СЛЫШУ, ГОВОРЮ, ПОЗНАЮ. ДИДАКТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Оценка 4.9

СЛЫШУ, ГОВОРЮ, ПОЗНАЮ. ДИДАКТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Оценка 4.9
docx
04.01.2022
СЛЫШУ, ГОВОРЮ, ПОЗНАЮ. ДИДАКТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Слышу, говорю, познаю. Дидактич. инструментарий. 04.01.2022г..docx

СЛЫШУ, ГОВОРЮ, ПОЗНАЮ. ДИДАКТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Попкова Людмила Васильевна,

учитель-дефектолог городского сурдологопедического кабинета

Центральной городской клинической больницы №1 города Донецка

КАРТОЧКА № 1.

1.Подражание крупным движениям педагога (руки вверх, в стороны, на пояс, за спину), приседания, прыжки (на месте на 2-х ногах).

2. Знакомство с куклой – учить называть куклу с помощью таблички, обыгрывать куклу, жалеть; здороваться: «ПРИВЕТ!», прощаться: «ПОКА!».

3. Вызывание голоса: укачивание куклы  А – А – А.

4.Выработка двигательной реакции на звучание барабана: звучит в быстром темпе ТАТАТАТА – бег, в медленном темпе ТА___ТА___ТА__ – ходьба.

5.Поддувание пёрышек, кусочков ваты.

КАРТОЧКА № 2.

1.                 Развитие внимания и цветовосприятия (выполнение упражнений с разноцветными флажками).

2.                 Соотнесение  игрушки-зайки с картинкой и табличкой.

3.                 Игра «Зайка» – подпрыгивание на месте, имитация движений.

4.                 Вызывание голоса: ОП – ОП – ОП.

5.                 Дутьё на ладошку – коротким взрывным выдохом П – П – П. 

КАРТОЧКА № 3.

1.                 Учить имитировать движения барабанных палочек и звукоподражать барабану: ТА – ТА – ТА. Ходьба и бег под барабан.

2.                 Называть куклу и зайку с помощью табличек, обозначать их с помощью движений и звукоподражаний.

3.                 Находить парную картинку с изображением куклы и зайки, подкладывать картинку к игрушке и наоборот.

4.                 Подлезание под дугу в игре «Кот и мышки». Учить детей звукоподражать коту «МЯУ – МЯУ».

5.                 Поддувание султанчиков.

КАРТОЧКА № 4.

1.  Выработка двигательной реакции на различный темп звучания барабана – ходьба и бег под барабан, учить детей останавливаться, когда барабан не звучит.

2. Знакомство с мишкой: рассматривание и обыгрывание игрушки, звукоподражание   – ТОП – ТОП, называние мишки с помощью таблички.

3. Учить детей подражать движениям мишки – идти вразвалочку – «топать». Глагол «УПАЛ» – демонстрация действия на мишке, имитация детьми падения жестом, вызывание у детей усечённого сопряжённого проговаривания: «УПА»,  «ВАВА».

Учить жалеть мишку, баюкать: «А – А – А»

4. Нахождение и сличение парных игрушек – мишки и зайки.

5.  Мыльные пузыри – формирование длительного плавного выдоха.

КАРТОЧКА № 5.

1.                 Развитие внимания – игра «Обезьянки» (крупные движения и артикуляционные упражнения).

2.                 Вызывание голоса: ТОП – ТОП, ОП – ОП.

3.                 Нахождение игрушек к крупной картинке (зайка, мишка), называние их педагогом с помощью таблички.

4.                 Игра «Лото» –  подбор и накладывание парных картинок друг на друга.

5.                 Поддувание  вертушек.

КАРТОЧКА № 6.

1. Подражание крупным движениям с элементами фонеритмики: руки в стороны  – АААААА, руки вверх – ОООО.

2. Обыгрывание мяча, имитация движений, нахождение картинки, соотнесение картинки и игрушки, называние с помощью таблички, звукоподражание                ОП – ОП – ОП.

3. Нахождение мячей в разных концах комнаты, сличение разных по величине  и цвету мячей.

4. Игра «Большой – маленький»: прокатывание большого мяча в большие ворота, маленького мяча в маленькие ворота.

