Сложноподчинённое предложение (9 класс)
Оценка 5

Сложноподчинённое предложение (9 класс)

Оценка 5
doc
24.02.2020
Сложноподчинённое предложение (9 класс)
1.doc

Конспект открытого урока русского языка

в 9- классе МКОУ «Ново-Усурская СОШ»

 

 

Учитель : Самедова Лара Вагифовна

 

Тема. Сложноподчинённое предложение.

 

Цель: формирование умений находить главное  и придаточное предложения; определять место придаточного, его связи с главным; производить синонимическую замену простых предложений с обособленными членами и сложносочинённых сложноподчинёнными; правильно ставить знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

 

Ход урока.

 

1. Проверка домашнего задания (упражнение 76-ое).

 

ИдеАлы, прогрЕССивный, мировоЗЗрение, интЕрнациональный, гиганТский, колОССальный, совремЕННик, тружЕНики, прИвИлегированный, чуВствовать, чеСтвовать, эшЕлоны, прЕобразовать, колоННы, програММист,  кОмпьютер, пАрламентский.

(Гигантский и колоссальный -  слова-синонимы. Значение чего-то большого, внушительного, впечатляющего, имеющего огромное значение.)

 

 - Ребята, прочтите мне составленные вами словосочетания со словами МИРОВОЗЗРЕНИЕ, КОЛОССАЛЬНЫЙ, СОВРЕМЕННИК, КОМПЬЮТЕР, ПАРЛАМЕНТСКИЙ.

(Например, мировоззрение художника (образ мыслей и видение мира художником), колоссальный улов (впечатляющий улов), современник Пушкина (человек, живущий в одно время с Пушкиным),  персональный компьютер (личная электронно-вычислительная машина), парламентское решение (решение членов парламента, высшего законодательного представительного органа многих государств)).

 

2. Слово учителя.

-  Хорошо, ребята. Мы с вами изучили уже сложносочинённые предложения, выявили их особенности. Говорили также и о сочинительных союзах  в таких предложениях. Сегодня же на уроке речь пойдёт о второй группе сложных союзных предложений: о сложноподчинённых предложениях.

Тема урока так и звучит: Сложноподчинённые предложения. (Запись темы в тетрадях.)

 

Но прежде, чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним, какие предложения называются сложными?

(Сложные предложения – это предложения, состоящие из двух или более простых предложений.)

        

А что вы знаете о сложноподчинённых предложениях на данный момент?

(Сложноподчинённые предложения – это такие предложения, в которых простые предложения связываются подчинительными союзами или союзными словами, например : 1) Сделано всё, ЧТОБЫ я мог работать спокойно. 2) Выехали в едва зазеленевшие поля, НАД КОТОРЫМИ в солнечном свете, трепеща крыльями, жарко пел жаворонок.)

        

Вы уже знаете, что в состав сложноподчинённого предложения  входит ГЛАВНОЕ и ПРИДАТОЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

 

3. Анализ предложений. На доске записано предложение. Учащиеся  должны расставить в нём знаки препинания.

 

«Слово о полку Игореве»  уникальное художественное произведение повествующее о воинских подвигах русичей в защиту родной земли.

(«Слово о полку Игореве» - уникальное художественное произведение,  повествующее о воинских подвигах русичей в защиту родной земли.  В предложении одна грамматическая основа: «Слово о полку Игореве» - подлежащее, произведение – сказуемое. Есть обособленно определение, выраженное причастным оборотом («повествующее о воинских подвигах»). Значит предложение простое, осложнённое обособленным определением, выраженным причастным оборотом.)

          

 Задание: переделайте предложение так, чтобы оно стало сложноподчинённым. Запишите, подчеркните грамматические основы, начертите его схему. («Слово о полку Игореве» - уникальное художественное произведение, которое повествует о воинских подвигах русичей в защиту родной земли. В предложении две грамматические основы: «Слово о полку Игореве» - подлежащее, произведение – сказуемое; повествует – сказуемое. Есть союзное слово которое. Значит предложение сложноподчинённое.)

 

                 Схема :      [    ] , (которое …).

 

4. Чтение материала, данного в учебнике.

          

5. Закрепление материала. Запись предложений под диктовку.

