Словарная работа на уроках литературы как средство осмысленного восприятия художественного текста (на примере изучения произведения И. С. Тургенева «Муму»)
Оценка 4.7

Словарная работа на уроках литературы как средство осмысленного восприятия художественного текста (на примере изучения произведения И. С. Тургенева «Муму»)

Оценка 4.7
Раздаточные материалы
docx
русская литература
5 кл
09.12.2019
Словарная работа на уроках литературы как средство осмысленного восприятия художественного текста  (на примере изучения произведения И. С. Тургенева «Муму»)
Для воспитания у учащихся любовь к русскому языку, познакомить их с богатством родного языка и научить им пользоваться, прежде всего следует воспитать внимательное отношение к слову, к его смысловой, стилистической, эмоциональной и образной стороне. В данном дидактическом материале начинается эта кропотливая работа. Эту таблицу можно использовать как раздаточный, справочный материал, который можно применить и дома, и на уроке, а также на усмотрение учителя.
дид. мат. Словарная работа.docx

Словарная работа на уроках литературы как средство осмысленного восприятия художественного текста

 (на примере изучения произведения И. С. Тургенева «Муму»)
«Культура — это не количество прочитанных книг, а количество понятых»


      Системно – деятельностный подход - основа стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляют цель и основной результат образования.

Основным видом УУД, который формируется на уроках литературы, является коммуникативный. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относится умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. И, конечно же, умение владеть, словом, знать его значение и правильно как употребить, так и понять его достигается в словарной работе.

Исходным материалом на уроке литературы служит произведение. Работа над синонимами, антонимами, многозначностью слова, переносным его значением, а также над образной и эмоциональной стороной слова осуществляется главным образом путем наблюдения за языком произведения и в процессе его смыслового анализа.

Чтобы воспитать у учащихся любовь к русскому языку, познакомить их с богатством родного языка и научить им пользоваться, прежде всего следует воспитать внимательное отношение к слову, к его смысловой, стилистической, эмоциональной и образной стороне.

В данном дидактическом материале начинается эта кропотливая работа. Эту таблицу можно использовать как раздаточный, справочный материал, который можно применить и дома, и на уроке, а также на усмотрение учителя.

 



Предложение из текста

Слова, требующие пояснения

Лексическое значение слова

Иллюстрация значения слова

1

В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней.

…антресолью…

Антресо́ль (фр. entresol) — верхний полуэтаж, встроенный в объём основного этажа в особняках и усадебных домах XVIII века и первой половины XIX века. Как правило, имеет низкий потолок. При этом приходится или делить большие окна этажа, или устраивать форменный низенький этаж с самостоятельными, сравнительно малой величины окнами.

 

 

…барыня…

Ба́рыня (от старорусского «боярыня») — обращение к замужней женщине, представительнице высших сословий на Руси; то же, что сударыня, госпожа (в Европе — дама, леди, донья). К незамужним девушкам применялось обращение ба́рышня.

 

 

…вдова…

Вдовство́ — состояние человека после смерти супруга/супруги. Мужчина в этом состоянии называется вдовцом, а женщина вдовой.

 

 

…дворней…

 

ДВО́РНЯ, собир. (ист.). При крепостном праве - домашняя прислуга в помещичьем доме, в отличие от крестьян, живших в деревне и занятых земледелием.

2.

Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья.

…челяди…

ЧЕЛЯДЬ - До отмены крепостного права — дворовые слуги (истор.). Чаще всего употреблялось в  значении- Прислужники (пренебрежительно, презрительно).

 

 

… вершков…

Вершо́к — старорусская единица измерения длины, первоначально равнялась длине основной фаланги указательного пальца.

Взрослых людей измеряли в аршинах и вершках.

Вершок составлял примерно 4,4 см. Таким образом, 12 Х 4,4 получаем 52,8 см.

Но всё дело в том, что в то время, когда был написан рассказ Ивана Сергеевича Тургенева Муму (а это 1852 год), рост взрослого существа (и человека, и животного) вёлся после двух аршин. А аршин равнялся примерно 71,12 см.

А теперь считаем рост Герасима: 2 аршина равны 142,24 см плюс 52,8 см (12 вершков) итого 195,04 см. Как само собой разумеющееся, Тургенев не упомянул о дополнительных двух аршинах, которыми измерялись люди в то время. 

 

 

3.

Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком.

тягловым…

Тягловый мужик(крестьянин)- тот, которому по наделу дан в пользование участок земли, но за это он тянет полное тягло-платит оброк и выполняет все поручения своего барина

4.

Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником.

…кафтан…

Кафта́н — верхняя, преимущественно мужская одежда комнатная или уличная. Кафтан представлял собой распашную одежду свободного покроя или приталенную, застёгивавшуюся на пуговицы или завязывавшуюся на тесёмки. Длина была различна — длиннополый (до щиколоток) или короткий (до колен) — полукафтан.

 

 

…тулуп…

Тулуп — самая распространённая зимняя одежда в России. Тулуп шился обычно из овчины.

 

Словарная работа на уроках литературы как средство осмысленного восприятия художественного текста (на примере изучения произведения И. С. Тургенева «Муму»)

Словарная работа на уроках литературы как средство осмысленного восприятия художественного текста  (на примере изучения произведения И. С. Тургенева «Муму»)

Словарная работа на уроках литературы как средство осмысленного восприятия художественного текста (на примере изучения произведения И. С. Тургенева «Муму»)

Словарная работа на уроках литературы как средство осмысленного восприятия художественного текста  (на примере изучения произведения И. С. Тургенева «Муму»)

Словарная работа на уроках литературы как средство осмысленного восприятия художественного текста (на примере изучения произведения И. С. Тургенева «Муму»)

Словарная работа на уроках литературы как средство осмысленного восприятия художественного текста  (на примере изучения произведения И. С. Тургенева «Муму»)

Словарная работа на уроках литературы как средство осмысленного восприятия художественного текста (на примере изучения произведения И. С. Тургенева «Муму»)

Словарная работа на уроках литературы как средство осмысленного восприятия художественного текста  (на примере изучения произведения И. С. Тургенева «Муму»)
Скачать файл