Содержание и ремонт металлических пролетных строений
Оценка 4.8

Содержание и ремонт металлических пролетных строений

Оценка 4.8
ppt
21.12.2020
Содержание и ремонт металлических пролетных строений
Занятие 19 содержание и ремонт металлических пролетных строений.ppt

ПРЕДМЕ «УСТРОЙСТВО,СОДЕРЖАНИЕ И

ПРЕДМЕ «УСТРОЙСТВО,СОДЕРЖАНИЕ И

ПРЕДМЕ «УСТРОЙСТВО,СОДЕРЖАНИЕ И РЕМОНТ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ»

ТЕМА №11: «Содержание и ремонт искусственных сооружений »
Занятие № 19 «Содержание и ремонт металлических пролетных строений»

Преподаватель ДВ УЦПК
Комсомольского подразделения Черепанов А.С.

Содержание и ремонт металлических мостов

Содержание и ремонт металлических мостов

Содержание и ремонт металлических мостов

Замена и ремонт отдельных элементов связей
Элементы, имеющие местные и общие деформации, выправляют или усиливают, что определяется результатами обследований и расчетов. Особенно опасны искривления сжатых элементов.

Временное усиление таких элементов осуществляют с помощью деревянных брусьев, прикрепляемых к элементам на деформированном участке хомутами

Временное усиление таких элементов осуществляют с помощью деревянных брусьев, прикрепляемых к элементам на деформированном участке хомутами

Временное усиление таких элементов осуществляют с помощью деревянных брусьев, прикрепляемых к элементам на деформированном участке хомутами.

Выправляют деформированные элементы домкратами или специальными приспособлениями

Выправляют деформированные элементы домкратами или специальными приспособлениями

Выправляют деформированные элементы домкратами или специальными приспособлениями. Если обеспечить хорошее качество выправки не удается, поврежденные элементы заменяют или усиливают путем увеличения площади поперечного сечения или уменьшения свободной длины.

Содержание и ремонт металлических мостов сроки службы защитного покрытия: - не менее 20 лет на вновь строящихся металлических пролетных строениях; - не менее 10 лет…

Содержание и ремонт металлических мостов сроки службы защитного покрытия: - не менее 20 лет на вновь строящихся металлических пролетных строениях; - не менее 10 лет…

Содержание и ремонт металлических мостов

сроки службы защитного покрытия:
- не менее 20 лет на вновь строящихся металлических пролетных строениях;
- не менее 10 лет на металлических пролетных строениях эксплуатируемых мостов.

Содержание и ремонт металлических мостов

Содержание и ремонт металлических мостов

Содержание и ремонт металлических мостов

Все операции по выполнению окрашивания, включая подготовку поверхностей и выдержку окрашенных металлоконструкций, должны проводиться при температуре не ниже плюс 5°С и не выше плюс 30°С, относительной влажности воздуха не выше 85% и отсутствии осадков, тумана, росы При скорости ветра более 10 м/с окрашивание производить запрещается

Содержание и ремонт металлических мостов

Содержание и ремонт металлических мостов

Содержание и ремонт металлических мостов

Лакокрасочные материалы должны применяться светлого тона для облегчения надзора и уменьшения температурных влияний на пролетное строение

Окраска верхнего поручня перил пешеходного настила и убежищ должна быть согласована требованиями охраны труда, окрашена ярким контрастным тоном, предпочтительно ярко-красного цвета

Содержание и ремонт металлических мостов

Содержание и ремонт металлических мостов

Содержание и ремонт металлических мостов

Подготовка поверхности металлоконструкций должна включать в себя следующие операции: обезжиривание и очистка от окислов (окалины, ржавчины, сварочных брызг и других загрязнений

Содержание и ремонт металлических мостов

Содержание и ремонт металлических мостов

Содержание и ремонт металлических мостов

ПОДГОТОВКА КОНТАКТНЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ЭЛЕМЕНТОВ И ДЕТАЛЕЙ
Работы по устройству соединений на высокопрочных болтах включают следующие операции:
подготовку контактных поверхностей элементов и деталей;
подготовку болтов, гаек и шайб;
сборку соединений;
натяжение высокопрочных болтов;
контроль и приемку соединений.

