Смотр знаний по классификации цветковых растений. Урок - игра.
Оценка 4.8

Смотр знаний по классификации цветковых растений. Урок - игра.

Оценка 4.8
Контроль знаний
doc
биология
6 кл—7 кл
27.10.2022
Смотр знаний по классификации цветковых растений. Урок - игра.
В игровой форме проверить знания детей по классификации цветковых растений
Семейство цветковых растений.урок в 6 классе.doc

Урок-игра по теме "Семейства цветковых растений"

Цель: в занимательной форме провести смотр знаний школьников, проверив у них теоретические знания о классификации цветковых растений и практические навыки.

Задачи:

·         Обобщить знания учащихся о семействах растений,

·         Активизировать работу по группам,

·         Закрепить знания о многообразии изученных семейств и их использовании в практической деятельности человека,

·         Развить интерес и познавательную активность учащихся

Оборудование: таблицы, гербарии, слайды, демонстрационные карточки растений разных семейств.

Тип урока: обобщающий

Условия: в игре участвуют три команды. Каждый конкурс оценивается в определённое количество баллов. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Оценки выставляются следующим образом: за 1 место – «5», за 2 место – «4», также выставляются дополнительные поощрительные оценки активно работающим детям из каждой команды.

Ход игры

1.Конкурс «Загадочный»

Задание: команды по очереди отгадывают загадки, если даётся неправильный ответ, другие команды могут ответить и заработать дополнительные баллы.

Оценка: 1 балл за название растение и 1 балл за определение семейства, к которому относится данное растение.

1 группа

Десять мальчиков
Живут в зеленых чуланчиках. (Горох, сем-во Бобовые)

Пушистый цветок.
Качнул ветерок
Ой! И шапка долой! (Одуванчик, сем-во Сложноцветные)

В сенокос горька
А в мороз сладка
Что за ягодка? (Рябина, сем-во Розоцветные)

Главный принцип у него, в общем-то, простой:
голова на солнце, ноги под водой (Рис, сем-во Злаки)

2 группа

Беленькие горошки
На зеленой ножке. (Ландыш; сем-во Лилейные)

Кругла, а не шар
С хвостом, а не мышь
Желта, как мед
А вкус не тот. (Репа, сем-во Крестоцветные)

Под землей птица
Гнездо свела,
Яиц нанесла. (Картофель; сем-во Паслёновые)

Синий мундир,
Желтая подкладка,
В середине сладко. (Слива, сем-во Розоцветные)

3 группа

Стоят в поле сестрички
Желтый глазок,
Белые реснички. (Ромашка, сем-во сложноцветные)

Сидит Федосья,
Распустивши волосья. (Лук, сем-во лилейные, )

Сижу на тереме,
Мала, как мышь,
Красна, как кровь,
Вкусна, как мед. (Вишня, сем-во розоцветные)

Стоит урода посреди огорода,
На всех зла, а всем мила. (Редька, сем-во крестоцветные)

2.Конкурс «Семейства»

Задание: распределить названия растений по соответствующим семействам.

Оценка: 1 балл за каждый правильный ответ.

Семейства:

А. Крестоцветные:
Б. Бобовые:
В. Паслёновые:
Г. Сложноцветные:
Д. Розоцветные:
Е. Злаковые:
Ж. Лилейные:

Представители:

  1. горох посевной;
  2. малина;
  3. одуванчик;
  4. дурман;
  5. тимофеевка;
  6. клевер;
  7. перец;
  8. овёс;
  9. ландыш;
  10. рябина;
  11. редька;
  12. роза;
  13. белена;
  14. георгин;
  15. чеснок;
  16. картофель;
  17. ромашка;
  18. тюльпан;
  19. бобы;
  20. ячмень;
  21. фасоль;
  22. яблоня;
  23. подсолнечник;
  24. рожь;
  25. капуста;
  26. лук;
  27. редис;
  28. горчица.

Ответы:

А – 11, 25, 27, 28;
Б – 1, 6, 19, 21;
В – 4, 7, 13, 16;
Г – 3, 14, 17, 23;
Д – 2,10, 12, 22;
Е – 5, 8, 20, 24;
Ж – 9, 15, 18, 26.

