Предлагаемый методический материал может быть использован при реализации патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях с детьми разных ступеней обучения. Применим для организации и проведения различных тематических мероприятий по данному направлению воспитательной работы. Может быть использован классными руководителями при составлении планов воспитательной работы, учителями – предметниками.
СЛОВАРЬСПРАВОЧНИК
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
И ГРАЖДАНСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственный флаг – один из важнейших атрибутов государства, символ
государственного и национального суверенитета,
отличительный знак
государства. Государственный флаг Российской Федерации представляет
собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос:
верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Отношение флага
к его длине – 2 : 3.
Государственный герб Российской Федерации представляет собой
четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности
красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх
распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и – над ними –
одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в
левой – держава. На груди орла, в красном щите, – серебряный всадник в синем
плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного
опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.
Гимн – официально принятая торжественная песнь в честь государства.
Государственный гимн Российской Федерации представляет собой
случаях,
произведение,
исполняемое
музыкальнопоэтическое
предусмотренных законом.
в
Исполнение гражданских ритуалов, связанных с государственными
символами России, включается в проведение торжественных мероприятий с
участием родителей,
посвященных государственным
праздникам Российской Федерации, а также в местные и общешкольные
мероприятия, праздники, такие как традиционные праздники начала и окончания
учебного года, акта вручения аттестатов выпускникам образовательных
учреждений и др.
общественности,
Изучение истории государственных символов России имеет большое значение
в деле воспитания нового поколения людей, любящих Родину, ощущающих
духовное и кровное родство с далекими предками, отстоявшими честь, свободу
и независимость России.ГРАЖДАНИН. ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ. ГРАЖДАНСКИЕ ЦЕННОСТИ.
ГРАЖДАНСКАЯ КУЛЬТУРА. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Гражданин – 1. В средневековой Руси – горожанин, житель города. 2.
Человек, принадлежащий к постоянному населению государства.
Гражданин обладает всей полнотой прав и свобод, закрепленных в
конституции страны, а государство обязано их предоставить и защищать. В свою
очередь на гражданина возложены обязанности перед государством. К этим
правам и обязанностям относятся, например, право избирать и быть избранным в
органы власти, воинская обязанность.
Гражданин – лицо, принадлежащее постоянному населению данного
государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью
политических и иных прав и обязанностей.
Гражданство – это устойчивая связь человека с определенным государством,
выражающаяся в их взаимных правах, обязанностях и ответственности друг
перед другом.
Гражданство – устойчивая правовая связь лица с государством, означающая
подчинение лица (независимо от его местонахождения) власти соответствующего
государства и состоящая из комплекса взаимных прав и обязанностей данного
государства и лица.
Гражданственность – интегральное качество человека, характеризующее его
взаимоотношения с обществом, государством.
Гражданственность – это освоение и реализация человеком своих прав и
обязанностей по отношению к самому себе как личности, к своей семье,
окружающим людям, обществу, Отечеству и планете Земля.
Сущностное содержание гражданственности связано с воспитанием
личностных отношений человека к социальной действительности и своему
положению в обществе.
содержание
и
Социальное
становления
гражданственности как интегрального качества человека заключается в
воспитании положительных отношений человека:
формирования
– к своему Отечеству и человеческой цивилизации в целом;
– гражданскому обществу и правовому государству как к гражданским
идеалам;
– гуманизму как принципу отношений между людьми;– ответственности и долгу как норме общественного поведения;
– социальной активности;
– самому себе как свободной, трудолюбивой, творческой, наделенной
нравственными качествами личности, живущей по законам Добра, Красоты,
Правды, Справедливости, человеческого Достоинства.
Гражданское отношение к обществу – это, прежде всего, внутренняя
позиция (а потом уже и внешнее поведение, вытекающее из нее) относительно
тех условий, в которые индивид помещен различными социальными установками.
Гражданские ценности:
– права человека;
– свобода;
– равенство;
– справедливость;
– общественные блага для всех людей;
– патриотизм и др.
Гражданские ценности предполагают:
– гражданское общество;
– правовое государство;
– общественное поведение;
– социальную активность и т. д.
Гражданская культура
предполагает формирование и развитие
политической, правовой, трудовой, миротворческой и природоохранительной
культур.
Гражданскому становлению личности поможет реализация следующей
системы целей:
– развитие у воспитанников национального самосознания, чувства любви и
уважения к Родине, народу, символам и законам государства, стимулирование их
гражданской активности;
– помощь воспитанникам в формировании и развитии таких качеств
гражданина Отечества и мира, которые будут способствовать их социальному
творчеству, помогут действовать в интересах совершенствования личности и в
интересах общества, государства, в целом человеческой цивилизации;
– помощь воспитанникам в освоении и присвоении гражданских идеалов и
гражданских ценностей, помощь в восхождении к высшим образцам культуры, в
том числе и к культуре гражданской;– помощь в разработке и реализации социально значимых проектов,
связанных с решением проблем экологии, миротворчества, милосердия, участия
в общественнополитической жизни, поселка, города, родного края, общества и
государства.
