СЛОВАС УДВОЕННЫМИ СОГЛАСНЫМИ
Оценка 4.9

СЛОВАС УДВОЕННЫМИ СОГЛАСНЫМИ

Оценка 4.9
docx
23.04.2020
СЛОВАС УДВОЕННЫМИ СОГЛАСНЫМИ
Р.язык 2 кл. 16.12.19.docx

Учитель: ЗАХАРОВА О. Н.                            Дата проведения: 16. 12. 2019 г.

Класс: 2 -"Б"                                                                                Предмет: русский язык

Урок: 72                                                            Раздел: Звуки и буквы.

Тема: СЛОВА С УДВОЕННЫМИ СОГЛАСНЫМИ.

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)

Цель: дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса.

Планируемые результаты:

предметные: правильно переносит слова с удвоенными согласными.

личностные: проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; понимает причины успеха в учебной деятельности;

Универсальные учебные действия:

регулятивные

• определяет цель деятельности на уроке;

• учиться работать по предложенному учителем плану;

познавательные

• делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

коммуникативные

• слушает и понимает речь других;

• договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками;

Задачи педагога: формировать новые способы действий, обучать работе по плану; познакомить с правилом написания удвоенных согласных в словах; упражнять в написании слов с удвоенными согласными; развивать у учащихся фонематический слух;
формировать умение обозначать на письме долгие согласные звуки буквами;
способствовать развитию орфографической зоркости; совершенствовать умение звукобуквенного разбора слов;

учить точному употреблению слов и правильному их написанию в зависимости от их лексического значения;
совершенствовать умения слушать и слышать других, воспитывать взаимопонимание и взаимопомощь; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.

Ход урока:

 

I. Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята, на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу открыть для себя ещё один секрет русского языка. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Только с хорошим настроением мы преодолеем все задачи поставленные на уроке.


Порядок на столе,

Порядок в голове

Как всегда мы снова

Начать урок готовы!


- Вы пришли сюда … (учиться).

- Не лениться, а … (трудиться).

- Работать как? … (старательно)

- А слушать как? … (внимательно)

- Чтобы нам интереснее было работать на уроке русского языка, мы представим себя пчелками.

II. Чистописание.

Игра «Соберём улей»

- Пчёлы – это насекомые, которые живут большими и дружными семьями в специальных домиках - ульях.  Итак, мы сейчас пчёлки-строители. Строим аккуратно и красиво

На доске: лл жж кк бб мм нн сс пп.

- Посмотрите на буквы, давайте правильно их прочитаем.

- Что вы можете сказать о буквах, которые нам предстоит написать?

- Определите закономерность написания букв? 

- На экране вы видите печатные буквы-близнецы, а на строке мы будем писать письменные буковки.

- Запишите буквы очень аккуратно на строке в алфавитном порядке.

- Проверьте с образцом. 

- Сравните с образцом, найдите лучшую пару букв, обведите карандашом.

III. Актуализация знаний.

Словарная работа.

П.суда, с.бака, .дежда, к.рова, м.роз, кла.., ру..кий. (карточки – 3 человека)                                              - Найдите слова, которые отличаются от других.  Чем?                                                                                 - Давайте вернёмся к минутке чистописания. Как вы думаете, случайно ли я вам подобрала именно эти буквы? ( в задании по чистописании писали удвоенные согласные)

Самоопределение к деятельности

- Кто из вас сможет сформулировать тему урока?

- Давайте проверим, верно, ли мы сформулировали тему урока?

- Откройте учебник на стр. 117

- Объясните значение слова «удвоенные».

Постановка цели и задач урока.

- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цели, опираясь на опорные слова

Познакомиться…со словами с удвоенной согласной

Научиться…правильно, писать эти слова

Повторить…правило переноса слов с удвоенной согласной

Физминутка для глаз 

IV. Работа по теме урока. Словарная работа.

- Отгадайте загадки. Запишите словарные слова с удвоенной согласной, поставьте ударение и подчеркните орфограмму.


1.

Во мне два К, не забывайте! 

Таким, как я, всегда бывайте! 

Я точный, чистый и опрятный, 

Иным же словом ...(аккуратный)

2.

День и ночь стоит на крыше

Это чудо постовой:

Всё увидит, всё услышит,

Всем поделится со мной. (Антенна)

3. 

На большие расстояния 

Мчится он без опоздания. 

Пишется в конце два С, 

Называется ...(экспресс)

4.

Где доска и парты есть,

Чтоб всем детям сразу сесть?

Это в школе есть, у нас.

Это наш просторный …(rласс)

5.

Он на вокзалах есть всегда, 

К нему подходят поезда. 

Двойное Р содержит он 

И называется ...(перрон)

6.

Загадка эта нелегка: 

Пишусь всегда через два К. 