3.Конкурс «Перевертыши»

Задание: к прямо противоположным по смыслу названиям несуществующих растений подберите названия хорошо известных вам растений.

Например, отец-и-отчим = мать-и-мачеха.

Оценка: 2 балла за каждый правильный ответ.

Задания для команд:

1 команда:

  • заячье лыко = волчье лыко;
  • забывалка = незабудка;
  • огородник = пустырник.

2 команда:

  • марья-кофе = иван-чай
  • зверолюб = зверобой
  • подопушник = подорожник

3 команда:

  • василий-да-ольга = иван-да-марья
  • позднецвет = первоцвет
  • здоровоголов = болиголов

4.Конкурс «Угадай-ка»

Задание: каждой команде раздаются гербарии с растениями разных семейств; нужно определить, к каким семействам относятся данные растения и если возможно, назвать их;

Оценка: 1 балл за определение семейства и 1 балл за название растения.

5.Конкурс «Шифровка»

Задание: в словах перепутаны буквы, переставьте их таким образом, чтобы получились названия растений, определите семейство, к которому относится это растение.

Оценка: 2 балла за каждое растение.

Задания:

1 команда:  

  • нпиюл (люпин)
  • црепе (перец)
  • ргохо (горох)
  • циганит (гиацинт)

2 команда:

  • схараи (арахис)
  • нсёлап (паслён) 
  • жипам (пижма)
  • шданлы (ландыш)

3 команда:

  • кшпиниво (шиповник)
  • льсафо (фасоль)
  • рмдуна (дурман)
  • кнесоч (чеснок)

6.Конкурс «Гонка за лидером»

Условия: команды за короткое время должны ответить на 10 вопросов.

Оценка: 1 балл за вопрос.

Вопросы для 1 команды:

  1. К какому семейству относится картофель? (паслёновые)
  2. Сколько тычинок у розы? (много)
  3. Как называется плод у вишни? (костянка)
  4. Какое соцветие у ромашки? (корзинка)
  5. Какое жилкование листа у пшеницы? (линейное)
  6. Из какого растения получают масло? (подсолнечник)
  7. Какое лакомство из картофеля любят дети во всём мире? (чипсы)
  8. Без какого простого агротехнического приёма невозможно вырастить картофель? (окучивание)
  9. Каким способом опыляются цветы подсолнечника? (насекомыми)
  10. Какой плод у малины? (многокостянка)

Вопросы для 2 команды:

  1. Какой континент является родиной картофеля? (Ю. Америка)
  2. Как называется плод у гороха? (боб)
  3. Какое жилкование у листьев ландыша? (дуговое)
  4. Помидор – овощ или фрукт? (овощ)
  5. Сколько лепестков в цветке вишни? (пять)
  6. Как называется плод у капусты? (стручок)
  7. Какое насекомое – главный враг картофеля? (колорадский жук)
  8. Как называются подземные побеги картофеля? (столоны)
  9. Какое соцветие у ландыша? (кисть)
  10. Какая корневая система у злаков? (мочковатая)

Вопросы для 3 команды:

  1. Какого органического вещества больше всего в картофеле? (крахмала)
  2. К какому семейству относится горчица? (крестоцветные)
  3. Какая корневая система у одуванчика? (стержневая)
  4. Сколько семядолей в семени яблони/ (две)
  5. Какое соцветие у черёмухи? (кисть)
  6. Как называется плод у помидора? (ягода)
  7. С именами каких русских царей связано распространение в России картофеля? (Пётр I; Екатерина II)
  8. Какое ядовитое вещество образуется в клубнях картофеля при прорастании? (соланин)
  9. Какие видоизменённые подземные побеги имеют представители семейства лилейных? (корневище и луковица)
  10. Сколько лепестков в цветке капусты? (четыре)

7.Конкурс «Отвечай-ка» (тест)

1.Признаки отдела покрытосеменных:

А) стержневая корневая система     

Б) корень, побег, цветок, плод с семенами

В) корневище                                       

Г) корень, побег, семя

2.Признаки класса двудольных:

А) плод ягода                                      

Б) плод зерновка

В) стержневая корнев. систем., зародыш с двумя семядолями, сетчатое жилков. листьв

Г) корень, побег, цветок, плод с семенами

3.Растения семейства пасленовых:

