Словарик ВПР по русскому языку
Оценка 4.6

Словарик ВПР по русскому языку

Оценка 4.6
Раздаточные материалы +1
docx
русский язык
5 кл
09.04.2020
Словарик ВПР по русскому языку
словарик ВПР.docx

 

 

 

 

ВПР

 

 

 

СПРАВОЧНИК

 

 

5 класс

 

 

 

http://easyen.ru/disain/avatar/ava_bez_avtor.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                ВПР – конец  5-го класса

Задание 1

Списать текст, вставить пропущенные буквы и знаки препинания

Задание 2

Фонетический разбор

 

 

Морфемный разбор

Морфологический разбор имени существительного

Морфологический разбор имени прилагательного

Синтаксический разбор предложения

Задание 3

Ударение

Задание 4

Части речи

Задание 5

Предложение с прямой речью

Задание 6

Знаки препинания при однородных членах предложения, обращениях

Задание 7

Знаки препинания в сложном предложении

Задание 8

Определение основной мысли текста

Задание 9

Работа с текстом

Задание 10

Тип речи

Задание 11

Толкование лексического значения слова

Задание 12

Антонимы, синонимы

 

Стили речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конец учебного года: ВПР за 5 класс

Задание 2

Виды разборов

 

Фонетический разбор

 

Наряд1      на-ряд 2 слога, [нар,т]

н – [н] – согласный, сонорный, твёрдый, парный [н,]

а – [а] – гласный, безударный

р – [р’] – согласный, сонорный, мягкий, парный [р]

я – [а́] – гласный, ударный

д – [т] – согласный, глухой, парный [д],твёрдый, парный [т,]

5 букв, 5 звуков

Морфемный разбор

Безветренный 2 / безветренный / безветренный

без- – приставка

-ветр- – корень

-енн- – суффикс

-ый – окончание + ОСНОВА СЛОВА !!!

Морфологический разбор

Схема морфологического разбора имени существительного

I. Часть речи

II. Начальная форма (И.п.,ед.ч.) пост. признаки: собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, склонение, непост. признаки число, падеж.

III. Член предложения

Пример:

В саду3  поспели груши.

IВ саду – сущ., обозначает предмет

IIН.ф. – сад, П. П.:нариц., неодуш., м.р., 2 скл., Н.П.:ед. ч., П.п.,

III. В предложении является обстоятельством.

Схема морфологического разбора имени прилагательного

I.Часть речи, общее грамматическое значение.

II.Н.ф. (форма м. р. ед. ч. в И. п.), пост - , непост. признаки: род (в ед.ч.), падеж, число.

III.Синтаксическая роль прилагательного (каким членом предложения является

прилагательное).

Пример:

(в) большие 3 (стаи)

I.  (в) большие (стаи) – имя прилагательное, обозначает признак предмета: в стаи

(какие?) большие;

II. Н. ф. – большой; во мн. числе, в В. п.

III. В  предложении является определением.

Схема морфологического разбора глагола

I.Часть речи, общее грамматическое значение.

II.Н.ф. (что делать? или что сделать?), пост – вид, спряжение, непост. признаки:  время, лицо, число (у настоящего и будущего времени), число, род (в ед. числе) (у прошедшего времени).

III.Синтаксическая роль глагола (каким членом предложения является

глагол).

Пример:

застелешь 3 (стаи)- глагол, обозначает действие предмета

I.   что сделаешь?

II. Н. ф. – застелить ; П.П. сов.в, I спряж., Н.П. будущ. вр, 2 л., ед. ч.

III. В  предложении является сказуемым.

Синтаксический разбор предложения

Советы

Чтобы выполнить синтаксический разбор, надо:

1.             охарактеризовать предложение по цели высказывания и по эмоциональной окраске;

2.             подчеркнуть грамматическую основу и указать средства её выражения;

3.             охарактеризовать строение предложения (простое, односоставное или двусоставное);

4.             определить, распространенное или нет, подчеркнув второстепенные члены предложения и указав средства их выражения;

5.             отметить, есть ли в предложении однородные члены, обращение.

Например:

Они быстро вянут, теряют яркий зелёный цвет.4

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми.

