"События 23 августа 1942 года: трагедия мирного населения Сталинграда".
Оценка 4.9

"События 23 августа 1942 года: трагедия мирного населения Сталинграда".

Оценка 4.9
Мероприятия
docx
история
9 кл—10 кл
19.05.2017
"События   23 августа 1942 года: трагедия мирного населения Сталинграда".
Цель мероприятия: Воспитание патриотизма, уважения к историческому прошлому своего народа Задачи: 1. пополнить знанияучащихся о Сталинградской битве, о трагических днях 23 августа 1942 года. 2на конкретных примерах показатьтрагедиюмирного населения Сталинграда 3 сохранить и передать будущим поколениям свидетельства людей, ставших очевидцами и участниками Сталинградской битвы. 4.развивать творческие способности учащихся. Форма мероприятия:внеклассное мероприятие (Вечер памяти) Участники: Учителя, учащиеся, гости Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор. •презентация • кинохроника «Страницы Сталинградской битвы», «Сталинградская битва:23 августа1942 года » • аудиозаписи с музыкальными произведениями. •телефильм: «Дети военного Сталинграда, побывавшие в аду»Кинохроника «Сталинградская битва:23 август1942 года»
23АВГ.1942 (Автосохраненный).docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ муниципальное  бюджетное образовательное  учреждение        «Новорогачинская  средняя общеобразовательная  школа  Городищенского района  Волгоградской  области» 403021. Волгоградская область, Городищенский район,  р.п. Новый Рогачик, ул. Озерная, 2. тел: (8­84468) 4­47­65  Учебно­методическая разработка Урока Победы "События   23 августа 1942 года: трагедия мирного населения Сталинграда".  Автор: учитель истории и обществознания Стрюкова Елена Владимировна 2017 Цель мероприятия:  Воспитание патриотизма, уважения   к историческому прошлому своего народа Задачи: 1. пополнить  знанияучащихся о Сталинградской битве, о трагических днях 23  августа 1942 года. 2на конкретных примерах показатьтрагедиюмирного населения Сталинграда 3 сохранить и передать  будущим поколениям свидетельства людей, ставших  очевидцами и участниками Сталинградской битвы. 4.развивать творческие способности учащихся. Форма мероприятия:внеклассное мероприятие (Вечер памяти) Участники: Учителя, учащиеся, гости Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор. • презентация •  кинохроника «Страницы Сталинградской битвы», «Сталинградская битва:23 августа1942 года » •  аудиозаписи с музыкальными произведениями. • телефильм: «Дети военного Сталинграда, побывавшие в аду»  Данная методическая разработка  внеклассного мероприятия ориентирована на обучающихся 9­11 классов.Разработка может быть использована во внеурочной работе классных руководителей. Ход мероприятия На цену выходят ведущие. Ученик:Сталинградская битва­ одна  из величайших битв в истории  Великой  Отечественной войны. Она явилась поворотным моментом в ходе Второй  Мировой войны. Сталинград , ставший символом страданий и боли, символом  величайшего мужества, навсегда останется в  в памяти человечества. Ученица: летом 1942 года Сталинград еще жил мирной жизнью: в городе  было несколько госпиталей, работали заводы, театры, кино, магазины, бегали  по улицам ребятишки, играли в футбол. Ученик: Сталинградские заводы продолжали выпускать необходимую стране  военную продукцию. Из ворот Сталинградского тракторного завода выходило  до 50% всех танков Т­34, здесь производились мины, авиабомбы, снаряды.  Ученица: Утром 23 августа 14­й танковый корпус генерала фон  Виттерсгейма прорвал нашу оборону и вышел к Волге на участке поселков  Латошинка­Рынок. Немецкие танки оказались всего в 3­х километрах от  тракторного завода. (cл.2­3) Ученик: Во второй половине дня, в 16 часов 18 минут по московскому  времени, по приказу гитлеровского командования силами 4­го воздушного  флота люфтваффе началась массированная бомбардировка города, вызвавшая колоссальные разрушения. Этот день стал самым трагичным в истории  Сталинградской битвы. (cл.4) Кинохроника «Сталинградская битва:23 август1942 года» Ученица:     Из воспоминаний очевидца: «Страшно было смотреть на то, что  происходило. Сбрасывали не только мелкие осколочные бомбы, но и бомбы  по тонне весом, так что земля вздымалась и ходила ходуном, как при  землетрясении. Кроме бомб для устрашения немцы сбрасывали рельсы,  железные тракторные колеса, бороны, листы котельного железа, бочки с  отверстиями, и все это с диким воем, скрежетом и лязгом летело с неба в  город. Немецкие самолеты, входя в пике, включали мощные сирены, и от этих  адских звуков душа готова была выскочить из тела». Ученик:  Огонь буйствует всюду, плавится асфальт, а многие улицы  представляют собой огненную трубу, через которую пройти живым невозможно. Город не узнать. Груды кирпича, воронки в асфальте, запах гари,  дыма, стоны раненых, крики людей о помощи и сотни трупов детей и взрослых на искореженной взрывом земле…(cл.5)   Ученица: Командующий А. М. Еременко рассказывал: «Многое