Сложноподчинённые предложения.
Виды придаточных.
Система уроков по синтаксису сложного предложения в 9 классе
Красильникова Р.Р., учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МБОУ «Старотимошкинская СОШ» Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан
Сложноподчиненные предложения. Начертите схемы предложений, поставьте вопрос к придаточной части1) Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе. что? [ ], что ( ).2) Дом, в котором я живу, находится в новом районе. Какой? [ ,(в котором ), ].3) Мы добрались до цели нашего путешествия, когда наступил вечер. Когда? [ ], когда ( ).
Сопоставляя СПП со второстепенными членами предложения, попробуйте определить значение придаточных частей СПП.
1. Это была книга, которую я помнил с детства.
[Это была книга], (которую я помнил с детства).
какая?
2. Летом я отдыхал в деревне, где живет моя бабушка.
[Летом я отдыхал в деревне], (где живет моя бабушка).
какой?
3. Было это еще в ту пору, когда люди читать не умели.
[Было это еще в ту пору], (когда люди читать не умели).
какую?
Что объединяет придаточные в этих предложениях?
Все эти придаточные отвечают на вопрос КАКОЙ? и относятся к существительному, которое находится в главной части, значение всех этих придаточных - ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЕ
Такие придаточные называются ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМИ.
[ сущ ],(союзное слово )
какой?
Запишите предложения, поставьте вопросы к придаточным предложениям.
1. Я не думала, что все это нас так взволнует.
[Я и не думала], (что все это вас так взволнует).
о чем?
2. Легко себе представить, что я чувствовал.
[Легко себе представить], (что я чувствовал).
что?
3. Никто не видел, как это произошло.
[Никто не видел], (как это произошло).
чего?
Что объединяет придаточные в этих предложениях?
Все эти придаточные отвечают на вопросы косвенных падежей.
Какому члену простого предложения соответствует придаточные?
Дополнению.
Такие придаточные называются ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМИ.
[ ],(союз, союзное слово )
?? косв. падежей
Есть в русском языке еще один вид придаточных, включающий в себя самое большое количество разнообразных придаточных. Можете ли вы предположить, как называется этот вид придаточных?
Придаточные обстоятельственные.
На какие вопросы будут отвечать эти придаточные?
На вопросы обстоятельств: ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КАК? и др.
Определить значение придаточных частей следующих СПП.
1. Я это сделаю, когда вернусь домой.
[Я это сделаю], (когда вернусь домой). – прид. обстятельств.
3. Цветы завяли, потому что в вазе не осталось воды.
[Дорогою свободной иди], (куда влечет тебя свободный ум).- прид. обстоят.
[Цветы завяли], (потому что в вазе не осталось воды). _ прид. обстоят.
когда?
куда?
почему?
Распределительный диктант1) Гриб, что я нашел, оказался отличны боровиком.2) Иван Иванович спросил, где находится штаб.3) Теперь Леонтьеву стало ясно, о чем он будет писать.4) Пароход сел на мель вблизи того городка, куда ехал Леонтьев.5) Алексей пополз туда, куда ушел самолет.6) Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов.
Изъяснительные | Определительные | Обстоятельственные |
Вы можете использовать данное оформление
для создания своих презентаций,
но в своей презентации вы должны указать
источник шаблона:
Ранько Елена Алексеевна
учитель начальных классов
МАОУ лицей №21
г. Иваново
Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.