КАРТОЧКА № 7.

1.   Игра с дудочкой, выработка условной двигательной реакции на звук дудки.

2.   Вызывание голоса: У – У – У.

3.   Обыгрывание поезда, соотнесение игрушки с картинкой, называние поезда (игрушки и картинки) педагогом с помощью таблички.

4.   Обследование свойств шара и куба (катится – не катится).

5.   Поддувание игрушек.

КАРТОЧКА № 8.

1.   Дутьё дудочек-язычков  –  учить дуть слабо и сильно, зрительно и на слух регулировать силу выдоха.

2.    Различение наличия – отсутствия звучания дудки: везти поезд и звукоподражать ему: «У – У – У – У», пока дудка звучит и останавливать поезд и замолкать самому, когда дудка не звучит.

3.    Фонеритмика:  А – О – У. Учить детей пользоваться голосом различной громкости:  укачивать куклу «а – а – а» тихо, кричать «АУ-АУ» громко.

4.   Сличение объёмных и плоскостных геометрических фигур, накладывание шара на круг, куба на квадрат. Называние учителем круга и квадрата с помощью табличек (глобально).

КАРТОЧКА № 9.

1.   Вызывание голоса – реакция восхищения «ООО!» громко, сожаления «ооо!» тихо. Учить изменять интонационную окраску голоса в зависимости от ситуации.

2.   Подбор детьми такой же фигуры, как у учителя (круги и квадраты, одинаковые по цвету и величине), обследование и накладывание, называние учителем.

3.   Различение красного и синего цвета, сличение по цвету различных предметов в окружении ребёнка, называние цвета учителем (табличка глобально).

4.   Надувание учителем воздушного шара, имитация действий детьми, называние шара и обыгрывание. Надувание разноцветных воздушных шариков детьми, нахождение среди них синего и красного.

КАРТОЧКА № 10.

1.   Учить детей звукоподражать коту «МЯУ – МЯУ» и собаке «АВ – АВ», подражать движениям и повадкам этих животных. Соотнесение игрушки с картинкой.

2.   Учить детей прислушиваться к звукам, не видя источника звучания; выбирать из 2-х игрушек или картинок ту, которой звукоподражал учитель.

3.   Называние кота и собаки табличкой, подкладывание таблички к игрушке и картинке. 

4.   Различение красного и синего цвета: прокатывание шарика соответствующего цвета по синей и красной дорожкам.

5.   Поддувание лёгкого шарика в ворота.                                                      

КАРТОЧКА № 11.

1.   Рассмотреть и обыграть игрушку – корову. Учить имитировать корову и звукоподражать ей: «МУ – МУ».

2.   Различать слухо-зрительно звукоподражания: «МУ – МУ», «АВ – АВ», «МЯУ – МЯУ», выбирать соотв.игрушку и картинку, сличать их.

3.   Находить пару к предложенной учителем игрушке: к большому коту – маленького и т.д.  Учить обозначать величину табличкой (учитель) и жестом (дети).

4.   Учить изменять высоту голоса: большая корова мычит низким голосом: «МУ – МУ», маленькая – высоким «му – му» (дети слушают, как звукоподражает учитель).

5.   Поддувание полосок бумаги.

КАРТОЧКА № 12.

1.   Знакомство с игрушкой и  словом «машина», учить звукоподражать и обыгрывать машину с помощью знакомых игрушек – куклы, зайки, мишки.

2.   Различение и соотнесение величины: большой мишка в большую машину, маленький – в маленькую.

3.   Учить детей изменять силу своего голоса: большая машина «сигналит» громко: «ПИ – ПИ», маленькая тихо: «пи – пи».

4.   Нахождение детьми картинок к игрушкам, игрушек к картинкам, называние картинок и игрушек с помощью табличек учителем.

5.   Поддувание вертушек.

КАРТОЧКА № 13.

1.  Упражнять в различении наличия – отсутствия звучания дудки: учить детей везти машинку  и сигналить: «ПИ – ПИ» пока дудка звучит и останавливать движение и замолкать самому, когда дудка не звучит.

2.  Складывание башенки из кубиков, различать синий и красный цвет, прикладывать два одинаковых  по цвету кубика  друг к  другу.

