смысловое чтение как прием формирования УУД

  • Работа в классе
  • docx
  • 01.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала мастер -класс.docx

Мастер-класс "Смысловое чтение как прием формирования УУД "

 Наш мастер-класс посвящен актуальной методической теме – развитию смыслового чтения, а именно, приемам, направленным на развитие у обучающихся навыков смыслового чтения. Мне, как учителю русского языка и литературы, эта тема особенно близка. Однако приемы, которые будут представлены далее, вполне универсальны и могут быть применимы на предмете любого цикла.

Я желаю увидеть в Вашем лице не столько слушателей, сколько собеседников. Уверена, поскольку все мы здесь сегодня собрались, каждому из нас есть, что сказать по данной теме. Итак, коллеги, я приглашаю Вас к диалогу.

 

Что же такое смысловое чтение, нужно ли учить ему? Как учить? Какие приемы использовать? На эти и другие вопросы мы и попытаемся ответить сегодня.

Смысловое чтениевид чтения, которое нацелено на понимание читающим содержания текста. Цель смыслового чтения – максимально точное и полное понимание содержания текста, всех деталей и практического осмысления извлеченной информации. Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать – важные задачи ряда школьных предметов

- А теперь давайте проследим, как примерно может выстраиваться работа по формированию навыков смыслового чтения на уроках

1. предтекстовая работа: по кругу в группе в течение 30 секунд говорит один человек

-продолжи :» Я посмотрела интересный  фильм…»

Догадались , наверное, что Сегодня мы будем читать и обсуждать тему появления и развития кино. Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?

- ассоциативный куст : записать  на листе  4 неодушевленных существительных

( прием: лист вдвое, еще вдвое, в центре –квадрат  «кино»

а) кино похоже на..( время-30 сек.)

б) запиши предложение спп, объясни свои ассоциации« потому что.. (время-1 мин.)

( отвечают в группе первые те, у кого темнее волосы)

2. до и после (эй ар гайд) : прочитайте утверждения и заполни в таблице графу «До»: согласны «+», не согласны «-  «

до

 

после

 

Кинематограф появился в 20 веке

 

 

Братья Люмьер сконструировали кинетоскоп , аппарат  для демонстрации фильмов

 

 

Жорж Мельес- родоначальник художественного кинематографа

 

 

Фильмы Люмьер были документальными

 

 

 

 

3. текстовая деятельность:

- собери текст

-отметь , что  тебе было уже известно знаком +

-что узнал нового знаком –

-надо обсудить знаком ?(  стратегия « Чтение с пометами»)

1. отвечает участник № 2 стола №3 (читает получившийся текст)

-кто согласен, хлопаем в ладоши

Партнеры по плечу обмениваются мнением об уже известном, а партнеры по лицу- о новом.( время определено-30 сек.)

 

-  пересмотри свои утверждения

1.поменяли ли вы какой- либо из ваших ответов?  если да, то какой и почему?( отвечает участник №4 стола №1…)

2. какое из утверждений важно для вас? Почему?( отвечает участник №2 столов…)

4.изучите текст (методика А.Г.Ривина)

- абзац №1 –работают участники стола   №1

абзац №2 - работают участники стола  № 2

абзац №3 - - работают участники стола  № 3

абзац №4 - - работают участники стола  № 4

1.1.прочитай напарнику по плечу слева, о чем говорится в тексте

1.2. найди ключевые слова . объясни значение ключевого слова. почему автор употребил именно эти слова?

1.3 какова главная мысль?

1.4. сформулируй ее 1 предложением.

1.5. каким примером она подтверждается?

1.6. придумай 2 заголовка

1.7.какой из них наиболее точно и кратко отражает содержание абзаца

- поменяйтесь ролями, выслушай напарника

- смени напарника на другого, работающего с абзацем № 2, потом №3 (  на работу отводится 5 минут с 1 абзацем) встань, подними руку, найди напарника с другого стола

-при смене напарника пересказать содержание своего абзаца, абзаца №2 , когда переходит к напарнику , работавшему с абзацем №3. ( можно применить стратегию «Пружина» - пересказ в 10 словах.)

