Мастер-класс "Смысловое чтение как прием формирования УУД "
Наш мастер-класс посвящен актуальной методической теме – развитию смыслового чтения, а именно, приемам, направленным на развитие у обучающихся навыков смыслового чтения. Мне, как учителю русского языка и литературы, эта тема особенно близка. Однако приемы, которые будут представлены далее, вполне универсальны и могут быть применимы на предмете любого цикла.
Я желаю увидеть в Вашем лице не столько слушателей, сколько собеседников. Уверена, поскольку все мы здесь сегодня собрались, каждому из нас есть, что сказать по данной теме. Итак, коллеги, я приглашаю Вас к диалогу.
Что же такое смысловое чтение, нужно ли учить ему? Как учить? Какие приемы использовать? На эти и другие вопросы мы и попытаемся ответить сегодня.
Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим содержания текста. Цель смыслового чтения – максимально точное и полное понимание содержания текста, всех деталей и практического осмысления извлеченной информации. Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать – важные задачи ряда школьных предметов
- А теперь давайте проследим, как примерно может выстраиваться работа по формированию навыков смыслового чтения на уроках
1. предтекстовая работа: по кругу в группе в течение 30 секунд говорит один человек
-продолжи :» Я посмотрела интересный фильм…»
Догадались , наверное, что Сегодня мы будем читать и обсуждать тему появления и развития кино. Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?
- ассоциативный куст : записать на листе 4 неодушевленных существительных
( прием: лист вдвое, еще вдвое, в центре –квадрат «кино»
а) кино похоже на..( время-30 сек.)
б) запиши предложение спп, объясни свои ассоциации« потому что.. (время-1 мин.)
( отвечают в группе первые те, у кого темнее волосы)
2. до и после (эй ар гайд) : прочитайте утверждения и заполни в таблице графу «До»: согласны «+», не согласны «- «
до |
|
после |
|
Кинематограф появился в 20 веке |
|
|
Братья Люмьер сконструировали кинетоскоп , аппарат для демонстрации фильмов |
|
|
Жорж Мельес- родоначальник художественного кинематографа |
|
|
Фильмы Люмьер были документальными |
|
|
|
|
3. текстовая деятельность:
- собери текст
-отметь , что тебе было уже известно знаком +
-что узнал нового знаком –
-надо обсудить знаком ?( стратегия « Чтение с пометами»)
1. отвечает участник № 2 стола №3 (читает получившийся текст)
-кто согласен, хлопаем в ладоши
Партнеры по плечу обмениваются мнением об уже известном, а партнеры по лицу- о новом.( время определено-30 сек.)
- пересмотри свои утверждения
1.поменяли ли вы какой- либо из ваших ответов? если да, то какой и почему?( отвечает участник №4 стола №1…)
2. какое из утверждений важно для вас? Почему?( отвечает участник №2 столов…)
4.изучите текст (методика А.Г.Ривина)
- абзац №1 –работают участники стола №1
абзац №2 - работают участники стола № 2
абзац №3 - - работают участники стола № 3
абзац №4 - - работают участники стола № 4
1.1.прочитай напарнику по плечу слева, о чем говорится в тексте
1.2. найди ключевые слова . объясни значение ключевого слова. почему автор употребил именно эти слова?
1.3 какова главная мысль?
1.4. сформулируй ее 1 предложением.
1.5. каким примером она подтверждается?
1.6. придумай 2 заголовка
1.7.какой из них наиболее точно и кратко отражает содержание абзаца
- поменяйтесь ролями, выслушай напарника
- смени напарника на другого, работающего с абзацем № 2, потом №3 ( на работу отводится 5 минут с 1 абзацем) встань, подними руку, найди напарника с другого стола
-при смене напарника пересказать содержание своего абзаца, абзаца №2 , когда переходит к напарнику , работавшему с абзацем №3. ( можно применить стратегию «Пружина» - пересказ в 10 словах.)
