Сахалинский техникум
отраслевых технологий Лекция №6
и сервиса
СОБЕСЕДОВАНИЕ
Преподаватель:
Суворов Андрей Андреевич
Изучить основные виды собеседования и методики его проведения
1. Собеседование. Виды и типы собеседования
2. Методики проведения собеседований
3. 8 правил для собеседования
4. Стандартные и нестандартные вопросы при собеседовании
3
!Собеседование (интервью) – это, по
существу, кульминация достаточно длительного и трудоемкого процесса отбора персонала, основной метод отбора.
Основная цель собеседования – в течение ограниченного времени определить степень соответствия кандидата по параметрам, определяющим эффективность работы будущего сотрудника, а также сформировать у соискателя положительный образ компании.
К собеседованию обычно допускаются 20-30% от общего числа кандидатов, оставшихся после предшествующих этапов отбора.
üСтруктурированное
üСитуационное
üПроективное
üПоведенческое
üСтрессовое
üГрупповое
При таком виде собеседования соискатель отвечает на стандартные последовательные вопросы при приеме на работу: Ваше образование? Где работали прежде? Почему уволились? Ваши ожидания от будущей должности?
Цель – получить основные сведения от соискателя на должность, узнать уровень его квалификации, сверить достоверность озвученной информации и реальной (по документам).
Задаются гипотетические вопросы: соискателю предлагают конкретную ситуацию и просят рассказать о том, какие действия он будет предпринимать в ней. У работодателя имеются шаблонные вопросы и ответы на предлагаемые ситуации. Типовая ситуация (кейс) помогает выявить профессиональные и личностные качества сотрудника, составить его характерный портрет. Оценивая ответы соискателя можно сопоставить плюсы и минусы кандидата на должность и оценить его пригодность для предприятия.
Соискатель должен быть готов к быстрым и четким ответам. Интервью ведется в быстром темпе, не давая времени на обдумывание ответов.
Как правило, при таком собеседовании необходимо прокомментировать действия сторонних людей, попавших в различные ситуации. Человеку свойственно при оценке чужой ситуации ставить себя на место другого человека и решать ситуацию на основании собственного опыта и знаний.
Цель – выявить модель поведения и личностные качества соискателя.
Иначе – собеседование по компетенциям.
Соискателю предлагаются проблемные ситуации, в которых он должен поучаствовать. Особое внимание уделяется жизненному опыту.
Соискатель должен рассказать как он поступал при решении различных проблем, в ходе собеседования раскрываются его профессиональные качества, его способность решать возникшие проблемы на работе.
Наличие опыта у соискателя будет большим плюсом. Оценка уровня профессионализма проводится с помощью специальных шкал или компетенций (представляют набор характеристик, которыми должен обладать специалист: навыки, личностные качества, знания и пр.).
Характеристики могут быть разными, компетенции составляются по требованиям руководителя (как правило, на поведенческом собеседовании набор компетенций состоит из 15-20 шкал).
При таком собеседовании соискателя будут провоцировать на конфликт. Кандидат должен быть готов к провокационным вопросам.
Важен не правильный ответ, а правильная реакция на вопрос.
Проверяется стрессоустойчивость и склонность к конфликтам.
На собеседовании присутствует несколько кандидатов одновременно.
Такой вид собеседования применяется для экономии времени, охватывая как можно больше претендентов на вакансию.
На групповом собеседовании видно при сравнении большего количества кандидатов основные недостатки личности соискателя и его достоинства (дружелюбность, общительность, приветливость и т.д.).
В зависимости от содержания:
Соискатель приводит примеры из своего опыта, представляя конкретные факты из жизни. üситуационые
Соискатель рассказывает о своих действиях в ситуации, которую ему предложил работадатель. Ситуация может быть реальной или гипотетической.
Ответы и поведение соискателя оценивается по критериям, список которых подготовлен заранее.
В зависимости от цели:
Выглядят как предварительная беседа, после которой на собеседование будут приглашены только некоторые из ранее пришедших
Приглашаются только реальные претенденты на вакансию, где детально рассматриваются опыт, образование, цели и пр. üСерийные
Компания проводит несколько видов собеседований. Проведя отсеивающее собеседование, работодатель проводит отборочное. Иногда одному кандидату необходимо пройти несколько собеседований в компании.
В зависимости от формы организации собеседования подразделяют на:
üИндивидуальные
Проводятся непосредственно с одним соискателем
üГрупповые
Проводятся с несколькими соискателями одновременно.
Кадровая комиссия беседует индивидуально с одним соискателем. Беседа строится на фактах биографии соискателя, его семье, о его образовании.
Соискателем до собеседования предоставляется обязательный пакет документов, включая рекомендации с предыдущего места работы. Документы тщательно проверяются на правильность оформления и подлинность. После проверки кандидат приглашается на собеседование.
Проверяются творческие и интеллектуальные способности кандидатов. Для такого метода характерна неформальная обстановка, где происходит общение с соискателем.
Соискатели сдают письменный экзамен. Кандидат обязан знать историю и грамотно писать. Претенденты на вакансию пишут сочинения, а отобранные из них кандидаты сдают еще одну письменную работу. Успешно справившиеся с письменными работами допускаются к собеседованию с руководителем.
Живое общение незаменимо. Только в процессе общения человек может показать свои качества – открытость, коммуникабельность, реакцию, грамотность, образованность, умение общаться.