Содержание и ремонт металлических мостов

Содержание и ремонт металлических мостов

Содержание и ремонт металлических мостов

Рабочие контактные поверхности элементов и деталей из нового и старого металла усиляемых и ремонтируемых пролетных строений должны быть очищены от старой краски, ржавчины, масляных пятен, грязи, отстающей окалины, наледи м подготовлены к соединению одним из ниже перечисленных способов:
пескоструйной или дробеструйной обработкой;
газопламенной обработкой (огневой очисткой);
очисткой металлическими щетками;

Содержание и ремонт металлических мостов

Содержание и ремонт металлических мостов

Содержание и ремонт металлических мостов

Дефектные заклепки В клепаных соединениях или элементах слабые заклепки выявляют визуальным осмотром и остукиванием заклепочных головок молотком массой 200 г

Дефектные заклепки В клепаных соединениях или элементах слабые заклепки выявляют визуальным осмотром и остукиванием заклепочных головок молотком массой 200 г

Дефектные заклепки

В клепаных соединениях или элементах слабые заклепки выявляют визуальным осмотром и остукиванием заклепочных головок молотком массой 200 г.

Дефектные заклепки Признаками возможного ослабления заклепок могут служить ржавые венчики вокруг заклепочных головок, ржавые подтеки по поверхности элемента в направлении от заклепок или ржавчины из…

Дефектные заклепки Признаками возможного ослабления заклепок могут служить ржавые венчики вокруг заклепочных головок, ржавые подтеки по поверхности элемента в направлении от заклепок или ржавчины из…

Дефектные заклепки

Признаками возможного ослабления заклепок могут служить ржавые венчики вокруг заклепочных головок, ржавые подтеки по поверхности элемента в направлении от заклепок или ржавчины из зазоров между соединяемыми элементами, трещины в окраске около головок, заклепки с неоформленными головками.

Дефектные заклепки Остукивать сомнительные заклепки рекомендуют во всех случаях

Дефектные заклепки Остукивать сомнительные заклепки рекомендуют во всех случаях

Дефектные заклепки

Остукивать сомнительные заклепки рекомендуют во всех случаях. При остукивании следует приложить палец или боек с противоположной стороны головки. При ударе молотком слабая заклепка издает глухой звук, палец ощущает смещение головки, а боек при этом слегка отскакивает

Дефектные заклепки На старых пролетных строениях ослабление заклепок можно проследить в момент проезда тяжелых транспортных средств, если приложить палец в месте предполагаемого перемещения головки заклепки

Дефектные заклепки На старых пролетных строениях ослабление заклепок можно проследить в момент проезда тяжелых транспортных средств, если приложить палец в месте предполагаемого перемещения головки заклепки

Дефектные заклепки

На старых пролетных строениях ослабление заклепок можно проследить в момент проезда тяжелых транспортных средств, если приложить палец в месте предполагаемого перемещения головки заклепки.
 

Содержание и ремонт металлических мостов

Содержание и ремонт металлических мостов

Содержание и ремонт металлических мостов

ЗАМЕНА В МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЯХ ОТДЕЛЬНЫХ ДЕФЕКТНЫХ ЗАКЛЕПОК ВЫСОКОПРОЧНЫМИ БОЛТАМИ

Наиболее часто расстраиваются заклепки в прикреплениях и пересечениях элементов главных ферм Слабые и другие дефектные заклепки следует заменять высокопрочными болтами.

Содержание и ремонт металлических мостов

Содержание и ремонт металлических мостов

Содержание и ремонт металлических мостов

В прикреплении, имеющем менее десяти заклепок, попускается одновременно удалять не более одной заклепки, а в прикреплении с большим количеством заклепок - не более 10% общего числа заклепок данного прикрепления

Во избежание расстройства соседних заклепок, деформации заклепочных отверстий и повреждений основного металла дефектные заклепки рекомендуется удалять путем газовой срезки заклепочных головок (не допуская нагрева основного металла) или высверливать пустотелым сверлом

Содержание и ремонт металлических мостов

Содержание и ремонт металлических мостов

Содержание и ремонт металлических мостов

После удаления головки стержень заклепки выбивают из отверстия бородком или (если выбить невозможно) высверливают. Категорически запрещается выжигать стержень заклепки.