мне  пришлось пережить и перевидеть на военных дорогах, но то, что я увидел 23  августа в Сталинграде ­ поразило меня». Ученик: Дважды Герой Советского Союза генерал­полковник Александр  Родимцев так описывал те августовские дни: «Город напоминал кромешный  ад. Пламя пожаров поднималось на несколько сот метров. Тучи дыма и пыли  резали глаза. Здания рушились, падали стены, коробилось железо». Ученица:Очевидцы свидетельствовали: «Вспыхнул Сталинград, вспыхнула  Волгаот горящей разлившейся нефти. Раненые в госпиталях, спасаясь,  выпрыгивали из окон. Корчились, обгорая, матери и младенцы в родильных  домах. Камни плавились, как воск, а одежда на бегущих по улицам людях  вспыхивала от нестерпимого жара» (cл.6). Ученик: Горят города по пути этих полчищ.  Разрушены села, потоптана рожь.  И всюду, поспешно и жадно, по­волчьи,  Творят эти люди разбой и грабёж.  У них и повадки совсем не людские,  Скажите, способен ли кто из людей  Пытать старика на верёвке таская,  Насиловать мать на глазах у детей?  Ученица: Закапывать жителей мирных живыми,  За то, что обличьем с тобой не одно.  Нет! Врёте! Чужое присвоили имя!  Людьми вас никто не считает давно.  Вы чтите войну, и на поприще этом  Такими вас знаем, какие вы есть:  Пристреливать раненых, жечь лазареты,  Да школы бомбить ваших воинов честь?  Ученица: Первые удары бомб нарушили систему водоснабжениягорода,  лишив его воды. Возникшие пожары тушить было нечем. Пылало всё, что  могло гореть: дома, заборы, трамваи, пароходы, забитые эвакуированными ранеными, железнодорожные вагоны, груженые снаряжением. Горела нефть,  разлившаяся по Волге.  Ученик: Чудом оставшиеся живыми жители бежали к Волге в надежде  переправиться на ту сторону. На берегу скопилось множество людей,  пытавшихся вырваться из огненного плена, они бросались в воду, но погибали  от пуль. На бреющем полете, немцы безжалостно расстреливали спасающихся  людей из пулеметов. Через каждые 30 минут методично они пролетали над  берегом Волги, сбрасывая фугасные бомбы на набережную и приходившие за  раненными и беженцами суда.  Ученица: Только за один день – 23 августа на город совершено 2 тысячи  самолетовылетов. Вражеские экипажи действовали «челночно».  Отбомбившись, самолёты уходили на заправку, уступали место другим. И так  волна за волной, сжигая улицу за улицей, дом за домом…  Ученик: Громадный город на Волге был полностью разрушен. В центральной  части его не осталось ни одного целого здания. Разрушения были настолько  велики, что только после расчистки завалов представилась возможность  определить прежнее направление улиц, и многим казалось невозможным их  восстановление, как и всего Сталинграда полностью.  Ученица:Было разрушено 309 предприятий города. На заводе «Красный  Октябрь» были выведены из строя 170 тысяч квадратных метров  производственных площадей, полностью разрушены транспортное и крановое  хозяйство, механическое и электрооборудование. Разрушено 660 сооружений,  15 мартеновских печей, 14 прокатных станов.    Ученица:На Сталинградский тракторный завод с 23 августа 1942 года по 1  января 1943 года было сброшено 8 тысяч авиабомб. Завод, который за годы  предвоенных пятилеток из 500 тысяч тракторов, произведенных в стране,  выпустил 300 тысяч, превратился в развалины.  кинохроника «Страницы Сталинградской битвы» Ученик: Население Сталинграда было около 400 тыс. человек, а площадь,  занятая жилой застройкой, около 100 кв. км. Если учесть, что радиус  поражения 100­килограммовой бомбы составляет 15—20 м (площадь  поражения 1000 кв. м), то 8 килотонн, сброшенные на город 23 августа 1942  г., означают, что на каждых пять сталинградцев, включая младенцев, немцы  сбросили по одной 100­килограммовой бомбе, а всего — 80 тыс. таких бомб, уничтожив при этом 80% городской застройки и 80% населения, или 320  тыс. человек — погибших сразу, умерших мучительной смертью под  развалинами или из­за неоказания медицинской помощи, искалеченных и  раненых. Ученица: Серый дым разрушенных зданий, Самолет подбитый летит. Людям нечего есть, голодают, Много раненых, но врач ­ дефицит. Ученик: Следует иметь в виду, что Сталинград был тогда преимущественно деревянным,   а   лето   42­го   выдалось   исключительно   жарким,   и   сухие деревянные строения вспыхивали как порох. Рушилось и горело все: жилые кварталы,  школы,  детские   сады   и  больницы,  давно  ставшие   госпиталями, нефтеналивные баки, Волга, в которую стекала нефть... Уничтожение города немцы   вели   планомерно:   квартал   за   кварталом.   Зная,   что   уже   горящий квартал   вследствие   своей   педантичности   немцы   снова   бомбить   не   будут, матери   с   детьми   на   руках   из   еще   целых   зданий   бежали   в   уже   горящие костры... и из них не возвращались. Сталинградские матери — подлинные героини 23 августа. Ученица:Сталинград – это боль, это муки, В Сталинграде лишь плач матерей. Вот берет мать дитя свое в руки И несется сквозь пули быстрей.  