Публикация является частью публикации:
1
«Сон – это сегодняшние ответы на завтрашние вопросы». Эдгар Кейси
«Жизнь – это сон»
Кальдерон
«Давайте изучать свои сны, джентльмены, и тогда мы, возможно, придем к истине!».
2016
EXCELSIOR – 2016
Сны Раскольникова и их значение в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Авторы: Андреева Анна,
Ермолаева Диана
МБОУ «Яншихово-Чёллинская СОШ», 9 класс
Научный руководитель:
Вышинская Елизавета Марковна,
Задачи:
Цель: выявить идейно – художественное значение снов Раскольникова в романе.
Содержание
Введение
Сны Раскольникова в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» и их значение
Вывод
Библиографический список.
6
№ | Название сна | Место в | Время сна | Действия Раскольникова |
1 | Сон о лошади | Часть I, | «Проба» преступления | Сострадает, плачет, хочет помочь лошади, спасти её |
2 | Грезы о том, что он в Африке, Египте | Часть I, | Решение преступить | Пытается напиться, наслаждается, мечтает |
3 | Сон о том, как бьют хозяйку | Часть II, | После преступления | Наблюдает, боится, |
Сон о старухе: убивает, но не может убить | Часть III, | После первого разговора со следователем | Совершает сам страшное преступление | |
5 | Сон об эпидемии | Эпилог | Отказ от идеи | Наблюдает |
Сны Раскольникова
Первый сон Раскольникова
«Страшный сон", "безобразный сон"
Сон об убийстве лошади (в восприятии ребенка) характеризует бесчеловечность этого мира, а также доброту самого
Раскольникова, имеет композиционного двойника — смерть Катерины Ивановны (как «загнанная лошадь»).
Раскольников любит храм, но его отец, ведущий его в церковь, его Бог, бессилен перед бушующей толпой, не в силах остановить убийство лошадки. Ребенок теряет веру в отца – Бога.
Мир нужно изменить самому.
Раскольников вовсе не жесток: ему чужды беспощадность и презрение к чужой жизни, даже лошадиной, и возможное насилие над живым существом для него омерзительно, противоестественно.
Значение первого сна –
в неприятии убийства натурой Раскольникова.
Перед сном герой думает о полезности убийства старухи-процентщицы, которая отжила свой век и «заедает» чужой, но, просыпаясь в холодном поту и в ужасе от сцены, увиденной во сне, готов отказаться от убийства.
Это - борьба души и разума, которая постоянно происходит в герое.
Второй сон Раскольникова
26.08.2020
9
Сон-греза, накануне преступления.
Египет, оазис, пальмы, голубая и холодная вода, “чистый, с золотыми блестками песок” – душный Петербург.
Это жажда души
героя
Третий сон Раскольникова
10
Избиение квартальным
квартирной хозяйки Раскольникова.
Это - продолжение темы беззакония мира,
предощущение будущей отрезанности героя от людей,
т.е. его наказания.
Композиционный «двойник» —
убийство старухи-процентщицы
и Лизаветы.
Четвертый сон Раскольникова
Сон – издевательство, глумление «старой ведьмы» и толпы над героем.
В этом сне Раскольникову дается возможность не совершить преступление. Он бьет и бьет по голове старушонку, но она жива.
Провал эксперимента над собой.
Раскольников оказывается не Наполеоном, не властелином, имеющим право с легкостью переступать через чужие жизни ради достижения своей цели. Муки совести и страх разоблачения делают его жалким.
Изменить мир через убийство старушонки невозможно
Пятый сон Раскольникова
26.08.2020
12
Это сон о мировой катастрофе, конце света, сон-апокалипсис и пророческий сон, в котором, представлено пророчество Достоевского о мировой войне или революции.
Сон- предупреждение, после которого Раскольников окончательно разочаровывается в своей теории о праве сильного на убийство
пусть даже ради благородной цели.
Пятый сон – отказ от теории. Убивать нельзя!
Четвертый сон – крушение теории Раскольникова
Третий сон –
раскрыли: «Всё тайное становится явным»
Второй сон -проявление совести, оправдание поступку Раскольникова
Первый сон – толчок к теории, преступлению
Сны Раскольникова показывают душевные метания героя и его несоотносимость с окружающим миром. Достоевский блестяще использовал в романе художественный приём – сны.
Именно благодаря сновидению мы смогли погрузиться в душевные перипетии героя, познать его духовные переживания.
Каждый сон отражает то, что хотел донести до нас автор.
Именно с помощью снов Раскольникова мы можем сопереживать герою, почувствовать атмосферу того времени, наиболее полно понять цели и мысли людей 19-го столетия.
Достоевскому удалось очень тонко и точно описать внутреннее психологическое состояние героя с помощью его снов.
Прислушайся Раскольников не к зову ума, а к зову сердца, прозвучавшему в первом и втором снах, - страшное преступление не свершилось бы.
15
Именно признание своей вины в конце эпилога освобождает Раскольникова от того тяжелого мрака, в который он погружен на протяжении всего романа.
Автор не принимает никаких теорий о разделении людей, никаких идей, разрешающих кровь по совести.
Только христианская любовь, сострадание, милосердие спасут душу человека и весь мир.
Приём сна помогает писателям:
в иносказательной форме передать внутренний мир героев,
более объективно показать определённую ситуацию из жизни героев,
Библиографический список
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание». «Советская Россия». М., 1988.
Статья «Сны Раскольникова» (социальный психоанализ от Сергея Выгонского, «Альманах», выпуск 12), М., 2005.
Назиров Р.Г. «Творческие принципы Ф. М. Достоевского». - М.,1998.
Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание». Роман/Вступ. статья К.Тюнькина; Оформ. худож. В.Максина. – Л.: Худож. Лит., 1980.
Бахтин М.М. «Проблемы поэтики Достоевского». - М., 1972.
Т. А. Касаткина «Воскрешение Лазаря: опыт экзегетического прочтения романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» http://magazines.russ.ru/authors/k/tkasatkina/
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.