Места распучивания элементов конструкции под воздействием коррозии перед стяжкой болтом необходимо очистить от ржавчины и после натяжения болта на необходимое усилие зашпатлевать и окрасить

Содержание и ремонт металлических мостов

Содержание и ремонт металлических мостов

Содержание и ремонт металлических мостов

Диаметр высокопрочных болтов принимают в зависимости от дна метра заменяемых заклепок. Полную длину болтов назначают в зависимости от толщины стягиваемого пакета
Заклепочные отверстия разрешается не рассверливать, если высокопрочные болты проходят в них без повреждения резьбы

Содержание и ремонт металлических мостов

Содержание и ремонт металлических мостов

Содержание и ремонт металлических мостов

Перед затяжкой болтов на расчетное усилие резьба гаек должна быть смазана минеральным маслом. Резьбу болтов смазывать не рекомендуется.
Каждый болт ставится в конструкцию, как правило, с двумя шайбами (одна под головку, другая под гайку). Установка более одной шайбы (пакета шайб) под головкой болта или гайкой запрещается. В тесных местах конструкций шайбы могут быть срезаны с одной стороны, но не более чем на 0.1 наружного диаметра шайбы.

Содержание и ремонт металлических мостов

Содержание и ремонт металлических мостов

Содержание и ремонт металлических мостов

В «рыбках» допускается постановка высокопрочных болтов без шайб под головками. При этом диаметр отверстия не должен превышать диаметр болта более чем на 1 мм.

Рыбка — вытянутая в виде ромба металлическая накладка, перекрывающая сварные стыки элементов металлических мостов.

Содержание и ремонт металлических мостов

Содержание и ремонт металлических мостов

Содержание и ремонт металлических мостов

Диаметр болта, им

18

22

24

27

Расчетное натяжение
болта, тс (кН)

13.9(139)

22(220)

25.6(256)

33,4(334)

Расчетный крутящий момент, кгс.м (н.м)

43,1 (413|)

82,5(825)

105(1050)

153(1530)

Содержание и ремонт металлических мостов

Содержание и ремонт металлических мостов

Содержание и ремонт металлических мостов

Болты рекомендуется затягивать в два этапа: предварительно ручными ключами или гайковертами на 50-90% расчетного усилия и окончательно - динамометрическими ключами с контролируемым моментом. Окончательное натяжение высокопрочных болтов необходимо производить при отсутствии поезда на пролетном строении Затянутые до расчетного усилия болты отмечают краской.

Содержание и ремонт металлических мостов

Содержание и ремонт металлических мостов

Содержание и ремонт металлических мостов

В отдельных случаях, когда затянуть болты с контролируемым крутящим моментом невозможно (тесные места конструкции), разрешается контролировать, натяжение болта по величине поворота гайки от положения ручной затяжки. В этом случае болты натягивают в такой последовательности. Сначала поставленный вместо дефектной заклепки болт затягивают обычным накидным ключом (длиной не более 50 см) до отказа. Затем поворачивают гайку от положения ручной затяжки на требуемый угол, зависящий от толщины пакета.

Содержание и ремонт металлических мостов

Содержание и ремонт металлических мостов

Содержание и ремонт металлических мостов

После постановки болтов необходимо проверить остукиванием все ближайшие к нему заклепки и при обнаружении ослабших заменить их. Установленные болты, а также очищенные поверхности элементов пролетного строения вокруг болтов необходимо окрасить.

Содержание и ремонт металлических мостов

Содержание и ремонт металлических мостов

Содержание и ремонт металлических мостов

Место работ по замене заклепок должно быть обеспечено надежными подмостями, огражденными перилами. Во избежание травмирования людей

Содержание и ремонт металлических мостов

Содержание и ремонт металлических мостов

Содержание и ремонт металлических мостов

ПОСТАНОВКА НАКЛАДОК НА ЭЛЕМЕНТЫ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ

Постановку накладок производят при наличии в элементах пролет­ных строений каких-либо местных повреждении, ослабляющих сечение элемента (трещин, надрывов, выколов, пробоин, разрывов отдельных частей составных элементов, вмятин, сопровождаемых трещинами. а также глубоких повреждений ржавчиной). Накладки должны ставиться на высокопрочных болтах.

