СЛЫШУ, ГОВОРЮ, ПОЗНАЮ. ДИДАКТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Попкова Людмила Васильевна,
учитель-дефектолог городского сурдологопедического кабинета
Центральной городской клинической больницы №1 города Донецка
КАРТОЧКА № 1.
1.Подражание крупным движениям педагога (руки вверх, в стороны, на пояс, за спину), приседания, прыжки (на месте на 2-х ногах).
2. Знакомство с куклой – учить называть куклу с помощью таблички, обыгрывать куклу, жалеть; здороваться: «ПРИВЕТ!», прощаться: «ПОКА!».
3. Вызывание голоса: укачивание куклы А – А – А.
4.Выработка двигательной реакции на звучание барабана: звучит в быстром темпе ТАТАТАТА – бег, в медленном темпе ТА___ТА___ТА__ – ходьба.
5.Поддувание пёрышек, кусочков ваты.
КАРТОЧКА № 2.
1. Развитие внимания и цветовосприятия (выполнение упражнений с разноцветными флажками).
2. Соотнесение игрушки-зайки с картинкой и табличкой.
3. Игра «Зайка» – подпрыгивание на месте, имитация движений.
4. Вызывание голоса: ОП – ОП – ОП.
5. Дутьё на ладошку – коротким взрывным выдохом П – П – П.
КАРТОЧКА № 3.
1. Учить имитировать движения барабанных палочек и звукоподражать барабану: ТА – ТА – ТА. Ходьба и бег под барабан.
2. Называть куклу и зайку с помощью табличек, обозначать их с помощью движений и звукоподражаний.
3. Находить парную картинку с изображением куклы и зайки, подкладывать картинку к игрушке и наоборот.
4. Подлезание под дугу в игре «Кот и мышки». Учить детей звукоподражать коту «МЯУ – МЯУ».
5. Поддувание султанчиков.
КАРТОЧКА № 4.
1. Выработка двигательной реакции на различный темп звучания барабана – ходьба и бег под барабан, учить детей останавливаться, когда барабан не звучит.
2. Знакомство с мишкой: рассматривание и обыгрывание игрушки, звукоподражание – ТОП – ТОП, называние мишки с помощью таблички.
3. Учить детей подражать движениям мишки – идти вразвалочку – «топать». Глагол «УПАЛ» – демонстрация действия на мишке, имитация детьми падения жестом, вызывание у детей усечённого сопряжённого проговаривания: «УПА», «ВАВА».
Учить жалеть мишку, баюкать: «А – А – А»
4. Нахождение и сличение парных игрушек – мишки и зайки.
5. Мыльные пузыри – формирование длительного плавного выдоха.
КАРТОЧКА № 5.
1. Развитие внимания – игра «Обезьянки» (крупные движения и артикуляционные упражнения).
2. Вызывание голоса: ТОП – ТОП, ОП – ОП.
3. Нахождение игрушек к крупной картинке (зайка, мишка), называние их педагогом с помощью таблички.
4. Игра «Лото» – подбор и накладывание парных картинок друг на друга.
5. Поддувание вертушек.
КАРТОЧКА № 6.
1. Подражание крупным движениям с элементами фонеритмики: руки в стороны – АААААА, руки вверх – ОООО.
2. Обыгрывание мяча, имитация движений, нахождение картинки, соотнесение картинки и игрушки, называние с помощью таблички, звукоподражание ОП – ОП – ОП.
3. Нахождение мячей в разных концах комнаты, сличение разных по величине и цвету мячей.
4. Игра «Большой – маленький»: прокатывание большого мяча в большие ворота, маленького мяча в маленькие ворота.
КАРТОЧКА № 7.
1. Игра с дудочкой, выработка условной двигательной реакции на звук дудки.
2. Вызывание голоса: У – У – У.
3. Обыгрывание поезда, соотнесение игрушки с картинкой, называние поезда (игрушки и картинки) педагогом с помощью таблички.
4. Обследование свойств шара и куба (катится – не катится).
5. Поддувание игрушек.
КАРТОЧКА № 8.
1. Дутьё дудочек-язычков – учить дуть слабо и сильно, зрительно и на слух регулировать силу выдоха.
2. Различение наличия – отсутствия звучания дудки: везти поезд и звукоподражать ему: «У – У – У – У», пока дудка звучит и останавливать поезд и замолкать самому, когда дудка не звучит.
3. Фонеритмика: А – О – У. Учить детей пользоваться голосом различной громкости: укачивать куклу «а – а – а» тихо, кричать «АУ-АУ» громко.
4. Сличение объёмных и плоскостных геометрических фигур, накладывание шара на круг, куба на квадрат. Называние учителем круга и квадрата с помощью табличек (глобально).
КАРТОЧКА № 9.
