"Смысловое чтение на уроках в начальной школе"
Оценка 4.7

"Смысловое чтение на уроках в начальной школе"

Оценка 4.7
Памятки +1
doc
окружающий мир +1
1 кл—4 кл
29.03.2018
"Смысловое чтение на уроках в начальной школе"
Публикация является частью публикации:
в папку.doc
Прием ИНСЕРТ Приём был разработан американскими учёными Д. Воган и Т. Эстес, а впоследствии дополнен одними из основоположников технологии критического мышления Ч. Темпл, К. Меридит и Д. Стилл. По их определению, ИНСЕРТ — это умение критически осмысливать новую информацию и находить связи с уже изученной   посредством   работы   с   текстом.   В   практическом   отношении технология   эффективного   чтения   представляет   собой   систему   знаков, организованных в таблицу, заполнение которой идёт в процессе изучения нового материала.   Название   приёма   складывается   из   первых   букв   каждого   слова определения: I — interactive (интерактивная) N — noting (познавательная) S — systemfor (система) E — effective (для эффективного) R — readingand (чтения и) T — thinking (размышления). Работая   с  текстом,   ученики   помечают   на   полях   те   или   иные   отрывки, предложения  или  слова.  Авторы  приёма  предложили   использовать  для  этого следующие обозначения: V — «Эта информация мне уже известна»; + — «Новые факты для меня»; —  «У меня было другое представление об этом», «Я думал по­другому»; ?  —   «В   этом   материале   есть   что­то   непонятное   для   меня»,   «Нужны объяснения, уточнения». Учителя, использующие ИНСЕРТ на уроках, рекомендуют вкладывать в учебники полоски листа А4, чтобы не марать книги. После маркировки учащиеся переносят записи из учебника в специальную таблицу: V ­Тезисные записи фактов, терминов и понятий, которые уже знакомы + ­Всё новое, что стало известно из прочитанного ­ ­ Противоречия, которые появились после прочтения ? ­Непонятные слова, факты, требующие разъяснения Для   закрепления   прочитанного   ученику   понадобится   только   перенести сделанные пометки в таблицу Преимущества технологии эффективного чтения ИНСЕРТ может быть применён на любой стадии работы с учениками: для   актуализации   изученного   на   этапе   вызова;   в   процессе   вычленения новой   информации   на   этапе   осмысления;   при   анализе   самостоятельно полученной информации на этапе рефлексии. В итоге у школьников: повышается интерес к изучению материала за счёт стимулирования   самостоятельной   поисковой   деятельности,   которая   носит творческий   характер; запускается   механизм   самообразования   и   самоорганизации,   что   повышает   образовательную   мотивацию   в   целом; формируются навыки написания текстов разного жанра, то есть воспитывается культура   письма;   развивается   информационная   грамотность,   способность   к аналитической и оценочной работе с текстами. дети учатся: ориентироваться в источниках информации — в частности, в учебниках, – что немаловажно для младших школьников и их последующего обучения;   сортировать   материал   на   главный   и   второстепенный;   критически подходить   к   оценке   новых   знаний;   делать   выводы   и   обобщать   в   процессе размышления. Приём   эффективного   чтения   позволяет   реализовать   индивидуальный подход в работе с учащимися. Учителю ИНСЕРТ позволяет: существенно сэкономить время на уроке; индивидуально   подойти   к   вопросу   разъяснения   непонятной   информации; научить   ребят   работать   с   учебником   самостоятельно;   выявить   то информационное   поле,   которое   требует   дополнительной   работы;   увидеть творческий и организаторский потенциал учеников. Способы применения на различных уроках Специфика   обучения   в   начальной   школе   требует   переработки   приёма ИНСЕРТ, направленной на сокращение и упрощение маркированных категорий текста.   Методисты   предлагают   ограничиться   всего   лишь   двумя   графами: «знаю» и «не знаю». Постепенно, в зависимости от того, насколько удобно и легко   будет   детям   работать,   можно   добавлять   колонки.   При   этом   сначала вводится графа  «непонятные факты»,  а затем  «противоречия с тем, что я уже знал». Это связано с тем, что для определения последней категории знаний детям нужно   обладать   определёнными   навыками   сравнения   и   анализа.  От   малышей требуется   не   пассивное   чтение,   а   внимательное,   которое   заставляет концентрироваться   на   каждой   строке   прочитанного.   Использование   приёма ИНСЕРТ может быть эффективным только в том случае, если дети достаточно подготовлены,   то   есть   обладают   некоторыми   навыками   анализа.   Поэтому рекомендуют   вводить   технологию   эффективного   чтения   не   ранее   третьей четверти первого года учёбы. И начинать рекомендуется с комплекса картинок на уроках. Используя приём ИНСЕРТ, дети легко справляются с большими объёмами информации и учатся быстрее читать Насекомые  – самый многочисленный класс по количеству своих видов. На   звание   произошло   от   слова   «насекать».   На   самом   деле   тела   насекомых покрыты полосками, как насечками. Наукой сейчас доказано, что насекомых около миллиона видов, но по некоторым подсчетам считается их в десятки раз больше. Каждый год описывают все новые и новые виды. Считается, что эти живые существа появились на свет около 400 миллионов лет назад. Насекомые удивительны   и   привлекательны.   