Содержание и ремонт металлических мостов

Содержание и ремонт металлических мостов

Содержание и ремонт металлических мостов

В «окна» или интервалы между поездами выполняют только основные работы по постановке накладок, высокопрочных болтов и затяжке их на расчетное усилие. Работы по постановке накладок выполняет под руководством мостового мастера группа рабочих из пяти человек вручную или трех человек механизированным способом.

Содержание и ремонт металлических мостов

Содержание и ремонт металлических мостов

Содержание и ремонт металлических мостов

Работы по разметке отверстий в элементах пролетных строений с на­несением центров отверстий и кернением; сверление отверстий в элементах пролетного строения электродрелью; удаление существующих заклепок (одновременно не более одной) и постановку временных высо­копрочных болтов; разметку накладок с проверкой по месту; ацетилено-кислородную резку накладок; обработку кромок листовой стали; сверление отверстий в накладках электродрелью; очистку соприкасающихся поверхностей накладок и пролетных строений производят в подготовительный период.

Содержание и ремонт металлических мостов

Содержание и ремонт металлических мостов

Содержание и ремонт металлических мостов

В основной период после ограждения места работ сигналами остановки по указанию мостового мастера рабочие, удалив временно установленные высокопрочные болты, производят постановку накладок на месте, постановку высокопрочных болтов и затяжку их на расчетное усилие динамометрическим ключом. По окончании этой работы проверяют свободность пути, сигналы остановки снимают и поезда пропускают- без ограничения скорости

Содержание и ремонт металлических мостов

Содержание и ремонт металлических мостов

Содержание и ремонт металлических мостов

Очистку и окраску отремонтированных участков производят в заклю­чительный период.

Фото обнаруженного дефекта Фото устранённого дефекта

Фото обнаруженного дефекта Фото устранённого дефекта

Фото обнаруженного дефекта

Фото устранённого дефекта

Содержание и ремонт металлических мостов

Содержание и ремонт металлических мостов

Содержание и ремонт металлических мостов

ЗАСВЕРЛИВАНИЕ ОТВЕРСТИЙ ПО КОНЦАМ ТРЕЩИН В ЭЛЕМЕНТАХ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ
Обнаруженные небольшие (менее 10 мм подлине) трещины на кромках элементов и на концах сварных швов следует вырубить. Образующееся при этом углубление должно быть обработано наждачным крутом или напильником до достижения плавных переходов.

Содержание и ремонт металлических мостов

Содержание и ремонт металлических мостов

Содержание и ремонт металлических мостов

Работу выполняет бригада рабочих из двух человек под руководством бригадира мостовой бригады. Место работ ограждают сигнальными знаками «С» (о подаче свистка).

Содержание и ремонт металлических мостов

Содержание и ремонт металлических мостов

Содержание и ремонт металлических мостов

Рабочий № 1 размечает концы трещин масляной краской, рабочий № 2 производит кернение Затем оба рабочих засверливают отверстия по концам трещин электродрелью или ручной дрелью С применением скоб и трещоток. Засверленные отверстия окрашивают на всю толщину поврежденного элемента.

Содержание и ремонт металлических мостов

Содержание и ремонт металлических мостов

Содержание и ремонт металлических мостов

Состав группы, выполняющей данную работу:
с применением подмостей и люлек: Ремонтники искусственных сооружений 4 разряда 2
без применения подмостей и люлек: Ремонтники искусственных сооружений 3 разряда 2
Перечень необходимых механизмов, инструмента и инвентаря
Электродрель (или ручная дрель) по металлу 2
Молоток слесарный 1
Керн 1
Скоба 1
Трещотка 1
Кисть малярная 1
Бачок с краской 1

Содержание и ремонт металлических мостов

Содержание и ремонт металлических мостов

Содержание и ремонт металлических мостов

ОКРАСКА ОТДЕЛЬНЫХ МЕСТ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ
Окраске подлежат наиболее корродирующие места металлических пролетных строении (пояса балок проезжен части, фасонки продольных связей, открытые сверху коробчатые пояса и т.п.), которые устанавливает осмотром мостовой мастер. Разрушение старой краски определяется визуально по наиболее характерным признакам: местное вспучивание и отслаивание пленки, появление сыпи, ржавчины.