1. Вызывание голоса – реакция восхищения «ООО!» громко, сожаления «ооо!» тихо. Учить изменять интонационную окраску голоса в зависимости от ситуации.
2. Подбор детьми такой же фигуры, как у учителя (круги и квадраты, одинаковые по цвету и величине), обследование и накладывание, называние учителем.
3. Различение красного и синего цвета, сличение по цвету различных предметов в окружении ребёнка, называние цвета учителем (табличка глобально).
4. Надувание учителем воздушного шара, имитация действий детьми, называние шара и обыгрывание. Надувание разноцветных воздушных шариков детьми, нахождение среди них синего и красного.
КАРТОЧКА № 10.
1. Учить детей звукоподражать коту «МЯУ – МЯУ» и собаке «АВ – АВ», подражать движениям и повадкам этих животных. Соотнесение игрушки с картинкой.
2. Учить детей прислушиваться к звукам, не видя источника звучания; выбирать из 2-х игрушек или картинок ту, которой звукоподражал учитель.
3. Называние кота и собаки табличкой, подкладывание таблички к игрушке и картинке.
4. Различение красного и синего цвета: прокатывание шарика соответствующего цвета по синей и красной дорожкам.
5. Поддувание лёгкого шарика в ворота.
КАРТОЧКА № 11.
1. Рассмотреть и обыграть игрушку – корову. Учить имитировать корову и звукоподражать ей: «МУ – МУ».
2. Различать слухо-зрительно звукоподражания: «МУ – МУ», «АВ – АВ», «МЯУ – МЯУ», выбирать соотв.игрушку и картинку, сличать их.
3. Находить пару к предложенной учителем игрушке: к большому коту – маленького и т.д. Учить обозначать величину табличкой (учитель) и жестом (дети).
4. Учить изменять высоту голоса: большая корова мычит низким голосом: «МУ – МУ», маленькая – высоким «му – му» (дети слушают, как звукоподражает учитель).
5. Поддувание полосок бумаги.
КАРТОЧКА № 12.
1. Знакомство с игрушкой и словом «машина», учить звукоподражать и обыгрывать машину с помощью знакомых игрушек – куклы, зайки, мишки.
2. Различение и соотнесение величины: большой мишка в большую машину, маленький – в маленькую.
3. Учить детей изменять силу своего голоса: большая машина «сигналит» громко: «ПИ – ПИ», маленькая тихо: «пи – пи».
4. Нахождение детьми картинок к игрушкам, игрушек к картинкам, называние картинок и игрушек с помощью табличек учителем.
5. Поддувание вертушек.
КАРТОЧКА № 13.
1. Упражнять в различении наличия – отсутствия звучания дудки: учить детей везти машинку и сигналить: «ПИ – ПИ» пока дудка звучит и останавливать движение и замолкать самому, когда дудка не звучит.
2. Складывание башенки из кубиков, различать синий и красный цвет, прикладывать два одинаковых по цвету кубика друг к другу.
3. Нахождение плоскостной геометрической формы к данной объёмной фигуре: прикладывание шара к кругу, куба к квадрату, называние круга и квадрата.
4. Различение и соотнесение одинаковых по размеру кругов красного и синего цвета, называние цветов при помощи табличек.
5. Поддувание разноцветных султанчиков.
КАРТОЧКА № 14.
1. Фонеритмика. Учить сопровождать определённые движения определёнными звуками: ААА – развести руки в стороны,
ООО – через стороны руки вверх, УУУ – руки вперёд.
2. Развитие цветовосприятия и умение выполнять сопряжённые действия с учителем (выполнение упражнений с разноцветными платочками).
3. Знакомство с овощами: учить различать и называть с помощью таблички помидор и огурец, соотносить натуральные овощи с муляжом и картинкой, накладывать их на платочек соответствующего цвета, называть зелёный и красный цвет.
4. Учить тактильно обследовать объёмные овощи, прикладывать их к плоскостным геометрическим фигурам, обводить пальчиком шаблон овала и круга, называть овал и круг табличкой.
5. Игра «Собери овощи»: показать детям картинку с изображением огорода, учить имитировать действия сбора овощей.
КАРТОЧКА № 15.
1. Учить произносить гласные слитно: АОУ, следить за артикуляцией учителя и пытаться контролировать свою артикуляцию, глядя на себя в зеркало.
2. В дидактической игре «Покажи» учить находить изображение овощей (знакомые детям помидор, огурец и новый для детей овощ – лук).
Называть овощи с помощью таблички и учить соотносить разные изображения овощей (фото с картинкой, со схематическим изображением).
3. Учить различать, обозначать жестом и называть величину: «БОЛЬШОЙ – МАЛЕНЬКИЙ», выбирать из предложенных однородных пар (овощей) предмет заданной величины.
