Слово-основная единица языка :Мультимедийный вводный урок русского языка в 6 классе)
Оценка 5
Видеоуроки
ppt
русский язык
6 кл
15.01.2017
Авторский мультимедийный урок замещает сценарий поурочного плана, содержит как информационный материал так и различные тренинги,.раскрывающие возможности слова как основной единицы языка., помогает повторить и обобщить материал по всем уже изученным разделам лингвистики, .а подобранный языковой материал,,прививает интерес к родному языку, учит уважительно и творчески обращаться со словом. Урок был создан ещё в 2009 году, но не потерял актуальности и сегодня, удачно ложится в тему .
Слово.ppt
Слово-основная единица языка :Мультимедийный вводный урок русского языка в 6 классе)
Краснодарский край, Новокубанский район,
с. Новосельское, МОБУООШ №12
(Мультимедийный вводный урок
русского языка
в 6 классе).
Ширина Галина Александровна ,
учитель русского языка
и литературы
Слово-основная единица языка :Мультимедийный вводный урок русского языка в 6 классе)
Цель урока:
1. Раскрыть возможности
слова как основной
единицы языка.
2. Прививать интерес к
родному слову.
3. Научиться уважительно и
творчески обращаться со
словом.
Слово-основная единица языка :Мультимедийный вводный урок русского языка в 6 классе)
Родной язык
– язык слов: больших
и маленьких, простых
и сложных, весёлых и
грустных, добрых и
злых…
Слово-основная единица языка :Мультимедийный вводный урок русского языка в 6 классе)
Но каждый ли из вас
догадывается,
понастоящему
представляет, какой
своеобразной,
интересной и порой
загадочной жизнью
живёт, на первый
взгляд, простое и
обычное человеческое
слово…
Слово-основная единица языка :Мультимедийный вводный урок русского языка в 6 классе)
Сама природа слова,
его связь с
окружающими людьми,
миром мыслей и чувств
человека требуют
вдумчивого и
осмысленного подхода
к его изучению. Через
родное слово в языке,
как отмечал
К. Ушинский,
«отражается вся история
духовной жизни
народа».
Слово-основная единица языка :Мультимедийный вводный урок русского языка в 6 классе)
Слово – это
единица языка,
называющая понятия,
предметы, их признаки и
действия.
Слово передаёт
нашу речь. Именно слово
является главным
средством
человеческого общения.
Слово – показатель
уровня культуры
человека, его духовной
красоты и значимости.
Слово-основная единица языка :Мультимедийный вводный урок русского языка в 6 классе)
Как важно выбрать и
вовремя сказать нужное
слово себе и окружающим
тебя людям. Именно от
этого будут зависеть
дальнейшие отношения с
ними.
Особенно остро это
ощущается у нас, в России,
огромной и просторной. Наш
народ был воспитан на
русском Слове, великом и
могучем, придавал всему
сказанному и написанному
большое значение.
Слово-основная единица языка :Мультимедийный вводный урок русского языка в 6 классе)
Лингвистика рассматривает слово с точки зрения
звучания (Фонетика)…
…Слова то шелестят,
как трава, то бормочут,
как родники, то
пересвистываются,
как птицы, то позванивают,
как первый лёд.
К. Паустовский
Фонетический тренинг
1. В каком слове из высказывания К. Паустовского
количество букв и звуков не совпадает?
2. В каких словах все согласные звуки твёрдые?
3. В каком слове есть глухой мягкий непарный звук
– какой это звук?
Слово-основная единица языка :Мультимедийный вводный урок русского языка в 6 классе)
Лингвистика рассматривает слово с точки зрения
правильного произношения и ударения (орфоэпия)
…
С осторожностью птицелова
Я ловлю крылатое слово
И лелею его, и любуюсь им вволю,
И жалея его, отпускаю на волю.
Л. Мартынов
Орфоэпический
тренинг
1. Какие повторяющиеся звуки создают
впечатление мягкости, напевности?
Как называется этот приём?
2. Найдите слова, в которых звуки
произносятся так: а) [цы ], б) [жы]
3. Какие звуки произносятся на месте
безударных букв 1). Е и Я ? –2). А и О?
Укажите эти слова.