И мяч, и шайбу клюшкой бей, 

А называюсь я ...(хоккей)


- Как разделить записанные слова для переноса (устно).

- Какое слово нельзя перенести? Почему?

- Подберите однокоренные слова к слову:

Класс (классная, классики, классификация, одноклассники, классно)

- Назовите имена людей, в которых есть удвоенная согласная  (Анна, Эмма, Инна, Жанна, Кирилл, Алла, Геннадий…)

- А какое из них нельзя перенести?

- У каких наших одноклассников имена с удвоенными согласными?

 - Какое ещё правило мы должны вспомнить при написании этих слов. (Большая буква в именах собственных)

Физкульминутка.

- Вход в улей охраняют пчёлы-сторожа. Эти пчелы  довольно грозные -  чужих не запустят.  (Учитель называет слова, если в слове нет двойных согласных, дети хлопают в ладоши 1 раз, если встречается слово с  удвоенным согласным,  дети хлопают над головой 2 раза.)  Сумма, сумка, теннис, тенистый, колонна, колонка, касса, косить, алый, алле, суббота, хоккей.

V. Закрепление. Дифференцированная работа.

Игра «Поймай слово» 

- Я буду называть слова. Если в них встречается двойная согласная, то вы поднимаете правую руку, а если одна согласная, то опускаете голову.

Шоссе, упражнение, касса, школа, коридор, суббота, класс, малина, масса, Алла, директор, Геннадий, дорога, парта, сумма, рассказ, машина, русский.

Работа по учебнику. Упр. 188

- Прочитайте слова. Что обозначает каждое слово?                                                                        

Аппетит – желание есть.

Ванна – большой, обычно продолговатой формы сосуд для купания, мытья.

Вожжи – часть упряжи, ремни, веревки с двух сторон прикрепленные к удилам для управления лошадью.

Доллар – денежная единица США.

Касса – аппарат, на котором отпечатываются талоны с указанием полученной суммы, а также место, где находиться этот аппарат.

Килограмм – единица массы равная 1000 грамм.

Перрон – пассажирская платформа на железнодорожной станции.

Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности.

Ссора – состояние взаимной вражды.

Тонна – единица массы равна 1000 кг.

- Спишите слова, подчеркните удвоенные согласные.                                                                                 

- Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа.                                                                               

- Можно ли слова с удвоенными согласными тоже назвать словарными? Почему?                                 

Работа со словарем

- А как же быть с такими словами, когда они встречаются при письме?

- Прочитайте правило на стр. 117.

- Итак, как поступать со словами?

- Значит, это орфограмма, какая?

- Давайте обратимся к орфографическому словарю в учебнике стр. 136

- Работать будем в парах. Покажите мне свои пары. Возьмите в руки простой карандаш найдите слова с удвоенной согласной и подчеркните их.

- Проверяем, какие слова с этой орфограммой живут у нас в словаре?

- Класс, Россия, русский, суббота.

- С каким из этих слов мы не знакомы?

- Суббота, выпишите это слово.

- Кто знает лексическое значение слова?

- Суббота – шестой день недели, между пятницей и воскресеньем.                                                                

   - Составим транскрипцию слова

Суб|бо|та [С У Б О Т А] – 3 слога, 7 букв, 6 звуков.

- Почему в слове суббота букв больше, чем звуков?

- Потому что звук [б] – долгий и тянется. На письме он обозначается двумя согласными буквами.

Работа в тетрадях

- Запиши слова в два столбика: в первый - с удвоенной согласной, во второй - без удвоенной согласной.

Пас...ажир, кал...ендарь, Рос…ия, кол...ектив, рус...кий, тел...фон, кол...екция, кос...мос, бас...ейн, дорож...ка, рис...унок.

Самопроверка.

- Запишите слова, разделяя для переноса. (Мас - са, груп - па, кас - са).

- Замени данные словосочетания одним словом с двойными согласными.

Место, где продают билеты — ________________________________

Спортивная игра с мячом или шайбой — _______________________

Шестой день недели — ______________________________________

Комната для занятий детей в школе — _________________________

Дорожка, обсаженная деревьями — ___________________________

Товарищ по работе — ______________________________________

Обучение животных — _____________________________________

Спортивный бег — ________________________________________

Слова для справок: коллега, кросс, касса, хоккей, дрессировка, аллея, суббота, класс.

 

- Вставь подходящие по смыслу слова с двойными согласными.

Ребята делают _______________________ зарядку. Идёт нудный ______________________ дождь. В ______________________ день мы ходили в кино. Учительница вошла в ________________.

Запиши два женских и два мужских имени с двойными согласными.