Реки крови и свист пулеметов Не забудет дитя никогда. Горы трупов умерших солдатов Крики помощи, но в никуда. Ученик: Вержховская Зоя Прохоровна вспоминает: "Мы увидели, как  бомбят, но куда бежать ­ неизвестно. В саду все траншеи были заняты. Все  бежали. Все горело. Было страшно. Плавилось даже железо. Дети погибали и  от бомб и от снарядов. Камни, кирпичи от разбитых зданий летели на людей.  Мы бежали,бежали, бежали..." Ученик:Из воспоминаний Героя Советского Союза генерала армии Лященко:  «Никогда не забудется эпизод на зенитной батарее. Я на броневике ехал на  оборонительный рубеж. Выехал на высотку, слышу стрельбу из орудий и  передо мной открылась незабываемая картина. Группа фашистских танков  (около 10) прорвалась и ринулась на зенитную батарею. Батарея открыла по  ним огонь. Загорелся один, второй и третий вражеский танк. Фашисты  остановились и повернули вспять. Я подъехал к этой батарее и поразился:  весь состав батареи были девушки 18­20 лет и только один мужчина,  старшина батареи». Ожесточённые бои в самом городе продолжались более двух месяцев. В  военной истории до Сталинграда не были известны столь упорные городские  сражения. За каждый дом. За каждый этаж или подвал. За каждую стену. Ученица:Ты, серый от пепла сожжённых селений,  Над жизнью навесивший тень своих крыл. Ты думал, что мы поползём на коленях?  Не ужас, — ярость ты в нас пробудил.  Я долг свой всегда по­солдатски приемлю,   И если уж смерть выбирать нам друзья,  То лучше чем смерть за родимую землю  И выбрать нельзя.. Ученица:  Бывший приборист Раиса Александровна Гальченко вспоминает:   «Двадцать третьего августа мы услышали гул моторов со стороны Гумрака. И вскоре увидели вражеские самолеты. Всего через несколько минут  неподалеку от нас стали рваться бомбы. Но особенно много фашисты  сбросили «зажигалок». Горели трава, деревянные постройки стадиона. У  одного из зенитчиков обгорели руки, у нас слезились глаза от удушливого  дыма, мы задыхались в копоти, но бойцы продолжали стрелять. Никто не  уходил в укрытие. Как известно, после двадцать третьего августа в городе не  было отбоя воздушным тревогам. Для нас дни и ночи слились в сплошной  грохот. Вокруг горели улицы. Слышались стоны раненых...» Звучит 1­й куплет и припев песни «Здесь птицы не поют»  (к/ф Белорусский вокзал) Ученица:  Наша авиация и зенитная артиллерия героически боролись с  авиацией врага. Только в течение 23 августа в воздушных боях и огнем  зенитной артиллерии над городом было сбито 90 немецких  бомбардировщиков.Прорыв 23 августа 1942 года немецко­фашистских войск  к Волге и варварская бомбардировка города означали, что Сталинград стал  фронтом. За несколько часов вражеские бомбы превратили город в адский  гигантский костер.  Ученик:Враги у ворот Сталинграда. Товарищ! Враги у ворот Окраины города­сада Уж слышит снаряда полет. Товарищ мы бьёмся за город, Который врагов сокрушил И каждому русскому дорог, Как часть нашей общей души. Ученица:Враги у ворот Сталинграда, Товарищ! Враги у ворот. Всей силой, всей яростью надо Отбить их, разбить, побороть. Ученица:Сталинградцы пытались прятаться в земляных нишах, наспех  вырытых в откосах многочисленных оврагов. Убежища были плотно забиты  людьми, и места для многих не хватало. Они осыпались, превращаясь в  братские могилы. (cл.9) Ученик:В поисках спасения люди устремились к волжским переправам.  Мирных жителей, скопившихся в районах переправ, бомбила и обстреливала  из пулемётов фашистская авиация. Катера, буксиры и самоходные баржи  редко достигали берега – гитлеровцы топили их. Население начало  переправляться на волжские острова и левый берег собственными силами на  лодках и подручных средствах. В этот и последующие дни бомбардировки  весь берег был усеян трупами мирных жителей. Горели стоящие на берегу  нефтеперерабатывающие заводы, из­за горящих нефтяных пятен, казалось, что и Волга горела тоже(cл.7­8) Кинохроника«Сталинградская битва:23 август1942 года» Ученик:Предрассветная Волга. Обугленный берег. С пулемётами люди бегут. Переправа… В этих кадрах пристрастных, мгновенных Только правда, суровая правда! Кто они – летописцы тех подвигов ратных, Здесь стоявшие насмерть у Волги? Они подлинно знали, что их кинокадры Документами станут эпохи.      Ученица:  Так, главный путь к эвакуации был отрезан. Дети и взрослые возвращались обратно, в кошмар 23 августа. Только после полуночи атаки фашистской   авиации   прекратились.   В   этот   день   погибло   более   40   тысяч мирных   жителей,   в   этот   день   закончилось   детство   тысяч   сталинградских детей…(cл.9) Ученик:     Семья Никифоровых провела в окопе несколько дней. Их дом  разнесло снарядом. Есть было нечего, и мама Лиды на свой страх и риск  сползала на железнодорожный вокзал. Там догорали составы с пшеницей, но  принесла детям всего несколько горстей. Ползком. «Мы только через  несколько дней освоились с этой страстью. А есть нечего, с голода умираем.  