Слово-основная единица языка :Мультимедийный вводный урок русского языка в 6 классе)
Лингвистика рассматривает слово с точки зрения
лексического значения (Лексикология) …
Многие русские слова сами по себе
излучают поэзию, подобно тому как
драгоценные камни излучают
таинственный блеск.
К. Паустовский
Лексический тренинг
1. Каково лексическое значение слова
«излучают»?
2. Подберите синоним к слову
«таинственный»?
3. Назовите слово, заимствованное из
старославянского языка?
Слово-основная единица языка :Мультимедийный вводный урок русского языка в 6 классе)
Лингвистика рассматривает слово с точки зрения
словообразования (Словообразование) …
Человек внимательно
прислушивается к значимости в
слове корня, приставки,
заинтересовывается строением
языка, положением слова в речи…
Про такого человека говорят, что
он знает язык до корня.
Н. Асеев
Словообразовательный тренинг
1. Назовите слова с нулевым
окончанием.
2. Назовите слово, имеющее 4
3. Назовите слово, не имеющее
суффикса?
окончания.
Слово-основная единица языка :Мультимедийный вводный урок русского языка в 6 классе)
Лингвистика рассматривает слово с точки зрения
правописания (Орфография)…
Орфографическая ошибка в
слове – весьма неприятная
вещь. Это всё равно что клоп на
белоснежной блузе.
Ф. Раневская
Орфографический
тренинг
1. Укажите слово с орфограммой
согласного в корне, подберите
проверочное слово.
2. Почему в слове «неприятная» не со
словом пишется слитно?
3. Объясните правописание ь знака в
слове «вещь».
Слово-основная единица языка :Мультимедийный вводный урок русского языка в 6 классе)
Лингвистика рассматривает слово с точки зрения
морфологических признаков (Морфология) …
Все слова в языке разные, они
разнятся друг от друга
внешностью и поведением, у них
разные задачи и способности их
выполнять: именно эти их
различия учитывает
морфология…
Т. Ю. Угроватова
Морфологический тренинг
1. Найдите слово по признакам:
существительное, Ж.р., 3го скл., ед. ч., Тв. п.
2. Укажите глагол в неопределённой форме.
3. Назовите в данном высказывании все
служебные части речи.
Слово-основная единица языка :Мультимедийный вводный урок русского языка в 6 классе)
Восточная мудрость гласит: «Говорить с глупым –
терять слова. Не говорить с умным – терять себя».
Мудрый человек не будет терять слов и самого себя.
Оттенков множество в себе тая,
Звучание не больше, чем одёжа…
У каждого из слов душа своя,
На душу говорящего похожа.
Д. Кугультинов
На доброе слово
Не надо скупиться.
Сказать это слово –
Что дать напиться.
Со словом обидным –
Нельзя торопиться,
Чтоб завтра
Себя самого не стыдиться.
Н. Рыленков
Объясните, как вы понимаете высказывания поэтов?
Слово-основная единица языка :Мультимедийный вводный урок русского языка в 6 классе)
Слово только на первый взгляд кажется простой и
понятной единицей языка. При внимательном
исследовании оно предстаёт сложнейшей структурой
с неисчерпаемым содержанием.
Л. Крысин
Вопросы для обобщения
1. Как вы понимаете это
высказывание лингвиста?
2. Что мы знаем о слове как
единице языка?
Слово-основная единица языка :Мультимедийный вводный урок русского языка в 6 классе)
Напутственное слово.
Ребята, чтобы в совершенстве
владеть русским Словом, надо: читать
художественные произведения русских
писателей, читать книги об истории
нашего Отечества, читать литературу о
путешествиях, знакомиться с
мемуарами, читать книги об искусстве,
посещать музеи, путешествовать по
родному краю, по нашей земле, тогда
вы будете душевно богаты и интересны.
Будьте «любителями слова», ибо
слово формирует культуру человека, его
нравственные и гражданские качества.
Д.С. Лихачёв «Письмо о добром
и прекрасном»
Слово-основная единица языка :Мультимедийный вводный урок русского языка в 6 классе)
Использованная литература.
1. В.И. Синицын, Путь к
слову. АО «СТОЛЕТИЕ».
Москва 1996
2. Русский язык
6 класс.Под редакцией
М.М. Разумовской.
«ДРОФА» Москва 2008
3. Д.С. Лихачёв. Письмо о
добром и прекрасном.
«Детская литература»
Москва 1988
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.