3.  Нахождение плоскостной геометрической формы к данной объёмной фигуре: прикладывание шара к кругу, куба к квадрату, называние круга и квадрата.

4.    Различение и соотнесение одинаковых по размеру кругов  красного  и синего цвета, называние цветов при помощи табличек.

5.   Поддувание разноцветных султанчиков.

КАРТОЧКА № 14.

1.   Фонеритмика. Учить сопровождать определённые движения определёнными звуками: ААА –  развести руки в стороны,

ООО – через стороны руки вверх, УУУ – руки вперёд.

2.   Развитие цветовосприятия и умение выполнять сопряжённые действия с учителем (выполнение упражнений с разноцветными платочками).

3.   Знакомство с овощами: учить различать и называть с помощью таблички помидор и огурец, соотносить натуральные овощи с муляжом и  картинкой, накладывать их на платочек соответствующего цвета, называть зелёный  и красный цвет.

4.   Учить тактильно обследовать объёмные овощи, прикладывать их к плоскостным геометрическим  фигурам, обводить пальчиком шаблон овала  и круга, называть овал и круг табличкой.

5.   Игра «Собери овощи»: показать детям картинку с изображением огорода, учить имитировать действия сбора овощей. 

КАРТОЧКА № 15.

1.   Учить произносить гласные слитно: АОУ, следить за артикуляцией учителя и пытаться контролировать свою артикуляцию, глядя на себя в зеркало.

2.   В дидактической игре «Покажи» учить находить изображение овощей        (знакомые детям помидор, огурец и  новый для детей овощ  –  лук).

Называть овощи с помощью таблички и учить соотносить разные изображения овощей (фото с картинкой, со схематическим изображением).

3.   Учить различать, обозначать жестом и называть величину: «БОЛЬШОЙ – МАЛЕНЬКИЙ»,  выбирать из предложенных однородных пар (овощей) предмет заданной величины.

4.   В игре «На огороде» продолжать знакомить детей с тем, как собирают овощи. Вырабатывать реакцию на звучание бубна: бубен звучит – дети пляшут, бубен замолчал – дети  собирают  разложенные на полу – «огороде» овощи.

5.   Дутьё на ладошку – коротким взрывным выдохом П – П – П. 

КАРТОЧКА № 16.

1.   Учить слитно произносить прямые слоги: ПА – ПО – ПУ, на одном выдохе 2-3 слога: ПА – ПА – ПА, ПО – ПО – ПО, ПУ – ПУ – ПУ.

2.   Знакомить детей с фруктами: яблоко, груша, слива. Учить называть фрукты с помощью таблички, соотносить натуральные  фрукты с муляжами, с фото и картинками.

3.   Игра «Собери фрукты»:  показать детям картинку с изображением сада, учить имитировать действия сбора фруктов. 

4.   Продолжать учить детей различать  и называть цвета: учитель показывает детям табличку с названием цвета и затем картон соответствующего цвета, дети выбирают фрукты заданного цвета и прикладывают к цветному картону.

5.   Поддувание разноцветных султанчиков.

КАРТОЧКА № 17.

1.   Вызывание звука «М» – учить длительно произносить «ММММ», использовать тактильно-вибрационный контроль за своим произношением.

2.   Понятие «дом»  –  учить  обозначать игрушку – дом, строение – дом, то место, где ребёнок живёт.

Фонеритмика: «ТУТ ДОМ. ТАМ ДОМ. ДОМ ТУТ И ТАМ».

3.   Работа с фотографиями и табличками – учить детей самостоятельно подкладывать таблички «ПАПА», «МАМА» под фото, прочитывать дактильно  и приближённо проговаривать их. Продолжать учить различать понятия «ТУТ – ТАМ». Узнавать себя на фотографии, усеченно прочитывать  своё имя  и показывать на себя – «Я ТУТ».

4.   В игре «Найди своё фото» учить действовать по звуковому сигналу: бубен играет – дети танцуют, бубен замолкает – дети бегут и берут свою фотографию.

КАРТОЧКА № 18.

1.   Фонеритмика: «ПАПА ТАМ, МАМА ТАМ – ДОМА».

2.   Артикуляционное упражнение «заборчик»: верхние зубы на нижней губе,  учить не закусывать губу.  Вызывание звука «Ф» –  длительный плавный выдох.