Реализация программы «Гражданин» может осуществляться в рамках
системноролевого подхода на основе авторских локальных программ,
разработанных силами самих субъектов воспитания:
– «Я – человек! Я – личность!»;
– «Я – семьянин»;
– «Я и другие люди»;
– «Я и мое Отечество»;
– «Я и общество»;
– «Я и планета Земля».
Гражданское воспитание осуществляется в целостном образовательном
процессе и включает все направления культуры: нравственную, социальную,
правовую, политическую, патриотическую и др. В своей совокупности они
позволяют человеку ощущать себя дееспособным. Гражданственность как
интегрированное качество личности выражается в чувстве собственного
достоинства, внутренней свободе личности, дисциплинированности, в уважении
и доверии к другим гражданам и к государственной власти, способности
выполнять свои обязанности,
гармонически сочетать национальные,
патриотические и интернациональные чувства.
Учитывая вышесказанное, процесс формирования гражданственности
включает: формирование гражданского сознания (понятий, смыслов, идеалов,
убеждений); чувств (долга, совести, чести, достоинства); практику поведения
(нормы, поступки, обычаи, привычки).
Образовательная функция ставит своей целью раскрытие учащимся
общегражданских политических ценностей, формирование устойчивой системы
привычного ответственного сознания и умения отстаивать свои взгляды и
убеждения.
Воспитательная функция формирует у учащихся высокие морально
политические качества, такие как порядочность, моральнополитическая
чистоплотность по отношению к людям, общественному достоянию,
сознательная дисциплинированность, ответственность, политическое чутье,
критичность.Развивающая функция вытекает из образовательной и воспитательной. Она
способствует формированию политического мышления и умения осмысливать
события с позиции нового политического мышления. Молодежь учится
самостоятельно разбираться в потоке политической информации, давать ей
объективную оценку, противостоять манипулированию их сознанием.
Содержанием гражданского воспитания выступают ценности и
смыслы.
Витальные: жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние, физическое
состояние человека (сытость, покой, бодрость), сила, выносливость,
качество жизни, природная среда (экологические ценности), практичность,
потребление, комфорт, уровень потребления.
профессия,
семья,
патриотизм,
Социальные: социальное положение, статус, трудолюбие, богатство,
труд,
дисциплина,
предприимчивость, склонность к риску, равенство социальное, равенство
полов, способность к достижениям, личная независимость, активное
участие в жизни общества, ориентированность на прошлое и будущее,
локальная
(государственная,
интернациональная) ориентация.
сверхлокальная
терпимость,
(почвенная)
или
Политические: свобода слова, гражданские свободы, государственность,
законность, хороший правитель, порядок, конституция, гражданский мир.
Моральные: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, честность,
бескорыстие, порядочность, верность, взаимопомощь, справедливость,
уважение к старшим, любовь к детям.
Эстетические: красота (или, напротив, эстетика безобразного), идеал,
стиль, гармония, следование традиции или новизна, эклектика, культурная
самобытность или подражание престижной заимствованной моде.
Ценность в гражданском воспитании как многоуровневая система:
идеал – совершенный образ, определяющий гражданственность человека; норма
принцип – руководящая идея,
– внутренне принимаемое обязательство;
основное правило деятельности; цель – предвосхищение результата, механизм
интеграции действий человека, приводящий их в систему и определяющий
гражданскую деятельность человека; отношение – проявление свойств явления
в системе; значение – определение смысла, благодаря которому происходит
оценивание.Формы утверждения ценностей в коллективе: конституция учебного
заведения, утверждение закона о защите чести и достоинства, наличие идеала,
законов жизнедеятельности, правила отношений «ученик – ученик», договора
взаимодействия «учитель – ученик», кодексы сотрудничества «ученик –
родители – учителя», кодексы чести, установление прав и обязанностей
учащихся, наличие в коллективе традиций, обычаев и др.
Гражданские качества личности. Личностные: порядочность, чувство
Межличностные:
долга, честность, верность, надежность, уважение.
бескорыстие.
справедливость,
Гуманистические: совесть, доброжелательность, уважение прав и свобод,
Коллективной деятельности:
самопознание, человеколюбие, альтруизм.
коллективизм, товарищество, ответственность, солидарность, чувство чести,
самоотверженность,
свобода,
трудолюбие,
законопослушание,
миролюбие.
Общественные:
самодисциплинированность,
инициативность.
патриотизм,
сострадание,
сорадование,
преданность,
Вышеуказанные качества гражданина проявляются в процессе реализации
социальных ролей, которые определяют отношение ученика к самому себе
(познать себя, закаливать свой организм, заниматься самообразованием и
самовоспитанием); к своей семье (сын, дочь, внук, внучка, брат, сестра,
родственник); к школе (ученик, хозяин, член коллктива, товарищ); к
окружающим людям (горожанин, сельчанин, сосед, член общества, объединения);
к Отечеству (патриот, защитник, труженик, хозяин).
Реализуются и усложняются эти социальные рои на протяжении всей жизни
человека через конкретные права и обязанности*.