Грамматическая основа: они (подлежащее, выражено сущ. В И.п.), вянут, теряют (однородные сказуемые, выраженные глаголом).

Второстепенные члены предложения: (вянут как?) быстро – обстоятельство образа действия, выражено наречием; (цвет какой?) яркий – определение, выражено прилагательным; (цвет какой?) зелёный – определение, выражено прилагательным.

Виды простых предложений

план разбора

содержание

пояснение

примеры

1. по цели высказывания

Повествовательное

содержит сообщение

Сегодня весь день идёт дождь.

Вопросительное

содержит вопрос

Ты поёдешь гулять?

Побудительное

побуждает к действию (предлагает, просит, требует)

Собирайся и иди в школу. Подойди, пожалуйста, ко мне.

2. по интонации  (=по эмоциональной окраске)

Восклицательные

Интонация к концу предложения повышается

Как хороши, как свежи были розы!

Невосклицательные

Интонация к концу предложения понижается

Как хороши, как свежи были розы.

3. указать, что предложение простое, если ОДНА грамматическая основа

4. по наличию главных членов

Двусоставные

есть оба главных члена    

Только серые вороны расшумелись на снегу.

Односоставные

только один из главных членов: (подлежащее или сказуемое)

Еду.   ТихоЛюблю грозу в начале мая.

Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Темная ночь.

5. по наличию второстепенных членов

Распространенные

есть хотя бы один второстепенный член предложения. 

Наступила холоднаяосень.

Нераспространенные

нет второстепенных членов

Осень наступила. Высохли цветы.

6. по наличию однородных членов предложения, вводных слов  или обращения

Осложнено

Однородными членами или обращением

Как хороши, как свежи были розы! (осложнено однородными сказуемыми) Спой, светик, не стыдись. (осложнено обращением)

Не осложнено

Нет однородных членов или обращения

Люблю грозу в начале мая. (не осложнено)

 

Задание 3

Ударение

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!!!

 

бАрмен,

бОроду, бОроды,  

борОд, бородАм,

вОвремя,

ворОта,

дефИс,                      

дешевИзна,

диспансЕр,

добелА,

довезЁнный,

дОверху,

донЕльзя,

дОнизу,

досУг,

дОсуха,

доЯр,

завИдно,

зАгнутый,

зАгодя,

закУпорить,

зАсветло,

зАтемно,

звонИт,

защемИть,

защемИт,

жалюзИ,

исчЕрпать,

избалОванный,

каталОг,

каучУк,

квартАл,

киломЕтр,

киоскЁр,

красИвее,

кремЕнь, кремнЯ,

мастерскИ,

мозаИчный,

молЯщий,

надОлго,

ненадОлго,

новостЕй, нОвости,

новорождЁнный,

нОгтя,

оптОвый,

Отрок, Отрочество,

откУпорить,

пОчестей,

пЕтля,

свЁкла,

сирОты,

срЕдства,

сОгнутый,

сорИт,

стАтуя,

столЯр,

тамОжня,

танцОвщица,

тОтчас,

фенОмен,

цепОчка,

чЕлюстей,

чЕрпать,

шассИ,

школЯр,

щавЕль,

щемИть,

щемИт,

экспЕрт

 

Ударное окончание!

Ударный первый слог корня!

Проверочное  однокоренное слово с ударным слогом!

Ударное окончание!

Ударный последний слог!

Ударный последний слог!

 

включИт

вручИт

защемИ

звонИт

кровоточИт

наделИт

накренИтся

облегчИт

ободрИт

обострИтодолжИт

окружИт

сверлИт

углубИт

укрепИт

щемИт

но:

плодонОсит, плодоносИть

аэропОрты

бАнты

Иксы

крАны

пОрты

склАдытОрты

шАрфы

шпрИцы

 

бухгАлтеров (бухгАлтер)

вероисповЕдание (вЕдать)

кАшлянуть (кАшель)

кУхонный (кУхня)

лЕкторов (лЕктор)

мЕстностей (мЕсто)

надОлго (дОлго)

нОгтя (нОготь)

освЕдомиться (вЕдать)

Отрочество (Отрок)

пОчестей (пОчесть)