Из­за   своих   маленьких   размеров   они практически незаметны, но нашу жизнь они оказывают очень большое влияние. знаю не знаю непонятные факты противоречия   с тем,   что   я   уже знал Стратегия «Плюс, минус, интересно» Стратегия   ПМИ   («Плюс,   минус,   интересно»)   очень   нравится   детям, потому что похожа на игру­упражнение. Текст становится не просто набором предложений,   а   информационно   площадкой   для   поиска   плюсов,   минусов   и интересных фактов. Это   упражнение   можно   выполнять   на   стадии   осмысления   и   на   стадии рефлексии как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» ­ «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,   которые   вызвали   положительные   эмоции,   либо   по   мнению   ученика могут быть ему полезны для достижения каких­то целей. В графу «М» ­ «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.  В  графу  «И»  ­  «интересно»   учащиеся   вписывают   все   любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских   наук,   доктор   философии   Кембриджского   университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение   позволяет   учителю   взглянуть   на   урок   глазами   учеников, проанализировать   его   с   точки   зрения   ценности   для   каждого   ученика.   Для учащихся   наиболее   важными   будут   графы  «П»   и   «И»,  так   как   в   них   будут содержаться   памятки   о   той   информации,   которая   может   им   когда­нибудь пригодиться.  Можно   использовать   разные   виды   таблиц.  Одна   из   них  ­   это  "ОКНО". Когда мы смотрим в окошко, видим много разного: и хорошего, и негативного, и интересного. ПМИ   ­   это   один   из   приемов   активной   работы   с   текстом.   Цель   этого приема   –   формирование   разнообразного   отношения   к   тексту.   Данный   прием формирует навыки анализа и классификации изучаемой информации. Заполняя такую таблицу, учащиеся учатся точно работать с информацией, не искажая ее смысла. ПРИМЕРЫ ТЕКСТА: 1) Сладков Н. ­ Дрозд и Сова Слушай,   объясни   ты   мне:   как   сову   от   филина   отличить? — Это смотря какую сову… — Какую сову… Обыкновенную! — Такой совы не бывает. Бывает сова­сипуха, сова­неясыть серая, сова ястребиная, сова болотная, сова полярная, сова ушастая… — Ну вот ты — какая сова? — Я­то? Я неясыть длиннохвостая. — Ну вот как тебя от филина отличить? —   Это   смотря   от   какого   филина…   Бывает   филин   тёмный   —   лесной, бывает филин светлый — пустынный, а ещё рыбный филин бывает… — Тьфу ты, нечисть ночная! До того всё запутали, что и сами, поди, не разберётесь, кто у вас кто! — Хо­хо­хо­хо! Бу! 2) Сказки­несказки: Чей нос лучше? Мухолов­тонконос   сидел   на   ветке   и   смотрел   по   сторонам.  Только покажется муха или бабочка, он сейчас же на крылья, поймает её и проглотит. Потом опять сядет на ветку и ждёт, высматривает. Увидел поблизости дубоноса и стал ему плакаться на своё горькое житьё.  ­ Мне, ­ говорит, ­ очень уж утомительно пропитание себе добывать. Целый день трудишься,   трудишься,   ­   ни   отдыха,   ни   покоя   не   знаешь.   А   всё   впроголодь живёшь. Сам подумай: сколько мошек надо поймать, чтобы сытым быть! А зерно клевать я не могу: нос у меня чересчур слаб. ­ Да, твой нос никуда не годится, ­ сказал дубонос, ­ слабенький у тебя нос. То ли дело мой! Я им вишнёвую косточку, как скорлупку, раскусываю. Сидишь себе на месте, клюёшь ягоды да щёлкаешь. Крак! ­ и готово. Крак! ­ и готово. Вот бы тебе такой нос. Услыхал его клёст­крестонос и говорит:  ­ У тебя, дубонос, совсем простой нос, как у воробья, только потолще. Вот посмотри, у меня какой замысловатый нос: крестом. Я им круглый год семечки из шишек вылущиваю. Вот так. Клёст   ловко   поддел   кривым   носом   чешуйку   еловой   шишки   и   достал семечко.  ­ Верно, ­ сказал мухолов, ­ твой нос хитрей устроен.  ­ Ничего вы не понимаете в носах! ­ прохрипел из болота бекас­долгонос. ­ Хороший   нос   должен   быть   прямой   и   длинный,   чтоб   им   козявок   из   тины доставать удобно было. Поглядите на мой нос. Посмотрели   птицы   вниз,   а   там   из   камыша   торчит   нос,   длинный,   как карандаш, и тонкий, как спичка. ­ Ах, ­ сказал мухолов, ­ вот бы мне такой нос!  ­   Постой!   ­   запищали   в   один   голос   два   брата­кулика   ­   шилонос   и кроншнеп­серпонос. ­ Ты ещё наших носов не видел!  И   увидал   мухолов   перед   собой   два   замечательных   носа:   один   смотрит вверх, другой ­ вниз, а оба тонкие, как шило. ­ Мой нос для того вверх смотрит, ­ сказал шилонос, ­ чтоб им в воде всякую мелкую живность поддевать.  ­ А мой нос для того вниз смотрит, ­ сказал кроншнеп­серпонос, ­ чтоб им червяков из травы таскать.  ­ Ну, ­ сказал мухолов, ­ лучше ваших носов не придумаешь. ­ Да ты, видно, настоящих носов и не видал, ­ крякнул из лужи широконос.   Смотри, во­о!  ­ Все   птицы   так   и   прыснули   со   смеху   прямо   широконосу   в   нос:  носы   настоящие   бывают:     какие   ­ Ну и лопата! ­ Зато им воду щелокчить­то как удобно! ­ досадливо сказал широконос и поскорей опять кувырнулся головой в лужу. Набрал полный нос воды, вынырнул и давай щелокчить: воду сквозь края носа пропускать, как через частую гребёночку. Вода­то вышла, а козявки, какие в ней были, все во рту остались. Приём «Корзина идей» По   своему   содержанию   "Корзина   идей"   похожа   на   такие   известные приемы, как "Мозговая атака" и "Кластер". В каждом случае предполагаются разные формы работы — и индивидуальная, и групповая, и каждый из приемов позволяет высказывать любые суждения — без их оценивания и анализа. Но, к примеру, кластер помогает лучше увидеть логические цепочки, в то время как "Корзина   идей"   всего   лишь   определяет   "поле   интересов".   Если   хотите,   это "облако тегов", которые будут обсуждаться и анализироваться в процессе урока. Итак, алгоритм работы с "Корзиной идей":  Объявляется тема урока.  