5. (конерс) углы. предлагаются слова, отражающие роль кино в жизни ( знание, понимание, применение, анализ). не обсуждая , выберите слова-угол и пройди к нему.найдите партнера не из вашей группы и обсудите с ним , почему вы так считаете. озвучить мысли партнера номер №1 разных углов.
- Сесть и составить задания к тексту с опорой на памятку по своим направлениям.
- обменяться заданиями и выполнить их.
«Знание»: назовите все профессии Жоржа Мельеса.как отнеслись люди к первым фильмам? Какая идея легла в основу кинематографа? Где был показан первый фильм?
«Понимание»: правильно ли я понимаю, что первый фильм был документальным?какой пример это доказывает? Правильно ли я понимаю, что смелые фантазии перерастают в реальные предметы?
«Применение»: кто создавал сам фильм, использую идею движущихся картинок?
«Анализ»: в чем различие между художественным и документальным фильмами?
Каковы составляющие кинотоскопа?
6. рафт( роль, аудитория, форма, тема)послетекстовая деятельность , рефлексия
четные и нечетные столы
- учитель - ученик
-родители -родители
-кластер -схема
-кино
Когда появилось кино?
Датой рождения кинематографа считают 1895 год, когда французские изобретатели братья Люмьер в «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок в Париже продемонстрировали несколько фильмов, сделанных при помощи созданного ими аппарата - синематографа.
Однако идея движущихся картинок возникла гораздо раньше. Первые попытки воспроизвести с помощью фотографий иллюзию движения делали ещё в середине XIX века, когда американский изобретатель Эдисон и его ассистент Диксон сконструировали кинетоскоп - ящик с объективом, через который можно было наблюдать движение фотографий, расположенных на целлулоидной плёнке.
В коротеньких фильмах братьев Люмьер показывались обычные повседневные события: закончив смену, работницы выходили из ворот фабрики, на вокзал прибывал поезд и т.д. Эти непритязательные сценки имели колоссальный успех.
Как и братья Люмьер, именно в Париже начал свою деятельность человек, которого можно назвать родоначальником художественного кинематографа - Жорж Мельес (1861-1938). Он был актёром и режиссёром, театральным художником и карикатуристом, техником и конструктором развлекательных аттракционов. Волшебник и маг кинематографа, он первым доказал, что нет такой, даже самой смелой фантазии, которая на экране не могла бы показаться реальностью.
Восстанови текст
Как и братья Люмьер, именно в Париже начал свою деятельность человек, которого можно назвать родоначальником художественного кинематографа - Жорж Мельес (1861-1938). Он был актёром и режиссёром, театральным художником и карикатуристом, техником и конструктором развлекательных аттракционов. Волшебник и маг кинематографа, он первым доказал, что нет такой, даже самой смелой фантазии, которая на экране не могла бы показаться реальностью.
В коротеньких фильмах братьев Люмьер показывались обычные повседневные события: закончив смену, работницы выходили из ворот фабрики, на вокзал прибывал поезд и т.д. Эти непритязательные сценки имели колоссальный успех.
Однако идея движущихся картинок возникла гораздо раньше. Первые попытки воспроизвести с помощью фотографий иллюзию движения делали ещё в середине XIX века, когда американский изобретатель Эдисон и его ассистент Диксон сконструировали кинетоскоп - ящик с объективом, через который можно было наблюдать движение фотографий, расположенных на целлулоидной плёнке.
Датой рождения кинематографа считают 1895 год, когда французские изобретатели братья Люмьер в «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок в Париже продемонстрировали несколько фильмов, сделанных при помощи созданного ими аппарата - синематографа.
Восстанови текст
Как и братья Люмьер, именно в Париже начал свою деятельность человек, которого можно назвать родоначальником художественного кинематографа - Жорж Мельес (1861-1938). Он был актёром и режиссёром, театральным художником и карикатуристом, техником и конструктором развлекательных аттракционов. Волшебник и маг кинематографа, он первым доказал, что нет такой, даже самой смелой фантазии, которая на экране не могла бы показаться реальностью.
В коротеньких фильмах братьев Люмьер показывались обычные повседневные события: закончив смену, работницы выходили из ворот фабрики, на вокзал прибывал поезд и т.д. Эти непритязательные сценки имели колоссальный успех.