сирОты (нет сирОт)

слИвовый (слИва)

тУфля  (тУфли)

чЕлюстей (чЕлюсть)

 

бралА

вернАвзялА

влилАсь

воспринялА

воссоздалА

ворвалАсь

гналАсь

добралАсь

дождалАсь

занятА

запертА

заселенА

лгалА

лилА

ловкАнавралА

налилА

налитА

начатА

принялА

принятА

рвалА

снятА

но:

клАла

укрАла

крАлась

послАла

водопровОд

газопровОд

нефтепровОд

но:

электропрОвод

 

________

премировАть

нормировАть

баловАть

пломбировАть

опломбировАть

 

(тренировАть -

проверочное слово для данных глаголов)

монолОг

диалОг

каталОг

некролОг

 

 

___________

Ударный

суффикс

–ЛИВ-

 

болтлИвапрозорлИва

смазлИва

суетлИва

но:

прожОрлива

 

___________

ломОта,

дремОта

но:

тошнотА

 

 

+ НАШ ОРФОЭПИЧЕСКИЙ МИНИМУМ!!! (повторяем вслух ежедневно)

 

Задание 4

Части речи

 ЧАСТИ РЕЧИ

 

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ

 

СЛУЖЕБНЫЕ

 

 

изменяемые

неизменяемые

 

 

 

 

 

НАРЕЧИЕ

 

 

 

 

 

 

 

склоняемые

спрягаемые

предлог

союз

частица

 

В, НА, ПОД, НАД, ИЗ, К, С…

И, А, НО, ИЛИ, ЛИБО, ДА (=НО), ДА (+=И)…

НЕ, ВСЁ-ТАКИ, БЫ, ТОЛЬКО, ЛИШЬ…

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

МЕСТОИМЕНИЕ

ГЛАГОЛ

 

 

 

 

Части речи

Вопросы

Грамматическое значение

Примеры 

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

имя существительное

Кто? Что?

предметность

Парта, лес, море, красота

имя прилагательное

Какой? Чей?

Признак предмета

Красивый, умный

имя числительное

Сколько? Какой по счёту?

Количество или порядок при счёте

Два, двести,

пятый

местоимение

Кто? Что? Сколько? Который?

Указывает на предмет, признак, но не называет его

Я, мы, каждый, иной, некто, тот, ваш

наречие

Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем?

и Как? Каким образом?

Признак действия. Признак признака

Влево, завтра, никогда, тут

глагол

Что делать? Что сделать?

Действие предмета

Вырасти, сберечь, задрожала, повернёшься

причастие

 

 

 

деепричастие

 

 

 

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Части речи

Служат для

Примеры

союз

связи однородных членов и частей сложного предложения

Пришёл И увидел

предлог

связи слов в словосочетании

Пошёл В школу

частица

передачи  дополнительных значений значения

НЕ пришёл

ТОЛЬКО ты

 

 

Задание 5

Предложение с прямой речью

1. Прямая речь заключается в кавычки, первое слово прямой речи пишется с большой буквы.

2. Перед прямой речью после слов автора ставится двоеточие:

                          А: «П».       А: «П?»         А: «П!»

3.После прямой речи перед словами автора ставится тире, слова автора начинаются с маленькой буквы. В конце прямой речи перед словами автора ставится запятая, вопросительный или восклицательный знак:

                        «П», – а.       «П?» – а.     «П!» – а.   

Слова речи, мысли: говорить, сказать, спросить, крикнуть, воскликнуть, ответить, сообщить, обратиться, писать, учить, завещать, объяснить, возразить, прошептать, предложить и т.п.

Напримеры:

М. Горький писал: «Хорошая книга – просто праздник». А: «П».

«Хорошая книга – просто праздник», - писал М. Горький. «П», – а.

Вера Васильевна спросила: «Какие книги вы любите?»  А: «П?»

«Какие книги вы любите?» - спросила Вера Васильевна. «П?» – а.

«Не трогай его!» - закричал Дубровский. «П!» – а.

 

Задание 6

 

   Однородными могут быть и главные, и второстепенные члены предложения!!!

