Предлагаемый методический материал может быть использован при реализации патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях с детьми разных ступеней обучения. Применим для организации и проведения различных тематических мероприятий по данному направлению воспитательной работы. Может быть использован классными руководителями при составлении планов воспитательной работы, учителями – предметниками.
СЛОВАРЬСПРАВОЧНИК
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
И ГРАЖДАНСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
НАРОД. НАРОДНОСТЬ
Народ – 1. Население, жители той или иной страны, государства. 2. Нация,
национальность, народность. 3. Люди.
Народность – предшествующая нации историческая форма общности
людей, характеризующаяся становлением единой территории, формированием
единого языка и психического склада на основе развития общей системы
экономических отношений.
НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА
Народная педагогика – совокупность средств и методов воспитания и
обучения подрастающего поколения, закрепленных в народных традициях,
сознании, фольклоре (по Г. С. Виноградову).
Народная педагогика олицетворяет собой думы и чаяния народа, его
идеалы, воззрения, представления о человеке, семье, детях, о воспитании
подрастающего поколения.
Народная педагогика четко определяет ту основу, которая должна быть
заложена в содержание программ воспитания и образования детей: идеалы,
традиции, быт, искусство, слово, труд, игра, общение с природой. Народная
педагогика возвращает нас к таким идеям, как семья (род) – народ – Родина
– природа Родины – родины, в которых мы находим единый корень – род.
Народная педагогика определяет те черты нравственной личности,
которые родители и педагоги призваны воспитывать и развивать в детях:
честность, правдивость, скромность, верность в дружбе и любви,
трудолюбие, чувство коллективизма, любовь к Родине и преданность
интересам народа, высокая нравственность, в основе которой лежат
идеалы Добра, Правды, Истины, Красоты, Свободы, Справедливости.
Народная педагогика обращает наше внимание на национальные черты
характера нашего народа, что также дает нам ориентиры в воспитании:
духовность,
милосердие,
терпимость,
чувство долга, служение Родине и народу, незлобивость.
патриотизм,
трудолюбие,
Народная педагогика указывает путь стремления к высокой культуре и
высокой нравственности, идеалам и ценностям народа.Народная педагогика призывает нас к неустанному проповедованию
культа добра, культа предков, культа добросовестного труда, культа
семьи.
Предмет народной педагогики – процесс воспитания, который включает
в себя нравственное, физическое, умственное, трудовое, эстетическое,
семейное и религиозное воспитание.
НАЦИЯ. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА РОССИЯН.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ. НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА.
НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ
Нация (от лат. – народ) – тип этноса, исторически возникшая социально
экономическая и духовная общность людей с определенным самосознанием и
психологией. Нация характеризуется общностью территории, языка,
экономических связей, психического склада, культуры и самосознания.
Национальные черты характера россиян: духовность, патриотизм,
трудолюбие, терпимость, милосердие, чувство долга, служение Родине и
народу, смирение, кротость, незлобивость.
Ментальные черты нравственной личности (российские ментальные
черты): правдивость, честность, скромность, трудолюбие, душевность,
верность в дружбе и любви, отзывчивость, любовь к Родине и преданность
интересам народа, высокая нравственность, чувство коллективизма (мы
соборный народ).
Национальная идея – идея самосохранения и самоутверждения нации в
истории. С точки зрения воспитания, а тем более патриотического,
необходимо принять идею, высказанную русским философом И. А. Ильиным,
– это «идея воспитания в русском народе национального духовного
характера».
Национальная культура представляет собой исторически оправданный
уровень развития творческих сил общества и человека, совокупность
материальных и духовных ценностей. Национальная культура способствует
осознанию человеком своей этнической принадлежности, национальной
гордости, воспитанию уважения к своей истории, традициям, языку.
Национальный уровень культуры опирается на психологический склад нации,
национальный характер и быт своего народа.
НРАВСТВЕННОСТЬ. НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ.
НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
Нравственность – 1. Особая форма общественного сознания и вид
общественных отношений, один из способов регуляции действий человека вобществе с помощью норм. В отличие от простых норм или традиции
нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла,
должного, справедливого и т. д. 2. Система внутренних прав человека,
основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости,
порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь.
Нравственность – процесс формирования моральных качеств, черт
характера, навыков и привычек поведения. Это основа формирования
личности. Аспекты нравственного развития личности: индивидуальные,
семейные, социальные.
Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и
душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение
этих правил, поведение.
Нравственный идеал – совершенный образец, к которому стремится
человек в своем нравственном развитии.
Нравственная культура – степень восприятия личностью культуры
общества; показатель того, насколько глубоко требования нравственного
воплотились в поступках личности, в ее поведении. Включает освоенный
личностью опыт человечества, который помогает поступать нравственно во
всех жизненных ситуациях, решать проблемные вопросы, проявляя культуру
чувств и поведения.
Нравственное воспитание – формирование нравственных отношений,
способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом
общественных требований и норм, прочной системы привычного,
повседневного морального поведения.
Нравственное воспитание – процесс формирования моральных качеств,
черт характера, навыков и привычек поведения. Это основа формирования
личности. Аспекты нравственного развития личности: индивидуальные,
семейные, социальные.