Урок русского языка в 9 классе
Тема:Сложноподчинённые предложения с придаточными места
Цель: формирование умения распознавать придаточные места и отличать их от других видов придаточных.
Задачи урока:
Обучающая:
усвоить материал по сложноподчиненным предложениям с придаточными места ,
отработать навыки работы с тестами.
Развивающая:
совершенствовать логическое мышление и монологическую речь обучающихся.
Оборудование: тесты
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Орфографическая разминка
В каком случае возможно только одно написание, независимо от значения? изморо(З/С)ь, плач(Ь,-), та(ЖЕ).
III. Актуализация знаний учащихся.
Цель: проверка усвоения основных групп сложноподчиненных предложений по их значению.
Задание 1. Списать предложения, расставить знаки препинания, определить вид придаточного предложения, построить схемы предложений.
1. Хочу чтоб мой труд вдохновенный когда-нибудь увидел свет.
(СПП с придаточным изъяснительным)
2. Детство – это путешествие которое никому не удалось совершить дважды.
(СПП с придаточным определительным)
На какие вопросы отвечают придаточные определительные?
На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?
Назовите средства связи в сложноподчиненных предложениях с придаточными определительными и изъяснительными.
Задание 2. Анализ предложения.
Вдруг там, где прибой швыряет свои белые фонтаны поднялся орел.
– Расставить знаки препинания в предложении, объяснить их.
– По каким признакам вы определили, что данное предложение имеет придаточное места?
Аргументируйте свой ответ:
– На какие вопросы оно отвечает?
– Каково место придаточного в данном предложении?
– Назовите средство связи.
Итогом работы учащиеся формулируют тему и цели урока.
IV. Работа по теме урока.
1. Работа с предложениями.
Прочитайте предложения. Рассмотрите и сравните их схемы.
Укажите различия в строении и значении этих предложений.
1) Медведь остановился там, где только что стоял лось.
[…там], (союзное сл. где…). – СПП с придаточным обстоятельственным места
2) Медведь остановился на той поляне, где только что стоял лось.
[…той + сущ.], (союзное сл. где…). – СПП с придаточным определительным
2. Заполнение таблицы .
Отвечают на вопросы |
Относятся
|
Место придаточного |
Средства связи |
Наличие указательного слова
|
Где?
Куда?
Откуда? |
Ко всему
главному
предложению |
Свободное |
Союзные слова:
где,куда,откуда
|
Имеется |
V. Закрепление. На столах учащихся карточки.
Задание. Выпишите только те предложения, в состав которых входят придаточные места.
А. И Таня входит в дом пустой, где жил недавно мой герой.
Б. Теперь море пшеницы шумит там, где когда-то шла война.
В. Где некогда всё было пусто, голо, теперь младая роща разрослась.
Г. Не знаю, где он нашёл этот экземпляр.
Д. Я смотрел туда, где толпились люди.
Самоконтроль за выполнением.
Ответы :правильно: Б В Д
Определите вид придаточных предложений, которые вы не выписали (устно):
А – придаточное определительное – главное слово “дом” (сущ.) – какой?;
Г – придаточное изъяснительное – главное слово “не знаю” (глагол) – чего?
VI. Итоговый тест.
На столах учащихся тесты.
Задание 1. Прочитайте предложения и ответьте на вопросы (обведите номера выбранных для ответа предложений в листе вопросника). .
А. Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор.
Б. Голицыно, где мы проводили лето, встретило нас разноголосым ребячьим хором.
В. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.
Г. Солоха долго думала, где ей спрятать гостя.
Д. В том месте, где зашло солнце, небо ещё грело багряными полосами.
1. Найдите сложноподчиненные предложения, в которых придаточное стоит в середине главного.
А. Б. В. Г. Д.
2. Укажите сложноподчиненные предложения с придаточным места.
А. Б. В. Г. Д.
3. Укажите сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным.
А. Б. В. Г. Д.
4. Найдите сложноподчиненные предложения с придаточным определительным.
А. Б. В. Г. Д.
(По выполнению работы тесты сдаются учителю на проверку, оценка будет объявлена на следующем
VII. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
VIII. Домашнее задание с комментированием.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.