Тема: Развитие речи №14. Микротема. Микротекст. Подготовка к контрольному сочинению по репродукции картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу»
Цели:
· познакомить учащихся с жизнью и творчеством Ивана Ивановича Шишкина;
· проанализировать картины художника;
· работа над композицией, планом сочинения- описания, конструированием текста;
· развитие речевой активности учащихся;
· воспитание любви к родной природе, родному краю.
Запись на доске: Иван Иванович Шишкин (1832 – 1898)
Эпиграф: Шишкин – художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный, лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный. (В.В.Стасов)
Ход урока
Ι. Организационный момент.
ΙΙ. Актуализация прежних знаний
Слово учителя: Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством известного русского художника Ивана Ивановича Шишкина, будем писать сочинение по его картине «Утро в сосновом лесу».
В истории русской пейзажной живописи Шишкин занимает одно из ведущих мест. Он является основоположником русского эпического пейзажа, первым из художников России воспел красоту и могущество русской природы.
ΙΙΙ. Усвоение новых знаний
1. Запись темы урока, эпиграфа.
2. Слово учителя: Что вы знаете об И.И. Шишкине? (И.И.Шишкин – художник, он написал много картин. Родился в городе Елабуга).
3. Выступление учащегося:
Иван Иванович Шишкин родился в январе 1832 года в городе Елабуга на Каме в семье небогатого купца. На крутом речном откосе стоит двухэтажный белый дом, где прошли детские и юношеские годы Шишкина. Сюда часто приезжал он и в зрелые годы, черпая вдохновение в прикамских лесах и просторах. Отец художника, Иван Васильевич, был купцом, торговал хлебом. Он был образованным человеком, любил науку, занимался изучением родной старины. Мать – Дарья Романовна – дочь казанского мещанина, была женщина с сильным и добрым характером. В их семье было шестеро детей: четыре дочери и два сына.
Ваня с детства начал увлекаться рисованием. В 1843 году отец отвёз сына в 1 городскую гимназию города Казань. Здесь он получил первые навыки в рисовании карандашом, тушью и красками. В 1848 году, не закончив курса в казанской гимназии, Шишкин приступил к самостоятельным занятиям рисованием и живописью, а в 1852 году был принят в Московское училище живописи и ваяния. В 1856 году переходит в петербургскую Академию художеств, где получил различные награды и возможность поехать за границу для продолжения образования.
Весной 1861 года Иван Шишкин едет в Елабугу, где всё лето работает над своими картинами. Затем он уезжает в Германию, где в 1863 году пишет картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». За эту картину ему в 1866 году было присвоено звание академика.
Шишкина справедливо называют «певцом русского леса». На протяжении всей своей творческой он вдохновлялся образами родного ему Прикамья, делая уральскую природу мерилом эпического величия России. Работа с натуры – основа творческого метода И.И.Шишкина. Свидетельство тому его многочисленные картины. Вершин мастерства Шишкин достигает во второй половине 80 – конце 90-х годов. С 1893 года он руководил пейзажным классом Академии художеств. Скончался художник 8 марта 1898 года в Петербурге во время работы над очередным полотном.
4. Слово учителя: Ребята, о значении Шишкина для русского искусства говорит его творчество, популярность которого огромна. Наследие замечательного мастера пейзажа, чьи полотна украшают крупнейшие художественные коллекции нашей страны, является национальной гордостью России и Татарстана. Самые большие коллекции находятся в Москве в Государственной Третьяковской галерее, в Петербурге в Государственном Русском музее. Недалеко от родного дома, над Камой, стоит памятник И.И.Шишкину. Это проявление любви жителей Елабуги к своему земляку, который во многих своих полотнах прославил красоту родной земли.
