СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ГРАЖДАНСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  • Мероприятия
  • docx
  • 17.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемый методический материал может быть использован при реализации патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях с детьми разных ступеней обучения. Применим для организации и проведения различных тематических мероприятий по данному направлению воспитательной работы. Может быть использован классными руководителями при составлении планов воспитательной работы, учителями – предметниками.
Иконка файла материала Словарь-справочник патриотических терминов.docx
СЛОВАРЬ­СПРАВОЧНИК ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ГРАЖДАНСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственный флаг – один из важнейших атрибутов государства, символ государственного   и   национального   суверенитета,   отличительный   знак государства.  Государственный   флаг   Российской   Федерации  представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Отношение флага к его длине – 2 : 3. Государственный   герб   Российской  Федерации  представляет   собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный   геральдический   щит   с   золотым   двуглавым   орлом,   поднявшим   вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, – серебряный всадник в синем плаще   на   серебряном   коне,   поражающий   серебряным   копьем   черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.  Гимн – официально  принятая  торжественная  песнь  в  честь  государства. Государственный   гимн   Российской   Федерации  представляет   собой случаях,   произведение,   исполняемое музыкально­поэтическое предусмотренных законом.   в   Исполнение   гражданских   ритуалов,   связанных   с   государственными символами   России,   включается   в   проведение   торжественных   мероприятий   с участием   родителей,   посвященных   государственным праздникам   Российской   Федерации,   а   также   в   местные   и   общешкольные мероприятия, праздники, такие как традиционные праздники начала и окончания учебного   года,   акта   вручения   аттестатов   выпускникам   образовательных учреждений и др.   общественности, Изучение истории государственных символов России имеет большое значение в   деле   воспитания   нового   поколения   людей,   любящих   Родину,   ощущающих духовное и кровное родство с далекими предками, отстоявшими честь, свободу и независимость России.ГРАЖДАНИН. ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ. ГРАЖДАНСКИЕ ЦЕННОСТИ. ГРАЖДАНСКАЯ КУЛЬТУРА. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ Гражданин  –   1.   В   средневековой   Руси   –   горожанин,   житель   города.   2. Человек, принадлежащий к постоянному населению государства.  Гражданин  обладает   всей   полнотой   прав   и   свобод,   закрепленных   в конституции страны, а государство обязано их предоставить и защищать. В свою очередь   на   гражданина   возложены   обязанности   перед   государством.   К   этим правам и обязанностям относятся, например, право избирать и быть избранным в органы власти, воинская обязанность. Гражданин  –   лицо,   принадлежащее   постоянному   населению   данного государства,   пользующееся   его   защитой   и   наделенное   совокупностью политических и иных прав и обязанностей. Гражданство – это устойчивая связь человека с определенным государством, выражающаяся   в   их   взаимных   правах,   обязанностях   и   ответственности   друг перед другом. Гражданство – устойчивая правовая связь лица с государством, означающая подчинение лица (независимо от его местонахождения) власти соответствующего государства и состоящая из комплекса взаимных прав и обязанностей данного государства и лица. Гражданственность – интегральное качество человека, характеризующее его взаимоотношения с обществом, государством. Гражданственность  – это освоение и реализация человеком своих прав и обязанностей   по   отношению   к   самому   себе   как   личности,   к   своей   семье, окружающим людям, обществу, Отечеству и планете Земля. Сущностное   содержание   гражданственности  связано   с   воспитанием личностных   отношений   человека   к   социальной   действительности   и   своему положению в обществе.   содержание   и   Социальное становления гражданственности   как   интегрального   качества   человека  заключается   в воспитании положительных отношений человека:   формирования – к своему Отечеству и человеческой цивилизации в целом; –   гражданскому   обществу   и   правовому   государству   как   к   гражданским идеалам; – гуманизму как принципу отношений между людьми;– ответственности и долгу как норме общественного поведения; – социальной активности; –   самому   себе   как   свободной,   трудолюбивой,   творческой,   наделенной нравственными   качествами   личности,   живущей   по   законам   Добра,   Красоты, Правды, Справедливости, человеческого Достоинства. Гражданское   отношение   к   обществу  –   это,   прежде   всего,   внутренняя позиция (а потом уже и внешнее поведение, вытекающее из нее) относительно тех условий, в которые индивид помещен различными социальными установками. Гражданские ценности: – права человека; – свобода; – равенство; – справедливость; – общественные блага для всех людей; – патриотизм и др. Гражданские ценности предполагают: – гражданское общество; – правовое государство; – общественное поведение; – социальную активность и т. д. Гражданская   культура  предполагает   формирование   и   развитие политической,   правовой,   трудовой,   миротворческой   и   природоохранительной культур. Гражданскому становлению личности поможет реализация следующей системы целей: – развитие у воспитанников национального самосознания, чувства   любви и уважения к Родине, народу, символам и законам государства, стимулирование их гражданской активности; –   помощь     воспитанникам   в   формировании   и   развитии   таких   качеств гражданина Отечества и мира, которые будут способствовать их социальному творчеству, помогут действовать в интересах совершенствования личности и в интересах общества, государства, в целом человеческой цивилизации; – помощь воспитанникам в освоении и присвоении гражданских идеалов и гражданских ценностей,  помощь в восхождении  к высшим образцам культуры, в том числе и к культуре гражданской;–   помощь     в   разработке   и   реализации   социально   значимых   проектов, связанных с решением проблем экологии, миротворчества, милосердия, участия в общественно­политической жизни, поселка, города, родного края, общества и государства. Реализация программы «Гражданин» может осуществляться в рамках системно­ролевого   подхода   на   основе   авторских   локальных   программ, разработанных силами самих субъектов воспитания: – «Я – человек! Я – личность!»; – «Я – семьянин»; – «Я и другие люди»; – «Я и мое Отечество»; – «Я и общество»; – «Я и планета Земля». Гражданское   воспитание  осуществляется   в   целостном   образовательном процессе   и   включает   все   направления   культуры:   нравственную,   социальную, правовую,   политическую,   патриотическую   и   др.   