СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА ДИСКУССИОННУЮ ТЕМУ ПО КАРТИНЕ К. ВАСИЛЬЕВА «НАШЕСТВИЕ»развитие речи 7 класс
цели: - подготовить учащихся к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему;
показать учащимся роль символов-образов, которые есть на полотне;
раскрыть смысл концепта «нашествие»;
обучать школьников особенностям дискуссионной речи, умению высказывать свою точку зрения и аргументировано и корректно доказывать свою позицию;
способствовать воспитанию уважения, преклонения перед павшими в Великой Отечественной войне, неприятие фашизма как силы, несущей смерть и разрушение.
презентация.ppt
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА ДИСКУССИОННУЮ ТЕМУ
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ
НА ДИСКУССИОННУЮ ТЕМУ
ПО КАРТИНЕ
К. ВАСИЛЬЕВА
Учитель русского языка
«НАШЕСТВИЕ»
и литературы
развитие речи 7 класс
Павлодарского филиала
МБОУ М-Алабушской
сош
Евстратова Елена
Викторовна
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА ДИСКУССИОННУЮ ТЕМУ
Цели:
- подготовить учащихся к сочинению-рассуждению на
дискуссионную тему;
-показать учащимся роль символов-образов, которые
есть на полотне;
-раскрыть смысл концепта «нашествие»;
-обучать школьников особенностям дискуссионной речи,
умению высказывать свою точку зрения и
аргументировано и корректно доказывать свою позицию;
- способствовать воспитанию уважения, преклонения
перед павшими в Великой Отечественной войне,
неприятие фашизма как силы, несущей смерть и
разрушение.
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА ДИСКУССИОННУЮ ТЕМУ
Война - жесточе нету слова.
Война - печальней нету слова.
Война - святее нету слова
В тоске и славе этих лет...
А.
Твардовский
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА ДИСКУССИОННУЮ ТЕМУ
Константин Алексеевич
Васильев
Картины он, художник, рисовал
О древности, о вотчине славян…
На Севере начало всех начал –
Страны Гипербореи главный стан…
Творил художник, словно песню рел.
А воспеванье русов – путь крамол?!
Но там, в Руси, художник разглядел
Такой типаж, как «Северный Орёл».
И этот славянин – не раб, не смерд,
Напротив – стойкость духа не сломать!
Взгляд той свободы, что боится Смерть,
А из таких как он слагалась рать…
Сказания славян и мир былин,
И правды негасимой древний свет
Любил художник…Он достойный сын
Ь------------------------------------------------
Единой, той Руси, которой нет…
Вбезвременье ушёл в расцвете лет…
16 апреля 2011г.
•(акропортрет)
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА ДИСКУССИОННУЮ ТЕМУ
• Родился Константин Васильев 3 сентября 1942 года в городе Майкопе. Детство, юность и
зрелые годы прошли в небольшом поселке Васильево, недалеко от Казани.
С ранних лет мальчик стремился к рисованию, а когда ему исполнилось 11 лет, он сдал
вступительные экзамены и поступил в Московскую среднюю художественную школу-
интернат имени В. И. Сурикова. Затем он продолжает учебу в Казанском художественном
училище, где учится на театрального декоратора. Дипломной работой художника стали
эскизы к драме А. Н. Островского "Снегурочка". Закончив училище с отличием, он не
останавливается на достигнутом, а продолжает искать свой стиль, свой путь в живописи.
В ранних произведениях он обращается к фольклору и пишет цикл картин "Русь
былинная".
Другая тема, которая была близка художнику, - нравственная природа человека.
Высокими человеческими чувствами преисполнены его картины "Встреча у окна", "У
ворот", "Северный орел", "Ожидание" и другие.
Особое место в творчестве К. Васильева, рожденного в годы военного лихолетья,
занимают картины о войне. Они словно продолжают созданный автором цикл о
богатырях русских. Он пишет картины "Парад 41-го", "Тоска по Родине", "Прощание
славянки", "Маршал Советского Союза Г. К. Жуков", "Нашествие"...
Трагический случай оборвал жизнь молодого талантливого художника, прожившего
всего 34 года, но его жизнь продолжается в картинах, которые он успел подарить людям.
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА ДИСКУССИОННУЮ ТЕМУ
Нашествие
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА ДИСКУССИОННУЮ ТЕМУ
Беседа по картине.
