Литературное чтение
Дата «___»_______ ____ г Класс 3- «Б»
(1 четверть)
Урок 3
Тема урока: С.Муканов. Родная степь
Цели урока: 1. Формирование навыка беглого, осознанного,
выразительного чтения.
2.Совершенствование общечитательских умений при
работе с текстом: умение осуществлять разные виды чтения (целостное,
выборочное, комментированное)
3. Развитие специальных читательских умений:
умение эмоционально откликаться на художественное произведение, высказывать
самостоятельное суждение о прочитанном.
3.Формирование читательской культуры, расширение
читательского кругозора.
Задачи:
Дидактические: знакомство с творчеством С.Муканова; обучение
умению находить средства речевой выразительности при описании пейзажа.
Развивающие: активизация художественного восприятия, развитие
художественных склонностей и способностей, а также образного, художественного
мышления.
Воспитательные: привитие интерес к чтению, формирование эстетического
вкуса, воспитание бережного отношения к природе.
Тип урока: комбинированный урок.
Методы: объяснительно-иллюстративный (беседа, демонстрация материала), репродуктивный(наблюдение,
описание).
Наглядность: выставка детских рисунков «Весенняя капель», сочинения на тему «Весна – утро года»,
Ход урока.
I. Организационный этап.
1. Рефлексия настроения и эмоционального
состояния.
- Прозвенел урок, а это значит, что наша встреча
началась. Сегодня она необычная – к нам пришли гости. Поприветствуйте их своей
улыбкой. Теперь улыбнитесь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и
подарите мне вашу улыбку. Улыбка украшает человека, дарит всем настроение
радости. Только это настроение понадобится нам сегодня для работы. Я желаю вам
Добра. Пусть оно придает бодрость, заряжает энергией, будит воображение. Вот с
таким настроением мы и начнем наш урок литературного чтения
Как вы думаете, какая атмосфера будет царить
сегодня на уроке? (теплая, добрая)
А на рабочий лад поможет нам настроиться это
стихотворение:
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
Все ль на месте, всё ль в порядке:
Ручка, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
- Я вижу, что все готовы. И мы начинаем.
2. Целевая установка.
Отгадайте загадку, и вы догадаетесь, о чём мы
будем с вами говорить сегодня на уроке:
Я раскрываю почки в зелёные листочки
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня…Весна.
- Образ весны все представляют по-разному. Так
увидели весну наши ребята (обращение к выставке рисунков «Весна – утро года»).
А вот как увидел её художник. (Слайд №1)
II.Проверка домашнего задания.
1. Актуализация знаний.
- От ваших добрых улыбок и теплых слов в классе
ярко засветило горячее весеннее солнышко. (Слайд №2)
- Давайте зажжем солнечные лучики. Для этого надо назвать признаки
весны. Что нам дарит весна?
(Слайд №3.)
2. Проверка домашнего задания.( Э.Шим. Солнечная капля. В.Ладонщиков. Медведь проснулся.)
- Произведения, которые вы читали дома, тоже
связаны с весной. Сегодня вы проверите домашнее задание друг у друга с помощью
таблицы, (Слайд №4),которая есть у каждого.
Проводится взаимопроверка стихотворения В.Ладонщикова «Медведь проснулся»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-У
кого есть вопросы? Будьте объективны. Желаю вам успеха.
Подведение итогов проверки.
Кто получил «5»? «4»? Какие ошибки были
допущены? Почему снизили оценки?
Инсценировка стихотворения.
3. Далеко еще апрель,
Но уже звенит капель.
Зазвенели в классе капли
И упали к нам на парты.
- В каком произведении мы читали о весенней
капели? Кто автор? К какому жанру относится? Назовите тему произведения.
- С каким звуком падают капли? Прочитайте. Каким
голосом надо прочитать вслух, чтобы все услышали звонкую капель? (Слайд №5)
- Почему переливается капелька?
- Как вы понимаете фразу «Капли вспыхивают
огнем»?
- Найдите в тексте слова, которые обозначают
цвет. Какими цветами переливается капля?
- Покажите, как по-вашему выглядят солнечные
капли, как вы дома их раскрасили. (Капли прикрепляются на доске в виде радуги)
- Как вы думаете, кто может обрадоваться
весенней капели?