А) овес, рожь, пшеница                   

Б) томат, дурман, картофель, баклажан

В) редька, репа, капуста                   

Г) астра, василек, одуванчик

4.Ядовитое растение:

А) дурман обыкновенный             

Б) пастушья сумка

В) паслен черный                             

Г) горчица полевая

 5.На родство растений одного семейства указывает:

А) их способность к фотосинтезу  

Б) использование кислорода для дыхания

В) общие признаки в строении их цветка

Г) произрастание на одной территорий

6.Наиболее крупная систематическая единица

А) отдел   

Б) царство   

В) вид   

Г) семейства

7. Систематическая категория, объединяющая виды:

А) класс    

Б) род     

В) семейство   

Г) отдел

8.Клубеньки, обогащающие почву азотом, образуются на корнях растений семейства:

А)злаков,

Б)бобовых,

В)пасленовых,

Г)лилейных.

 

8. Конкурс “Кто быстрее?”

Каждой группе раздаются тексты с пропущенными словами. По ходу чтения учащиеся находят ответ и записывают цифру, которой он обозначен.

Текст

У растений класса двудольных корневая система _________, а у однодольных – _________.

У однодольных зародыш имеет _________, а у двудольных – _________.

У растений класса двудольных жилкование листьев _________, а у однодольных – _________.

Из изученных растений разных семейств к классу однодольных относятся _________, а к классу двудольных _________.

Признаки растений

1. Сетчатое жилкование.

2. Семейство розоцветные.

3. Мочковая корневая система.

4. Семейство злаков.

5. Параллельное жилкование.

6. Две семядоли.

7. Стержневая корневая система.

8. Дуговое жилкование.

9. Семейство сложноцветные.

10. Одна семядоля.

Ответ: 7, 3, 10, 6, 1, 5, 8, 4, 2, 9.

Группа, у которой запись верна, получает “5” баллов, другие “4–3”, в зависимости от количества ошибок.

9.Конкурс « Чайнворд»

1. Многолетний подсолнечник, образующий клубни.

2. Дерево из розоцветных с плодами-яблочками.

3. Южное дерево, сушеные плоды которого называют урюком, курагой.

4. Дерево из розоцветных с крупными сочными костянками.

5. Черноплодная рябина.

6. Сочный плод розоцветных.

7. Культурный злак с соцветием метелка.

8. Бобовое растение, семена которого содержат много белка.

9. Пленчатое образование на листе злакового растения.

10. Бобовое растение, используемое как кормовое и с целью повышения плодородия почвы.

11. Декоративное растение из семейства розоцветных.

Рис. 112. Химический элемент, необходимый для роста растений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы:

1 – топинамбур; 2 – рябина; 3 – абрикос; 4 – слива; 5 – арония; 6 – яблоко; 7 – овес; 8 – соя; 9 – язычок; 10 – клевер; 11 – роза; 12 – азот.

 

11. Подведение итогов урока-игры.

12.  Рефлексия.

Ребята, оцените урок с помощью разноцветных кружков.

n  Красный – мне работалось легко и интересно.

n  Зеленый – были небольшие затруднения

n  Желтый – не все удалось вспомнить.

 


Урок-игра по теме "Семейства цветковых растений"

Урок-игра по теме "Семейства цветковых растений"

Беленькие горошки На зеленой ножке

Беленькие горошки На зеленой ножке

Ответы: А – 11, 25, 27, 28;

Ответы: А – 11, 25, 27, 28;

Конкурс «Угадай-ка» Задание: каждой команде раздаются гербарии с растениями разных семейств; нужно определить, к каким семействам относятся данные растения и если возможно, назвать их;

Конкурс «Угадай-ка» Задание: каждой команде раздаются гербарии с растениями разных семейств; нужно определить, к каким семействам относятся данные растения и если возможно, назвать их;

Конкурс «Гонка за лидером» Условия: команды за короткое время должны ответить на 10 вопросов

Конкурс «Гонка за лидером» Условия: команды за короткое время должны ответить на 10 вопросов

А) стержневая корневая система

А) стержневая корневая система

У однодольных зародыш имеет _________, а у двудольных – _________

У однодольных зародыш имеет _________, а у двудольных – _________

Пленчатое образование на листе злакового растения

Пленчатое образование на листе злакового растения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.10.2022