«Словарный калейдоскоп: путешествие в мир слов». Внеурочное мероприятие для обучающихся 6 класса

  • docx
  • 25.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Словарный калейдоскоп.docx

«Словарный калейдоскоп: путешествие в мир слов».

Внеурочное мероприятие для обучающихся 6 класса

 

Белицкий Александр Федорович,

   учитель русского языка и литературы

 

Пояснительная записка

2.1. Тема внеурочного мероприятия; актуальность темы, обоснование ее выбора.

Тема внеурочного мероприятия: «Словарный калейдоскоп: путешествие в мир слов». Актуальность темы связана с необходимостью формирования у учащихся навыков работы со словарями, прежде всего лексикографическими. В современном образовательном процессе умение эффективно использовать словари становится важным для успешного освоения языка и повышения грамотности и общей культуры. Мероприятие направлено на развитие практических навыков поиска информации, понимания значений слов и их употребления в различных контекстах.

2.2. Целевая аудитория мероприятия.

Возможная целевая аудитория мероприятия — учащиеся 5-7 классов (11-13 лет). Этот возрастной диапазон подходит для активного формирования навыков работы со словарями, что является важным этапом в изучении русского языка и развитии метапредметных компетенций.

2.3. Роль и место внеурочного мероприятия в системе работы педагога.

Внеурочное мероприятие «Словарный калейдоскоп» служит дополнением к учебному процессу, позволяя учащимся закрепить знания о словарях, полученные на уроках русского языка. Оно способствует развитию самостоятельности в поиске информации и формированию умений критически оценивать найденные данные. Мероприятие также помогает развивать интерес к языку и его богатству.

2.4. Цели мероприятия.

Личностные: 

Вызвать устойчивый интерес к языку и понимание необходимости использования словарей в учебной деятельности и в различных жизненных ситуациях. 

Сформировать уважение к труду великих учёных-лексикографов. 

Метапредметные: 

Научить самостоятельно работать с лексикографическими источниками, развивать навыки поиска, анализа и сравнения. 

Развивать умения сотрудничества, коммуникации и критического мышления. 

Предметные: 

Овладеть навыками работы с толковыми и тематическими словарями русского языка. 

Познакомиться с биографиями В. И. Даля, Д. Н. Ушакова, С. И. Ожегова через интересные факты их жизни. 

 2.5. Планируемые результаты.

 Учащиеся уверенно находят словарные статьи в толковом словаре и получают необходимую информацию. 

Различают основные виды словарей и понимают, в каких случаях ими удобно пользоваться. 

Активно используют словари для решения учебных заданий. 

Проявляют интерес к языку и планируют дальнейшее изучение лексикографии путем создания мини-проектов или исследовательских работ в рамках Малой Академии Наук.

2.6. Форма проведения.

Форма проведения — командный квест с элементами геймификации. Участники делятся на команды и проходят через различные этапы, выполняя задания, связанные с работой со словарями. Такой формат позволяет активно вовлечь учащихся в процесс и делает обучение более увлекательным и интерактивным.

2.7. Используемые педагогические технологии, методы, приемы.

В мероприятии используются следующие педагогические технологии и методы:

- игровая технология (создание заданий, которые способствуют вовлечению участников в процесс работы со словарями);

- метод проектного обучении (команды работают над заданиями, развивая навыки поиска и анализа информации);

- проектные технологии (создание мини-проектов как элемента подготовки к дальнейшей проектной деятельности);

- коллективная работа (взаимодействие в командах для достижения общей цели);

- соревновательный метод (создание конкурентной образовательной среды для повышения мотивации и активности участников).

2.8. Ресурсы, используемые при подготовке и проведении внеурочного мероприятия.

Кадровые ресурсы: учитель русского языка, помощники из числа старшеклассников, которые отвечают за техническое обеспечение мероприятия, раздачу необходимых материалов и фиксируют баллы, полученные каждой командой в процессе проведения мероприятия.

Методические ресурсы: учебные пособия по русскому языку, лексикографические словари, материалы для создания заданий.

Материально-технические ресурсы: карточки с заданиями, проектор для демонстрации заданий, мультимедийная доска

Информационные ресурсы: интернет-ресурсы для подготовки заданий и получения информации о различных типах словарей, электронные словари для непосредственного использования в ходе мероприятии.

3. Ход мероприятия.

1. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие в мир слов. Вместе мы будем открывать тайны слов, изучать, как устроены разные словари, и учиться быстро находить нужное значение. 

Это будет игра — командная и очень увлекательная. Вам предстоит преодолеть несколько этапов, показать внимательность, смекалку и умение работать в команде. Помните: здесь нет «плохих» ответов, главное -  пытаться узнавать новое. Готовы? Тогда вперёд, в мир слов и их загадок!»

