Сложноподчиненное предложение.
Подчинительные союзы и союзные слова
Данный урок является первым в изучении сложноподчинённого предложения в 9 классе. На уроке актуализируются имеющиеся у учащихся знания о сложноподчинённом предложении, а затем даётся новый материал.
Цели:
1. Активизация знаний учащихся о СПП;
2. Развитие умений находить главное и придаточное предложения и устанавливать смысловое отношение между ними с помощью вопроса;
3. Определение средства связи придаточного с главным;
4. Воспитание любви к своему краю, к своей малой Родине.
Задачи:
1. Вспомнить, какие предложения называются СПП;
2. Находить главное и придаточное предложения, видеть средства связи;
3. Научить различать союзы и союзные слова;
4. Правильно ставить знаки препинания в СПП.
Оборудование, необходимое для проведения урока:
1. Пк(1шт.)
2. Мультимедиапроектор
3. Интерактивная доска
4. Программное обеспечение: Interwrite™ Workspace
Ход урока |
слайд |
1. Оргмомент. Сообщение темы и целей урока, запись темы в тетрадь. |
1 2 |
2. Орфографическая пятиминутка. В этом году 20 октября нашему Хабаровскому краю исполнилось 72 года. На прошлой неделе у нас прошли мероприятия, посвящённые этому событию. Сегодня на уроке я также использую материал о нашем крае. Задание: Перед вами текст. Прочитайте его. Выпишите из него слова с орфограммой «Чередование гласных в корне слова», выделите орфограмму и графически объясните выбор гласной. Текст Хабаровский край - страна тайги. Светлохвойная тайга, где преобладает лиственница даурская, занимает по площади большую половину края - покрывает горные склоны от самого севера до Баджальского хребта на юге, совсем недалеко от Комсомольска-на-Амуре. На этих просторах, ближе к вершинам, часто встречаются заросли кедрового стланика. На плоскогорьях и вдоль речных берегов простираются своеобразные заболоченные редколесья - мари. |
3 |
3. Актуализация знаний. Перед вами признаки предложения. А) Выберите известные вам признаки СПП. Как они изображаются в схеме? Какие средства связи между частями СПП существуют? Б) Где может стоять по отношению к главному придаточное предложение? Ребята работают на интерактивной доске электронным маркером.
Задание: Прочитайте предложения, соотнесите предложения и схемы. Запишите в тетрадь предложение и к нему соответствующую схему. Докажите правильность своего выбора. |
4
5 |
4. Сегодня мы приступаем к изучению СПП. Это для вас не совсем новый материал, так как первые сведения вы получили ещё в пятом классе. Но сегодня и на последующих уроках вы узнаете много нового. А сегодня на уроке нам предстоит находить главное и придаточное предложения и устанавливать смысловые отношения между ними с помощью вопроса; определять средства связи придаточного с главным, отрабатывать умение ставить знаки препинания в СПП. 4.1 Итак, нашу работу мы начнём с нахождения главного и придаточного предложения и установления смысловых отношений между ними с помощью вопроса. Ребята работают на интерактивной доске с ЦОРами. ( 3 теста) |
6
|
4.2 Придаточные предложения присоединяются к главному (или к другому придаточному) подчинительными союзами (простыми или составными) или союзными словами (относительными местоимениями). (4 тест) Задание: Используя параграф 206, выполните задание, которое представлено на доске. Сначала в тетради, а затем проверим вместе на доске.
|
6 |
4.3 Обратите внимание, что слова что, как, когда могут быть и союзом, и союзным словом. Как же нам отличать союз от союзного слова? Задание: Посмотрите анимации. Сделайте вывод: какая разница между союзным словом и союзом?
Учащиеся делают вывод по анимации.
4.4 Определите, в каком предложении союз, а в каком союзное слово?
Вывод: Отличия союза и союзного слова. 1. в некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нельзя. 2. союз можно заменить только другим союзом. Союзное слово можно заменить только союзным словом или теми словами из главного предложения, к которым относится придаточное. |
8 9
10 |
5.Закрепление материала: Практикум Упр. 68 Упр. 69(1-3предл.)
|
|
6 . Работа по развитию речи. Составьте миниатюру на тему «Я люблю свой край». В работе используйте предложения разных конструкций. Чтение миниатюр. |
11 |
7. Выводы по уроку. Что уже знали о СПП, а что узнали нового. |
|
8. Отметки за урок |
|
9. Домашнее задание Параграф 205,206 упр.73 |
|
Интернет-ресурсы
1. Интерактивные задания «Строение сложноподчинённого предложения» (ЦОР №140098, 139976, 139811) http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/5440b855-2f75-4cff-9182-7ec5cad43d52/?inter
2. Интерактивное задание «Союзы и союзные слова в СПП» (ЦОР № 140094) http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/5440b855-2f75-4cff-9182-7ec5cad43d52/?inter
3. Издательство «Лицей» Русский язык «Сложноподчинённое предложение. Отличие союзов от союзных слов в сложноподчинённом предложении» http://www.licey.net/russian/syntax/r2_2_1
4. Материалы о Хабаровском крае http://www.moigorod.ru/info/region/khabarovsk/natura.asp
http://www.khabkrai.ru/information/7chudes.html
5. Пунктуация - Знаки препинания в сложноподчиненном предложении http://rusrules.by.ru/Punkt/003_09.html
6. Сайт- портфолио Портнягиной Людмилы Афанасьевны http://sakhacanada.yaguo.ru/port11.htm
7. Филология http://www.portal-slovo.ru/philology/40548.php
8. Интерактивная таблица «Союзы и союзные слова что, как, когда» (№ 139797)
http://school-collection.iv-edu.ru/catalog/res/443b774a-c0d9-4ddf-8e52-1650b02dffc1/?from=79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7&
9. Анимация «Союзное слово когда и союз когда» (№ 139912) http://school-collection.iv-edu.ru/catalog/res/87502719-99a2-4588-a0a8-6420e23c2e6c/?from=79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7&
10. Анимация Союзное слово что и союз что (№ 139008) http://school-collection.iv-edu.ru/catalog/res/2dc0ed59-1a95-40de-832a-4d8697f2cf39/?from=79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7&
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.