5. Беседа:
— Какие картины И.И.Шишкина вы знаете? («Прогулка в лесу», «Полдень. В окрестностях Москвы», «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии», «Берёза и рябинки», «Полевые цветы у воды», «Папоротники в лесу. Сиверская», «Сосны, освещённые солнцем», «Дубки», «Утро в сосновом лесу», «Дождь в дубовом лесу», «Рожь». Рассказ учащихся о картинах художника, презентация этих картин)
— Что вы видите на картинах художника? (Природу, лес, сосны, цветы, ржаное поле, медвежат).
— Как автор изображает природу? (Он показывает красоту природы, леса, различных деревьев. Шишкин изображает красоту мохнатых сосен, людей, которые идут убирать урожай ржи).
6. Анализ картины Ивана Ивановича Шишкина «Утро в сосновом лесу».
Слово учителя: Картины И.И.Шишкина позволяют нам утверждать, что он прекрасно знал лес и умел передать всю его прелесть и величие. Сегодня мы с вами познакомимся с одной из наиболее известных работ Ивана Ивановича Шишкина «Утро в сосновом лесу».
— Давайте внимательно рассмотрим эту картину. Что вас привлекает в этой картине? (Маленькие медвежата, сосновый лес, старые поваленные деревья, медведица).
— Фигуры медведей написал друг И.И.Шишкина художник Константин Аполлонович Савицкий. Что делают медвежата? (Медвежата весело играют. Ранним утром они вылезли из своей берлоги: двое залезли на поваленное бурей дерево, а третий встал на задние лапы и смотрит куда- то вдаль).
— Как изобразил художник медвежат? (Художник изобразил медвежат пушистенькими, толстенькими, кругленькими, косолапыми).
— Кто ещё изображён на картине? (Это медведица, которая охраняет своих малышей от врагов. Или старший медведь, который сидит у ствола дерева и присматривает за медвежатами).
— Как выглядит медведица? (Она старше медвежат, у неё бурая, коричневая шерсть. Она скалит зубы, рычит на непослушных малышей).
— На каком дереве изображены медвежата? (Это старая сосна, сломанная бурей. Ствол её расщеплён, корни выворочены из земли).
— Где расположились медведи? ( Медведи расположились в лесной глуши. Сюда не заглядывают люди. Только здесь могут беззаботно резвиться медвежата, дремучий лес охраняет их покой).
— Опишите лесную чащу. ( Мы видим высокие, могучие сосны. У них стволы прямые, покрытые сероватой корой. Сосна, изображённая в центре, привлекает наше внимание своими раскидистыми ветками, ствол покрыт красноватой корой. Между деревьями растёт зелёный кустарник).
— Какое время года и дня на картине? ( На картине раннее солнечное утро. Небо покрыто розоватыми облаками, Первые лучи солнца освещают вершины сосен и золотят их стволы).
ΙV. Физкультминутка
V. Словарная работа.
1. Выделение опорных слов.
Медвежата, медведица, глушь, сосны, туман.
2. Подбор прилагательных к опорным словам.
Медвежата – маленькие, хорошенькие, толстенькие, косолапые, игривые.
Медведица – строгая, внимательная, заботливая.
Глушь – непроходимая, лесная.
Сосны – высокие, прямые.
Туман – синеватый, беловатый.
3.Опрос:
— Какое значение имеют прилагательные с суффиксами –еньк-, -оньк-? (Суффиксы придают словам уменьшительно –ласкательное значение).
— Что означают прилагательные с суффиксами –оват-, -еват-? (Прилагательные с этими суффиксами обозначают различные оттенки цветов).
— Распространите слова дерево, ствол, корни. (Сломанное бурей дерево, расщепленный надвое ствол, вывороченные из земли корни.)
VΙ. Составление плана сочинения.
План.
1. Художник и его картины.
2. Наступление утра в сосновом лесу. Медвежата в лесной глуши.
3. Настроение от картины.
VΙΙ. Составление устного рассказа по картине. По ходу составления устных рассказов по картине учитель редактирует речевые ошибки учащихся.
VΙΙΙ. Домашнее задание. Написать сочинение по картине.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.