5. (конерс) углы. предлагаются слова, отражающие роль кино в жизни ( знание, понимание, применение, анализ). не обсуждая , выберите слова-угол и пройди к нему.найдите партнера не из вашей группы и обсудите с ним , почему вы так считаете. озвучить мысли партнера номер №1 разных углов.

- Сесть и составить задания к тексту с опорой на памятку по своим направлениям.

- обменяться заданиями и выполнить их.

«Знание»: назовите все профессии Жоржа Мельеса.как отнеслись люди к первым фильмам? Какая идея  легла в основу кинематографа?  Где был показан первый фильм?

«Понимание»: правильно ли я понимаю, что первый фильм был документальным?какой пример это доказывает? Правильно ли я понимаю, что смелые фантазии  перерастают в реальные предметы?

«Применение»: кто создавал сам фильм, использую идею движущихся картинок?

«Анализ»: в чем различие между художественным и документальным фильмами?

Каковы составляющие кинотоскопа?

 

 

6. рафт( роль, аудитория, форма, тема)послетекстовая деятельность , рефлексия

четные                                                                             и нечетные столы

- учитель                                                                         - ученик

  -родители                                                                        -родители

-кластер                                                                                -схема

                                             -кино

 

 

Когда появилось кино?

 

         Датой рождения кинематографа считают 1895 год, когда французские изобретатели братья Люмьер в «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок в Париже продемонстрировали несколько фильмов, сделанных при помощи созданного ими аппарата - синематографа.

          Однако идея движущихся картинок возникла гораздо раньше. Первые попытки воспроизвести с помощью фотографий иллюзию движения делали ещё в середине XIX века, когда американский изобретатель Эдисон и его ассистент Диксон сконструировали кинетоскоп - ящик с объективом, через который можно было наблюдать движение фотографий, расположенных на целлулоидной плёнке.

          В коротеньких фильмах братьев Люмьер показывались обычные повседневные события: закончив смену, работницы выходили из ворот фабрики, на вокзал прибывал поезд и т.д. Эти непритязательные сценки имели колоссальный успех.

Как и братья Люмьер, именно в Париже начал свою деятельность человек, которого можно назвать родоначальником художественного кинематографа - Жорж Мельес (1861-1938). Он был актёром и режиссёром, театральным художником и карикатуристом, техником и конструктором развлекательных аттракционов. Волшебник и маг кинематографа, он первым доказал, что нет такой, даже самой смелой фантазии, которая на экране не могла бы показаться реальностью.

Восстанови текст

Как и братья Люмьер, именно в Париже начал свою деятельность человек, которого можно назвать родоначальником художественного кинематографа - Жорж Мельес (1861-1938). Он был актёром и режиссёром, театральным художником и карикатуристом, техником и конструктором развлекательных аттракционов. Волшебник и маг кинематографа, он первым доказал, что нет такой, даже самой смелой фантазии, которая на экране не могла бы показаться реальностью.

          В коротеньких фильмах братьев Люмьер показывались обычные повседневные события: закончив смену, работницы выходили из ворот фабрики, на вокзал прибывал поезд и т.д. Эти непритязательные сценки имели колоссальный успех.

          Однако идея движущихся картинок возникла гораздо раньше. Первые попытки воспроизвести с помощью фотографий иллюзию движения делали ещё в середине XIX века, когда американский изобретатель Эдисон и его ассистент Диксон сконструировали кинетоскоп - ящик с объективом, через который можно было наблюдать движение фотографий, расположенных на целлулоидной плёнке.

          Датой рождения кинематографа считают 1895 год, когда французские изобретатели братья Люмьер в «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок в Париже продемонстрировали несколько фильмов, сделанных при помощи созданного ими аппарата - синематографа.

                                                       Восстанови текст

   Как и братья Люмьер, именно в Париже начал свою деятельность человек, которого можно назвать родоначальником художественного кинематографа - Жорж Мельес (1861-1938). Он был актёром и режиссёром, театральным художником и карикатуристом, техником и конструктором развлекательных аттракционов. Волшебник и маг кинематографа, он первым доказал, что нет такой, даже самой смелой фантазии, которая на экране не могла бы показаться реальностью.

