статья рассчитана на учителей, которые работают в 11 классе и готовят обучающихся к Единому Государственному Экзамену по истории. В данной работе подробно рассмотрено как написать сочинение по истории, соблюдая все критерии. Статья написана действующим экспертом по проверке ЕГЭ и ОГЭ история.
Сочинение по истории. Особенности проверки.docx
Учитель истории и обществознания. Ветохина Д.А. dariavet@hotmail.com
Сочинение по истории.
25 задание в КИМ ЕГЭ история. Всего выпускник может набрать 11
баллов за это задание.
Критерий 1 в историческом сочинении.
Указание событий (явлений, процессов).По этому критерию выпускник
должен указать не менее двух событий, которые относятся к заданному
периоду. По данному критерию можно набрать 2 балла. Прежде чем выбирать
события, подумайте, каких личностей вы сможете указать, которые сыграли
роль в данных явлениях, процессах.
Так как критерий 1 тесно связан с критерием 2. Например, берем период
правления Ивана Грозного 15471584 (с момента его венчания на царство).
Какие события мы можем взять? Конечно, же берем такой процесс, как
опричнина. Сразу думаем, а каких личностей мы можем назвать, показать их
роль. Второе событие, можно указать Ливонскую войну или присоединение
Сибирского ханства. Очень важно правильно назвать события, соотнести их с
периодом, указать верно даты, если будут ошибки в датах, то можно потерять
балл по К6. События, явления и процессы, которые эксперт засчитал по К1 по
другим критериям не засчитываются.
К2 в историческом сочинении.
Назвать исторические личности и их роль в указанных событиях
(явлениях, процессах) данного периода истории. По данному критерию также
можно получить 2 балла, если правильно названы две исторические личности,
правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их
конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или)
результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода
истории России. Критерий 2 тесно переплетается с критерием 1 (смотри
предыдущий пост). Указывая личность, нужно продемонстрировать ее роль в
процессах. Мы для примера брали период 15471584 гг. Событие опричнина,
действующие лица? Самое простое назвать #ИванаIV Грозного. Какую роль он
сыграл в данном процессе? «Иван Грозный установил #опричнину с целью
подавления боярской оппозиции, а также для установления режима личной
власти, #самодержавия». Смотрим, какую роль сыграл Иван Грозный в
опричнине? Он ее установил, то есть роль мы показали, а еще расписали, цели
царя. Следующая личность – #Ермак Тимофеевич. «Под командованием
атамана казаков Ермака была присоединена Западная Сибирь, ликвидирована
самостоятельность Сибирского ханства, были расширены территории
московского царства за счет новых земель. Теперь Москва регулярна Учитель истории и обществознания. Ветохина Д.А. dariavet@hotmail.com
получала налог в виде #ясака». Какую роль сыграл Ермак? Конечно же,
расширил территории. Таким образом, мы охарактеризовали роль двух
личностей, показали, как их конкретные действия повлияли на ход истории
К3 в историческом сочинении.
Причинноследственные связи. По данному критерию не засчитываются
причинноследственные связи, названные при указании роли личностей,
засчитанные по критерию К2. Тут тоже выпускник может получить 2 балла, за
каждую причинноследственную по баллу)). Что такое #причинно
следственные связи? Это когда одно событие вытекает из другого, самое
простое назвать причины какоголибо события, или его результаты. Опять же
берем наш период #15471584 гг. В двух предыдущих постах мы показали
роль Ивана #Грозного в установлении опричнины, назвали причины
опричнины. Теперь, чтобы эксперт засчитал нам балл, мы продолжаем
говорить про опричнину, но уже пишем о ее результатах. Допустим, «В
результате опричнины было установлено самодержавие на Руси,
ликвидирована боярская оппозиция, в тоже время опричнина привела к
экономическому кризису – многие земельные наделы были разорены или
заброшены. Ухудшилось положение крестьян». В этих предложениях мы
показали уже две связи, то есть продемонстрировал результаты опричнины и
последствия кризиса. Следующий пример, «В результате активной внешней
политики Ивана Грозного были расширены территории московского царства
за счет присоединения Казани 1552 году, Астрахани в 1556 году, Сибирского
ханства, начатое с 1582 года Ермаком». Таким образом, мы показали две
причинноследственные связи
К4 в историческом сочинении.
Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на
дальнейшую историю России. Дана оценка влияния событий (явлений,
процессов) данного периода на дальнейшую историю #России с опорой на
исторические факты и (или) мнения историков. По этому критерию
выпускник может получить 1 балл. Важный критерий, но многие ученики его
пропускают или забывают про него. Некотрых пугает фраза «Мнение
историков», обучающийся судорожно начинает перечислять в голове всех
историков, которые ему известны. Конечно, в идеале нужно знать Сахарова,
Карамзина, Соловьева, Ключевского, Баранова, Деревянко, Каргаполова и
других. Мы все понимаем, что историков много, каждый из них написал ни
один труд по тому или иному вопросу, и как все это запомнить? Своих
учеников я всегда учу мыслить логично и находить выход из любой Учитель истории и обществознания. Ветохина Д.А. dariavet@hotmail.com
ситуации)).
Авторы учебников, они тоже историки, они тоже написали
свое мнение как тот или иной период повлиял на дальнейший ход истории.
Данилов, Косулина, Сахаров, Пчелов и другие. В данном критерии очень
важно связать описываемый период с последующим периодом в истории.
Например: «По мнению ряда историков, в том числе и Сахарова, неудачи во
внутренней и внешней политики Ивана Грозного стали причинами Смутного
времени в России. В частности, экономическая разруха, как следствие
опричнины, неудачи в Ливонской войне 155581583 гг.» Таким образом мы
показали влияние периода на дальнейший ход истории, опираясь на факты, а
также привели мнение историка.
К5 – К7 в историческом сочинении.
то ученик получает свой
К 5 Использование исторической терминологии. По данному критерию
можно получить 1 балл. Всегда возникает вопрос расписывать или нет
понятие? Эксперт проверяет умение выпускника оперировать понятием, то
есть если в сочинении верно и к месту применено «опричнина», «крепостные»
и пр.,
заслуженный балл.
К6К7 – это бонусные баллы. Почему? Ну, вопервых, если выпускник по К1
К4 набрал 4 балла и более, то К6К7 проверяет эксперт. К6 – наличие
фактических ошибок, если обучающийся допустил одну ошибку: неправильно
указал дату, неверно указал факт исторический, неверно употребил
исторический термин, то по данному критерию можно получить 1 балл. Две и
более ошибок – не получает эти баллы. Если нет ни одной ошибки, то по
данному
балла.
К7, по данному критерию можно получить еще 1 балл, если ученик написал
сочинение как связный рассказ. Тот, у кого «хромает» эпистолярный жанр,
может написать историческое сочинение как план, тогда можно не получить
этот 1 балл, но зато побороться за все остальные)).
критерию
эксперт
выставляет
2
Сочинение по истории. Особенности проверки
Сочинение по истории. Особенности проверки
Сочинение по истории. Особенности проверки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.