СНЫ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ и ИХ ЗНАЧЕНИЕ в романе Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» с ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ

  • Исследовательские работы
  • Презентации учебные
  • ppt
  • 10.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Сны Раскольникова и их значение.ppt

1

«Сон – это сегодняшние ответы на завтрашние вопросы». Эдгар Кейси

«Жизнь – это сон»
Кальдерон

«Давайте изучать свои сны, джентльмены, и тогда мы, возможно, придем к истине!».
Фридрих Кекуле

2016

EXCELSIOR – 2016

Сны Раскольникова и их значение в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Авторы: Андреева Анна,
Ермолаева Диана
МБОУ «Яншихово-Чёллинская СОШ», 9 класс

Научный руководитель:
Вышинская Елизавета Марковна,
учитель русского языка и литературы

Задачи:
Выявить взаимосвязь сна – бреда Раскольникова с его нравственным состоянием и осмыслением действительности.
Понять, какой идейно – художественный смысл вложил автор в сны Родиона Раскольникова, посещающие его на протяжении всего романа

Цель: выявить идейно – художественное значение снов Раскольникова в романе.



Содержание

Введение
Сны Раскольникова в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» и их значение
Вывод
Библиографический список.

6

Название сна

Место в
тексте

Время сна

Действия Раскольникова

1

Сон о лошади

Часть I,
глава 5

«Проба» преступления

Сострадает, плачет, хочет помочь лошади, спасти её

2

Грезы о том, что он в Африке, Египте

Часть I,
глава 6

Решение преступить

Пытается напиться, наслаждается, мечтает

3

Сон о том, как бьют хозяйку

Часть II,
глава 2

После преступления

Наблюдает, боится,
прячется

Сон о старухе: убивает, но не может убить

Часть III,
глава 6

После первого разговора со следователем

Совершает сам страшное преступление

5

Сон об эпидемии

Эпилог

Отказ от идеи

Наблюдает

Сны Раскольникова

Первый сон Раскольникова

«Страшный сон", "безобразный сон"
Сон об убийстве лошади (в восприятии ребенка) характеризует бесчеловечность этого мира, а также доброту самого
Раскольникова, имеет композиционного двойника — смерть Катерины Ивановны (как «загнанная лошадь»).

Раскольников любит храм, но его отец, ведущий его в церковь, его Бог, бессилен перед бушующей толпой, не в силах остановить убийство лошадки. Ребенок теряет веру в отца – Бога.
Мир нужно изменить самому.

Раскольников вовсе не жесток: ему чужды беспощадность и презрение к чужой жизни, даже лошадиной, и возможное насилие над живым существом для него омерзительно, противоестественно.
 

Значение первого сна
в неприятии убийства натурой Раскольникова.
Перед сном герой думает о полезности убийства старухи-процентщицы, которая отжила свой век и «заедает» чужой, но, просыпаясь в холодном поту и в ужасе от сцены, увиденной во сне, готов отказаться от убийства.
Это - борьба души и разума, которая постоянно происходит в герое.

Второй сон Раскольникова

26.08.2020

9

Сон-греза, накануне преступления.
Египет, оазис, пальмы, голубая и холодная вода, “чистый, с золотыми блестками песок” – душный Петербург.

Это жажда души
героя

Третий сон Раскольникова

10

Избиение квартальным
квартирной хозяйки Раскольникова.

Это - продолжение темы беззакония мира,
предощущение будущей отрезанности героя от людей,
т.е. его наказания.

Композиционный «двойник» —
убийство старухи-процентщицы
и Лизаветы.

Четвертый сон Раскольникова

Сон – издевательство, глумление «старой ведьмы» и толпы над героем.
В этом сне Раскольникову дается возможность не совершить преступление. Он бьет и бьет по голове старушонку, но она жива.

Провал эксперимента над собой.

Раскольников оказывается не Наполеоном, не властелином, имеющим право с легкостью переступать через чужие жизни ради достижения своей цели. Муки совести и страх разоблачения делают его жалким.

Изменить мир через убийство старушонки невозможно

Пятый сон Раскольникова

26.08.2020

12

Это сон о мировой катастрофе, конце света, сон-апокалипсис и пророческий сон, в котором, представлено пророчество Достоевского о мировой войне или революции.

Сон- предупреждение, после которого Раскольников окончательно разочаровывается в своей теории о праве сильного на убийство
пусть даже ради благородной цели.

Пятый сон – отказ от теории. Убивать нельзя!

Четвертый сон – крушение теории Раскольникова

Третий сон –
раскрыли: «Всё тайное становится явным»

Второй сон -проявление совести, оправдание поступку Раскольникова

Первый сон – толчок к теории, преступлению


Сны Раскольникова показывают душевные метания героя и его несоотносимость с окружающим миром. Достоевский блестяще использовал в романе художественный приём – сны.

Именно благодаря сновидению мы смогли погрузиться в душевные перипетии героя, познать его духовные переживания.

Каждый сон отражает то, что хотел донести до нас автор.

Именно с помощью снов Раскольникова мы можем сопереживать герою, почувствовать атмосферу того времени, наиболее полно понять цели и мысли людей 19-го столетия.

Достоевскому удалось очень тонко и точно описать внутреннее психологическое состояние героя с помощью его снов.

Прислушайся Раскольников не к зову ума, а к зову сердца, прозвучавшему в первом и втором снах, - страшное преступление не свершилось бы.

15

Именно признание своей вины в конце эпилога освобождает Раскольникова от того тяжелого мрака, в который он погружен на протяжении всего романа.

Автор не принимает никаких теорий о разделении людей, никаких идей, разрешающих кровь по совести.

Только христианская любовь, сострадание, милосердие спасут душу человека и весь мир.

Приём сна помогает писателям:
в иносказательной форме передать внутренний мир героев,
более объективно показать определённую ситуацию из жизни героев,
«предсказать» дальнейшее развитие сюжета.

Библиографический список

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание». «Советская Россия». М., 1988.
Статья «Сны Раскольникова» (социальный психоанализ от Сергея Выгонского, «Альманах», выпуск 12), М., 2005.
Назиров Р.Г. «Творческие принципы Ф. М. Достоевского». - М.,1998.
Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание». Роман/Вступ. статья К.Тюнькина; Оформ. худож. В.Максина. – Л.: Худож. Лит., 1980.
Бахтин М.М. «Проблемы поэтики Достоевского». - М., 1972.
Т. А. Касаткина «Воскрешение Лазаря: опыт экзегетического прочтения романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» http://magazines.russ.ru/authors/k/tkasatkina/