Мама простилась с нами и пошла. На вокзале горели составы с пшеницей. Она  хотела добыть немного зерна, чтобы замачивать и жевать, чтобы не умереть. И воды надо было принести», ­ вспоминает Лидия Никифорова. Ученица: «Зерна пахли дымом и были горькие на вкус. А воды и набрать  негде. И тут по дороге мама увидела огромную лужу ­ она потом всю жизнь  вспоминала. Лужа как кисель ­ жидкая грязь. И в ней лежал убитый офицер ­ головой прямо в этой грязи. И мама с ведром поползла за этой грязью.  Подумала ­ через тряпку будем пить. И мы пили. Тогда не болели. От этой  страсти переключалось все в организме. У меня в одиннадцать лет виски  стали седыми», ­ вспоминает 72­летняя женщина. Ученик: В один из дней рядом с окопом, в котором жили Никифоровы упала  бомба, но не разорвалась. По окопу пошли трещины. «Наверное, спасло то,  что мы молились без конца. Бабушка мне говорила: «Ты еще безгрешная.  Обеги вокруг окопа, прочитай «Живый в помощи… », ­ рассказывает Лидия  Николаевна и добавляет: «Снаряды летят, а я бегу, молюсь, чтобы не попало в окоп». Кадрытелефильма: «Дети военного Сталинграда, побывавшие в аду». Ученица:    «Дети Сталинграда из горнила ада,                                                      Сколько вам досталось горестей и бед!                                                                Сколько вас исчезло в смерче том кровавом,                                                         Сколько не вкусило радости побед»  Ученица: К 60­летию победы под Сталинградом областная ассоциация  «Дети военного Сталинграда» выпустила книгу «Мы родом из войны: дети  военного Сталинграда вспоминают». В книгу вошла лишь малая часть  воспоминаний, заметок и стихотворных строк, написанных теми, чье детство  опалено войной, кто познал голод и холод, унижения, воочию видел гибель  родных и близких.  Ученик: Геннадий  Лесниченко, ветеран труда, член организации «Дети  Сталинграда», так вспоминает о своем детстве: «Злословят  пусть, что мы не воевали, Что были мы от пола два вершка. В атаку мы не шли, винтовку не держали, И кашу не делили  с котелка Но под огнем мы с матерью стояли, И злая смертьгрозила нам. И, кажется, нераз мы умирали,                                                                                  Но выжили  назло врагам. И тот солдат, меня прикрывший грудью,                                                                  С которым не был даже я знаком,                                                                        Погиб. Но вечно помнить буду                                                                              Я с благодарностью о нем. Мы были на войне, мы горе испытали.                                                                      И нам чужая боль понятна и близка. Все ужасы войны мы с детских лет узнали,                                                              Нам нужен мир, нам не нужна война». Ученик:   Даже не знаю, что для нас было тяжелее пережить, страх перед  падающими нам на голову бомбами или постоянное ощущение голода. Суп из  желудей, из шкур павших лошадей ­ это была наша основная еда. Лишения и  страдания ­ вот что я помню из своего военного детства»,­вспоминает  очевидец тех страшных событий.    Ученица:В. Д. Изусткина писала: Правда, были еще «продукты», которыми  мы тогда питались, чтобы избежать голодной смерти, ­ это патока и клей –  декстрин. За ними мы ходили, а вернее, ползали, на животе под пулями на  тракторный завод…Принесенную патоку долго вываривали, стараясь  освободить ее от керосина. Из клея же пекли лепешки. От этих «деликатесов» языки у нас стали деревянные… Все равно голод был так силен, что  притуплял опасность…».    Ученик:Помимо поисков еды,  детям каждый день приходилось бороться с судьбой…за воду! Ведь за водой им приходилось пробираться к Волге, на виду у немцев. Каждую такую «вылазку» поджидала смерть…   Ученица:Но даже в этом, ставшем кромешным адом городе, сталинградцы  приходили на помощь друг другу, спасая детей, перевязывая раненых.  Осиротевших малышей собирали по всему городу и отправляли в детские  дома и приюты. Ещё долгое время многие из них от перенесенного шока будут плакать по ночам, не разговаривать, и прятаться под кровать.  Часто дети  были так малы, что не могли назвать своего имени и фамилии. Так после  войны в городе появятся Сталинградские, Бесфамильные и  Непомнящие(cл.10­11) Ученик: Позже, вспоминая свое военное детство, они будут рассказывать о слоне   –   любимице   сталинградской   детворы,   который   до   войны   жил   в зоопарке. Раненый он бродил оп улицам горящего города и страшно кричал от полученных ран и ожогов. Как рассказывали бойцы, защищавшие город, он погиб вместе со многими жителями, став еще одной жертвой этого страшного дня…    Ученица: Сгоревший Сталинград имел своеобразный запах, в нем воедино  слились запахи горелого дерева, железа, стекла и людских тел. Ученик:Где был когда­то Сталинград, Печные трубы лишь торчали. Стоял густой зловонный смрад, И трупы на полях лежали. Вгрызались в землю, как могли. Надежней места не искали. «За Волгой нет для нас земли»,­ Как клятву часто повторяли.   