Однако идея движущихся картинок возникла гораздо раньше. Первые попытки воспроизвести с помощью фотографий иллюзию движения делали ещё в середине XIX века, когда американский изобретатель Эдисон и его ассистент Диксон сконструировали кинетоскоп - ящик с объективом, через который можно было наблюдать движение фотографий, расположенных на целлулоидной плёнке.
Датой рождения кинематографа считают 1895 год, когда французские изобретатели братья Люмьер в «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок в Париже продемонстрировали несколько фильмов, сделанных при помощи созданного ими аппарата - синематографа.
Восстанови текст
Как и братья Люмьер, именно в Париже начал свою деятельность человек, которого можно назвать родоначальником художественного кинематографа - Жорж Мельес (1861-1938). Он был актёром и режиссёром, театральным художником и карикатуристом, техником и конструктором развлекательных аттракционов. Волшебник и маг кинематографа, он первым доказал, что нет такой, даже самой смелой фантазии, которая на экране не могла бы показаться реальностью.
В коротеньких фильмах братьев Люмьер показывались обычные повседневные события: закончив смену, работницы выходили из ворот фабрики, на вокзал прибывал поезд и т.д. Эти непритязательные сценки имели колоссальный успех.
Однако идея движущихся картинок возникла гораздо раньше. Первые попытки воспроизвести с помощью фотографий иллюзию движения делали ещё в середине XIX века, когда американский изобретатель Эдисон и его ассистент Диксон сконструировали кинетоскоп - ящик с объективом, через который можно было наблюдать движение фотографий, расположенных на целлулоидной плёнке.
Датой рождения кинематографа считают 1895 год, когда французские изобретатели братья Люмьер в «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок в Париже продемонстрировали несколько фильмов, сделанных при помощи созданного ими аппарата - синематографа.
«До и после» (эй ар гайд) : прочитайте утверждения и заполни в таблице графу «До»: согласны «+», не согласны «- «
до |
|
после |
|
Кинематограф появился в 20 веке |
|
|
Братья Люмьер сконструировали кинетоскоп , аппарат для демонстрации фильмов |
|
|
Жорж Мельес- родоначальник художественного кинематографа |
|
|
Фильмы Люмьер были документальными |
|
«До и после» (эй ар гайд) : прочитайте утверждения и заполни в таблице графу «До»: согласны «+», не согласны «- «
до |
|
после |
|
Кинематограф появился в 20 веке |
|
|
Братья Люмьер сконструировали кинетоскоп , аппарат для демонстрации фильмов |
|
|
Жорж Мельес- родоначальник художественного кинематографа |
|
|
Фильмы Люмьер были документальными |
|
«До и после» (эй ар гайд) : прочитайте утверждения и заполни в таблице графу «До»: согласны «+», не согласны «- «
до |
|
после |
|
Кинематограф появился в 20 веке |
|
|
Братья Люмьер сконструировали кинетоскоп , аппарат для демонстрации фильмов |
|
|
Жорж Мельес- родоначальник художественного кинематографа |
|
|
Фильмы Люмьер были документальными |
|
«До и после» (эй ар гайд) : прочитайте утверждения и заполни в таблице графу «До»: согласны «+», не согласны «- «
до |
|
после |
|
Кинематограф появился в 20 веке |
|
|
Братья Люмьер сконструировали кинетоскоп , аппарат для демонстрации фильмов |
|
|
Жорж Мельес- родоначальник художественного кинематографа |
|
|
Фильмы Люмьер были документальными |
|
«До и после» (эй ар гайд) : прочитайте утверждения и заполни в таблице графу «До»: согласны «+», не согласны «- «
до |
|
после |
|
Кинематограф появился в 20 веке |
|
|
Братья Люмьер сконструировали кинетоскоп , аппарат для демонстрации фильмов |
|
|
Жорж Мельес- родоначальник художественного кинематографа |
|
|
Фильмы Люмьер были документальными |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.