 

Знаки препинания при однородных членах

Запятая ставится:

Запятая не ставится:

1.      При 2-х и более однородных членах при отсутствии союза (перечисление):

   Сверху видны поля, луга, перелески.

             О,   О,   О.

   Перед одиночными союзами и, или, либо, да = и.

    О  и  О ;           

О  или  О ;        

О  да(=и)  О .

 

 Из окна вагона видны поля ИЛИ луга

    О  или  О •

 

Море ловит стрелы молний И в своей пучине гасит.

    О  и  О •

 

2.      Между однородными членами перед союзамиа, но, да = но.

   Из окна вагона видны поля, а не луга

 О, а  О .       О, но О .        О, да  О .

3.      При повторяющихся союзах после каждого однородного члена:

Сверху видны и поля ,Илуга, Иперелески.

ИО,  и  О,  и  О.                

или О, или  О, или О.              

то О, то  О, то О.

4.      Перед второй частью составных союзов:

   На плане обозначены КАК поля, ТАК И леса.

Как О, так и  О.

 

 

Обобщающее слово при однородных членах предложения

1.        Обобщающее слова — это слово (сочетание слов), которое является общим обозначением ряда однородных членов.

2.        Обобщающее слово уточняется рядом однородных членов предложения.

3.        Оно является тем же членом предложения, что и однородные;

4.        Часто в роли обобщающего слова выступают существительные, местоимения (всё, все, никто и т.д.), наречия (всюду, везде, никуда и т.д.)

Например:

В поле растут ЦВЕТЫ: ромашки, васильки, лютики.

ВСЮДУ тает снег: в поле, в лесу, в городе.

Знаки препинания при обобщающем слове

правило

пример

Если обобщающее слово стоит перед рядом однородных членов, то после него ставится двоеточие.

Снег покрыл всё: и крыши, и деревья, и дороги.

В корзине была дичь: два тетерева и утка.

 

ВНИМАНИЕ!!! В последнее время в задание № 6 стали включать предложения, осложнённые обращениями.

Пример задания: Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Ночная жара неподвижно висела в воздухе улиц.

2) Кто же тебя Полкан так сильно покусал?

3) Я испугался и побежал домой.

4) Петя потёр кулаками глаза и широко зевнул.

Ответ: Кто же тебя, Полкан, так сильно покусал? + пояснение: в предложении нужно поставить две запятые, так как оно осложнено обращением Полкан, которое выделяется с двух сторон запятыми.

Задание 7

Знаки препинания  в сложном предложении

1.    Сложное предложение состоит из нескольких частей (2-х и более), в каждом из которых есть грамматическая основа.

2.    Части сложного предложения связаны между собой по смыслу, а также с помощью интонации или интонации и союзов.

              Сложное предложение

 

                                    СОЮЗНОЕ                                                           БЕССОЮЗНОЕ                                   

 

            Сложносочиненное        Сложноподчиненное

 

Предложения равноправны           одно предложение подчиняется другому,          

                                                   т.е. одно - придаточное, другое – главное

 

                                     соединены

 

сочинительными союзами     подчинительными союзами  интонацией и смыслу

 

и,но, а, да, или, то…то, когда, потому что, что, если, хотя, будто,

ни… ни, либо…либо и др.                чтобы, так что, несмотря на то чтои др.

                                         + союзными словами: который, чей, какой, где, куда, откуда и др.

Советы «Как правильно поставить запятую в сложном предложении»

1.      Прежде всего убедитесь, что предложение действительно сложное.

2.      Для этого в каждой части найдите грамматическую основу.

3.      Затем определите границу между частями сложного предложения – на этой границе и следует поставить запятую.

 

 

Задание 8

 

Тема (О ЧЁМ?)

Основная мысль (идея) (ЗАЧЕМ?)

Проблема

(ПОЧЕМУ?)

То, о чём говорится в тексте

Цели, которые автор ставит перед собой (ЗАЧЕМ пишется текст?),  и личное мнение автора - то, к чему он пытается подвести читателя

Вопрос, о котором рассуждает автор

Спасение бездомного щенка

Заботясь о животных, человек проявляет свои лучшие качества: умение сопереживать, доброту и ответственность.

Нужно ли заботиться о братьях наших меньших? Почему?

