Сложноподчиненные предложения времени
Оценка 4.8

Сложноподчиненные предложения времени

Оценка 4.8
docx
11.02.2021
Сложноподчиненные предложения времени
СПП-врем..docx

Урок русского языка в 9 классе

Уллуаинской ОШ Левашинского района

Тема: «Сложноподчинённые предложения с   

        придаточными предложениями времени».

Цель:

продолжить знакомство с видами СПП;  выявить особенности СПП с придаточными времени; научить отличать придаточные времени от других видов придаточных предложений; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки, обогащать словарный запас.

                                             План урока:

1.Орфографическая разминка с лексическим заданием.

2. Повторение изученного  на прошлых уроках (отгадывание кроссворда, схематический диктант).

3.Объяснение нового материала по теме «СПП с придаточными предложениями времени».

4.Тренировочные  упражнения с взаимопроверкой.

5. Самостоятельная работа (тестирование).

                          Ход урока.

1.          Сообщение целей урока, плана урока.

Ребята, сегодня мы продолжим знакомиться с видами СПП. На уроке мы будем выявлять особенности СПП с придаточными времени, постараемся научиться отличать придаточные времени от других  видов придаточных предложений; будем совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки, обогащать словарный запас.

Работать будем по плану (сообщается план урока – он записан на маленькой доске).

Я думаю, что вы уже заинтересованы, поэтому, не теряя времени, приступим к работе.

2.Орфографическая разминка.

    Когда в делах - я от веселий прячусь,

    Когда дурачиться - дурачусь,

    А смешивать два  этих ремесла

    Есть тьма искусников, я не из их числа, - сказал один из персонажей известного литературного произведения. Чьи это слова, в каком произведении они звучат?

(Это слова А.А. Чацкого из комедии Грибоедова «Горе от ума»)

  Орфографическая разминка будет связана с этим  замечательным произведением.

Я диктую вам слова, а вы должны составить и записать словосочетания, чтобы они имели отношение к комедии.

  Конфликт, декабрьский, декабристский, крепостник, чувство, бессловесный, пренебрежительно, прогрессивный, подражать (в значении «быть похожим»), эффектный, благодетель.

Фронтальная проверка  с объяснением орфограмм и проговариванием своих вариантов словосочетаний ( У кого другой вариант словосочетания?)

Лексическое задание : найдите среди записанных слов паронимы ( декабрьский - декабристский) Что такое паронимы?

(Паронимы - это однокоренные слова, относящиеся к одной части речи, сходные по звучанию, но различающиеся по значению.)

Подберите паронимы к слову «эффектный»

(Эффективный)

Объясните значение этих слов.

(Эффектный - производящий впечатление, напр. - эффектный монолог, эффектная поза)

(Эффективный - приводящий к нужным результатам, действенный, напр.- эффективный метод).

Я думаю, что наша работа на уроке будет эффективной.

3.Повторение изученного на прошлых уроках.

Перед вами зашифрованные термины. Отвечая на мои вопросы, вы сможете их расшифровать.

  -Какую тему мы изучаем на уроках русского языка? (Виды придаточных предложений – зашифрованное слово «придаточные»)

  -Какие виды придаточных предложений мы уже изучили? (Дети называют, а учитель вывешивает в кроссворд термины)

  -Как мы определяем вид придаточного предложения? (По вопросу)

Схематический диктант.

Я диктую вам предложения, а вы должны, не записывая предложений, начертить их схемы и определить вид придаточных.

(Один ученик вызывается к доске и чертит схемы на боковой доске, чтобы остальные учащиеся их не видели)

Мне хотелось бы уйти туда, где можно спокойно предаться своим мыслям.

[  туда] , (где   ) – прид. места.

В том месте, куда зашло солнце , небо ещё рдело багряными полосами.

[   х , (куда    ),   ] . – прид. определит.

В ясный день вы увидите, как осенняя паутина блестит на солнце.

[   х],  (как   ). – прид. изъяснит.

Ученик, работающий у доски, показывает схему первого предложения.

  -Правильно ли составлена схема?

  -Дайте характеристику предложения.

(Так комментируются все схемы)

4. Изучение нового материала.

Кроме придаточных определительных, изъяснительных,  образа действия, места, в русском языке есть ещё другие виды придаточных. С одним из них мы познакомимся сейчас.

Перед вами предложения.

Прочитайте первое предложение.

Охарактеризуйте это предложение устно и графически ( вызывается 1 ученик к доске)

-Задайте вопрос от главного предложения к придаточному. К чему относится придаточное предложение?

(Когда солнышко пригреет), [красна ягодка созреет.]

(С тех пор как погиб отец), [заботы о семье взял на себя его брат.]

