Цель: Активно владеть бытовым словарем; точно и правильно использовать слова,
обозначающие названия предметов быта и природы, их свойства и качества, строение, материал и
его особенности.
Правила: Каждая игра начинается со слов: «Я назову (расскажу)... — вы назовѐте
(расскажете)...». Образец — первая игра, далее для краткости изложения эти слова опускаются.
«Назови части предмета»
Стул — у стула мягкое или твѐрдое сиденье, спинка и четыре ножки;
шкаф — у шкафа три стенки: задняя и две боковые, верх, дно, дверь (дверки), ножки; внутри
шкафа — полочки и вешалки.
«Что нужно человеку этой профессии?»
Плотнику - пила, молоток, клещи, топор, рубанок, верстак…;
стекольщику — молоток и гвозди;
парикмахеру — ножницы, расчѐски, фен, зеркало….
Словесные игры,
направленные на речевое развитие детей
старшего дошкольного возраста
Цель: Активно владеть бытовым словарем; точно и правильно использовать
слова,
обозначающие названия предметов быта и природы, их свойства и качества,
строение, материал и
его особенности.
Правила: Каждая игра начинается со слов: «Я назову (расскажу)... — вы
назовѐте
(расскажете)...». Образец — первая игра, далее для краткости изложения эти
слова опускаются.
«Назови части предмета»
Стул — у стула мягкое или твѐрдое сиденье, спинка и четыре ножки;
шкаф — у шкафа три стенки: задняя и две боковые, верх, дно, дверь (дверки),
ножки; внутри
шкафа — полочки и вешалки.
«Что нужно человеку этой профессии?»
Плотнику - пила, молоток, клещи, топор, рубанок, верстак…;
стекольщику — молоток и гвозди;
парикмахеру — ножницы, расчѐски, фен, зеркало….
«Кого позовѐм?»
Если погас свет — позовѐм электрика;
заболел ребѐнок — врача;
пахнет газом — газовщика;
срочно надо поехать куда-то — таксиста;
нет воды в кранах или они текут — водопроводчика;
кран или замок в дверях не работают - слесаря;
побелить или покрасить стены — маляра...
«Кто играет на этом инструменте?»
Играет на рояле - пианист,
на баяне - баянист,
на скрипке - скрипач,
на гитаре - гитарист,
на гармошке -гармонист.
«Кто что делает»
Паркетчик настилает паркеты;
сварщик сваривает трубы и другие железные предметы, необходимые при
строительстве
дома;
продавец продает товар…
Если им провести по бумаге, то останется след — это карандаш;
«Узнай по описанию и объясни»сидит за рулѐм, везѐт людей — таксист, водитель;
большой, круглый катится по полю, а за ним все бегают — футбольный мяч….
«Назови месяцы»
Я назову время года, а ты — месяцы: осень — сентябрь, октябрь, ноябрь;
лето — июнь,
июль, август и т. д.
Я назову месяц, а ты — время года: январь — зима, март — весна...
Какое время года вам больше нравится? Почему?
«Когда это бывает»
1 вариант: Жарко — летом, холодно — зимой, становится теплее— весной,
холоднее — осенью,
тѐплый дождик — летом, холодный дождь — осенью, грозы (гром и молния) —
летом или в
конце весны и др.
2 вариант: Летом — жарко, ярко светит солнце...
«Когда чем занимаются?»
1. Осенью — собирают урожай, заготавливают корм для домашних
животных...
2. Сажают на огородах овощи — в конце весны, работают комбайны — летом;
дети катаются на
санках — зимой; загорают на пляже — летом и др.
«Какие повадки у домашних животных в разное время года?»
Коровы пасутся на лужайке — летом; животные питаются сеном — зимой;
травой, сеном —
поздней осенью.
«Повадки диких животных»
Белка запасает орешки — осенью; медведь убегает от пчѐл — летом. (Почему
убегает?) Заяцбеляк бежит от лисы — зимой; заяц-русак сидит под кустиком и
дрожит — летом, осенью.
(Почему заяц меняет цвет?) Лоси подходят к стогам сена, ближе к жилью
человека — зимой.
(Когда холодно и много снега, люди помогают травоядным животным выжить,
подкармливая
их сеном.) Хищные звери догоняют ослабленных и больных животных, питаясь
их мясом, — в
любое время года.
«Что мы знаем о птицах?»
1. Птицы улетают в тѐплые края — осенью; подлетают ближе к жилью, ищут
помощи у людей
(когда им холодно и голодно) — зимой…
«Как одеваемся?»
1. Тѐплая шапка, шуба — зимой; платье с короткими рукавами — летом.
Лѐгкая куртка —
весной, осенью; тѐплые ботинки, сапоги — зимой.
2. Что надеваешь на себя летом? Как одеваешь куклу, братика?
Какая одежда вам больше нравится? Почему? Что легче надевать?«Назови три главных слова»
… о зиме: снег, мороз, санки;
.. о лете: пляж, река, лодка и т. д.
«Что бывает?»
Зимой — вьюги, метели, сугробы;
летом — жара, дожди, грозы;
весной...;
осенью...
«Что это?»
«Какого цвета?»
«Какой на вкус?»
Персик — фрукт,
редиска — овощ,
малина — ягода.
Свѐкла — красная
Огурец — зелѐный
Помидор - красный
Апельсин — оранжевый……
Абрикос — сладкий,
лимон — кислый,
редька — горькая……
«Какая у плода форма?»
Яблоко — круглое;
груша формой напоминает лампочку;
морковь — длинная, верхний конец толще, нижний заострѐнный……
«Что едим: вершки — корешки?»
Капуста — вершки,
свѐкла — корешки…
«Что лишнее?»
Персики, слива, вишня, помидоры, черешня (все остальные — ягоды, а это
овощ);
свѐкла, морковь, картофель, помидоры (помидоры, так как они растут на
кустах, а остальные
овощи — в земле).