Урок русского языка в 6 классе
Тема: «Сложносокращенные имена существительные»
Цель урока: сформировать представление и соответствующий навык слитного написания слов, дефисного написания слов, слов с начальной частью. -пол-. Углубить знания о способе сложения слов, иметь представление о его разновидностях (сложение без соединительной гласной, с соединительной гласной, сложение с одновременным присоединением суффикса) Иметь представление о сложносокращенных словах.
Задачи: развивать орфографическую и лексическую грамотность учащихся, воспитывать любовь к родному языку.
Тип урока: урок-исследование с использованием ИКТ.
Оборудование: презентация.
Ход урока
Оргмомент.
1. Введение в тему урока.
Мой друг! Собирайся скорее в дорогу!
Открытий сегодня ждет тебя много!
По лестнице знаний продолжи свой путь…..
Только вперед! Ты не забудь! (слайд 2)
– Какой раздел лингвистики мы изучаем на наших уроках?
– Словообразованием какой части речи мы занимались на прошлом занятии?
Продолжим наше путешествие по миру Морфемики вместе с именем существительным,…Но сначала…
– Что это? Знаете ли вы что-нибудь об этом живом организме? Инфузория-туфелька относится к простейшим организмам на земле (слайд 3)
– А кто это? Конечно же, это человек….. Могу ли я между этими организмами поставить знак равенства? Почему?
Простое и сложное. Эти понятия окружают нас на каждом шагу…Учитель физики или электрик покажет вам это на примере электрической цепи. В фонарике она простая: одна лампочка – один провод. Но достаточно посмотреть на потолок, и вы увидите уже несколько лам, и соединены они уже не одним проводом….. Такая цепь будет называться СЛОЖНОЙ! Даже на уроках технологии вы учились делать бутерброды простые и сложные. А чем они отличаются? (слайд 4)
Сложный организм, сложный бутерброд…
Попробуйте дать общее определение понятию “ СЛОЖНЫЙ”… СЛОЖНЫЙ – это какой? (состоящий из нескольких частей, ингредиентов, разветвленный) (слайд 5)
Но ведь и в лингвистике тоже встречаются понятия простого и сложного. Вернемся еще раз к предложениям об инфузории-туфельке. (Слайд 6)
– Какое из данных предложений можно отнести к простым и почему? Какие предложения мы называем сложными?
2.
А теперь мы готовы продолжить свой путь по миру Морфемики.
Перед вами на слайде четыре слова (слайд7)
Подоконник, вредность, бумажонка, мухоловка
– Что объединяет все эти слова?
– А какое из данных слов вы могли бы назвать сложным? Почему?
Делаем вывод: Сложное слово имеет в своем составе два (или более) корней. Образовано от самостоятельных частей речи.
– А способ образования слов “бумажонка” и “мухоловка” одинаков?
Слово мухоловка образовалось способом СЛОЖЕНИЯ(слайд8) Буква “о” играет роль соединительной гласной. При этом одновременно присоединился суффикс. В качестве соединительных гласных могут выступать буквы “ е” и “ и” (мореплаватель, шестиклассник)
Посмотрите на слово “спортзал”. Оно тоже образовано способом сложения, но при этом нет соединительной гласной, а первое слово “спортивный” – сокращено. Такие существительные мы называем СЛОЖНОСОКРАЩЕННЫМИ.
Подведем итог на этом этапе нашего урока.
Если в слове корня два – это………(сложные слова)
Знаем теперь, как таблицу умножения, в лингвистике есть способ…..(сложение)
Сбербанк, спортзал – существительные сложносокращенные
Соединительные гласные в них…запрещенные.
Сложные слова с соединительными гласными смотри…только слитно всегда пиши!
3.
Мир сложных существительных очень богат. Перед вами на слайде(слайд9) сложные существительные :Зоомагазин, биология, инфузория-туфелька, юго-запад, плащ-палатка, пол-лимона, пол-Москвы, лесоруб, полстакана, сбербанк, Санкт-Петербург, северо-восток, мореплаватель
– Понаблюдайте. Внимательно прочитайте эти слова. Какие мысли у вас возникли?
– Как могут писаться сложные существительные? (слитно – через дефис)Если сейчас предложить вам словарный диктант, справитесь ли вы с ним? Почему?
Цель поставлена. Нам необходимо изучить правило слитного и дефисного написания сложных существительных и потренироваться в их правописании.
Перед вами таблички-подсказки, в одной её колонке случаи слитного, дефисного написания сложных существительных, а в другой должны появиться примеры.
Слитно пишутся сложные существительные с соединительными гласными о-е |
|
Слитно пишутся сложносокращенные слова |
|
Слитно пишутся сложные слова с иноязычными элементами авто-, агро-, аэро-, гидро-, зоо-, био-, микро-, мото-, теле-, фото-, авиа и т.д. |
|
Через дефис названия промежуточных сторон света |
|
Через дефис сложные существительные, образованные из целых, отдельно употребляющихся существительных |
|
Через дефис географические названия |
|
Существительные с первой частью пол- · Через дефис · Слитно |
|
Примеры будем подбирать из слов на слайде
– Как пишутся сложные существительные с соединительными О и Е? Как пишутся сложносокращенные слова без соединительной гласной? (вносим примеры в табличку)
Заполняем таблицу примерами (многие дети справляются с работой самостоятельно)
Биосфера, микрофон…пишем слитно – вот закон!
Юго-восток – скорее смотри…через дефис стороны света пиши!
После пол– имя собственное, буква “л” или гласная
Такие слова без дефиса писать опасно!
Если хочешь получить “ пять”,
Правило это ты должен знать!
4. Система закрепительных упражнений.
Упражнение№1 “Слитно или через дефис?” Записываем под диктовку (один-два ученика на доске).
(языко)знание, (пол)жизни,(спец)одежда, (бабочка)капустница,(пол)арбуза и т.д.
Упражнение№2.Распределить слова на две колонки “Слитное и дефисное написание” (слайд13).
(Земле)трясение, (Гос)дума, (микро)мир,(снего)пад, (фото)выставка,(пол)ведра, (жар)птица,(юго) восток, (пол)листа,(пол) Англии, (пол) яблока,(вело)гонка,(шкаф)купе.
Самопроверка (слайд 15).
5. Домашнее задание.
Составить словарный диктант из 10 слов, все слова должны быть именами существительными сложными.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.