[Было светло и тепло], (пока горел костер.)

-Как вы думаете, какое значение имеют придаточные предложения? (Значение времени)

Сделаем вывод: -На какие вопросы отвечают придаточные времени?

                           - К чему они относятся?

                           - Как придаточные времени присоединяются к главному?

                           -Где может стоять придаточное времени по отношению к главному предложению?

 

Средствами связи в СПП с придаточными времени могут быть союзы:

   когда

   пока

   едва

   как

  как только

  в то время как

  с тех пор как

    5.Тренировачные упражнения.

1. Перед вами четыре предложения. Вы должны выписать СПП с придаточными времени.

Расставьте в них знаки препинания.

  *Мы отправились в путь когда взошло солнце и шли до самого вечера.

В тот зимний вечер о котором я рассказываю у нас в семье украшали ёлку.

  *Сон пришел чуть только я закрыл глаза.

Лектор рассказывал так  что все сидящие с интересом слушали его.

Взаимопроверка.

2.Конструирование предложений.

Из данных простых предложений сконструируйте СПП с придаточными предложениями времени, используя разные союзы. Запишите предложения, расставляя знаки препинания.

      Я отошел от костра. Холодный воздух охватил меня со всех сторон.

   Выпал снег. Всё вокруг заиграло, заискрилось.

  Мы собирались. Пришел отец.

6. Самостоятельная работа.

(Каждому ученику заранее на стол кладется конверт с заданием.)

  1 вариант.

Прочитайте предложения ; выполните задания, выбирая правильный вариант ответа.

  А. Комната, где лежал Илья Ильич казалась прекрасно убранною.

Б.  Когда мы приехали на вокзал, поезд уже подали на посадку.

В. Старику казалось что звук слышится где-то далеко-далеко.

Г. Вчера вечером, пока мы оба молча ждали Асю, я убедился окончательно в необходимости разлуки.

1.Найдите предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания.

                            А.    Б.    В.   Г.

 2. Найдите СПП, в которых придаточное предложение стоит в            середине главного.

                            А.    Б.    В.   Г.

3.Укажите СПП с придаточными времени.

 

                            А.    Б.    В.   Г.

4. Укажите СПП с придаточным определительным.

 

                           А.    Б.    В.   Г.

5. Найдите СПП с придаточным изъяснительным

 

                            А.    Б.    В.   Г.

   2 вариант.

Прочитайте предложения ; выполните задания, выбирая правильный вариант ответа.

  А. В небольшой комнате,  которую занимал Нехлюдов стоял старый кожаный диван.

Б. Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему  наш белый сад.

В. Легко можно себе представить что чувствовал я в эту минуту.

Г. Я, как только вернулся, сразу же заметил изменения в доме.

1.Найдите предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания.

                            А.    Б.    В.   Г.

 2. Найдите сложные предложения, в которых придаточные предложения стоят в середине главного.

                            А.    Б.    В.   Г.

3.Укажите сложные предложения с придаточными времени.

 

                            А.    Б.    В.   Г.

4. Укажите сложное  предложение с придаточным определительным.

 

                           А.    Б.    В.   Г.

5. Найдите сложное предложение с придаточным изъяснительным

 

                            А.    Б.    В.   Г.

 

  3 вариант.

Расставьте в предложениях знаки препинания. Укажите сложноподчиненные предложения с придаточными времени.

А. Скоро вы узнаете, как выглядит написанная мною картина.

Б. Когда  поглубже  входишь в лес, тебя начинает затягивать в глубину.

В. Берег, где остановилась машина, был илистый, низкий.

Г. Шум моря замирал, как только мы заходили за какую-нибудь вершину.

Итоги урока

 

 

Учитель: Габибуллаев Х.А.


 

Урок русского языка в 9 классе

Урок русского языка в 9 классе

Есть тьма искусников, я не из их числа, - сказал один из персонажей известного литературного произведения

Есть тьма искусников, я не из их числа, - сказал один из персонажей известного литературного произведения

Один ученик вызывается к доске и чертит схемы на боковой доске, чтобы остальные учащиеся их не видели)

Один ученик вызывается к доске и чертит схемы на боковой доске, чтобы остальные учащиеся их не видели)

Средствами связи в СПП с придаточными времени могут быть союзы: когда пока едва как как только в то время как с тех пор как 5

Средствами связи в СПП с придаточными времени могут быть союзы: когда пока едва как как только в то время как с тех пор как 5

Г. Вчера вечером, пока мы оба молча ждали

Г. Вчера вечером, пока мы оба молча ждали

Укажите сложное предложение с придаточным определительным

Укажите сложное предложение с придаточным определительным
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2021