3.   Знакомство с дикими животными: волк, заяц, ёж. Учить узнавать животных на фотографиях и картинках. Называние животных с помощью табличек, имитация  движений, их характерных особенностей и звуков: ёж фыркает – ФФФ, волк воет  –  УУУ.

4.   Подвижная  игра «Зайцы и волк» –  учить детей прыгать на двух ногах, перевоплощаться, переносить новые впечатления в игру, познакомить                          с понятием «ЗЛОЙ». Учить действовать по сигналу барабана: ребёнок – волк «просыпается», когда «зайцы» барабанят.

КАРТОЧКА № 19

1.   Артикуляционные упражнения: широкий язык между зубами – межзубное Т. Тактильный и зрительный самоконтроль: учить детей подставлять ладошку, чтобы ощутить толчок воздуха, видеть движение пёрышка при произнесении звука Т.

2.   Учить различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, овал, накладывать их друг на друга, на их контурное изображение (одинаковые по величине и по цвету).

3.   Находить заданную фигуру из нескольких предложенных учителем (одинаковых по цвету, но разных по величине). Учить сравнивать величину фигур, обозначать величину жестом и табличкой: «МАЛЕНЬКИЙ – БОЛЬШОЙ».

4.   Обследование и называние объёмных геометрических тел: куб, шар, соотнесение их с плоскостными геометрическими фигурами.

5.   Перешагивание через большой куб, перепрыгивание через маленький кубик; прокатывание большого шара в большие ворота, маленького шара – в маленькие ворота.

КАРТОЧКА № 20

1.   Учить слитно произносить прямые слоги: ТА – ТО – ТУ, на одном выдохе  2 – 3 слога: ТА-ТА-ТА, ТО-ТО-ТО, ТУ-ТУ-ТУ.

2.   Продолжать учить различать источник звучаний, вырабатывать двигательную реакцию на звук барабана, бубна, дудки, умение звукоподражать инструментам, называть их с помощью табличек.

3.   Различать темп звучания, познакомить детей с понятиями «БЫСТРО – МЕДЛЕННО».

4.   Знакомство с погодными явлениями,  подвижная игра «СОЛНЦЕ – ДОЖДЬ». Упражнять в различении изменений звука: пока бубен звенит – «СОЛНЦЕ» - дети танцуют, когда бубен застучал – «ДОЖДЬ» –  дети бегут под зонтик.

5.   Задувание свечи на разном расстоянии от неё.

 


 

СЛЫШУ, ГОВОРЮ, ПОЗНАЮ. ДИДАКТИЧЕСКИЙ

СЛЫШУ, ГОВОРЮ, ПОЗНАЮ. ДИДАКТИЧЕСКИЙ

Подлезание под дугу в игре «Кот и мышки»

Подлезание под дугу в игре «Кот и мышки»

Игра «Большой – маленький»: прокатывание большого мяча в большие ворота, маленького мяча в маленькие ворота

Игра «Большой – маленький»: прокатывание большого мяча в большие ворота, маленького мяча в маленькие ворота

КАРТОЧКА № 10. 1. Учить детей звукоподражать коту «МЯУ –

КАРТОЧКА № 10. 1. Учить детей звукоподражать коту «МЯУ –

Нахождение детьми картинок к игрушкам, игрушек к картинкам, называние картинок и игрушек с помощью табличек учителем

Нахождение детьми картинок к игрушкам, игрушек к картинкам, называние картинок и игрушек с помощью табличек учителем

Учить произносить гласные слитно:

Учить произносить гласные слитно:

Работа с фотографиями и табличками – учить детей самостоятельно подкладывать таблички «ПАПА», «МАМА» под фото, прочитывать дактильно и приближённо проговаривать их

Работа с фотографиями и табличками – учить детей самостоятельно подкладывать таблички «ПАПА», «МАМА» под фото, прочитывать дактильно и приближённо проговаривать их

Обследование и называние объёмных геометрических тел: куб, шар, соотнесение их с плоскостными геометрическими фигурами

Обследование и называние объёмных геометрических тел: куб, шар, соотнесение их с плоскостными геометрическими фигурами
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.01.2022