Сочинение-рассуждение
Оценка 4.7

Сочинение-рассуждение

Оценка 4.7
docx
31.05.2021
Сочинение-рассуждение
сочинение-рассуждение 6 класс.docx

Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению.

Тип урока: урок развития речи.

Цели: создать условия для успешной деятельности обучающихся по закреплению знаний по теме «Рассуждение», для развития у них речевой культуры,  для формирования коммуникативной компетенции через групповую деятельность, для духовно-нравственного воспитания через анализируемые тексты прививать бережное отношение к матери.

Задачи:  углубление  знаний о тексте-рассуждении, его    композиционных элементах;

 развитие умений учебного труда (умений общаться, объяснять, задавать вопросы, возражать);

воспитывать сознательное отношение к знаниям, обучение сотрудничеству (учитель – ученик, ученик – ученик).

Ход урока

Оргмомент.

1. Введение в тему, целеполагание и мотивация (фронтальная и индивидуальная работа, частично-поисковый метод обучения).

- Внимание. Сегодня у нас с вами урок развития речи. Давайте определимся с темой, для этого вспомним типы текста (Повествование, описание, рассуждение).

- Рассуждение. Что это? В этом мы и должны разобраться на сегодняшнем уроке. Сформулируем задачи.

Какое же мы будем писать рассуждение, догадайтесь  сами. Поможет вам в этом стихотворение Агнии Барто:

«Разговор с дочкой» (заголовок не объявляется)

- Мне не хватает теплоты, -

 Она сказала дочке.

 Дочь удивилась:

- Мерзнешь ты

 И в летние денечки?

  - Ты не поймешь, еще мала,

- Вздохнула мать устало.

 А дочь кричит: - Я поняла! -

 И тащит одеяло.            

 

- О чем это стихотворение, какова его тема и идея? (Тема: отношения дочери и матери;  Идея заключается в том,  что мы, дети, не всегда понимаем своих матерей, недостаточно уделяем им внимания, мало делимся душевным  теплом, заботой).

-Почему дочь не поняла маму? (Ее смутило многозначное слово «теплота»).

 

-О значениях слова ТЕПЛОТА нам расскажет словарь.

Значение слова «теплота» в словаре С.И.Ожегова):

 Теплота - 1. Форма движения материи, представляющая собою беспорядочное движение образующих тело микрочастиц (молекул, атомов, электронов и т.п.). // Энергия, создаваемая таким движением.

2. Нагретое состояние кого-л., чего-л.; тепло. // Ощущение внутреннего тепла.

3. перен. Доброе, сердечное отношение к кому-л.

 

- Какой теплоты, на самом деле, не хватало маме?  (Доброго сердечного отношения)

- Как называется средство художественной выразительности, с которым поиграла Барто в стихотворении? (Метафора)

-  Барто, используя метафору, подняла очень важную проблему, она и будет темой нашего сочинения. О чем будет наше сочинение? (О наших мамах, о близких, о тех, кто рядом с нами)

-  Очень часто мы  своим поведением или каким-то словом огорчаем своих близких. Я думаю, этот  урок  заставит нас задуматься, другими глазами посмотреть на себя и свое поведение по отношению к близким людям.

- Запишем число и тему урока. Подготовка к сочинению-рассуждению «Мы и наши близкие».

Помните, что название вашего сочинения может быть и другим, главное, чтобы оно отвечало теме и идее урока.

Запись числа и темы.

2.  Углубление знаний,составление плана сочинения (фронтальная работа, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый  методы обучения).

- Вспомним, что такое рассуждение? (Рассуждение – словесное изложение, разъяснение, подтверждение или опровержение какой-либо мысли.)

 

* Структура  сочинения-рассуждения (тезис, доказательства, вывод.)

* Что такое тезис? (Тезис – основная мысль, требующая доказательства.)

* Что такое аргументы? (Аргументы – доводы,  доказательства,  позволяющие обосновать  свою точку зрения.)

* От чего зависит степень убедительности сообщения?

Ø     От количества и качества аргументов;

Ø     от порядка изложения аргументов;

Ø     от формы их изложения.

 Составим развернутый план, опираясь на структуру.

Рассмотрим памятку «Как писать рассуждение?»

3. Применение знаний и умений проверка уровня их усвоения.

Практическая часть: Работа в группах (динамические пары (из 4 учащихся), работающие на двух соседних партах): раскрытие микротем сочинения «Мы и наши близкие».

Задания для групп:

1 и 2 динамические пары пишут возможные варианты вступления:

1. Вступление с опорой на стихотворение А.Барто, обозначающее важность поставленной цели

2.  Эмоциональное вступление, обозначающее важность поставленной темы, без опоры на стихотворение А.Барто.

3 и 4 динамические пары работают с  доказательством 1;

5 и 6 динамические пары – доказательство 2

Установка:

 - постарайтесь в работе использовать больше теплых слов, т.е. добрых, сердечных,  по отношению к своим близким.

Отчет о работе в группах

Анализ отрывков. Обратить внимание на художественную выразительность.

От каждой группы один из участников читает получившуюся часть сочинения.

4. Итоги урока.

Итак:

-Какие  компоненты сочинения-рассуждения  мы вспомнили на уроке? Запомнили вы их?

-Поняли ли вы, как работать по алгоритму написания сочинения-рассуждения?

- Уяснили ли вы как пользоваться памятку?

- Можете ли устанавливать причинно-следственные связи,  приводя доказательства и делая выводы;

- Умеете ли вы подбирать средства выразительности для раскрытия идеи?

Домашнее задание: Напишите сочинения на тему: «Я и самый близкий мне человек», при желании можете приложить к работе рисунок или фотографию.


 

Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению

Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению

Запишем число и тему урока. Подготовка к сочинению-рассуждению «Мы и наши близкие»

Запишем число и тему урока. Подготовка к сочинению-рассуждению «Мы и наши близкие»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021