- Как ведут себя воробьи? (Слайд №6)
- Петух не может затрещать, как воробей, поэтому
он проявляет свою радость по-своему. Прочитайте, как.(Слайд №7)
- Прочитайте первое предложение третьей части.
Подумайте, почему замер главный герой? Что так сильно изменило мир?
- Почему все засверкало, засияло, затрепетало
радужными огнями? (Капля стала маленьким живым зеркальцем)
- Почему же рассказ назван «Солнечная капля»?
(Капля солнечная не потому, что она является капелькой солнца, а потому, что
вобрала в себя живительно тепло и сияние солнца, она родилась благодаря
солнцу.)
- Солнечная капля – образное художественное
определение. Как оно называется? (Метафора)
- Слово «солнечная» приобретает свойство эпитета в сочетании со словом
«капля». Какие ещё эпитеты использует автор в рассказе-описании? Прочитайте
предложения, назовите эпитеты. (Горячие солнечные брызги, из солнечной лужицы).
- А какие сравнения вы видите в рассказе? Причитайте (Кажется, что…летят горячие
солнечные брызги; белый петух …крыльями зачертил, как тетерев)
4. Физминутка
- Молодцы! Вы хорошо поработали, а теперь
настала минутка отдохнуть.
Мы читали и устали.
Дружно все тихонько встали.
Ручками похлопали: раз, два, три.
Ножками потопали: раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем (повороты головы)
И опять читать начнем.
III. Усвоение новых знаний.
1. Вступительная беседа.
- Какую весну изобразил Э.Шим в своем рассказе
«Солнечная капля»?
- По каким приметам определили, что описана
ранняя весна?
- Давайте посмотрим, какие слова и выражения
использовали вы для описания весны. (Слайд №8– выдержки из детских сочинений)
-Сегодня мы познакомимся с произведением одного
из самых выдающихся писателей Казахстана Сабита Муканова «Родная степь». Это
рассказ человека, влюбленного в свою родину, хорошо знающего её. В небольшом по
объёму произведении изображена степь в разное время года (весной и летом), в
дождливые и солнечные дни.
2.Словарная работа
Ковыль – степной дикорастущий злак с узкими
листьями.
Балка – лощина, ложбина, овраг, иногда большой
протяжённости.
Марево – туманная дымка, непрозрачность воздуха.
3.Ознакомительное чтение.
4.Анализ текста. Коллективная работа в
группах.
1 группа. Анализ текста с помощью плана.
(Слайд №9)
1. Степь: весной - …
в летний зной - …
после дождливых дней - …
2.Кого мы видим в степи?
3.Что растет в степи?
2 группа. Анализ с использованием метода
аналогий. (Слайд № 10)
Соотнести сравнения с текстом, подобрать к
данным сравнениям аналогичные.
- Степь, как шелковое одеяло с рисунком в
крупный горох.
- Озера, как круглые зеркальца на зеленом
бархате.
- Нагретый воздух слегка дрожит над степью,
будто кого-то боится.
- Дальние аулы, отары овец похожи на лёгкие
облака, плывущие в мареве.
- Жаворонки поют – заливаются.
- Земляника рассыпана в ковыльных балках, как
крупные розовые бусы.
3 группа. Анализ с помощью вопросов.
(Слайд №10)
- Прочитайте, что сказано о жеребёнке. Можно ли
о нём сказать «весёлый, быстрый, проворный»? Подходит ли ему кличка Резвун? Как
бы вы его назвали?
- Какие цвета, звуки, запахи мы видим, слышим и
ощущаем в степи? (Зелёная степь, серебристый ковыль, розовая земляника,
журчание талых вод, топот жеребёнка, пение жаворонка, запах свежей травы, запах
солнца, душистый запах земляники.)
IV. Проверка усвоения знаний.
«Авторский стул». Каждая группа представляет
выполненное задание.
V. Домашнее задание.
Приготовить пересказ текста по плану.
Рефлексия.
К доске прикреплен рисунок лужка с цветами,
каждый из которых соответствует этапу урока. Дети выбирают наиболее
понравившийся этап урока и прикрепляют над ним бабочку. Подведение итогов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.