Ученица: Волга ­ великая русская река. Ее длина 3688 км. Проходя через  центральные районы европейской части нашей страны, она соединяет их с  богатейшим югом. По грузообороту Волга заменяла более десяти  железнодорожных магистралей. Ученик:Теплоход «Иосиф Сталин», следовавший из Астрахани вверх по  Волге, причалил к сталинградской пристани 22 августа и до утра 23­го  принимал на борт раненых красноармейцев и сталинградские семьи,  решившие покинуть город. Судно приняло на борт, сейчас в это трудно  поверить, около двух тысяч человек — где только разместились! Но опасаясь  немецких бомбардировок, капитан теплохода, отчалив от пристани, не пошел  сразу вверх по Волге, а решил дождаться темноты и, пристав к одному из  волжских островов, замаскировал судно. На острове этом некоторые  пассажиры покинули теплоход, чем и спасли свои жизни. Ну, а тем временем  немецкие танки появляются в районе поселка Рынок и уже ночью с правого  берега прямой наводкой расстреливают плывущий «Иосиф Сталин» из своих  орудий... Из тысяч пассажиров в живых остаются десятки.  кинохроника «Страницы Сталинградской битвы» Ученица:  С   23   августа   по   октябрь   1942   г.   суда   волжских   переправ перевезли на левый берег свыше 250 тысяч человек. Трое суток без сна и отдыха пароход "Гаситель" вел борьбу с морем огня, участвуя в то же время в   перевозке   на   левый   берег   эвакуированного   населения   города   и   ценных грузов.   Вахтенный   журнал   парохода,  который   хранится   в   музее­панораме "Сталинградская битва", свидетельствует о том, что насосы "Гасителя" 23 августа 1942 г. ни на минуту не прекращали работу.  Ученик:  Вражеские самолеты налетели на "Гаситель", когда он с группой эвакуированного населения шел к левому берегу Волги. Бомбы разорвались в кормовой части парохода. Корпус получил до 80 подводных и надводных пробоин. Много осколков попало в машинное отделение. Был выведен из строя   правый   штурвал,   нарушена   звуковая   сигнализация.   Пораженный   в сердце упал механик Ерохин, был убит кочегар Соколов, пять человек из команды ранены. На место погибшего механика встал его помощник Агапов и работал один, за убитого механика и раненых членов машинной команды. Все пробоины в корпусе были заделаны на ходу, не заходя в затон. Ученица:  Не меньшее мужество и упорство проявила команда баркаса "Лена".   Имея   на   судне   5   человек,   вместо   16   человек   по   штату,   экипаж "Лены" бессменно нес вахту в течение пяти суток, совершив за это время 60 рейсов, под непрекращающейся бомбежкой доставил фронту тысячи тонн необходимых грузов.       Ученик:Героической страницей в славную летопись речного флота вошли  имена пассажирских судов ­ "Михаил Калинин", "Иосиф Сталин",  "Парижская коммуна". Загруженные ранеными и эвакуированными  гражданами, прорывались они вдоль берега, занятого противником. Пароходы  были обстреляны, получили пробоины. На пароходе "Парижская коммуна"  было ликвидировано 90 очагов пожара.  Ученица: Пишешь, что памятью этой жив. Мне же отрады нет. Встала у чёрной большой межи, Дымом застлало свет. Если на небе игра зари ­ Чудится – у воды Чёрная пристань вдали горит, В розовом свете дым. Дым над кормой. Продохнуть невмочь: Пламя в дверях кают. Рядом кричат, просят помочь, Пули фанеру шьют. Друг на руках у меня хрипит, Судорожно ворот рвёт. Алая кровь на зарю летит, В небо из горла бьёт. Мне на зарю не смотреть, не смотреть, Помню одно, одно –  Дым на заре, дым на заре, Трупы идут на дно. Ученик:Немцы бомбили и бомбили город и переправы. В результате  бомбежек нефть стекала в Волгу и горела на её поверхности. В таких вот  условиях речники, моряки и работники тыла всего за 20 дней  ­ с 24 августа  по 14 сентября 1942 г. сумели переправить через Волгу до 300 тысяч человек  и большое количество заводского оборудования (с той стороны переправляли  продовольствие и оружие).  Ученик:Двести дней! Волга, ты задыхалась в огне, И не стало тогда на войне нам земли на другой стороне”. Ученица: За каждый дом..! Но не было домов­ Обугленные, страшные останки За каждый метр… Но к Волге от холмов С тягучим воем наползали танки. И оставались метры до воды, И Волга холодела от беды. Ученица: От рожденья земля не видала Ни осады ни битвы такой, Содрогалась земля и краснели поля Все пылало над Волгой рекой. Ученик: Следы врага – развалины и пепел Здесь все живое выжжено дотла. Сквозь дым нет солнца в черном небе На месте улиц – камни и зола. Ученица: Заводы вошли в линию фронта, они под огнём. Никто не уходит,  никто не тушит печей там, где они могут ещё стоять. Тракторный завод в  трудную для города пору поднял всех людей, созвал их к цехам, и они  работали 24 часа под бомбёжкой, и многие были ранены; завод нёс потери,  как фронт. Через сутки люди, стоявшие у станков, бросили на рубежи  обороны двести собранных, исправных пушек. Рабочие сами тащили их в бой.  