"Словесные игры"

  • Игры
  • docx
  • 25.08.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: Активно владеть бытовым словарем; точно и правильно использовать слова, обозначающие названия предметов быта и природы, их свойства и качества, строение, материал и его особенности. Правила: Каждая игра начинается со слов: «Я назову (расскажу)... — вы назовѐте (расскажете)...». Образец — первая игра, далее для краткости изложения эти слова опускаются. «Назови части предмета» Стул — у стула мягкое или твѐрдое сиденье, спинка и четыре ножки; шкаф — у шкафа три стенки: задняя и две боковые, верх, дно, дверь (дверки), ножки; внутри шкафа — полочки и вешалки. «Что нужно человеку этой профессии?» Плотнику - пила, молоток, клещи, топор, рубанок, верстак…; стекольщику — молоток и гвозди; парикмахеру — ножницы, расчѐски, фен, зеркало….
Иконка файла материала Словесные игры.docx
Словесные игры, направленные на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста Цель: Активно владеть бытовым словарем; точно и правильно использовать слова, обозначающие названия предметов быта и природы, их свойства и качества, строение, материал и его особенности. Правила: Каждая игра начинается со слов: «Я назову (расскажу)... — вы назовѐте (расскажете)...». Образец — первая игра, далее для краткости изложения эти слова опускаются. «Назови части предмета» Стул — у стула мягкое или твѐрдое сиденье, спинка и четыре ножки; шкаф — у шкафа три стенки: задняя и две боковые, верх, дно, дверь (дверки), ножки; внутри шкафа — полочки и вешалки. «Что нужно человеку этой профессии?» Плотнику - пила, молоток, клещи, топор, рубанок, верстак…; стекольщику — молоток и гвозди; парикмахеру — ножницы, расчѐски, фен, зеркало…. «Кого позовѐм?» Если погас свет — позовѐм электрика; заболел ребѐнок — врача; пахнет газом — газовщика; срочно надо поехать куда-то — таксиста; нет воды в кранах или они текут — водопроводчика; кран или замок в дверях не работают - слесаря; побелить или покрасить стены — маляра... «Кто играет на этом инструменте?» Играет на рояле - пианист, на баяне - баянист, на скрипке - скрипач, на гитаре - гитарист, на гармошке -гармонист. «Кто что делает» Паркетчик настилает паркеты; сварщик сваривает трубы и другие железные предметы, необходимые при строительстве дома; продавец продает товар… Если им провести по бумаге, то останется след — это карандаш; «Узнай по описанию и объясни»сидит за рулѐм, везѐт людей — таксист, водитель; большой, круглый катится по полю, а за ним все бегают — футбольный мяч…. «Назови месяцы»  Я назову время года, а ты — месяцы: осень — сентябрь, октябрь, ноябрь; лето — июнь, июль, август и т. д.  Я назову месяц, а ты — время года: январь — зима, март — весна...  Какое время года вам больше нравится? Почему? «Когда это бывает» 1 вариант: Жарко — летом, холодно — зимой, становится теплее— весной, холоднее — осенью, тѐплый дождик — летом, холодный дождь — осенью, грозы (гром и молния) — летом или в конце весны и др. 2 вариант: Летом — жарко, ярко светит солнце... «Когда чем занимаются?» 1. Осенью — собирают урожай, заготавливают корм для домашних животных... 2. Сажают на огородах овощи — в конце весны, работают комбайны — летом; дети катаются на санках — зимой; загорают на пляже — летом и др. «Какие повадки у домашних животных в разное время года?» Коровы пасутся на лужайке — летом; животные питаются сеном — зимой; травой, сеном — поздней осенью. «Повадки диких животных» Белка запасает орешки — осенью; медведь убегает от пчѐл — летом. (Почему убегает?) Заяцбеляк бежит от лисы — зимой; заяц-русак сидит под кустиком и дрожит — летом, осенью. (Почему заяц меняет цвет?) Лоси подходят к стогам сена, ближе к жилью человека — зимой. (Когда холодно и много снега, люди помогают травоядным животным выжить, подкармливая их сеном.) Хищные звери догоняют ослабленных и больных животных, питаясь их мясом, — в любое время года. «Что мы знаем о птицах?» 1. Птицы улетают в тѐплые края — осенью; подлетают ближе к жилью, ищут помощи у людей (когда им холодно и голодно) — зимой… «Как одеваемся?» 1. Тѐплая шапка, шуба — зимой; платье с короткими рукавами — летом. Лѐгкая куртка — весной, осенью; тѐплые ботинки, сапоги — зимой. 2. Что надеваешь на себя летом? Как одеваешь куклу, братика? Какая одежда вам больше нравится? Почему? Что легче надевать?«Назови три главных слова» … о зиме: снег, мороз, санки; .. о лете: пляж, река, лодка и т. д. «Что бывает?» Зимой — вьюги, метели, сугробы; летом — жара, дожди, грозы; весной...; осенью... «Что это?» «Какого цвета?» «Какой на вкус?» Персик — фрукт, редиска — овощ, малина — ягода. Свѐкла — красная Огурец — зелѐный Помидор - красный Апельсин — оранжевый…… Абрикос — сладкий, лимон — кислый, редька — горькая…… «Какая у плода форма?» Яблоко — круглое; груша формой напоминает лампочку; морковь — длинная, верхний конец толще, нижний заострѐнный…… «Что едим: вершки — корешки?» Капуста — вершки, свѐкла — корешки… «Что лишнее?» Персики, слива, вишня, помидоры, черешня (все остальные — ягоды, а это овощ); свѐкла, морковь, картофель, помидоры (помидоры, так как они растут на кустах, а остальные овощи — в земле).