владельцу. Наклеивается на внутреннюю сторону книжного переплета или обложки.                                                    

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ФОРМООБРА­ЗОВАНИЕ — принцип проектирования объектов дизайна с позиций гармони­ческого равновесия взаимодействия жизни и деятельности человека с жи­вой природой.

ЭКУАН Кендзи (1929) - крупнейший представитель японского промышлен­ного дизайна.

ЭКСПОЗИЦИЯ — предъявление вос­приятию (зрителя, публики) определен­ным образом организованной пред­метной материи.

«АР НУВО» (Art Nouveau) — худо­жественный стиль, сложившийся на рубеже XIX и XX веков. Помимо наи­более  распространенного  француз ского названия «Ар Нуво» до сих пор имеют хождение различные нацио­нальные названия стиля: «Модерн» (Россия), «Югендштиль» (Германия), «Се­цессион» (Австрия), «Либерти» (Италия), «Тиффани» (США).

 

ЭРГОДИЗАЙН — художественное про­ектирование объектов, формообразова­ние которых определяется в первую очередь требованиями эргономики.

К подобным объектам относятся пульты управления, оборудование ра­бочих мест и другие изделия, эффек­тивность функционирования которых зависит от взаимодействия их с чело­веческим организмом.

ЭРГОНОМИКА — дисциплина, изу­чающая объективные характеристики человеческого организма (антропомет­рические, биомеханические, физиологи­чески, психологические) с целью опти­мизации его взаимодействия с издели­ем или средой.

ЭРЛ Харли (1893-1969) - амери­канский автомобильный дизайнер, гла­ва Центра стиля (так называемая сек­ция «Искусство и цвет» — 1925—1959) корпорации «Дженерал моторс».

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬдизайне) — специфическая социальная практика, связанная с общественным воспроизводством человеческой сущ­ности и направленная на комплекс­ное формирование окружающей че­ловека среды с учетом его эстетиче­ских потребностей.

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ (в дизай­не) — особое понимание сути объекта, возникающее в процессе его эстетического восприятия и переживания. Эстетическая ценность носит объективный характер, но лишь в той мере, в какой эстетическая оценка совпадает с общепринятыми эстетическими нормами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература

1.      Барташевич А.А., Мельников А.Г. Основы художественного конструирования: [Учеб. пособие для вузов].- Мн.:  «Высш. школа»,1978.-216с., ил.

2.      Дизайн. Иллюстрированный словарь – справочник /Г.Б. Минервин, В.Т. Шимко, А.В. Ефимов и др.: Под общей редакцией Г.Б. Минервина и В.Т. Шимко. – М.: «Архитектура - С», 2004, 288 с., ил.

3.      Дизайн/ П. Кларк; Пер. с англ. А. Броновицкой – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003. – 144 с.: ил. – (Открытие)

4.      Холмянский Л.М., Щипанов А.С. Дизайн: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1985. – 240 с., ил.

5.      Ренато Де Фуско. Ле Корбюзье – дизайнер. Мебель, 1929

6.      Мунасыпов И.М., Широкова С.Ю. Основы дизайна Курс лекций для студентов по специальности «030600 - Технология и предпринимательство". - Стерлитамак: Стерлитамак гос. пед. ин-т, 2004.- 118с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Словарь терминов и понятий по дисциплине «Техническая эстетика и дизайн» в помощь педагогам дополнительного образования художественной направленности

Словарь терминов и понятий по дисциплине «Техническая эстетика и дизайн» в помощь педагогам дополнительного образования художественной направленности

Введение На протяжении почти всей истории прикладного искусства по­давляющая масса относимых к нему изделий создавалась не про­фессиональными художниками, а народными мастерами, умель­цами

Введение На протяжении почти всей истории прикладного искусства по­давляющая масса относимых к нему изделий создавалась не про­фессиональными художниками, а народными мастерами, умель­цами

АНТРОПОМЕТРИЯ (от греч. antropos - человек, metron - ме­ра) - один из разделов антропологии, изучающий размерные характеристики строения, основных движений и поз человеческого тела

АНТРОПОМЕТРИЯ (от греч. antropos - человек, metron - ме­ра) - один из разделов антропологии, изучающий размерные характеристики строения, основных движений и поз человеческого тела

Актуальна задача упорядочения ассортимента изделий, особенно бытового назначения

Актуальна задача упорядочения ассортимента изделий, особенно бытового назначения

ВХУТЕМАС (ВХУТЕИН) - первая со­ветская архитектурно-дизайнерская школа —

ВХУТЕМАС (ВХУТЕИН) - первая со­ветская архитектурно-дизайнерская школа —

ГОРОДСКОЙ ИНТЕРЬЕР - своеоб разный синоним понятия городская среда, трактующий ее как фрагмент открытого городского пространства, вычлененный из окружения только вер тикальными ограждениями (стенами домов,…

ГОРОДСКОЙ ИНТЕРЬЕР - своеоб разный синоним понятия городская среда, трактующий ее как фрагмент открытого городского пространства, вычлененный из окружения только вер тикальными ограждениями (стенами домов,…

Основные средства — различные виды графиче ских изображений: фотографика, мон таж, аппликация, типографика, цвето графика, компьютерная (машинная) гра фика

Основные средства — различные виды графиче ских изображений: фотографика, мон таж, аппликация, типографика, цвето графика, компьютерная (машинная) гра фика