 

1)  Над Русью нависла  грозная опасность новых разрушительных вторжений и автор «Слова…» призывает к сплочению всех русских князей.  (Над Русью нависла грозная опасность новых разрушительных вторжений, и автор «Слова…» призывает к сплочению всех русских князей. В предложении две грамматических основы : 1 - опасность нависла; 2 – автор призывает. Есть сочинительный соединительный союз И. значит предложение сложносочинённое.)

Задание : начертите схему предложения.

 

     Схема:           (      ), и (      ).

                                                               

            Замените предложение (устно) сложноподчинённым с придаточным, отвечающим на вопросы ПОЧЕМУ? ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ?

 

(Над Русью нависла грозная опасность, поэтому автор «Слова…» призывает к сплочению всех русских князей.)

          

Сравните оба предложения. Что между ними общего и чем они отличаются?

(Оба предложения сложные, но смысловые отношения между их частями различны: в первом обе части сложного равноправны; во втором – нет.)

 

            2) Несмотря на трагические события, описанные в «Слове…», оно оптимистично, потому что автор эпохи Древней Руси верил в неисчерпаемые силы народа.

        Задание : доказать, что предложение сложноподчинённое. Начертить схему.

(В предложении две грамматические основы: 1 – оно оптимистично; 2- автор верил. Есть союз ПОТОМУ ЧТО. Значит предложение сложноподчинённое.)

         

               Схема :         [        ],   (потому что…).

 

         

6. Обобщение.

         - Теперь давайте обобщим, всё, что вы узнали сегодня на уроке.

 

Так какие же предложения называются сложноподчинёнными? (Сложноподчинёнными называются такие предложения, в которых простые предложения связываются подчинительными союзами или союзными словами.)

        

Почему такие предложения называются сложноподчинёнными? В чём их особенность? 

(В сложноподчинённом предложении выделяются главное и придаточное предложения. Придаточное предложение зависит от главного, и в нём употребляется подчинительный союз или союзное слово.)

        

А в чём различие сложносочинённого и сложноподчинённого предложений?

(В сложносочинённом предложении нет и не может быть придаточных предложений, т.к. оба простых предложения, входящих в состав сложносочинённого,  обладают  равноправностью, например: 1) Налетает ветер, и через минуту-другую всё скрывается в темноте. 2) В глубине дупла послышался шорох, и  мы вдруг увидели  там толстую змею, свернувшуюся в огромное кольцо. В сложноподчинённом же предложении простые, входящие в его состав, не обладают равноправностью.  Придаточное предложение зависит от главного.)

        

С помощью чего могут быть связаны в сложноподчинённом предложении простые?

(С помощью союзов и союзных слов.)

        

Являются ли союзы членами придаточного предложения?

(Нет.)

        

Можно ли сказать то же самое о союзных словах, связывающих простые предложения в сложноподчинённом предложении?

(Нет. Союзные слова являются членами предложения.)

        

Какие три группы выделяются среди союзных слов?

(1 - слова, которые всегда являются союзными словами; 2 – слова, которые всегда являются союзами; 3 -  слова, которые выступают то как союз, то как союзное слово.)

          

Назовите слова, которые могут выступать в сложноподчинённом предложении то как союз, то как союзное слово.

(Что, когда, как).

 

7. Выставление оценок.

8. Домашнее задание  (запись его на доске): прочитать § ; особое внимание обратить на таблицу, помещённую в учебнике, выполнить упражнение.


Конспект открытого урока русского языка в 9- классе

Конспект открытого урока русского языка в 9- классе

Тема урока так и звучит: Сложноподчинённые предложения

Тема урока так и звучит: Сложноподчинённые предложения

Слово о полку Игореве» - подлежащее, произведение – сказуемое; повествует – сказуемое

Слово о полку Игореве» - подлежащее, произведение – сказуемое; повествует – сказуемое

В предложении две грамматические основы: 1 – оно оптимистично; 2- автор верил

В предложении две грамматические основы: 1 – оно оптимистично; 2- автор верил

Можно ли сказать то же самое о союзных словах, связывающих простые предложения в сложноподчинённом предложении? (Нет

Можно ли сказать то же самое о союзных словах, связывающих простые предложения в сложноподчинённом предложении? (Нет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2020