Сочинение-рассуждение
Оценка 4.7

Сочинение-рассуждение

Оценка 4.7
docx
31.05.2021
Сочинение-рассуждение
сочинение-рассуждение что значит беречь себя для учения.doc.docx

Урок русского языка в 7 классе

Тема: Развитие речи №22. Сочинение-рассуждение «Что значит беречь себя для учения?»

Цели урока: Продолжить работу по развитию языковой компетенции. Совершенствовать умение  создавать сочинение-рассуждение на основе

 

Задачи урока:

Образовательные:

 1. Способствовать закреплению умения работать над сочинением-рассуждением

 2. Помочь учащимся в выборе материала.

   Развивающие:

 1. Развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся;

Воспитательные:

1.       Активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач,

2.       Воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.

 

Ход урока:

Оргмомент.

Сегодня мы с вами должны создать сочинение-рассуждение на тему «Что значит беречь себя для учения?». Эта работа должна стать вашим размышлением на такую сложную тему, как ваши отношения с вашим образованием. Для того чтобы упростить для вас эту работу, я приготовила несколько текстов академика Лихачева, опираясь на которые вы можете строить своё сочинение.

Актуализация знаний.

    - В чем необходимость и важность вашего обучения?

 «Открытие» темы урока.

     -Подготовка к сочинению-рассуждению  будет построена на основе текстов писем Д.С.Лихачева, которые  требуют проникновения. Они написаны для того, чтобы показать, какими моральными и нравственными качествами  должен обладать духовно красивый человек.

   -Книга учит нас, обратите внимание, что нужно делать, чтобы всегда быть нравственно  чистым, добрым человеком.

    -Сумеете ли вы это показать, услышите ли голос автора, зависит от вас, от вашей работы.

Повторение по алгоритму написания сочинения.

Работа по тексту письма  «Молодость - вся жизнь»

     -Выразительное чтение учителем.

 

МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ

Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя «взрослая жизнь» будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди. От настоящего не останется ничего…  А на самом деле оказалось все иначе. Мои сверстники остались со мной. Не все, конечно: многих унесла смерть. И все же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья – старые. Подлинные друзья приобретаются в молодости. Я помню, что и у моей матери настоящими друзьями остались только ее подруги по гимназии. У отца друзья были его сокурсники по институту. И сколько я ни наблюдал, открытость к дружбе постепенно снижается с возрастом. Молодость – это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. В радости ведь тоже нужна помощь: помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. Неразделенная радость – не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат – опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.

Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде – тоже. Привык к работе – и работа вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий…

Как в молодости, так и в старости. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные – усложнят ее и затруднят.

И еще. Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать!

 

     -Беседа по вопросам:

     1.Чем  заинтересовал  вас текст письма?

      2. На какие моменты текста вы обратили внимание?

      3. Выделите проблемы, определяющие характер рассуждений автора.

       4. О каких  духовно-нравственных качествах человека идет речь в тексте?

        5. Каким, по-вашему, должен быть духовно красивый человек?

Обоснуйте свое мнение выдержками из текста.

Чтение второго письма.

УЧИТЕСЬ УЧИТЬСЯ!

Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, все усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу. Ибо физический труд возьмут на себя машины, роботы. Даже вычисления будут делаться компьютерами, так же как чертежи, расчеты, отчеты, планирование и т. д. Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого все больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина. Этика, простая в предшествующие века, бесконечно усложнится в век науки. Это ясно. Значит, на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком нравственно отвечающим за все, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за все, что будет создаваться.

Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив. Восприимчив к изучению языков (что крайне важно), к математике, к усвоению просто знаний и развитию эстетическому, стоящему рядом с развитием нравственным и отчасти его стимулирующим.

Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжелая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.

И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодежи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же нам, и не радоваться?

Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нем радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни.

А если не нравится учиться? Быть того не может. Значит, вы просто не открыли той радости, которую приносит ребенку, юноше, девушке приобретение знаний и навыков.

Посмотрите на маленького ребенка – с каким удовольствием он начинает учиться ходить, говорить, копаться в различных механизмах (у мальчиков), нянчить куклы (у девочек). Постарайтесь продолжить эту радость освоения нового. Это во многом зависит именно от вас самих. Не зарекайтесь: не люблю учиться! А вы попробуйте любить все предметы, какие проходите в школе. Если другим людям они нравились, то почему вам они могут не понравиться! Читайте стоящие книги, а не просто чтиво. Изучайте историю и литературу. И то и другое должен хорошо знать интеллигентный человек. Именно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делают окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость. Если вам что-то не нравится в каком-либо предмете – напрягитесь и постарайтесь найти в нем источник радости – радости приобретения нового.

Учитесь любить учиться!

 

Работа над вступлением.

    -Проверка работ учащихся.

     -Обсуждение работ самими учащимися.

Выявление умения  определять проблемы текста

- На какие проблемы вы обратили внимание? Обосновать по тексту.

Самостоятельная работа  по комментированию проблемы.

Проверка работ и обсуждение  составленных комментарий.

Рефлексия:

   -Довольны ли вы своей работой на уроке?

    -Что интересного вы сегодня  узнали?

 

14. Домашнее задание: дописать сочинение.


 

Урок русского языка в 7 классе

Урок русского языка в 7 классе

Беседа по вопросам: 1.Чем заинтересовал вас текст письма? 2

Беседа по вопросам: 1.Чем заинтересовал вас текст письма? 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021