- Картина называется "Нашествие". Что
такое нашествие?
- Мы определили лексическое значение
слова, но его смысл всегда гораздо глубже.
Как вы думаете, почему художник выбрал
именно это слово для своего произведения, а
не назвал картину просто - "Война"?
-А что есть в этом слове?
- Какие синонимы вы могли бы подобрать к
слову нашествие?
-- Почему не эти слова выбрал художник
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА ДИСКУССИОННУЮ ТЕМУ
• - Вспомните, как охарактеризовал слово война
Твардовский. А как бы вы охарактеризовали слово
нашествие? Оно светлое или мрачное, тихое или
громкое, дружественное или враждебное?
• - А какого... цвета это слово?
• - Теперь, когда мы столько увидели в слове-
названии картины, всмотритесь в саму картину.
Что необычного в ее цветовом решении?
• - Действительно, картина названа серым словом,
и в самом полотне преобладает серый цвет.
Подумаем, случайно ли это, для чего
поразмышляем над словом серый. Скажите, что
окрашено в серый цвет?
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА ДИСКУССИОННУЮ ТЕМУ
•Мы пока не говорили о композиции
картины и ее содержании. Что же на
ней изображено?
•- Соответствует ли содержание тому
настроению, которое мы с вами
определили и которое, как мы
выяснили, задается названием и
цветом?
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА ДИСКУССИОННУЮ ТЕМУ
Отрывок из книги А. Доронина
"Руси волшебная палитра"
Художник долго вынашивал замысел картины и не один
раз переписывал начатое. Первоначально это была
многофигурная композиция с изображением отчаянной
битвы тевтонов со славянами. Но, постепенно
сфокусировав главную идею и переведя конфликт в план
идейно-символический, Васильев упразднил батальные
сцены, заменяя их как бы двумя сконцентрированными
духовно
силами.
На холсте остаются лишь два символа. С одной стороны
стоит остов разрушенного Успенского собора Киево-
Печерской лавры с немногими сохранившимися на нем
ликами святых, которые поют сомкнутыми губами
неслышимые нами, но какие-то грозные гимны. А с другой -
мимо проходит, извиваясь змеей и размеренно чеканя шаг,
железная
разрушителей....
противоборствующими
колонна
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА ДИСКУССИОННУЮ ТЕМУ
• Каков был первоначальный замысел картины?
- Как изменился замысел и композиция
картины?
- В тексте сказано, что эти силы - символы. Как
вы понимаете слово символ?
- Что лее символизируют эти силы на картине?
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА ДИСКУССИОННУЮ ТЕМУ
"...в мощном символическом
контексте сталкиваются в
исполинской борьбе два извечных
противоборствующих начала - Добро
и Зло, которые имеют конкретную
земную форму: Мы и Они".
А. Доронин
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА ДИСКУССИОННУЮ ТЕМУ
• Когда идет борьба реальная, противоборствуют зримые силы (те же тевтоны и
славяне), все понятно, а как понять: духовно противоборствующие силы?
- Рассмотрим более внимательно, как изобразил художник духовное противостояние
Добра и Зла, какую реальную форму приняли эти понятия на картине. Символ Зла,
как мы сказали, - захватчики. Как изобразил их художник?
- Самое главное вы заметили - одинаковость. Все захватчики на одно лицо, у них нет
индивидуальности, нет чувств, мыслей, настроений. Они - единое целое. Они -
нашествие. Говорят, глаза - зеркало души человека. Показана ли душа у тех
человеческих фигур, которые мы видим на картине?
• - Как вы считаете, случайно ли художник не показывает нам глаза захватчиков?
- Глаза человека предназначены для того, чтобы видеть. Видят ли захватчики то, что
они делают?
- Такую или подобную картину, наверное, видел не один раз и сам художник. Но он
пишет разрушенный храм - храм, лишенный былой красоты и величия. Как вы
думаете, какие чувства он испытывает?
• - Если вспомнить нашу историю, то, всякий раз, когда враги нападали на русскую
землю, они в первую очередь уничтожали, разрушали именно храмы. Как вы думаете,
почему?
• - Храм, который мы видим на полотне Васильева, разрушен. Как вы думаете,
случайно ли художник показывает нам фигуры святых неповрежденными, целыми?
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА ДИСКУССИОННУЮ ТЕМУ
• . Почему же мы так уверены в силе,
справедливости, конечной победе над
нашествием?