Содержание и ремонт металлических мостов

Содержание и ремонт металлических мостов

Содержание и ремонт металлических мостов

Перед началом работе лакокрасочными материалами их тщательно при­готовляют. Температура лакокрасочного материала не должна значительно отличаться от температуры окрашиваемой поверхности. Для этого готовую краску, полученную со склада, выдерживают 15-30 мин на воздухе.

Фасонка

Содержание и ремонт металлических мостов

Содержание и ремонт металлических мостов

Содержание и ремонт металлических мостов

Место работ при окраске конструкций металлического пролетного строения ограждают сигнальными знаками «С» (о подаче свистка),
Окраску отдельных мест выполняет бригада из двух человек под руко­водством бригадира мостовой бригады. Один рабочий очищает поверхность металла от ржавчины, старой разрушенной краски и загрязнений. Другой рабочий готовит лакокрасочный материал и после проверки мостовым бригадиром качества очищенной поверхности грунтует и окрашивает ее.

Содержание и ремонт металлических мостов

Содержание и ремонт металлических мостов

Содержание и ремонт металлических мостов

Перечень необходимых механизмов, инструмента и инвентаря.
Кисть малярная (набор) 1 Дозировочная емкость.. 2
Шпатель металлический 1 Зубило 1
Сито металлическое Молоток слесарный .... 1
(900—1600 отверстий на 1 см2) 1
Скребок 1 При механизированном способе:
Щетка металлическая 1 Щетка механическая ... 1
Веник 1 Краскопульт 1

Содержание и ремонт мостового полотна

Содержание и ремонт мостового полотна

Содержание и ремонт мостового полотна

РЕМОНТ МОСТОВЫХ БРУСЬЕВ
Для продления срока службы мостовых брусьев необходим правильный уход за ними и своевременный ремонт.
В состав работ по ремонту мостовых брусьев входят следующие операции: очистка поверхности брусьев и трещин; зачистка заусенцев, по­становка в разработанные костыльные или шурупные отверстия втулок из твердых пород древесины; антисептирование трещин и зачищенных мест, шпатлевка мостовых брусьев, гидроизоляция, сжатие трещин и объвязкой концов брусьев.

Содержание и ремонт мостового полотна

Содержание и ремонт мостового полотна

Содержание и ремонт мостового полотна

Место работ по ремонту брусьев на мостах ограждают сигнальными знаками «С» о подаче свистка.

Содержание и ремонт мостового полотна

Содержание и ремонт мостового полотна

Содержание и ремонт мостового полотна

Работу выполняет бригада из двух человек под руководством бригадира мостовой бригады. Антисептическая паста, применяемая при ремонте мостовых брусьев, состоит из вязкой массы, которая легко наносится кистью на поверхность шпалы или бруса, а при разбавлении водой ею можно заполнять глубокие трещины.

Содержание и ремонт мостового полотна

Содержание и ремонт мостового полотна

Содержание и ремонт мостового полотна

Ремонтируют брусья в такой последовательности: рабочий № 1 очищает мостовой брус скребком и зачищает заусенцы декселем, рабочий № 2 очищает трещины от грязи до максимально возможной глубины приспособлением из стальной проволоки с расплющенным концом

Содержание и ремонт мостового полотна

Содержание и ремонт мостового полотна

Содержание и ремонт мостового полотна

Затем оба рабочих заливают в расчищенные трещины бруса антисептическую пасту из ковша с узким носиком объемом 0,3-0,5 л таким образом, чтобы была заполнена нижняя половина трещин.

Содержание и ремонт мостового полотна

Содержание и ремонт мостового полотна

Содержание и ремонт мостового полотна

Для того, чтобы паста не выливалась из выходящих на торец бруса трещены, необходимо до заливки эти трещины с торца бруса заделать паклей или другим материалом. Зачищенные места на брусе также покрывают антисептической пастой. С целью предотвращения выщелачивания антисептика из пасты на поверхность бруса наносят (гидроизоляционный слой.

