Урок развития речи в 6 классе
Тема: Описание внешности человека
Цели:дать понятие об описании внешности человека; познакомиться с описанием внешности в литературном произведении; учиться описывать внешность человека; развивать связную речь, мышление.
Задачи: познакомиться со строением текста-описания; учиться составлять связные тексты, описывающие человека.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
· Что такое описание?
· Что значит внешность человека? (Внешний облик, черты лица).
· На что нужно обратить внимание, чтобы описать внешность человека?
Описание внешности – одно из средств характеристики человека.
· Давайте прочитаем описание внешности некоторых литературных героев и посмотрим, как эти описания помогают понять характеры этих героев. Вы прекрасно знакомы и с произведением, и с его героями, что должно облегчить нашу задачу. Это характеристика мальчиков из полюбившегося вам рассказа Тургенева.
Одним из мальчиков, встреченных охотником в
долине, был Павлуша. Этот приземистый и неуклюжий парень двенадцати лет, с
огромной головой, всклоченными черными волосами, серыми глазами, бледным и
рябым лицом, стоял на коленях у костра и варил "картошки". И хотя он
с виду был неказист, Ивану Петровичу он сразу понравился. Он восхищен его
"смелой удалью и твердой решимостью", когда тот стремглав, без оружия
помчал среди ночи один на волка и ничуть этим не похвастался, а вскоре один пошел
к реке набрать воды, услышал голос покойника и не показал при этом признаков
страха. "Что за славный мальчик!" - так оценил его охотник.
Рассказчик уделил внимание и одаренности Павлуши: "глядел он очень умно и
прямо, да и в голосе у него звучала сила". И лишь в последнюю очередь
автор обратил внимание на одежду, которая состояла из портов и простой рубахи.
Павел сохраняет спокойствие и храбрость, он деловит и решителен: после жуткой
истории, которую поведал Костя, он не испугался, а успокоил ребят и перевел
беседу на другую тему. Сам же Павлуша, умный и смышленый мальчик, лишь слушает
истории о нечистой силе, рассказав только реальный случай, произошедший в его
селе во время "небесного предвиденья". Только вот врожденная смелость
и твердый характер не вознаградили его долгой жизнью. Как отмечает рассказчик,
в том же году Павла не стало, он разбился, упав с лошади. "Жаль, славный
был парень!" - с печалью на душе заканчивает Тургенев свой рассказ.
Самый старший из ребят - Федя. Происходил он из
богатой семьи, а сторожевать табун выехал он ради забавы. В отличие от
остальных мальчиков, он был одет в ситцевую рубаху с каемкой, новенький
армячок, носил собственные сапоги, а также имел при себе гребешок - редкий
атрибут у крестьянских детей. Федя был мальчиком стройным, "с красивыми и
тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами и
постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой". Федя по-барски лежал,
опершись на локоть, всем видом показывая свое превосходство. Во время беседы он
ведет себя деловито, задает вопросы, важничает, покровительственно разрешает
мальчикам делиться удивительными рассказами. Он внимательно слушает друзей, но
всем видом демонстрирует, что слабо верит в их истории. Чувствуется, что у него
неплохое домашнее образование, а оттого ему не характерна наивность, присущая
остальным детям.
Илюша - двенадцатилетний мальчик с незначительной
внешностью, горбоносый, с вытянутым, подслеповатым лицом, выражающим
"какую-то тупую, болезненную заботливость". Автор подчеркивает,
насколько бедно выглядел этот крестьянский мальчик: "На нем были новые
лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно
стягивала его опрятную черную свитку". А свою низенькую войлочную шапочку,
из-под которой торчали острые косицы желтых волос, он то и дело натягивал на
уши обеими руками.
Илюша отличается от остальных деревенских мальчиков своим мастерством интересно
и увлекательно пересказывать страшные истории. Он поведал друзьям 7 историй: о
домовом, которая приключилась с ним и его товарищами, об оборотне, про
покойного барина Ивана Ивановича, о гадании в родительскую субботу, об
антихристе Тришке, о мужике и лешем, и о водяном.
В описании десятилетнего Кости рассказчик
отмечает печальный и задумчивый взгляд, с которым он, понурившись, глядел
куда-то вдаль. На его худом и покрытом веснушками лице выделялись только
"его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось,
хотели что то высказать, но у него не было слов". Жуткие истории о
нечистой силе производят на маленького Костю сильное впечатление. Однако и он
пересказывает друзьям услышанную от отца историю о русалке, о голосе из бучила,
а также о несчастном Васе, мальчике из его деревни.
Для наименьшего из ребят Вани автор не дает портретной характеристики, отмечая только, что мальчику было всего семь лет. Он тихо лежал под своей рогожей, пытаясь уснуть. Ваня молчалив и робок, он еще слишком мал, чтобы рассказывать истории, а только лишь смотрит на ночное небо и восхищается похожими на пчел "божьими звездочками".
1. Откуда знаешь этого человека.
1) овал лица;
2) губы,улыбка;
3) глаза, брови;
4) форма носа.
1) рост человека;
2) телосложение, осанка, посадка головы.
План составляется коллективно и записывается в тетради.
Несколько учащихся зачитывают свои описания вслух, они анализируются учителем и учащимися.
Итоги урока: -Итак, ребята, сегодня мы с вами научились еще одному непростому виду работ – описанию внешности человека. В дальнейшем это должно помочь вам в написании ваших сочинений и других письменных работ.
Домашнее задание: закончить мини-сочинение.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.