________________________________________________________________

Работа в группах:  игра “Собери листочки” 

Карточки со слогами:

мас

сум

груп

шос

рас

пер

хок

тен

тон

кей

рон

па

нис

на

са

ма

се

сказ

- Расположите  слоги так, чтобы у вас получились слова. Выполните в группах (на карточках).

- На что похоже, когда мы расположили слоги на двойных листочках? (на перенос слов с одной строки на другую)

(Слова для переноса делятся на слоги. Одну согласную букву оставляем на строке, а другую переносим).

Работа у доски.  Упр. 189   (1 человек работает у доски).

- Вспомним, как разделить слова с удвоенной согласной для переноса? Какие у вас есть предположения?

- Проверьте написание слов и если вы довольны своей работой поставьте улыбочку на полях.               

VI. Рефлексия учебной деятельности. 

- Вспомним, какую цель мы с вами ставили на уроке. 

- Поднимите руки ребята, которые научились переносить слова с удвоенной согласной.                       - - Какую оценку вы поставите себе? Всему классу? Почему?

- Кому было скучно, изобразите вот такого грустного смайлика, а кому было на уроке интересно и комфортно изобразите лучистое солнышко и согрейте всех своими лучиками.                                   

Итог. Домашнее задание.  Упр.190.

- С какой новой орфограммой мы сегодня познакомились?

- Что делать, чтобы правильно писать слова с удвоенной согласной?

- Как перенести такие слова?

- На память   вам достается  маленькая  сота  с медом. На обратной стороне которой  записано   дополнительное домашнее задание (проиллюстрируйте  одно слово).

В конце трудного дня пчелки возвращаются домой к себе в улей. У каждого из вас на столе «пчёлка». Если вам все было понятно,  и урок вам понравился,  прикрепите на доску пчелку, которая летит к улью. 

- За лето пчелы  делают разную работу очень аккуратно и исправно. И перед вами стоит задача  – собрать  запасы на зиму.

 

Приложение

Карточка № 1. (желтая) – выполняют дикторы.

1.  Прочитайте. Найди и исправь ошибки. Запиши правильно.

Девочка Ала, поход в лесс, второй клас, дрожевоетессто, принять вану, творожная масса.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.      Раздели на слова и запиши полученное предложение. Выдели основу предложения (главные члены).

Хорошовеснойгулятьпоцветущейаллее.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.      Спиши слова, разделяя их черточками для переноса.

Русский язык, пассажирский поезд, осенний дождь, новое шоссе, весенний цветок, Анна.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Карточка № 2. (зеленая) – выполняют журналисты.

1.      Замени данные словосочетания одним словом с двойными согласными.

Место, где продают билеты - _____________________________________________________________

Спортивная игра с мячом или шайбой - _____________________________________________________

Шестой день недели - ___________________________________________________________________

Комната для занятий детей в школе - _______________________________________________________

Дорожка, обсаженная деревьями - _________________________________________________________

Товарищ по работе - _____________________________________________________________________

Обучение животных - ___________________________________________________________________

Спортивный бег - _______________________________________________________________________

Слова для справок: коллега, кросс, касса, хоккей, дрессировка, аллея, суббота, класс.

2.      Вставь подходящие по смыслу слова с двойными согласными.

Ребята делают _______________________ зарядку. Идёт нудный ______________________ дождь. В ______________________ день мы ходили в кино. Учительница вошла в ________________________.

3.      Запиши два женских и два мужских имени с двойными согласными.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Карточка № 3. (красная) – выполняют корреспонденты.

1.      Ответь на данные вопросы, написав слова с двойными согласными.

В каком дне недели – бб? _____________________________________

В какой игре – кк? __________________________________________

В какой игре – нн?___________________________________________

Какая болезнь – пп? _________________________________________

В каком языке – сс? __________________________________________

2.      Измени слова по образцу.

Рано, звонок – ранний звонок

Класс, комната - ________________________________________________

Конь, отряд - ___________________________________________________

Осень, дни - ____________________________________________________

Пассажир, поезд - _______________________________________________

3.      Прочитайте. Найди и исправь ошибки. Запиши правильно.

Девочка Ала, поход в лесс, второй клас, дрожевоетессто, принять вану, творожная масса.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

Учитель: ЗАХАРОВА О. Н.

Учитель: ЗАХАРОВА О. Н.

Посмотрите на буквы, давайте правильно их прочитаем

Посмотрите на буквы, давайте правильно их прочитаем

Физкульминутка. - Вход в улей охраняют пчёлы-сторожа

Физкульминутка. - Вход в улей охраняют пчёлы-сторожа

Самопроверка. - Запишите слова, разделяя для переноса

Самопроверка. - Запишите слова, разделяя для переноса

За лето пчелы делают разную работу очень аккуратно и исправно

За лето пчелы делают разную работу очень аккуратно и исправно
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2020