(Учащиеся заранее разделены на 3 команды: «Команда Даля», «Команда Ожегова», «Команда Ушакова», в каждой есть капитан).

Звучит авторская песня учителя «В мире слов» https://disk.yandex.ru/i/sv1gFb1Ws8Mv_g

2. «Три великих мудреца словарного мира».

Демонстрация учителем слайдов на мультимедийном экране — фотографии лексикографов. Каждая команда кратко знакомит со своим «героем» в форме заранее подготовленной устной презентации.

2.1. Владимир Иванович Даль. 

В.И. Даль был не только языковедом, но и врачом, помогал людям лечиться на севере России во время службы в армии. Был другом А.С. Пушкина и присутствовал при последних днях поэта, стремясь оказать ему медицинскую помощь после полученного на дуэли ранения. Он собирал слова лично, разговаривая с крестьянами, охотниками и рыбаками. Его словарь насчитывает более 200 тысяч слов и тридцати тысяч поговорок, пословиц, присловий и загадок, которые служат для объяснения значения слов. Представьте, какой это был титанический труд!  Упорство и любовь к родному языку помогли создать настоящее сокровище — «Толковый словарь живого великорусского языка». За первое издание своего словаря Владимир Даль в 1861 году был удостоен Константиновской медали, а в 1868 году Владимира Даля избрали почётным членом Академии наук. В том же году автор словаря был награжден Ломоносовской премией.

2.2. Дмитрий Николаевич Ушаков. 

Д.И. Ушаков был не только учёным, но и преподавателем церковнославянского языка. Он хотел, чтобы русский язык был понятен каждому. Чтобы создать свой толковый словарь, Дмитрий Николаевич проверял слова на примерах из классической литературы.  Он считал, что важно не просто знать значения слов, а уметь их правильно использовать. «Толковый словарь русского языка» под редакцией Дмитрия Николаевича Ушакова — один из основных толковых словарей русского языка. Под редакцией и при авторском участии Д. Н. Ушакова в 1935—1940 годах вышло 4 тома «Толкового словаря русского языка», который содержит более 90000 словарных статей и рассчитан на самый широкий круг читателей.

2.3. Сергей Иванович Ожегов.

Словарь русского языка С. И. Ожегова - самый первый из вышедших России (СССР) после Октябрьской революции - уникальный однотомный толковый словарь русского языка. Впервые в отечественной лексикографии был составлен единственный в своем роде толковый словарь, в котором в краткой и доступной форме описаны традиции русской литературной речи, сложившейся в середине прошлого века. С. И. Ожегов до конца своей жизни не прекращал работу над словарем, совершенствуя его состав и структуру.

3. Игровое знакомство с толковым словарём.

Игра «Что значит слово?» (путешествие по толковому словарю).

На экране появляются слова, которые часто встречаются в речи и литературе, но имеют разные значения.

Лист.  Ключ. Лёгкий. Яркий.

Команды ищут и объясняют значение слов, используя на выбор «бумажные» или электронные словари (с доступом к «Грамоте.ру» или «Толковому словарю Яндекс»). Побеждает команда, которая первая правильно выполнит задание.

  4. «Тайны значений». Учащиеся учатся читать словарную статью и осмысливать информацию. 

Командам предлагаются слова для поиска:

Путешествие. Отважный. Звезда, Дружба. Закат. 

Необходимо найти объяснение слова в двух источниках, сравнить и записать главное значение собственными словами. 

5. Игра «Разгадай словарный ребус» (учащиеся должны научиться видеть и понимать структуру словарной статьи, уметь выделять ключевые элементы значения слова.

Учитель заранее выбирает 3-4 слова и выписывает из словарных статей их главное определение, но частично скрывает отдельные слова или заменяет ключевые слова вопросительными знаками (демонстрация на мультимедийной доске)

Слово: Лист 

Оригинальное определение: «Пластинка зелёного цвета на растении, обычно плоская, служит для фотосинтеза». 

Задание-ребус: «Пластинка? цвета на ?».

Учитель зачитывает или показывает ребус-определение.  Дети в командах пытаются восстановить пропущенную часть, обсуждают и отгадывают слово. 

Затем открывается полный текст определения в словаре, который сравнивается с вариантами команд. 

Комментарий учителя. 

«В толковом словаре главное — объяснить слово точно, но при этом коротко и понятно. Наш ребус помогает увидеть, из каких частей состоит определение».

6. Физкультминутка «Говори правильно»

Быстрая разминка под музыку, упражнения с речитативом.  Учитель говорит слова, дети повторяют и выполняют движения (например, хлопки — когда звучит слово с ударением на первый слог, топают — при ударении на второй). 

7. «Лексические дуэль». Создание концепции мини-проекта.

Команды получают задание придумать тему проекта по созданию мини-словаря. Например, «Словарь эмоций», «Словарь школьной лексики» и т.п.