Индивидуальная работа. Каждый ученик тезисно записывает все, что ему известно по теме. Этот этап длится недолго — 2­3 минуты.  Работа   в   парах   или   в   группах.   Учащиеся   обмениваются информацией,   выясняя,   в   чем   совпали   их   мнения,   а   в   чем   возникли разногласия. Время проведения — 3 минуты.  Работа с классом. На этом этапе каждая группа высказывает свое мнение по теме, приводит свои знания или высказывает идеи по данному вопросу. Причем ответы не должны повторятся. Все высказывания учитель кратко записывает на доске. В "корзину" скидывается все, что имеет отношение к теме урока: идеи, имена, даты, факты, предположения, термины и т.д. Важно!  Предложения,   предположения   и   идеи   не   критикуются   и   не оцениваются. На данном этапе идет просто сбор информации. Обычно   учителям   трудно   выступать   нейтральным   слушателем:   мы привыкли   поправлять,   исправлять,   указывать   на   ошибки.   Отход   от   этого давления авторитета и есть одно из наиболее трудновыполнимых требований технологии критического мышления.  Все идеи и предложения осмысливаются и анализируются в дальнейшем ходе урока. Постепенно из "корзины" должны исчезнуть все неправильные или некорректные утверждения, а остаться "выжимка" из верных.  На  этапе   рефлексии  можно   снова   обратиться   к   "Корзине   идей",   чтобы подвести итог урока. Нюансы использования приема "Корзина идей"  Прием ТРКМЧП "Корзина идей" можно использовать как для подготовки к восприятию большой по объему новой информации, так и для разрешения актуальных проблем, возникающих по ходу урока.  Во   время   высказывания   учащимися   их   идей   и   предположений,   старайтесь требовать   полных   ответов.   Таким   образом,   прием   будет   работать   и   для развития устной речи и навыков логического изложения.  На этапе записи учителем идеи и мнений, записываются все, даже ошибочные и неверные. Никакой критики и анализа! Ваша цель: в ходе урока подвести учащихся к анализу своих ошибок.  Если   тема   урока   совершенно   не   известна,   то   можно   попросить   учащихся высказать свои предположения и домыслы — что они представляют и что они предполагают сегодня узнать. Прием «Лови ошибку» Учитель   заранее   подготавливает   текст,   содержащий   ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:  явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;  скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал. Учащиеся   анализируют   предложенный   текст,   пытаются   выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока. Приём «Перепутанные логические цепочки» Отрывки   из   текста,   цитаты,   события   необходимо   расположить   в хронологическом порядке, составить логическую цепочку. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ  Первая группа — логические упражнения 1. Что общего в словах и чем они различаются? мел — мель, мал — мял, мыл — мил. 2. Назови одним словом. Чиж, грач, сова, ласточка, стриж 3. Какое слово лишнее и почему? Красивый, синий, красный, жёлтый 4. Чем похожи следующие слова? Утюг, вьюга, пачка, часы, лампа, стакан. (У них   одинаковое   количество   букв;   они   одного   рода;   они   состоят   из   двух слогов). 5. Путем перестановки букв составь слово. у к л б о к; с н о а с; у п к с. 6. Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог. Колос, рота, ваза 7. Составь новое слово, взяв у каждого второй слог. Змея, рама 8. Составь   новое   слово,  взяв   последний  слог.  Мебель,  ружьё;  соломка,  пора, мель; 9. Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Между третьим и   одним   из   предложенных   пяти   слов   существует   такая   же   связь.   Найди четвертое слово. школа — обучение; больница — ? (доктор, ученик, лечение, учреждение, больной) 10. Раздели слова на группы. Заяц, горох, ёж, медведь, капуста, волк, огурец 11. К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова. Травы: клевер, кедр, щавель, подорожник, лиственница, одуванчик 12. Какая буква лишняя: а у р о ы  Вторая группа — игры по составлению и поиску слов. 1) Найди слово в слове. Гроза газета кустарник 2) Найди слово среди букв: слвомтдоммрвлсмореварв 3) Подбери пару: звонок занимательный забор звонкий задача зелёный 4) Закончи предложение. По утрам у Айболита лечат зубы: з б р е ы, у ы з б р, и т г ы р, в д р ы ы, о ы б б р. 5) Шарады, ребусы, загадки (любые, которые подходят к теме урока.) 6) Найди животное среди строк: Насос сосёт речную воду, и шланг протянут к огороду. Среди кустов царит покой, здесь хорошо бродить одной. 7) Составь слова, в которых один из слогов должен начинаться с буквы «м»: ма ти ма си ра му ло ка до  Третья группа — работа с деформированными текстами; неоконченными рассказами.  Четвертая группа — работа с текстом (учебник)  Составь   текст   (перестановка   предложений).   Тексты   подбираются   к   теме урока  Составь предложения (3­4) к теме урока. В школе. Школа, класс, парты, дежурный, тетрадь, пенал, урок.  Закончи   рассказ.   Забота   о   птицах.   Была   морозная   зима.   На   сосне   сидят птицы. Они ищут пищу...  Прочитай текст, самостоятельно ответь на вопросы, написанные на доске.  Расположи вопросы по порядку содержания текста. Зачитай ответ на второй вопрос (Вопросы написаны на доске.)  Задай вопросы по тексту или по части текста. Определи, сколько частей в тексте. Определи, есть ли в тексте вступление, основная часть, заключение.  Работа над заголовком:  ­ докажи, что заголовок выбран правильно, сопровождая его текстом; ­ выбери заголовок из предложенных; ­ расставь заголовки частей по порядку содержания текста;  ­ подбери к заглавию часть текста; ­ озаглавь части.  Выборочное чтение.   Пересказ по вопросам и без них   Составление плана текста