 

Алгоритм размышления

Чтобы определить основную мысль текста, надо:

1.             внимательно прочитать текст;

2.             решить, на какой вопрос отвечает автор своим текстом (Что желал высказать автор по данной теме? Какую мысль  хотел донести до читателя? К чему призывает читателя?)

3.             найти в тексте ответ на этот вопрос или сформулировать его самостоятельно, опираясь на содержание текста;

4.             ответ на эти вопросы и будет основной мыслью текста.

Советы

1.             Грамотно сформулируйте основную мысль;

2.             проверьте правильность своего ответа, еще раз прочитав текст: иногда основная мысль выражена в конкретном предложении, чаще всего она выражена в первом или последнем предложении;

3.             не забудьте, что ответ на вопрос должен быть оформлен предложением, а не словом или словосочетанием;

4.             постарайтесь сформулировать главную мысль кратко, чётко, грамотно;

5.             возможно несколько вариантов оформления ответа на поставленный в задании вопрос:

- автор подводит читателя к мысли о том, что…

-  автор убеждает нас в том, что…

- основная мысль текста заключена в следующем предложении «…».

 

Задание 9

Работа с текстом

Советы

1.             Прежде чем ответить на поставленный вопрос, перечитайте еще раз исходный текст;

2.             при чтении постарайтесь найти ответ на предложенный вам вопрос;

3.             сначала сформулируйте ответ устно;

4.             при оформлении ответа можно использовать цитирование, то есть включить  предложение, в котором содержится утверждение на поставленный вопрос, в свою запись.

 

 

Например:

Исходное задание:

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что «кузница» служила местом кормёжки не одному десятку поколений дятлов? Запишите ответ.

Варианты ответов

По мнению писателя, «лежащий под дубом целый курган разбитых сосновых шишек» свидетельствует о том, что «кузница» служила местом кормёжки не одному десятку поколений дятлов.

                                                                             или

Автор пишет, что «кузница служила местом кормёжки» дятлам, о чём свидетельствует «лежащий под дубом целый курган разбитых сосновых шишек».

Задание 10

Типы речи

повествование

Что делает предмет?

Что и как произошло?

Рассказ о событиях, действиях, происшествиях

1. Завязка

2. Развитие действия

3. Кульминация (наивысшая точка)

4. Развязка

Этомир в движении (один кадр сменяет другой)

 

1. Ведущая часть речи – глагол, обозначающий динамику, особенно в форме прошедшего времени (например, увидел, приехал, разработал).

2. Последовательность событий.

3. Частотны наречия места и времени (например, там, здесь, оттуда,  завтра, вчера, скоро)

описание

Какой предмет?

Изображение (описание) какого-либо явления действительности: портрета, пейзажа,

животного,

картины,

интерьера

Перечисление общего и частных признаков,

Впечатление о ком-либо или о чём-либо, возможен вывод.

1) общее представление описываемого;

2) описание деталей, частей;

3) отношение к описываемому.

Это мир в покое

(одна фотография)

1. Ведущая часть речи – существительное и прилагательное.

2. Глагол статичен.

3. Предложения простые.

рассуждение

Почему так, а не иначе?

Что из этого следует?

Как быть?

Размышление о том, почему произошло что-либо, почему человек поступает именно так, почему автор пишет именно  об этом

1. Тезис (мысль, которую надо доказать).

2. Аргументы (доказательства).

3. Вывод

Это мысли о мире, а не сам мир, поэтому нельзя сфотографировать

1. Частотны вводные слова (например, во-первых, во-вторых, итак,например, следовательно), составные союзы (например, для того чтобы, вследствие того что, потому что)

2. Богатый синтаксис (сложные предложения, вводные конструкции, обособленные обороты)

Алгоритм определения типа речи

Чтобы правильно определить тип речи, ответьте на вопросы:

1)             автор ставит перед собой задачу статистически изобразить действительность? (КАКОЙ ПРЕДМЕТ? Описание: перечислены признаки увиденной персонажем картины);

2)             Автор ставит перед собой задачу динамически отразить действительность? (ЧТО ДЕЛАЕТ ПРЕДМЕТ. Повествование: последовательно описаны действия и состояния персонажей);

3)             Автор ставит перед собой задачу отразить причинно-следственные связи явлений действительности (ПОЧЕМУ это происходит? Рассуждение: даны размышления персонажа)

Задание 11

Толкование лексического значения слова

1.             Объяснение должно быть коротким, но чётким.

