Цель: в занимательной форме провести смотр знаний школьников, проверив у них теоретические знания о классификации цветковых растений и практические навыки.
Задачи:
· Обобщить знания учащихся о семействах растений,
· Активизировать работу по группам,
· Закрепить знания о многообразии изученных семейств и их использовании в практической деятельности человека,
· Развить интерес и познавательную активность учащихся
Оборудование: таблицы, гербарии, слайды, демонстрационные карточки растений разных семейств.
Тип урока: обобщающий
Условия: в игре участвуют три команды. Каждый конкурс оценивается в определённое количество баллов. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Оценки выставляются следующим образом: за 1 место – «5», за 2 место – «4», также выставляются дополнительные поощрительные оценки активно работающим детям из каждой команды.
Задание: команды по очереди отгадывают загадки, если даётся неправильный ответ, другие команды могут ответить и заработать дополнительные баллы.
Оценка: 1 балл за название растение и 1 балл за определение семейства, к которому относится данное растение.
1 группа
Десять мальчиков
Живут в зеленых чуланчиках. (Горох, сем-во Бобовые)
Пушистый цветок.
Качнул ветерок
Ой! И шапка долой! (Одуванчик, сем-во Сложноцветные)
В сенокос горька
А в мороз сладка
Что за ягодка? (Рябина, сем-во Розоцветные)
Главный принцип у него, в общем-то, простой:
голова на солнце, ноги под водой (Рис, сем-во Злаки)
2 группа
Беленькие горошки
На зеленой ножке. (Ландыш; сем-во Лилейные)
Кругла, а не шар
С хвостом, а не мышь
Желта, как мед
А вкус не тот. (Репа, сем-во Крестоцветные)
Под землей птица
Гнездо свела,
Яиц нанесла. (Картофель; сем-во Паслёновые)
Синий мундир,
Желтая подкладка,
В середине сладко. (Слива, сем-во Розоцветные)
3 группа
Стоят в поле сестрички
Желтый глазок,
Белые реснички. (Ромашка, сем-во сложноцветные)
Сидит Федосья,
Распустивши волосья. (Лук, сем-во лилейные, )
Сижу на тереме,
Мала, как мышь,
Красна, как кровь,
Вкусна, как мед. (Вишня, сем-во розоцветные)
Стоит урода посреди огорода,
На всех зла, а всем мила. (Редька, сем-во крестоцветные)
Задание: распределить названия растений по соответствующим семействам.
Оценка: 1 балл за каждый правильный ответ.
Семейства:
А. Крестоцветные:
Б. Бобовые:
В. Паслёновые:
Г. Сложноцветные:
Д. Розоцветные:
Е. Злаковые:
Ж. Лилейные:
Представители:
Ответы:
А – 11, 25, 27, 28;
Б – 1, 6, 19, 21;
В – 4, 7, 13, 16;
Г – 3, 14, 17, 23;
Д – 2,10, 12, 22;
Е – 5, 8, 20, 24;
Ж – 9, 15, 18, 26.
Задание: к прямо противоположным по смыслу названиям несуществующих растений подберите названия хорошо известных вам растений.
Например, отец-и-отчим = мать-и-мачеха.
Оценка: 2 балла за каждый правильный ответ.
Задания для команд:
1 команда:
2 команда:
3 команда:
Задание: каждой команде раздаются гербарии с растениями разных семейств; нужно определить, к каким семействам относятся данные растения и если возможно, назвать их;
Оценка: 1 балл за определение семейства и 1 балл за название растения.
Задание: в словах перепутаны буквы, переставьте их таким образом, чтобы получились названия растений, определите семейство, к которому относится это растение.
Оценка: 2 балла за каждое растение.
Задания:
1 команда:
2 команда:
3 команда:
Условия: команды за короткое время должны ответить на 10 вопросов.
Оценка: 1 балл за вопрос.
Вопросы для 1 команды:
Вопросы для 2 команды:
Вопросы для 3 команды:
7.Конкурс «Отвечай-ка» (тест)
1.Признаки отдела покрытосеменных:
А) стержневая корневая система
Б) корень, побег, цветок, плод с семенами
В) корневище
Г) корень, побег, семя
2.Признаки класса двудольных:
А) плод ягода
Б) плод зерновка
В) стержневая корнев. систем., зародыш с двумя семядолями, сетчатое жилков. листьв
Г) корень, побег, цветок, плод с семенами
3.Растения семейства пасленовых:
А) овес, рожь, пшеница
Б) томат, дурман, картофель, баклажан
В) редька, репа, капуста
Г) астра, василек, одуванчик
4.Ядовитое растение:
А) дурман обыкновенный
Б) пастушья сумка
В) паслен черный
Г) горчица полевая
5.На родство растений одного семейства указывает:
А) их способность к фотосинтезу
Б) использование кислорода для дыхания
В) общие признаки в строении их цветка
Г) произрастание на одной территорий
6.Наиболее крупная систематическая единица
А) отдел
Б) царство
В) вид
Г) семейства
7. Систематическая категория, объединяющая виды:
А) класс
Б) род
В) семейство
Г) отдел
8.Клубеньки, обогащающие почву азотом, образуются на корнях растений семейства:
А)злаков,
Б)бобовых,
В)пасленовых,
Г)лилейных.
8. Конкурс “Кто быстрее?”
Каждой группе раздаются тексты с пропущенными словами. По ходу чтения учащиеся находят ответ и записывают цифру, которой он обозначен.
Текст
У растений класса двудольных корневая система _________, а у однодольных – _________.
У однодольных зародыш имеет _________, а у двудольных – _________.
У растений класса двудольных жилкование листьев _________, а у однодольных – _________.
Из изученных растений разных семейств к классу однодольных относятся _________, а к классу двудольных _________.
Признаки растений
1. Сетчатое жилкование.
2. Семейство розоцветные.
3. Мочковая корневая система.
4. Семейство злаков.
5. Параллельное жилкование.
6. Две семядоли.
7. Стержневая корневая система.
8. Дуговое жилкование.
9. Семейство сложноцветные.
10. Одна семядоля.
Ответ: 7, 3, 10, 6, 1, 5, 8, 4, 2, 9.
Группа, у которой запись верна, получает “5” баллов, другие “4–3”, в зависимости от количества ошибок.
9.Конкурс « Чайнворд»
1. Многолетний подсолнечник, образующий клубни.
2. Дерево из розоцветных с плодами-яблочками.
3. Южное дерево, сушеные плоды которого называют урюком, курагой.
4. Дерево из розоцветных с крупными сочными костянками.
5. Черноплодная рябина.
6. Сочный плод розоцветных.
7. Культурный злак с соцветием метелка.
8. Бобовое растение, семена которого содержат много белка.
9. Пленчатое образование на листе злакового растения.
10. Бобовое растение, используемое как кормовое и с целью повышения плодородия почвы.
11. Декоративное растение из семейства розоцветных.
12. Химический элемент, необходимый для роста растений.
Ответы:
1 – топинамбур; 2 – рябина; 3 – абрикос; 4 – слива; 5 – арония; 6 – яблоко; 7 – овес; 8 – соя; 9 – язычок; 10 – клевер; 11 – роза; 12 – азот.
11. Подведение итогов урока-игры.
12. Рефлексия.
Ребята, оцените урок с помощью разноцветных кружков.
n Красный – мне работалось легко и интересно.
n Зеленый – были небольшие затруднения
n Желтый – не все удалось вспомнить.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.