Не хватало орудийных расчётов, и бывшие мастера­оружейники вышли на  огневые позиции, стреляли из собственных пушек. Ученик:    Заводы принимали от фронта подбитые танки, тягачи, моторы и через несколько часов возвращали их готовыми к битве. Рабочие вооружались. За три дня сформировался отряд в 900 человек. Он занял свое место на линии обороны, брешь была заполнена, цепь сомкнулась, и немцы сотнями танков не смогли прогрызть дорогу к Волге. Женщины, дети, старики взялись за лопаты и ломы, строили баррикады. Пережившим бомбардировку 23 августа ничего, ничего не страшно. Ученица:В зное заводы, дома, вокзал,                   Пыль на крутом берегу, Голос Отчизны ему сказал  Город не сдай врагу, Верный присяге русский солдат Он защищал Сталинград. Ученик: Исчезли пристани, остановились трамваи, не звонили телефоны,  прекратилась работа многих советских учреждений. Не стало сапожных и  портняжных мастерских, не стало многих амбулаторий, аптек, школ,  часовщиков, библиотек, замолчали радиорепродукторы, не стало театра и  кино, не стало привычных магазинов, рынков, прачечных, бань.  Ученица: В эти дни, в блокадном Ленинграде, Ольга Бергольц напишет... Мы засыпали с думой о тебе. Мы на заре включали репродуктор, чтобы услышать о твоей судьбе. Тобою начиналось наше утро. В заботах дня десятки раз подряд, сжимая зубы, затаив дыханье, твердили мы: — Мужайся, Сталинград! — Сквозь наше сердце шло твое страданье. Сквозь нашу кровь струился горячо поток твоих немыслимых пожаров. Нам так хотелось стать к плечу плечом  и на себя принять хоть часть ударов. И, глядя на развалины твои (о, эти снимки в “Правде” и в “Известьях”!), мы забывали тяготы свои, мы об одном молили: — Мести, мести! И пробил час. Удар обрушен первый, от Сталинграда пятится злодей. И ахнул мир, узнав, что значит верность, что значит ярость верящих людей. А мы не удивились, нет! Мы знали, что будет так: полмесяца назад не зря солдатской клятвой обменялись два брата: Сталинград и Ленинград. Прекрасна и сурова наша радость. О Сталинград, в час гнева твоего прими земной поклон от Ленинграда, от воинства и гражданства его! Ученик: В роковые часы гибели огромного города свершалось нечто поистине великое – в крови и в раскалённом каменном тумане рождалось не рабство  России, не гибель её; среди горячего пепла и дыма неистребимо жила и  упрямо пробивалась сила советского человека, его любви, верности свободе.  Именно эта неистребимая сила торжествовала над ужасным, но тщетным  насилием поработителей. И с каждым днём среди развалин старого мирного  города рос новый город – город войны(cл.12). Ученик:В.КондратенкоУтро победы.(cл.13) …И наступила тишина. В дыму,  Бросая в снег скорее автоматы,  Выходят из руин по одному  А ветер улюлюкает, свистит И шелестит лохмотьями мундиров, И с ветром вверх тормашками летит И группами фашистские солдаты.  Заученно кричат они: “Капут!”  И кверху руки поднимают разом,  И длинной вереницею бредут,  Проходят мимо неуклюжим шагом. Бредовый миф о покоренье мира… Кончалась ночь… Пора уже, пора! Куранты бьют сквозь мрак и холод лютый./ Мы у костра под громкое “ура” Рассвет встречаем праздничным салютом. 2 февраля 1943 г. Ученица:В ноябре 1943 г. на конференции союзников в Тегеране премьер­ министр Великобритании Уинстон Черчилль передал советской делегации  почётный меч  с надписью: «Гражданам Сталинграда, крепким, как сталь, —  от короля Георга VI  в  знак глубокого восхищения британского народа». Ученица: У.Черчилль, премьер­министр Великобритании скажет:«…Сам  Сталинград стал символом мужества, стойкости русского народа и вместе с  тем символом величайшего человеческого страдания. Этот символ сохранится в веках. Надо, чтобы будущее поколения могли воочию увидеть и  почувствовать всё величие одержанной у Волги победы». Ученик: В Англии, которую немцы бомбили интенсивно в течение года,  людей погибло меньше, чем в Сталинграде. По переписи 1939 года в  Сталинграде жило 490 тыс. человек. В феврале 1943 года, сразу же после  окончания битвы, был проведен учет населения Сталинграда. В Ермановском  районе было зарегистрировано лишь 32 жителя: 20 взрослых и 12 детей. В  северной части города, объединяющей Тракторозаводский и  Краснооктябрьский районы – 200 жителей. Таким образом, в шести районах  города осталось 10181 человек.  