Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению.
Тип урока: урок развития речи.
Цели: создать условия для успешной деятельности обучающихся по закреплению знаний по теме «Рассуждение», для развития у них речевой культуры, для формирования коммуникативной компетенции через групповую деятельность, для духовно-нравственного воспитания через анализируемые тексты прививать бережное отношение к матери.
Задачи: углубление знаний о тексте-рассуждении, его композиционных элементах;
развитие умений учебного труда (умений общаться, объяснять, задавать вопросы, возражать);
воспитывать сознательное отношение к знаниям, обучение сотрудничеству (учитель – ученик, ученик – ученик).
Ход урока
Оргмомент.
1. Введение в тему, целеполагание и мотивация (фронтальная и индивидуальная работа, частично-поисковый метод обучения).
- Внимание. Сегодня у нас с вами урок развития речи. Давайте определимся с темой, для этого вспомним типы текста (Повествование, описание, рассуждение).
- Рассуждение. Что это? В этом мы и должны разобраться на сегодняшнем уроке. Сформулируем задачи.
Какое же мы будем писать рассуждение, догадайтесь сами. Поможет вам в этом стихотворение Агнии Барто:
«Разговор с дочкой» (заголовок не объявляется)
- Мне не хватает теплоты, -
Она сказала дочке.
Дочь удивилась:
- Мерзнешь ты
И в летние денечки?
- Ты не поймешь, еще мала,
- Вздохнула мать устало.
А дочь кричит: - Я поняла! -
И тащит одеяло.
- О чем это стихотворение, какова его тема и идея? (Тема: отношения дочери и матери; Идея заключается в том, что мы, дети, не всегда понимаем своих матерей, недостаточно уделяем им внимания, мало делимся душевным теплом, заботой).
-Почему дочь не поняла маму? (Ее смутило многозначное слово «теплота»).
-О значениях слова ТЕПЛОТА нам расскажет словарь.
Значение слова «теплота» в словаре С.И.Ожегова):
Теплота - 1. Форма движения материи, представляющая собою беспорядочное движение образующих тело микрочастиц (молекул, атомов, электронов и т.п.). // Энергия, создаваемая таким движением.
2. Нагретое состояние кого-л., чего-л.; тепло. // Ощущение внутреннего тепла.
3. перен. Доброе, сердечное отношение к кому-л.
- Какой теплоты, на самом деле, не хватало маме? (Доброго сердечного отношения)
- Как называется средство художественной выразительности, с которым поиграла Барто в стихотворении? (Метафора)
- Барто, используя метафору, подняла очень важную проблему, она и будет темой нашего сочинения. О чем будет наше сочинение? (О наших мамах, о близких, о тех, кто рядом с нами)
- Очень часто мы своим поведением или каким-то словом огорчаем своих близких. Я думаю, этот урок заставит нас задуматься, другими глазами посмотреть на себя и свое поведение по отношению к близким людям.
- Запишем число и тему урока. Подготовка к сочинению-рассуждению «Мы и наши близкие».
Помните, что название вашего сочинения может быть и другим, главное, чтобы оно отвечало теме и идее урока.
Запись числа и темы.
2. Углубление знаний,составление плана сочинения (фронтальная работа, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый методы обучения).
- Вспомним, что такое рассуждение? (Рассуждение – словесное изложение, разъяснение, подтверждение или опровержение какой-либо мысли.)
* Структура сочинения-рассуждения (тезис, доказательства, вывод.)
* Что такое тезис? (Тезис – основная мысль, требующая доказательства.)
* Что такое аргументы? (Аргументы – доводы, доказательства, позволяющие обосновать свою точку зрения.)
* От чего зависит степень убедительности сообщения?
Ø От количества и качества аргументов;
Ø от порядка изложения аргументов;
Ø от формы их изложения.
Составим развернутый план, опираясь на структуру.
Рассмотрим памятку «Как писать рассуждение?»
3. Применение знаний и умений проверка уровня их усвоения.
Практическая часть: Работа в группах (динамические пары (из 4 учащихся), работающие на двух соседних партах): раскрытие микротем сочинения «Мы и наши близкие».
Задания для групп:
1 и 2 динамические пары пишут возможные варианты вступления:
1. Вступление с опорой на стихотворение А.Барто, обозначающее важность поставленной цели
2. Эмоциональное вступление, обозначающее важность поставленной темы, без опоры на стихотворение А.Барто.
3 и 4 динамические пары работают с доказательством 1;
5 и 6 динамические пары – доказательство 2
Установка:
- постарайтесь в работе использовать больше теплых слов, т.е. добрых, сердечных, по отношению к своим близким.
Отчет о работе в группах
Анализ отрывков. Обратить внимание на художественную выразительность.
От каждой группы один из участников читает получившуюся часть сочинения.
4. Итоги урока.
Итак:
-Какие компоненты сочинения-рассуждения мы вспомнили на уроке? Запомнили вы их?
-Поняли ли вы, как работать по алгоритму написания сочинения-рассуждения?
- Уяснили ли вы как пользоваться памятку?
- Можете ли устанавливать причинно-следственные связи, приводя доказательства и делая выводы;
- Умеете ли вы подбирать средства выразительности для раскрытия идеи?
Домашнее задание: Напишите сочинения на тему: «Я и самый близкий мне человек», при желании можете приложить к работе рисунок или фотографию.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.