          В коротеньких фильмах братьев Люмьер показывались обычные повседневные события: закончив смену, работницы выходили из ворот фабрики, на вокзал прибывал поезд и т.д. Эти непритязательные сценки имели колоссальный успех.

          Однако идея движущихся картинок возникла гораздо раньше. Первые попытки воспроизвести с помощью фотографий иллюзию движения делали ещё в середине XIX века, когда американский изобретатель Эдисон и его ассистент Диксон сконструировали кинетоскоп - ящик с объективом, через который можно было наблюдать движение фотографий, расположенных на целлулоидной плёнке.

          Датой рождения кинематографа считают 1895 год, когда французские изобретатели братья Люмьер в «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок в Париже продемонстрировали несколько фильмов, сделанных при помощи созданного ими аппарата - синематографа.

 

                                                       Восстанови текст

   Как и братья Люмьер, именно в Париже начал свою деятельность человек, которого можно назвать родоначальником художественного кинематографа - Жорж Мельес (1861-1938). Он был актёром и режиссёром, театральным художником и карикатуристом, техником и конструктором развлекательных аттракционов. Волшебник и маг кинематографа, он первым доказал, что нет такой, даже самой смелой фантазии, которая на экране не могла бы показаться реальностью.

          В коротеньких фильмах братьев Люмьер показывались обычные повседневные события: закончив смену, работницы выходили из ворот фабрики, на вокзал прибывал поезд и т.д. Эти непритязательные сценки имели колоссальный успех.

          Однако идея движущихся картинок возникла гораздо раньше. Первые попытки воспроизвести с помощью фотографий иллюзию движения делали ещё в середине XIX века, когда американский изобретатель Эдисон и его ассистент Диксон сконструировали кинетоскоп - ящик с объективом, через который можно было наблюдать движение фотографий, расположенных на целлулоидной плёнке.

          Датой рождения кинематографа считают 1895 год, когда французские изобретатели братья Люмьер в «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок в Париже продемонстрировали несколько фильмов, сделанных при помощи созданного ими аппарата - синематографа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «До и после»  (эй ар гайд) : прочитайте утверждения и заполни в таблице графу «До»: согласны «+», не согласны «-  «

до

 

после

 

Кинематограф появился в 20 веке

 

 

Братья Люмьер сконструировали кинетоскоп , аппарат  для демонстрации фильмов

 

 

Жорж Мельес- родоначальник художественного кинематографа

 

 

Фильмы Люмьер были документальными

 

«До и после»  (эй ар гайд) : прочитайте утверждения и заполни в таблице графу «До»: согласны «+», не согласны «-  «

до

 

после

 

Кинематограф появился в 20 веке

 

 

Братья Люмьер сконструировали кинетоскоп , аппарат  для демонстрации фильмов

 

 

Жорж Мельес- родоначальник художественного кинематографа

 

 

Фильмы Люмьер были документальными

 

 

«До и после»  (эй ар гайд) : прочитайте утверждения и заполни в таблице графу «До»: согласны «+», не согласны «-  «

до

 

после

 

Кинематограф появился в 20 веке

 

 

Братья Люмьер сконструировали кинетоскоп , аппарат  для демонстрации фильмов

 

 

Жорж Мельес- родоначальник художественного кинематографа

 

 

Фильмы Люмьер были документальными

 

«До и после»  (эй ар гайд) : прочитайте утверждения и заполни в таблице графу «До»: согласны «+», не согласны «-  «

до

 

после

 

Кинематограф появился в 20 веке

 

 

Братья Люмьер сконструировали кинетоскоп , аппарат  для демонстрации фильмов

 

 

Жорж Мельес- родоначальник художественного кинематографа

 

 

Фильмы Люмьер были документальными

 

«До и после»  (эй ар гайд) : прочитайте утверждения и заполни в таблице графу «До»: согласны «+», не согласны «-  «

до

 

после

 

Кинематограф появился в 20 веке

 

 

Братья Люмьер сконструировали кинетоскоп , аппарат  для демонстрации фильмов

 

 

Жорж Мельес- родоначальник художественного кинематографа

 

 

Фильмы Люмьер были документальными