Ученик:Во многих странах, в том числе во Франции, Великобритании,  Бельгиии ряде других стран именем битвы были названы улицы, скверы,  площади. Только в Париже имя «Сталинград» носят площадь, бульвар и одна  из станций метро. В честь Сталинградской битвы также назван проспект в  Брюсселе. Ученик: Когда в нашу страну приезжают гости из дальнего и ближнего  зарубежья в числе маршрутов их путешествий есть и тот, что ведёт к городу,  расположенному на Волге… К городу­герою Волгограду… И это не случайно! Ученица: Там, где двести дней и ночей  Бушевала великая битва,  Там, где кровью тысяч людей Каждый метр земли пропитан, Там, где сила советских солдат Сокрушала фашистскую силу, Там давно уже пушки молчат И поля от пожарищ остыли. Там сегодня над Волгой­рекой  На священной земле Сталинград  Рвется к солнцу цветок полевой  Из­под каски пробитой солдатской. Жизнь! Во благо и счастье людское  За него, за счастье твое и моё  Свои жизни отдали герои. Ученица: Поклон земле, суровой и прекрасной, Что вечно будет людям дорога! Здесь виден новый город – светлый, ясный, Степная ширь и Волги берега. Ученик: Так, может, забудем об ужасах, о преступлениях и жертвах? Можно,  конечно, и забыть.… Но история жестоко мстит забывчивым, мстит тем, что  повторяется. И чем больше мы будем забывать, тем выше будет поднимать  голову неофашизм, и тем чаще будут звучать на российских просторах  кощунственные слова: «Лучше бы нас победили…»  Ученица:Сотни тысяч людей от Волги до Урала могли повторить страшную  судьбу сталинградцев, если бы враг не был разгромлен на волжской земле. Это был сильный и беспощадный враг. Не будем же забывать об этом, и тогда еще  ярче засияет для нас бессмертный подвиг защитников Сталинграда и его  мирных жителей. Давайте помнить и о том, что победа была оплачена сотнями тысяч жизней, оборвавшихся на поле боя, в фашистских лагерях, во время  массированной бомбардировки города и немецкой оккупации. Пусть горькие  уроки истории помогут нам построить будущее без войн. Ученик:В память о мирных жителях Сталинграда, погибших в этих  варварских бомбёжках, 9 мая 1995 года на набережной Волгограду  перекрестка улиц Комсомольской и им. маршала Чуйкова открыт уникальный памятник мирным жителям: над женщинами и детьми, застывшими в  Сталинградском пожаре, зависла 500­килограммовая фашистская авиабомба.  На постаменте начертано: «Мирному населению, погибшему в дни  Сталинградской битвы». Авторы памятника: скульптор Надежда Павловская  и архитектор Валентин Калиниченко. Волгоград,  РИА Новости. В Волгограде вспоминают23 августа 1942 года. 23 августа 2013 года Президент РФ Владимир Путин открыл в Волгограде  воссозданный фонтан "Детский хоровод", который стал одним из символов  непобежденного Сталинграда. Точная копия культурной композиции "Детский хоровод" была заказана известному московскому скульптору  Александру Бурганову. Идея восстановить "Детский хоровод"  принадлежит  лидеру мотоклуба "Ночные волки" Александру Залдостанову. Торжественная  церемония открытия состоялась около здания железнодорожного вокзала  города(cл.14­16) . Ученик:На Волге возродился град Еще прекрасней и чудесней. Для нас он – прежний Сталинград. Его не вычеркнешь из песни. Чтоб мир надолго сохранить, Чтоб сердце болью не щемило, Народ, умевший победить, Обязан помнить все, как было. Пусть будет счастлив наш народ, Пусть жизни радуются дети, Но строго помнят наперед – Они теперь за все в ответе. Ученица:Гремят истории колокола, Взывая к памяти моей, И в них набаты Жестоких битв и созиданий даты И праздники, чья ширь и даль светла И позабытый, вновь встает рассвет И кто­то в травы падает сраженный, И город, артиллерией сожжённый, От дыма чёрен и от пепла сед. Они гремят, в них отзвук прежних дней, Намёк, подсказка, предостереженье. Кто помнит, тот не знает пораженья, Кто помнит, тот беспамятных сильней. Звучит песня «Не забывай те грозные года»(«Поклонимся великим тем годам») СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ: 1. ЦДНИВО. – Волгоград: Перемена, 2008. ­ 60 с. 2. 3. Пешкин И. Две жизни Сталинградского тракторного. М.: Политиздат, 1947   Воронин А.И. Щит и меч Сталинграда. Волгоград, 1982. 4. 5.   Пилюгина, М. Юность, опаленная войной / М. Пилюгина //  Сталинградская битва в истории России. Волгоград: Волга – Паблишер,  2011. ­ С. 222­224.   Самсонов А.М. Сталинградская битва. / А.М. Самсонов. ­ 4­е изд. М.:  Наука, 1989. – 630 с. 6. Локтионов И.И. Волжская флотилия в Великой Отечественной войне. М.,  7. 8. 1974.     Чуйков В.И. Бессмертный подвиг. М., 1969.   Война глазами детей: очерки, воспоминания, документы / сост. Ю.В.  Кулешова. – Волгоград, 2008. – 152 с. 9.   Воспоминания детей военного Сталинграда. М., 2010 10.  Дети военной поры. Сост. Э. Максимова. М., 19884. 11.    Книга памяти мирных жителей, погибших от налётов немецкой авиации  в 1942 г. / сост. Смирнов А.А. ­ Волгоград, 2012. – 144 с. 12.  Сталинградская битва. Июль 1942 – февраль 1943: энциклопедия / Под  ред. М.М. Загорулько. ­ Волгоград: Издатель, 2007. – 512 с.12 13.http://arhangelgod.ru/knig_nach.php 14.http://yablor.ru/blogs/mirnie­jiteli­v­stalingradskoy­bitve/2187545 15.  http://www.1tv.ru/news/social/240324 16.http://my.mail.ru/mail/paprik1973/video/16/1902.html 17.http://vk.com/video172772795_166024324