2.             Стройте свой ответ по схеме «Москва – это столица нашей Родины».

3.             Ответ должен быть оформлен в виде законченного предложения.

4.             Прочитайте  примерные ответы:

«Яблоко – это фрукт шаровидной формы зелёного, жёлтого или красного цвета, который растёт на дереве во многих странах мира»,

«Изумрудный (цвет) – это оттенок зеленого, тёмного его спектра»,

«Жадный - стремящийся к наживе, скупой»,

«Любить – это чувствовать глубокую привязанность к кому-, чему-либо, быть преданным кому-, чему-либо.

5.             Обратите внимание на  части речи: если даёте толкование имени существительному, то записанное вами лексическое значение тоже должно начинаться с имени существительного, если глагол – с глагола, имя прилагательное – с имени прилагательного.

Советы «Как объяснить значение слова»

Существует несколько способов, которые помогают объяснить значение слова (дать его толкование). Для этого можно

1.             нарисовать то, что обозначается словом;

2.             подобрать близкое по значению слово (синоним);

3.             рассказать о слове так, чтобы в рассказе само это слово не встретилось;

4.             при подготовке обращаться к словарям (В.И.Даль.«Словарь живого великорусского языка»; Д.Н.Ушаков. «Большой толковый словарь современного русского языка»; С.И.Ожегов. «Словарь русского языка»).

 

Задание 12

Антонимы, синонимы

 Синонимы – это слова, принадлежащие, как правило, к одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение.

Примеры синонимов в русском языке:

кавалерия — конница, смелый — храбрый, идти — шагать.

Антонимы - это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения.

Например: «правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать».

 

НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ…

 

 

 

ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – это грамматическая основа.

 

Формулировка термина

чем может быть выражено

примеры

примеры предложений с однородными членами

ПОДЛЕЖАЩЕЕ – главный член предложения

называет того, кто действует, испытывает какое-либо состояние, обладает определенным признаком

КТО? ЧТО?

1)существительным в И.п.,

 

 

2)местоимением в И.п.,

 

3) сочетанием имени  сущ-ого в И.п. с сущ-ым

 

4) сочетанием имени числ-ого в И.п. с именем сущ-ым в Р.п.

 

5) неделимым словосочетанием

На скрипучие качели сели шустрые (КТО?)  шмели.

 

Я пришёл в школу.

 

Мама с братом поехали на море.

 

 

Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

 

Великая Отечественная война навсегда останется в нашей памяти.

Сосны, берёзы, лиственницы мелькали по сторонам.

 

Я, ты, он, она – вместе дружная семья.

 

 

Мама с братом и дедушка с бабушкой поехали на море.

 

 

Три мальчика и две девочки сидели на скамейке.

 

 

Великая Отечественная война, Куликовская битва, Ледовое побоище – это исторические события.

СКАЗУЕМОЕ - главный член предложения

называет действие, состояние или признак подлежащегоЧТО ДЕЛАЕТ ПРЕДМЕТ? КАКОВ (КАКОЙ) ПРЕДМЕТ? ЧТО ТАКОЕ ПРЕДМЕТ? КТО ТАКОЙ?

1) обычно глаголом

 

 

2) именем сущ-ым

 

 

 

 

3) именем прил-ым

Приближается осень.

 

 

Воронеж – город воинской славы.

 

 

 

Деревья высокие.

Девушка молода.

Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет.

(Огонь ЧТО ДЕЛАЕТ?)

 

Воронеж – столица Черноземья и мой любимый город

(ЧТО ТАКОЕ ВОРОНЕЖ?)

 

Деревья высоки, раскидисты  и красивы (Деревья КАКОВЫ?).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ – второстепенный  член предложения

отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? и обозначает признак предмета

1) именем прил-ым

 

2) порядковым числ-ым

 

 

 

 

 

 

 

3) Местоимением

Красивый человек подошёл к нам.

