Предлагаемый методический материал может быть использован при реализации патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях с детьми разных ступеней обучения. Применим для организации и проведения различных тематических мероприятий по данному направлению воспитательной работы. Может быть использован классными руководителями при составлении планов воспитательной работы, учителями – предметниками.
СЛОВАРЬСПРАВОЧНИК
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
И ГРАЖДАНСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
ДУХОВНОСТЬ, ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ.
ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИИ
Духовность – стремление к общечеловеческим идеалам Добра,
Справедливости, Чуткости, Честности, уважения индивидуальности каждого
человека и его культуры.
Духовность – духовная сущность человека, противоположная его
физической, телесной сущности. Внутренний, нравственный мир человека.
Духовное воспитание – пробуждение подлинной сущности человека,
осознание предназначения его жизни на земле и развитие способностей к
реализации его высшей природы, его высшего предназначения.
Духовность тесно связана с культурой, которую выработало человечество.
В этой связи воспитание духовности возможно в культуросообразном
образовании,
ориентированном на освоении общечеловеческой и
национальной культуры и создании культуры личности. В этом случае
духовность тесно связана с творческой духовной деятельностью.
При всем многообразии подходов в психологопедагогических
исследованиях духовность рассматривается многоаспектно как цель, принцип,
высшая ценность человека, результат воспитания, как способ существования в
социокультурном пространстве, как стремление человека к вечным духовным
ценностям: Добру, Красоте, Любви.
Духовные ценности определяют позицию личности, ее поведение,
придают смысл жизни человека. В ней человек ищет ответ на вопросы: «Зачем
жить? Во имя чего жить? Что есть добро и зло?».
Проблема становления духовных ценностей личности нашла серьезное
отражение в светской и православной педагогике. Русские философы,
педагоги, психологи Н. А. Бердяев, А. И. Введенский, С. И. Гессен, И. А.
Ильин, В. С. Соловьев, Н. О. Лосский, Н. И. Пирогов, С. А. Рачинский, В. В.
Розанов, К. Д. Ушинский, С. Л. Франк и др. считали, что фундаментом школы
должно быть православие. Вследствие этого воспитание должно быть
религиозным, ориентированным на духовные ценности, в основе которых
должен быть Бог как высшая Истина и Любовь. Духовное воспитание
личности возможно в процессе погружения в мир духовной культуры, которая
связана с этическими установками христианства. Понятия блага, долга, чести,ответственности за судьбу рода, Отечества последовательно вытекают из
учения православной веры.
В науке принято говорить о трех формах существования духовных
ценностей.
Добро,
Красота),
Вопервых, духовная ценность выступает как идеал, выработанный
духовным сознанием, содержащий представления об атрибутах должного в
различных сферах жизнедеятельности. Такие ценности могут быть как
общечеловеческими (Истина,
так и конкретно
историческими (национальная традиция, новаторство). Вовторых, ценность
предстает в объективированной форме: либо в виде произведений
материальной и духовной культуры, либо в форме человеческих поступков,
являющихся конкретным воплощением общественных идеалов. Втретьих,
духовные ценности,
преломляясь через призму индивидуальной
жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме
личных ценностей, являясь одним из источников мотивации и регуляции ее
поведения.
Духовные ценности и идеи многонационального народа России:
– понимание общности судьбы всего многонационального народа России;
судьба каждого человека складывается поразному, но она неизбежно
вписывается в судьбу всего народа;
– права и свободы человека, гражданский мир и согласие; осуществление
этих идей как раз является гарантией счастливой судьбы народа и
гражданина;
– исторически сложившееся государственное единство; наше государство
многоэтническое, многонациональное, но исторически оно сложилось как
единое государство, созданное единым многонациональным народом;
– признание принципа равноправия и самоопределения народов; Россия
отказывается от каких бы то ни было имперских притязаний на подчинение
независимых государств, возникших на месте бывшего СССР;
– почитание памяти предков, передавших нынешним поколениям любовь к
Отчизне, веру в добро и справедливость; гражданин России осознает себя
продолжателем дела своих отцов и дедов, он хранит и умножает
материальные и духовные богатства, созданные прошлыми поколениями на
земле России – это и есть любовь к Родине;
– суверенная государственность России и незыблемость ее
демократической основы; долг гражданина России – отстаивать ее
независимость и ее демократический строй;– благополучие и процветание России; добиваясь личного благополучия и
процветания, гражданин России не может пренебрегать материальными
интересами других людей и всего общества;
– ответственность за Родину перед нынешним и будущими поколениями –
это гражданское чувство россиянина, которое не должно покидать его ни при
каких обстоятельствах;
– осознание себя частью мирового сообщества; гражданин России с
уважением относится к другим народам и государствам, он понимает
взаимосвязь и взаимозависимость жизни и благополучия всех людей планеты.
Эти идеи и ценности представляют собою духовную и морально
политическую основу деятельности гражданина России и Российского
государства.