ДИЗАЙНЕР — специалист, работаю­ щий в сфере дизайна и обеспечиваю­ щий высокие потребительские свой­ ства и эстетические качества изделий промышленности и образуемой ими предметной среды

ДИЗАЙНЕР — специалист, работаю­ щий в сфере дизайна и обеспечиваю­ щий высокие потребительские свой­ ства и эстетические качества изделий промышленности и образуемой ими предметной среды

Дизайнерский способ мышления связан с промышленным способом реализации проектных за­ мыслов, знанием технологии

Дизайнерский способ мышления связан с промышленным способом реализации проектных за­ мыслов, знанием технологии

ИНЖЕНЕРНЫЙ ДИЗАЙН - об­ласть дизайнерского творчества, свя­ занная с формированием объектов и систем инженерно-технического на­ значения, особая часть промышлен­ ного дизайна

ИНЖЕНЕРНЫЙ ДИЗАЙН - об­ласть дизайнерского творчества, свя­ занная с формированием объектов и систем инженерно-технического на­ значения, особая часть промышлен­ ного дизайна

КНИЖНАЯ ГРАФИКА - в графи ческом дизайне комплекс графических средств, используемых в книгопечата­ нии: иллюстрации, шрифт, общее кон­ струирование и оформление книги

КНИЖНАЯ ГРАФИКА - в графи ческом дизайне комплекс графических средств, используемых в книгопечата­ нии: иллюстрации, шрифт, общее кон­ струирование и оформление книги

КОММЕРЧЕСКИЙ ДИЗАЙН - твор­ ческая деятельность по созданию про­ мышленной продукции (в первую оче­ редь бытового назначения), в которой главное внимание уделяется пробле­ ме ее…

КОММЕРЧЕСКИЙ ДИЗАЙН - твор­ ческая деятельность по созданию про­ мышленной продукции (в первую оче­ редь бытового назначения), в которой главное внимание уделяется пробле­ ме ее…

ЛЕНД- APT — вид искусства, в котором материалом художественного творче­ ства являются, по-преимуществу, мате риалы самой природы: земля, простран­ство ландшафта, камень, вода, воздух, визуально организованные…

ЛЕНД- APT — вид искусства, в котором материалом художественного творче­ ства являются, по-преимуществу, мате риалы самой природы: земля, простран­ство ландшафта, камень, вода, воздух, визуально организованные…

МАСШТАБ И МАСШТАБНОСТЬ - важнейшие понятия архитектурно-ди­ зайнерской теории и практики

МАСШТАБ И МАСШТАБНОСТЬ - важнейшие понятия архитектурно-ди­ зайнерской теории и практики

ПОП-АРТ — направление в искусст­ ве, возникшее в 1950-е годы и разви­ вавшееся в 1960-е, главным образом, в

ПОП-АРТ — направление в искусст­ ве, возникшее в 1950-е годы и разви­ вавшееся в 1960-е, главным образом, в

ПРОЕКТИРОВАНИЕ - тип деятель­ ности (наряду с планированием, про­ граммированием и др

ПРОЕКТИРОВАНИЕ - тип деятель­ ности (наряду с планированием, про­ граммированием и др

САЙТ » (SITE — англ . «Sculpture in the enviroument») — проектная группа

САЙТ » (SITE — англ . «Sculpture in the enviroument») — проектная группа

СТАРК Филлипп (1949) Париж - французский дизайнер-универсал, один из лидеров современного авангардно­ го дизайна

СТАРК Филлипп (1949) Париж - французский дизайнер-универсал, один из лидеров современного авангардно­ го дизайна

ТРАНСПОРТНЫЙ ДИЗАЙН — проектирование средств транспорта — воздушного, водного, наземного разного рода (от автомобилей до рельсовых видов), транспортеров, трубопроводов, лифтовых и эскалаторных устройств и соответствующих…

ТРАНСПОРТНЫЙ ДИЗАЙН — проектирование средств транспорта — воздушного, водного, наземного разного рода (от автомобилей до рельсовых видов), транспортеров, трубопроводов, лифтовых и эскалаторных устройств и соответствующих…

ФЭНТЕЗИ (англ. fantasy — фантасти­ка, фантазия) — художественное на­ правление (жанр), построенное на органичном сращивании явлений и событий сверхъестественных, «сказоч­ ных» и запредельно придуманных про­…

ФЭНТЕЗИ (англ. fantasy — фантасти­ка, фантазия) — художественное на­ правление (жанр), построенное на органичном сращивании явлений и событий сверхъестественных, «сказоч­ ных» и запредельно придуманных про­…

ШТУЧНЫЙ МЕТОД» - дизайнер­ ское проектирование отдельных вещей или их небольших комплексов с целью создания уникальных объектов, образ­ цов или разработки новых процессов

ШТУЧНЫЙ МЕТОД» - дизайнер­ ское проектирование отдельных вещей или их небольших комплексов с целью создания уникальных объектов, образ­ цов или разработки новых процессов

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ (в дизай­ не) — особое понимание сути объекта, возникающее в процессе его эстети ческого восприятия и переживания

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ (в дизай­ не) — особое понимание сути объекта, возникающее в процессе его эстети ческого восприятия и переживания

Используемая литература 1.

Используемая литература 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.07.2024