4. В игре «На огороде» продолжать знакомить детей с тем, как собирают овощи. Вырабатывать реакцию на звучание бубна: бубен звучит – дети пляшут, бубен замолчал – дети собирают разложенные на полу – «огороде» овощи.
5. Дутьё на ладошку – коротким взрывным выдохом П – П – П.
КАРТОЧКА № 16.
1. Учить слитно произносить прямые слоги: ПА – ПО – ПУ, на одном выдохе 2-3 слога: ПА – ПА – ПА, ПО – ПО – ПО, ПУ – ПУ – ПУ.
2. Знакомить детей с фруктами: яблоко, груша, слива. Учить называть фрукты с помощью таблички, соотносить натуральные фрукты с муляжами, с фото и картинками.
3. Игра «Собери фрукты»: показать детям картинку с изображением сада, учить имитировать действия сбора фруктов.
4. Продолжать учить детей различать и называть цвета: учитель показывает детям табличку с названием цвета и затем картон соответствующего цвета, дети выбирают фрукты заданного цвета и прикладывают к цветному картону.
5. Поддувание разноцветных султанчиков.
КАРТОЧКА № 17.
1. Вызывание звука «М» – учить длительно произносить «ММММ», использовать тактильно-вибрационный контроль за своим произношением.
2. Понятие «дом» – учить обозначать игрушку – дом, строение – дом, то место, где ребёнок живёт.
Фонеритмика: «ТУТ ДОМ. ТАМ ДОМ. ДОМ ТУТ И ТАМ».
3. Работа с фотографиями и табличками – учить детей самостоятельно подкладывать таблички «ПАПА», «МАМА» под фото, прочитывать дактильно и приближённо проговаривать их. Продолжать учить различать понятия «ТУТ – ТАМ». Узнавать себя на фотографии, усеченно прочитывать своё имя и показывать на себя – «Я ТУТ».
4. В игре «Найди своё фото» учить действовать по звуковому сигналу: бубен играет – дети танцуют, бубен замолкает – дети бегут и берут свою фотографию.
КАРТОЧКА № 18.
1. Фонеритмика: «ПАПА ТАМ, МАМА ТАМ – ДОМА».
2. Артикуляционное упражнение «заборчик»: верхние зубы на нижней губе, учить не закусывать губу. Вызывание звука «Ф» – длительный плавный выдох.
3. Знакомство с дикими животными: волк, заяц, ёж. Учить узнавать животных на фотографиях и картинках. Называние животных с помощью табличек, имитация движений, их характерных особенностей и звуков: ёж фыркает – ФФФ, волк воет – УУУ.
4. Подвижная игра «Зайцы и волк» – учить детей прыгать на двух ногах, перевоплощаться, переносить новые впечатления в игру, познакомить с понятием «ЗЛОЙ». Учить действовать по сигналу барабана: ребёнок – волк «просыпается», когда «зайцы» барабанят.
КАРТОЧКА № 19
1. Артикуляционные упражнения: широкий язык между зубами – межзубное Т. Тактильный и зрительный самоконтроль: учить детей подставлять ладошку, чтобы ощутить толчок воздуха, видеть движение пёрышка при произнесении звука Т.
2. Учить различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, овал, накладывать их друг на друга, на их контурное изображение (одинаковые по величине и по цвету).
3. Находить заданную фигуру из нескольких предложенных учителем (одинаковых по цвету, но разных по величине). Учить сравнивать величину фигур, обозначать величину жестом и табличкой: «МАЛЕНЬКИЙ – БОЛЬШОЙ».
4. Обследование и называние объёмных геометрических тел: куб, шар, соотнесение их с плоскостными геометрическими фигурами.
5. Перешагивание через большой куб, перепрыгивание через маленький кубик; прокатывание большого шара в большие ворота, маленького шара – в маленькие ворота.
КАРТОЧКА № 20
1. Учить слитно произносить прямые слоги: ТА – ТО – ТУ, на одном выдохе 2 – 3 слога: ТА-ТА-ТА, ТО-ТО-ТО, ТУ-ТУ-ТУ.
2. Продолжать учить различать источник звучаний, вырабатывать двигательную реакцию на звук барабана, бубна, дудки, умение звукоподражать инструментам, называть их с помощью табличек.
3. Различать темп звучания, познакомить детей с понятиями «БЫСТРО – МЕДЛЕННО».
4. Знакомство с погодными явлениями, подвижная игра «СОЛНЦЕ – ДОЖДЬ». Упражнять в различении изменений звука: пока бубен звенит – «СОЛНЦЕ» - дети танцуют, когда бубен застучал – «ДОЖДЬ» – дети бегут под зонтик.
5. Задувание свечи на разном расстоянии от неё.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.