"События 23 августа 1942 года: трагедия мирного населения Сталинграда".

"События   23 августа 1942 года: трагедия мирного населения Сталинграда".

"События 23 августа 1942 года: трагедия мирного населения Сталинграда".

"События   23 августа 1942 года: трагедия мирного населения Сталинграда".

"События 23 августа 1942 года: трагедия мирного населения Сталинграда".

"События   23 августа 1942 года: трагедия мирного населения Сталинграда".

"События 23 августа 1942 года: трагедия мирного населения Сталинграда".

"События   23 августа 1942 года: трагедия мирного населения Сталинграда".

"События 23 августа 1942 года: трагедия мирного населения Сталинграда".

"События   23 августа 1942 года: трагедия мирного населения Сталинграда".

"События 23 августа 1942 года: трагедия мирного населения Сталинграда".

"События   23 августа 1942 года: трагедия мирного населения Сталинграда".

"События 23 августа 1942 года: трагедия мирного населения Сталинграда".

"События   23 августа 1942 года: трагедия мирного населения Сталинграда".

"События 23 августа 1942 года: трагедия мирного населения Сталинграда".

"События   23 августа 1942 года: трагедия мирного населения Сталинграда".

"События 23 августа 1942 года: трагедия мирного населения Сталинграда".

"События   23 августа 1942 года: трагедия мирного населения Сталинграда".

"События 23 августа 1942 года: трагедия мирного населения Сталинграда".

"События   23 августа 1942 года: трагедия мирного населения Сталинграда".

"События 23 августа 1942 года: трагедия мирного населения Сталинграда".

"События   23 августа 1942 года: трагедия мирного населения Сталинграда".

"События 23 августа 1942 года: трагедия мирного населения Сталинграда".

"События   23 августа 1942 года: трагедия мирного населения Сталинграда".

"События 23 августа 1942 года: трагедия мирного населения Сталинграда".

"События   23 августа 1942 года: трагедия мирного населения Сталинграда".

"События 23 августа 1942 года: трагедия мирного населения Сталинграда".

"События   23 августа 1942 года: трагедия мирного населения Сталинграда".

"События 23 августа 1942 года: трагедия мирного населения Сталинграда".

"События   23 августа 1942 года: трагедия мирного населения Сталинграда".

"События 23 августа 1942 года: трагедия мирного населения Сталинграда".

"События   23 августа 1942 года: трагедия мирного населения Сталинграда".

"События 23 августа 1942 года: трагедия мирного населения Сталинграда".

"События   23 августа 1942 года: трагедия мирного населения Сталинграда".

"События 23 августа 1942 года: трагедия мирного населения Сталинграда".

"События   23 августа 1942 года: трагедия мирного населения Сталинграда".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.05.2017