Содержание и ремонт мостового полотна

Содержание и ремонт мостового полотна

Содержание и ремонт мостового полотна

Работы следует выполнять в теплое время года.
После заделки трещин и антисептирования зачищенных мест сжима­ют и обвязывают концы брусьев проволокой диаметром 5 мм. Сжимают трещины и обвязывают концы брусьев при помощи лапы-сжима Колоницкого одновременно сжимать и обвязывать можно только на одном брусе.

Содержание и ремонт мостового полотна

Содержание и ремонт мостового полотна

Содержание и ремонт мостового полотна

Сжатие брусьев на мостах выполняют в такой последовательности. Перед обвязкой рабочий № 1 удаляет из бруса костыль (шуруп) находящийся в месте расположения трещин, вставляет в разработанные костыльные или шурупные отверстия втулки из твердых пород, забивает молотком в брус между се верхней и боковой поверхностью отогнутый под прямым углом конец проволоки, ранее пропущенной под брус

Содержание и ремонт мостового полотна

Содержание и ремонт мостового полотна

Содержание и ремонт мостового полотна

Рабочий № 2 ставит лапу-сжим вертикально; в боковую про­резь ее заводит второй конец проволоки, зажимает ее эксцентриком и. нажимая на лапу-сжим, подтягивает проволоку из-под нижней постели бруса, а рабочий № 1 в это время легкими ударами молотка остукивает проволоку для плотного ее прилегания в верхней и боковой поверхности бруса.

Содержание и ремонт мостового полотна

Содержание и ремонт мостового полотна

Содержание и ремонт мостового полотна

По мере натяжения проволоки лапа-сжим отклоняется от вертикаль­ною положения настолько, что ее необходимо снова поставить верти­кально для обеспечения упора в боковую грань бруса. Для этого рукоят­ку эксцентрика поднимают ногой вверх, лапу передвигают, ставят верти­кально и нажимают на рукоятку эксцентрика, после чего продолжают натягивание проволоки.

Содержание и ремонт мостового полотна

Содержание и ремонт мостового полотна

Содержание и ремонт мостового полотна

Если проволока плотно обожмет три грани бруса, то лапу-сжим осво­бождают от проволоки и переводят на четвертую грань бруса. Затем про­волоку вновь заводят в прорезь лапы, и рабочий № 2 нажимом на лапу стягивает трещины, рабочий № 1 сначала остукивает молотком проволоку, а потом ставит над ней скобу и плотно забивает ее в брус.

Содержание и ремонт мостового полотна

Содержание и ремонт мостового полотна

Содержание и ремонт мостового полотна

Скобу ставят на кромке верхней постели бруса, противоположной той кромке, на которой забит первый конец проволоки. После забивки скобы рабочий № 2 легким рывком отводит лапу-сжим вместе с концом проволоки в противоположную сторону, загибая ним проволоку у скобы, и освобождав-лапу-сжим.

Содержание и ремонт мостового полотна

Содержание и ремонт мостового полотна

Содержание и ремонт мостового полотна

Рабочий № 1 обрубает зубилом или отрезает щипцами-ножницами оставшийся от обвязки конец проволоки так, чтобы он имел длину не менее 70 мм. Этот конец подгибают на специальном металлическом тубе и забивают в брус. Таким способом закрепляется второй конец проволоки. Вслед за этим оба рабочих забивают удаленные костыли, завертывают шурупы, убирают инструменты и строительный мусор.

Содержание и ремонт мостового полотна

Содержание и ремонт мостового полотна

Содержание и ремонт мостового полотна

Состав группы, выполняющей данную работу:
Ремонтники искусственных сооружений 3 разряда 2
Норма времени на 10 брусьев составляет 6,76 чел -ч.

Содержание и ремонт мостового полотна

Содержание и ремонт мостового полотна

Содержание и ремонт мостового полотна

Перечень необходимых механизмов, инструмента и инвентаря
Скребок 1 Тележка однорельсовая 1
Мастерок 2 Метла 2
Шпатель 1 Молоток-ручник 2
Гладилка 1 Дексель 2
Ковш для заливки пасты1 Лом лапчатый 2
Лапа-сжим 1 Торцовый шурупный ключ 2
Сосуд с антисептической пастой 1
Молоток путевой 1

Содержание и ремонт металлических пролетных строений

Содержание и ремонт металлических пролетных строений
Скачать файл