В ходе собеседования оцениваются манеры и образ мышления, профессиональные качества, умение подать (преподнести) себя.
ØОпоздание
ØНеопрятный внешний вид
ØГрубость; Нецензурная лексика
ØМолчание; Замкнутость (не путать со стеснительностью)
ØРазвязанность, распущенность
ØВранье
ØВысокомерие
ØЗапах алкоголя или сигарет
ØМногословие
ØХвалиться личными связями с известными и влиятельными людьми
ØСпрашивать о том, чем занимается компания (вы должны это знать, раз собираетесь там работать)
ØКритиковать бывшее руководство (вы не ябеда и не жалобщик)
ØПосвящать работодателя в свою личную жизнь (она не относится к работе)
Ø1. Правило «семи секунд» – первое впечатление.
Оценка кандидата начинается с первого впечатления. Важное значение имеет осанка: нельзя сутулиться. Поза должна соответствовать позе победителя – поднятая голова, расправленные плечи. Но не высокомерие. Рукопожатие крепкое, уверенное, ладони сухие.
Ø2. Правило «тридцати секунд» – располагаем к себе интервьюера.
Правильно подобранная одежда (дресс-код предприятия). Предпочтение отдается деловому стилю без лишних аксессуаров. Одежда и обувь должны быть чистыми. Дыхание свежим. Вы готовы к конструктивному диалогу.
Ø3. Рассказ о себе – демонстрация профессионализма.
Краткий рассказ о достижениях и навыках, используем даты, цифры, обращаем внимание на результаты, которых удалось достигнуть. Упомянуть личные достижения (разработал, изучил, подготовил, внедрил, улучшил…). Действия должны быть результативны и закончены (действие + результат).
Ø4. Немые «враги» – важность невербальных средств.
Контролируйте язык тела, не скрещивайте руки на груди, н перекрещивайте ноги, избегайте чрезмерной жестикуляции или ерзанья на стуле – все это признаки закрытости и нежелания вести диалог. Скептицизм и вялое безучастное поведение недопустимы. Проявите интерес к разговору, покажите отсутствие дискомфорта в ситуации.
Ø5. Ответный интерес – налаживаем контакт.
Собеседование – это диалог. Вопросы о компании помогут в построении диалога, дадут дополнительную информацию о компании, о вакантной должности, о круге обязанностей и возможных перспективах. Не бойтесь спрашивать: вы продаете свой труд и услуги, а не навязываете их.
Ø6. Грамотные ответы на задаваемые вопросы.
Для собеседования необходимо сразу взять необходимые документы: паспорт, аттестаты, свидетельства, трудовую книжку). Вы документально подтверждаете данные, указанные в резюме.
На вопросы отвечайте только по заданной теме, не вдаваясь в подробности, особое внимание уделите ответам на вопросы о профессиональной деятельности, на их основе складывается мнение о соискателе, как о профессионале.
Ø7. Конструктивность и подготовленность.
Желательно на собеседование взять блокнот и ручку для записи важных моментов, касающихся будущей должности, можно использовать электронные средства. Нельзя раскладывать перед собой телефоны, планшеты – это нарушает правила делового этикета, принижает уровень профессионализма. Необходимо продемонстрировать заинтересованность в открытой вакансии и, соответственно, работе в компании.
Ø8. Завершение встречи.
При завершении собеседования необходимо поинтересоваться о том, когда ждать звонка с решением относительно вакансии. Если соискатель предложил перезвонить в определенное время, то обязательно стоит уточнить день и час. Завершить разговор общими фразами, поблагодарив собеседника за уделенное время, уйти.
Помните, любой опыт (даже отрицательный) – это бесценный урок, который помогает нам двигаться вперед, работать над собой.
4 Стандартные вопросы при собеседовании
Ø1. Что вы можете рассказать о себе?
Ø2. По какой причине вы ушли с прежнего места работы?
Ø3. Чем именно вас заинтересовала наша компания?
Ø4. Что входило в ваши обязанности на прежней работе?
Ø5. Что можете сказать о своих слабых и сильных сторонах?
Стандартные вопросы при собеседовании
Ø6. Какую заработную плату вы хотели бы иметь на данной должности?
Ø7. Какой информацией о нашей компании обладаете?
Ø8. Кем вы себя видите через 5-10 лет?
Ø9. Какие критерии вы используете при выборе работы? Назовите 5 основных из них.
Ø10. Какие вопросы у вас к нам, задавайте.
Нестандартные вопросы при собеседовании
Ø1. Изложите ваши мысли касающиеся будущего начальника?
Ø2. Чему вы будите больше уделять внимание: семье или работе?
Ø3. Какие черты характера присущи хорошему руководителю?
Ø4. Вы – конфликтный человек?
Ø5. Поддавались ли вы критике на предыдущей работе?
Ø6. Что такое идеальная компания?
Нестандартные вопросы при собеседовании
Ø7. Почему вы должны работать именно в нашей компании?
Ø8. Что вы сделаете в первую очередь, когда выйдите на новое место работы?
Ø9. Занимаетесь ли вы планированием рабочего дня?
Ø10. В связи с чем в одной организации занимаются воровством, а в другой нет.
Ø11. Как бы вы истратили выигранный в лотерее миллион?
Ø12. Последняя прочитанная вами книга?
Домашнее задание
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.