Обосновывают свой выбор и предлагают несколько слов в будущий словарь.

8. "Магия слов" (введение в другие виды словарей).

Учитель показывает словари синонимов, антонимов и омонимов, коротко объясняет их назначение через мини-игру.

На экране — слово «храбрый». Задача: с помощью словаря синонимов найти близкие по смыслу слова (смелый, отважный). 

Аналогично для антонимов (трусливый) и омонимов (ключ — источник воды и ключ — от двери). 

 Каждой команде даётся мини-задание найти синонимы, антонимы, омонимы для предложенного слова.

 9. Рефлексия. Интерактивная игра-путешествие «Словарный квест»

Команды двигаются по «станциям» квеста, зарабатывая баллы за правильные ответы и скорость реакции. 

9.1. Разминка. «Мудрецы словарного мира»

Задача: верно сопоставить имя лексикографа и его заслуги/интересный факт (на экране появляются 3 портрета/фотографии и 3 факта). Каждая команда быстро обсуждает и поднимает карточку с нужной фамилией.

9.2. Угадай слово по определению.

Учитель зачитывает определение из толкового словаря. Команды быстро записывают предполагаемое слово.

9.3. Синонимы на скорость. 

На экране слово, например, «красный», команда должна назвать 3 синонима.

9.4. "Парад противоположностей"

 Команды соревнуются, кто быстрее и больше назовёт антонимов к заданному слову.

9.5. Омоним-головоломка.

Команды получают предложение с омонимом и должны объяснить варианты значений.

10. Подведение итогов.

10.1. На каждом этапе команды получают баллы за правильность и быстроту. 

В конце суммируются очки, определяется «Словарный чемпион». 

Победителям вручаются символические призы.

10.2. Заключительное слово учителя.

Вот и подошёл к концу наш «Словарный калейдоскоп». Все вы отлично справились: много думали, быстро искали и дружно работали. 

Ещё раз поприветствуем команду-победителя — наших словарных чемпионов! Но на самом деле победили все, ведь каждый из вас стал чуть лучше понимать, как устроен наш любимый русский язык. 

Помните, словари всегда помогут вам сделать речь красивой, точной и интересной. Используйте эти знания и дальше, и пусть ваш словарный багаж растёт с каждым днём! 

10.3   Всем учащимся выдаются разноцветные карточки, на которых надо написать одним словом, что нового и интересного они узнали сегодня. Затем дети складывают карточки в «словарное дерево», изображённое на доске: это символ того, что их знания растут. 

4. Заключение

Внеурочное мероприятие «Словарный калейдоскоп» продемонстрировало высокую результативность в развитии навыков работы со словарями у учащихся. Участники активно вовлекались в процесс, проявляли интерес к заданиям и работали в команде. Рекомендуется продолжать проводить подобные мероприятия, расширяя их тематику и формат, чтобы поддерживать интерес к изучению русского языка и развивать у детей умения самостоятельной работы с лексикографическими источниками.

5. Список источников

1. Абрамов, Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений: Около 5000 синонимич. рядов; 20 000 синонимов. 5-е изд., испр. и доп. М.: Русские словари, 1994. 499 с.

2. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В. И. Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ; [науч. ред. Л. В. Беловинский]. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 573 c.

3. Михайлова, О.А. Словарь антонимов русского языка: свыше 2000 антонимических пар / О. А. Михайлова. - М. : Эксмо, 2009. - 477 c.

4. Ожегов, С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. М.: ООО «А ТЕМП», 2006. 944 с.

5. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: Около 53 000 слов / С. И. Ожегов; под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова - 24-е изд., испр. - М: Оникс, Мир и Образование, 2007. - 1200 с. - ISBN 5-488-00727-Х. - ISBN 5-94666-347-Х. –

6. Окунева, А.П. Словарь омонимов современного русского языка: Около 5000 слов и словосочетаний / А.П. Окунева. - М.: Рус. яз., 2002. - 413 c.

7. Резниченко, И.Л. Словарь ударения и произношения слов русского языка. 5 – 9 классы. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2023. 368 с.

 8. Ушаков, Д.Н.  Большой толковый словарь современного русского языка: 180000 слов и словосочетаний / Д. Н. Ушаков. - М.: Альта-Принт [и др.], 2008. - 1239 c.

Список электронных ресурсов

1. Грамота: официальный сайт. - 2000. - URL: https://gramota.ru/

2. Ожегов, С.И. Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: https://lib.ru/DIC/OZHEGOW/ozhegow_a_d.txt

3. Slovari.ru: официальный сайт. – 2003. - URL: https://slovari.ru/start2.aspx?s=0&p=5638

4. Толковый словарь Яндекс:  yandex.ruq/tag/толковый словарь/ 

 


 

Скачано с www.znanio.ru