• - Есть такое пожелание у людей: пожелание
мирного неба над головой. Можно ли небо на
картине Васильева назвать мирным?
• - Каким нам показывает небо войны художник?
- Как бы вы охарактеризовали просвет на небе?
- Можно ли простить то, что происходит на
картине, оправдать это нашествие?
- Какие чувства, мысли возникают у вас, когда
вы смотрите на картину К. Васильева?
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА ДИСКУССИОННУЮ ТЕМУ
свою боль
Сила художника в том, что он, показывая
нам трагические страницы истории,
передал
за поруганные
святыни, а кроме того, помог каждому из
нас, кто не пережил войну, почувствовать
ее зловещее дыхание, задуматься о
будущем, сделать все для того, чтобы
повторилась.
война
никогда
не
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА ДИСКУССИОННУЮ ТЕМУ
Словарно-стилистическая
работа.
Подберите антонимы к
словам и подумайте, с
какими существительными
их можно использовать в
тексте сочинения:
Позитивный,
положительны
й
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА ДИСКУССИОННУЮ ТЕМУ
Словарно-стилистическая
работа.
• Какое слово из двух
синонимичных больше
подойдет к стилю вашего
сочинения: негативный
или отрицательный?
• Подберите определения
к словам облака (какие?)
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА ДИСКУССИОННУЮ ТЕМУ
Словарно-стилистическая
работа.
• Подберите синонимы к
словам захватчики
• руины
• Выберите из ряда
синонимов слова,
которые стилистически
верно помогут вам
охарактеризовать детали
картины:
лицо - лих - застывшая
маска.
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА ДИСКУССИОННУЮ ТЕМУ
Словарно-стилистическая
работа.
• При перечислении аргументов, приводимых
в доказательство своих мыслей, можно
воспользоваться специальными словами.
Продолжите их ряд:
во-первых... (во-вторых, в третьих...);
сначала ... (кроме того, еще одно, наконец...)
Составьте несколько предложений с
вводными словами.
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА ДИСКУССИОННУЮ ТЕМУ
Словарно-стилистическая
работа.
•Подберите вводные выражения, которые
позволят вам указать на то, что вы
высказываете собственные мысли:
Я думаю ... (я считаю, мне кажется, я
полагаю...)
Составьте предложение с одним из
выбранных выражений.
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА ДИСКУССИОННУЮ ТЕМУ
Словарно-стилистическая
работа.
• Запишите вводные слова, которые
смягчают категоричность суждений
(возможно, вероятно, наверное, скорее
всего...)
Составьте предложение с одним из
выбранных слов.
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА ДИСКУССИОННУЮ ТЕМУ
Словарно-стилистическая
работа.
• . Продолжите предложения так, чтобы
получились простые распространенные
предложения с однородными членами:
Слово "нашествие" обозначает...
Нашествие несет людям...
В картине преобладают...
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА ДИСКУССИОННУЮ ТЕМУ
Работа над текстом
сочинения
•Задача - написать сочинение на
дискуссионную тему.
•Тема "Можно ли назвать картину К.
Васильева "Нашествие"
живописным протестом против
войны?"
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА ДИСКУССИОННУЮ ТЕМУ
Словарно-стилистическая
работа.
•Как вы понимаете слово "дискуссия"?
•- Каков будет основной тип речи,
используемый в сочинении?
•- Вспомните, какова структура
рассуждения.
• - Каким будет ваш тезис?
•- Как вы будете эти тезисы доказывать?
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА ДИСКУССИОННУЮ ТЕМУ
Словарно-стилистическая
работа.
•- Будете ли вы использовать при
доказательстве тезиса описание как
тип речи?
•- Что представляет собой вывод
сочинения?
•- Какой стиль вы выберете для своего
сочинения?
•- Вспомните и назовите основные
признаки этого стиля.
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА ДИСКУССИОННУЮ ТЕМУ
План сочинения
1. Тезис: картина как протест против войны.
(Картина - дань памяти погибшим в войне.)
2. Доказательства - особенности картины:
а) название;
б) цветовая гамма;
в) композиция и содержание картины.
3. Вывод.
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА ДИСКУССИОННУЮ ТЕМУ
Задание на дом
•Написать сочинение-рассуждение на
тему дискуссионного характера
"Можно ли картину К. Васильева
"Нашествие" считать живописным
протестом против войны?"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.