Задания суммативного оценивания
за І четверть по предмету История Казахстана
1. Прочитайте текст и выполните задания.
Начало первой буржуазно-демократической революции в России 1905 -1907 гг. дало толчок новому этапу развития рабочего движения в Казахстане. В эти годы произошли крупные выступления рабочих: на Успенском медном руднике в декабре 1905 г., здесь был создан Русско-киргизский союз, которым руководили П. Топорнин, А. Байчагиров. Забастовки рабочих происходили на Спасском медеплавильном заводе, в Карагандинских угольных копях, на ряде предприятий Уральска, Актюбинска, Верного, где рабочие требовали улучшения условий труда, повышения заработной платы, установления 8-ми часового рабочего дня. В эти годы создаются организации РСДРП, профессиональные союзы, наиболее крупным являлся профсоюз железнодорожников Оренбургско-Ташкентской железной дороги. Усиливается руководящая роль национальной интеллигенции в лице А. Букейханова, А. Байтурсынова, Б.Каратаева и других. На Семипалатинске съезде в феврале 1906 г. они выдвинули ряд требований: прекращение переселения в край, признание всех земель Казахстана собственностью коренного населения, свободы вероисповедания и равенства языков, развитие образования на родном языке.
В 1910 г. бастовали рабочие акционерного общества «Атбасарские медные рудники», угольщики Караганды, Экибастуза, Байконура, рабочие-железнодорожники, нефтяники Доссора и Эмбы.
С вступлением в 1914 г. России в Первую мировую войну, усиливается эксплуатация национальных окраин. В 1914 - 1915 гг. забастовкой рабочих были охвачены угольные копи Экибастуза, Байконура, Спасские медные рудники, Оренбургско-Ташкентская железная дорога, промыслы и заводы.
На данной шкале отметь позицию соответствующую ситуации в Казахстане в начале ХХ века. Приведите три аргумента и три примера, подтверждающие вашу позицию.
1 аргумент: |
|
1 пример: |
|
2 аргумент: |
|
2 пример: |
|
3 аргумент: |
|
3 пример: |
|
[6]
2. Определите значение Национально-освободительного восстания 1916 года, ответив на следующие вопросы.
[3]
3. Оцените роль личностей в национально-совободительном восстании 1916 года в Казахстане?
Амангельды Иманов |
Бекболат Ашекеев |
1) Какой вклад внесли в организацию национально-освободительного восстания 1916 года? |
|
|
|
[2]
4.Прочитайте текст и выполните задание.
Начало XX века в Казахстане ознаменовалось ростом национального самосознания казахского народа. Национально-освободительное движение казахов оформляется в три течения, ядром которых стала национальная интеллигенция. Это либерально-демократическое, революционно-демократическое и клерикальное. Вокруг газеты «Казах» группируется наиболее значительная часть патриотически-настроенной интеллигенции, выступающей за автономию Казахстана и проведении в крае прогрессивных реформ. Эта группа позже оформилась в партию «Алаш». Духовенство и клерикально-настроенная интеллигенция южных областей Казахстана выступавшие за осуществление законных прав мусульман на самоопределение, образовали партии «Шуро-и-ислами» и «Шуро-и-улеми». Следующее течение было порождено революционными группировками. Это течение в 1917 году оформилось в партию «Уш жуз - Казахская социалистическая партия», которая была провозглашена в январе 1918 года С.Айтпеновым и К. Тогусовым.
1) Сравните политические позиции трех течений в освободительном движении.
2) Определите, какие общие цели объединяют представителей всех трех политических течений
Либерально-демократическое течение |
Революционно-демократическое течение |
Клерикальное течение |
|
|
|
Общие цели |
||
|
[4]
5. Объсните, какова роль национальной интеллигенции в росте политической активности народных масс в начале XX века? Приведите не менее трех примеров.
|
[4]
6.Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания.
ПРОГРАММА ПАРТИИ АЛАШ
п. 1 Россия должна стать демократической федеративной республикой (демократия — народная власть, федерация — союз мелких государств). Каждое отдельное государство в федеративной республике автономно и управляется само собой на одинаковых правах и интересах.
п. 2 Автономия киргиз слагается из областей и входит в Российскую федерацию наравне с другими народностями.
п. 3 В Российской федерации существуют равноправие, неприкосновенность личности и свобода слова, печати и союзов.
п. 4 Религия должна быть отделена от государства. Все должны быть свободны и равны.
п. 5 Суд каждого народа должны быть сообразны обычаю; судьи должны знать местный язык. Все народы перед судом равноправны...
п. 6 Для защиты народа должно быть войско…Обучение и служба военнообязанных должны происходить на местах.
п. 7 Взимание налогов должно происходить по степени богатства и имущественного состояния; богатый платит больше, бедный — меньше.
п. 8 Рабочее законодательство должно быть в пользу рабочих.
п. 9 Обучение во всех учебных заведениях бесплатное.
п. 10 …наделение землею в первую очередь туземцев. Все ранее отобранные у киргизов переселенцами земли должны быть возвращены обратно. Продажа земли категорически воспрещается. Все богатства земли: большие леса, реки принадлежат государству и управляются земством.
1) Классифицируйте пункты программы партии «Алаш» по категориям, указанным в таблице. Внесите номера пунктов программы в соответствующий столбец.
Политические |
Социальные |
Экономические |
|
|
|
2) Определите три наиболее важных принципа, изложенные в программе партии «Алаш», которые легли в основу национальной государственности Казахстана. Обоснуйте свой выбор.
Первый принцип |
|
Второй принцип |
|
Третий принцип |
|
[6]
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.