Словарная работа на уроках литературы как средство осмысленного восприятия художественного текста
(на
примере изучения произведения И. С. Тургенева «Муму»)
«Культура
— это не количество прочитанных книг, а количество понятых»
Системно – деятельностный подход - основа стандарта, где
развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных
действий, познания и освоения мира составляют цель и основной результат
образования.
Основным видом УУД, который формируется на уроках литературы, является коммуникативный. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относится умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. И, конечно же, умение владеть, словом, знать его значение и правильно как употребить, так и понять его достигается в словарной работе.
Исходным материалом на уроке литературы служит произведение. Работа над синонимами, антонимами, многозначностью слова, переносным его значением, а также над образной и эмоциональной стороной слова осуществляется главным образом путем наблюдения за языком произведения и в процессе его смыслового анализа.
Чтобы воспитать у учащихся любовь к русскому языку, познакомить их с богатством родного языка и научить им пользоваться, прежде всего следует воспитать внимательное отношение к слову, к его смысловой, стилистической, эмоциональной и образной стороне.
В данном дидактическом материале начинается эта кропотливая работа. Эту таблицу можно использовать как раздаточный, справочный материал, который можно применить и дома, и на уроке, а также на усмотрение учителя.
№ |
Предложение из текста |
Слова, требующие пояснения |
Лексическое значение слова |
Иллюстрация значения слова |
1 |
В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. |
…антресолью… |
Антресо́ль (фр. entresol) — верхний полуэтаж, встроенный в объём основного этажа в особняках и усадебных домах XVIII века и первой половины XIX века. Как правило, имеет низкий потолок. При этом приходится или делить большие окна этажа, или устраивать форменный низенький этаж с самостоятельными, сравнительно малой величины окнами. |
|
|
|
…барыня… |
Ба́рыня (от старорусского «боярыня») — обращение к замужней женщине, представительнице высших сословий на Руси; то же, что сударыня, госпожа (в Европе — дама, леди, донья). К незамужним девушкам применялось обращение ба́рышня. |
|
|
|
…вдова… |
Вдовство́ — состояние человека после смерти супруга/супруги. Мужчина в этом состоянии называется вдовцом, а женщина вдовой. |
|
|
|
…дворней… |
ДВО́РНЯ, собир. (ист.). При крепостном праве - домашняя прислуга в помещичьем доме, в отличие от крестьян, живших в деревне и занятых земледелием. |
|
2. |
Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. |
…челяди… |
ЧЕЛЯДЬ - До отмены крепостного права — дворовые слуги (истор.). Чаще всего употреблялось в значении- Прислужники (пренебрежительно, презрительно). |
|
|
|
… вершков… |
Вершо́к — старорусская единица измерения длины, первоначально равнялась длине основной фаланги указательного пальца. Взрослых людей измеряли в аршинах и вершках. Вершок составлял примерно 4,4 см. Таким образом, 12 Х 4,4 получаем 52,8 см. Но всё дело в том, что в то время, когда был написан рассказ Ивана Сергеевича Тургенева Муму (а это 1852 год), рост взрослого существа (и человека, и животного) вёлся после двух аршин. А аршин равнялся примерно 71,12 см. А теперь считаем рост Герасима: 2 аршина равны 142,24 см плюс 52,8 см (12 вершков) итого 195,04 см. Как само собой разумеющееся, Тургенев не упомянул о дополнительных двух аршинах, которыми измерялись люди в то время.
|
|
3. |
Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. |
… тягловым… |
Тягловый мужик(крестьянин)- тот, которому по наделу дан в пользование участок земли, но за это он тянет полное тягло-платит оброк и выполняет все поручения своего барина |
|
4. |
Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником. |
…кафтан… |
Кафта́н — верхняя, преимущественно мужская одежда комнатная или уличная. Кафтан представлял собой распашную одежду свободного покроя или приталенную, застёгивавшуюся на пуговицы или завязывавшуюся на тесёмки. Длина была различна — длиннополый (до щиколоток) или короткий (до колен) — полукафтан. |
|
|
|
…тулуп… |
Тулуп — самая распространённая зимняя одежда в России. Тулуп шился обычно из овчины. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.