В   своей   совокупности   они позволяют   человеку   ощущать   себя   дееспособным.   Гражданственность   как интегрированное   качество   личности   выражается   в   чувстве   собственного достоинства, внутренней свободе личности, дисциплинированности, в уважении и   доверии   к   другим   гражданам   и   к   государственной   власти,   способности выполнять   свои   обязанности,   гармонически   сочетать   национальные, патриотические  и интернациональные чувства. Учитывая   вышесказанное,   процесс   формирования   гражданственности включает:   формирование   гражданского   сознания   (понятий,   смыслов,   идеалов, убеждений); чувств (долга,  совести,  чести, достоинства);  практику поведения (нормы, поступки, обычаи, привычки). Образовательная   функция  ставит   своей   целью   раскрытие   учащимся общегражданских политических ценностей, формирование устойчивой системы привычного   ответственного   сознания   и   умения   отстаивать   свои   взгляды   и убеждения. Воспитательная   функция  формирует   у   учащихся   высокие   морально­ политические   качества,   такие   как   порядочность,   морально­политическая чистоплотность   по   отношению   к   людям,   общественному   достоянию, сознательная   дисциплинированность,   ответственность,   политическое   чутье, критичность.Развивающая функция  вытекает из образовательной и воспитательной. Она способствует формированию политического мышления и умения осмысливать события   с   позиции   нового   политического   мышления.   Молодежь   учится самостоятельно   разбираться   в   потоке   политической   информации,   давать   ей объективную оценку, противостоять манипулированию их сознанием. Содержанием   гражданского   воспитания  выступают  ценности   и смыслы.  Витальные: жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние, физическое состояние   человека   (сытость,   покой,   бодрость),   сила,   выносливость, качество жизни, природная среда (экологические ценности), практичность, потребление, комфорт, уровень потребления.    профессия,   семья,   патриотизм, Социальные:  социальное   положение,   статус,   трудолюбие,   богатство, труд,   дисциплина, предприимчивость,   склонность   к   риску,   равенство   социальное,   равенство полов,   способность   к   достижениям,   личная   независимость,   активное участие   в   жизни   общества,   ориентированность   на   прошлое   и   будущее, локальная   (государственная, интернациональная) ориентация.  сверхлокальная     терпимость, (почвенная)   или   Политические: свобода слова, гражданские свободы, государственность, законность, хороший правитель, порядок, конституция, гражданский мир.  Моральные:  добро,   благо,   любовь,   дружба,   долг,   честь,   честность, бескорыстие,   порядочность,   верность,   взаимопомощь,   справедливость, уважение к старшим, любовь к детям.  Эстетические:  красота (или, напротив, эстетика безобразного), идеал, стиль, гармония, следование традиции или новизна, эклектика, культурная самобытность или подражание престижной заимствованной моде. Ценность   в   гражданском   воспитании   как   многоуровневая   система: идеал – совершенный образ, определяющий гражданственность человека; норма  принцип  –   руководящая   идея, –   внутренне   принимаемое   обязательство; основное правило деятельности;  цель  – предвосхищение результата, механизм интеграции   действий   человека,   приводящий   их   в   систему   и   определяющий гражданскую деятельность человека; отношение – проявление свойств явления в  системе;  значение  –  определение   смысла,   благодаря   которому   происходит оценивание.Формы   утверждения   ценностей   в   коллективе:  конституция   учебного заведения, утверждение закона  о защите чести и достоинства, наличие идеала, законов   жизнедеятельности,  правила   отношений  «ученик  –  ученик»,  договора взаимодействия   «учитель   –   ученик»,   кодексы   сотрудничества   «ученик   – родители   –   учителя»,   кодексы   чести,   установление   прав   и   обязанностей учащихся, наличие в коллективе традиций, обычаев и др. Гражданские   качества   личности.  Личностные:  порядочность,   чувство  Межличностные: долга,   честность,   верность,   надежность,   уважение.   бескорыстие. справедливость, Гуманистические:  совесть,   доброжелательность,   уважение   прав   и   свобод,  Коллективной   деятельности: самопознание,   человеколюбие,   альтруизм. коллективизм,   товарищество,   ответственность,   солидарность,   чувство   чести, самоотверженность, свобода,   трудолюбие, законопослушание, миролюбие.  Общественные:    самодисциплинированность, инициативность.   патриотизм,   сострадание,   сорадование,   преданность,   Вышеуказанные   качества   гражданина   проявляются   в   процессе   реализации социальных   ролей,   которые   определяют   отношение   ученика   к   самому   себе (познать   себя,   закаливать   свой   организм,   заниматься   самообразованием   и самовоспитанием);   к   своей   семье   (сын,   дочь,   внук,   внучка,   брат,   сестра, родственник);   к   школе   (ученик,   хозяин,   член   коллктива,   товарищ);   к окружающим людям (горожанин, сельчанин, сосед, член общества, объединения); к Отечеству (патриот, защитник, труженик, хозяин). Реализуются и усложняются эти социальные рои на протяжении всей жизни человека через конкретные права и обязанности*.