"Смысловое чтение на уроках в начальной школе"

"Смысловое чтение на уроках в начальной школе"

"Смысловое чтение на уроках в начальной школе"

"Смысловое чтение на уроках в начальной школе"

"Смысловое чтение на уроках в начальной школе"

"Смысловое чтение на уроках в начальной школе"

"Смысловое чтение на уроках в начальной школе"

"Смысловое чтение на уроках в начальной школе"

"Смысловое чтение на уроках в начальной школе"

"Смысловое чтение на уроках в начальной школе"

"Смысловое чтение на уроках в начальной школе"

"Смысловое чтение на уроках в начальной школе"

"Смысловое чтение на уроках в начальной школе"

"Смысловое чтение на уроках в начальной школе"

"Смысловое чтение на уроках в начальной школе"

"Смысловое чтение на уроках в начальной школе"

"Смысловое чтение на уроках в начальной школе"

"Смысловое чтение на уроках в начальной школе"

"Смысловое чтение на уроках в начальной школе"

"Смысловое чтение на уроках в начальной школе"

"Смысловое чтение на уроках в начальной школе"

"Смысловое чтение на уроках в начальной школе"

"Смысловое чтение на уроках в начальной школе"

"Смысловое чтение на уроках в начальной школе"

"Смысловое чтение на уроках в начальной школе"

"Смысловое чтение на уроках в начальной школе"

"Смысловое чтение на уроках в начальной школе"

"Смысловое чтение на уроках в начальной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2018