 

Мы учимся в пятом классе.

 

 

 

 

 

 

Мой друг лучше всех.

Это были весёлые, сильные, смелые люди. (Люди КАКИЕ?)

 

Первые, вторые, третьи и четвёртые классы пришли на общешкольную линейку (Классы КАКИЕ?).

 

 

 

Мои и твои друзья решили сыграть в футбол (Друзья ЧЬИ?).

ДОПОЛНЕНИЕ - второстепенный член предложения

отвечает на вопросы косвенных падежей

КОГО? ЧЕГО? КОМУ? ЧЕМУ? КОГО? ЧТО? КЕМ? ЧЕМ?

о КОМ? о ЧЁМ? и обозначает предмет

1) именем сущ-ым в косвенном падеже

 

2) местоимением в косвенном падеже

Я читаю книгу.

 

 

 

Меня нет дома.

В новой избе не было ни дверей, ни оконных рам.

 

 

Ни меня, ни тебя завтра не будет дома.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО – второстепенный  член предложения

отвечает на вопросы ГДЕ? КОГДА?

КУДА?

ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? и КАК? и др.

1) именем сущ-ым в косвенном падеже

 

2) наречием

Мы пошли в школу. (Пошли КУДА?)

 

 

Налево виднелся лес.

И в лесу, и на лугу и в поле с зари до зари распевают птицы. (Распевают ГДЕ?)

 

Мы встретимся завтра утром или вечером. (Встретимся КОГДА?)

 

 

САМОЕ ГЛАВНОЕ!!! Ваша работа должна быть написана аккуратным, разборчивым почерком. ПОСТАРАЙТЕСЬ  НЕ допускать ни орфографических, ни пунктуационных, ни речевых ошибок.

                                         УСПЕХА! У НАС ВСЁ ПОЛУЧИТСЯ!!!

 


 

ВПР

ВПР

ВПР – конец 5-го класса

ВПР – конец 5-го класса

Наряд 1 на-ряд 2 слога, [нар , т] н – [н] – согласный, сонорный, твёрдый, парный [н , ] а – [а] – гласный, безударный…

Наряд 1 на-ряд 2 слога, [нар , т] н – [н] – согласный, сонорный, твёрдый, парный [н , ] а – [а] – гласный, безударный…

I . что сделаешь? II . Н

I . что сделаешь? II . Н

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!!! бАрмен, бОроду, бОроды, борОд, бородАм, вОвремя, ворОта, дефИс, дешевИзна, диспансЕр, добелА, довезЁнный, дОверху, донЕльзя, дОнизу, досУг, дОсуха, доЯр, завИдно , зАгнутый, зАгодя, закУпорить,…

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!!! бАрмен, бОроду, бОроды, борОд, бородАм, вОвремя, ворОта, дефИс, дешевИзна, диспансЕр, добелА, довезЁнный, дОверху, донЕльзя, дОнизу, досУг, дОсуха, доЯр, завИдно , зАгнутый, зАгодя, закУпорить,…

НАШ ОРФОЭПИЧЕСКИЙ МИНИМУМ!!! (повторяем вслух ежедневно)

НАШ ОРФОЭПИЧЕСКИЙ МИНИМУМ!!! (повторяем вслух ежедневно)

Прямая речь заключается в кавычки, первое слово прямой речи пишется с большой буквы

Прямая речь заключается в кавычки, первое слово прямой речи пишется с большой буквы

Например: В поле растут ЦВЕТЫ : ромашки , васильки , лютики

Например: В поле растут ЦВЕТЫ : ромашки , васильки , лютики

Тема (О ЧЁМ?) Основная мысль (идея) (ЗАЧЕМ?)

Тема (О ЧЁМ?) Основная мысль (идея) (ЗАЧЕМ?)

Например : Исходное задание:

Например : Исходное задание:

Почему так, а не иначе? Что из этого следует?

Почему так, а не иначе? Что из этого следует?

Синонимы – это слова, принадлежащие, как правило, к одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение

Синонимы – это слова, принадлежащие, как правило, к одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение

КТО? ЧТО? 1)существительным в

КТО? ЧТО? 1)существительным в

ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ?

ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2020