Содержание речевого материала по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 4 классе
Автор-составитель:
Моисеева Раиса Ивановны –
учитель-сурдопедагог
I четверть
I. Материал разговорно-обиходного характера, относящийся к учебной деятельности
Где ты отдыхал(а) летом?
Ты был в лагере?
Далеко от лагеря были лес и река?
Вы ходили в походы?
Кому ты писал(а) письма?
Когда ты вернулся (вернулась) домой?
Сколько времени ты отдыхал?
Тебе интересно было отдыхать?
Тема: «Лето»
- Послушай предложения и скажи, когда это бывает?
В лесу пахнет грибами, душистой земляникой, громко поют птицы.
- Послушай, что ещё бывает летом.
Летом на зелёном лугу растут голубые колокольчики и высокие белые ромашки. В лесу слышны весёлые голоса детей. На лугах в июле начинается сенокос.
В каком месяце начинают собирать малину, чернику, смородину?
(в августе)
- Придумай предложения со словами: река, берег, загорать.
В середине лета (в июле) на полях люди собирают рожь и пшеницу.
- Когда начинают собирать фрукты?
Словарь:
Душистая земляника, зелёный луг, на зелёном лугу, голубые колокольчики, весёлые голоса, сенокос, на сенокосе, начинают убирать, собирать, начало (конец, середина) лета, в конце (в начале, в середине) лета.
Тема: «День рождения»
В каком году (месяце) ты родился (родилась)?
Где ты отмечаешь свой день рождения? (отметила)
Что тебе подарили?
Что ты хочешь получить в подарок?
Что пожелали тебе ребята в день рождения?
Что ты хочешь пожелать своему товарищу в день рождения?
Одноклассники приготовили Кате подарки в день рождения. У Тани был день рождения в …
Словарь:
Отмечала, будешь отмечать, исполнилось, исполняется, твой, твоя, свой, своя, твоей, своей.
II. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных дисциплин
Тема: «Наша Родина»
Как называется наша Родина?
Покажи на карте нашу Родину.
Наша страна большая.
Опиши герб нашего государства.
Каких цветов наш флаг?
Конституция – это закон жизни нашего государства.
Граждане России имеют право на труд, на отдых, на образование.
В нашей стране дети учатся в светлых просторных школах.
Обучение в школе бесплатное.
Обязанности школьников:
Хорошо учиться, готовить себя к труду, на благо своей Родины.
Словарь:
Конституция, граждане, государство, права, обязанности.
Тема: «Лес»
Назови хвойные деревья.
Какие лиственные деревья растут в лесу?
Почему ель и сосна – хвойные деревья?
Скажи, какое дерево лишнее:
липа, ель, дуб, берёза
осина, сосна, кедр, пихта
смородина, рябина, шиповник, крыжовник
Какие звери и птицы питаются семенами ели и сосны?
В сыром лесу растёт папоротник, мох.
Словарь:
Семена (семенами), хвойное дерево, хвойные деревья, лиственное дерево, лиственные деревья, лиственница, сибирский кедр, шиповник, можжевельник, папоротник, мох.
Назови лесные ягоды.
Ягоды земляники едят свежими. Из них можно варить компот, варенье, кисель.
Спелые ягоды малины душистые, сладкие, вкусные.
Клюква растёт на лесных болотах. Клюкву собирают осенью или рано весной, когда растает снег.
Какие звери и птицы питаются лесными ягодами?
Назови хищных зверей.
Зайцы и лоси едят траву, ветки деревьев и кустарников. Следы каких животных можно встретить зимой в лесу? Не боятся звери зимы. От зимнего холода их спасает тёплая пушистая шерсть.
Словарь:
Ветки деревьев, хищные звери, зимний холод, от зимнего холода, лесные, спелые, свежие ягоды, болото, на болоте, пушистая шерсть.
- Посмотри на термометр и скажи, какая сегодня температура воздуха?
- По радио передали, что температура воздуха будет 10 градусов.
Температуру воздуха измеряют термометром.
Математический материал
Возьми три синих круга; возьми красных кругов в четыре раза больше.
Положи два треугольника, а квадратов в четыре раза больше.
Посадили пять елочек, а берез в три раза больше.
Дай мне шесть красных квадратов; возьми синих квадратов в три раза меньше.
Первый отрезок длиной в 10 см; второй отрезок в пять раз короче.
Сколько см во втором отрезке?
Около одноэтажного домика посадили восемь деревьев, а около двухэтажного - в четыре раза меньше.
(-) Послушай задачу и сделай к ней вечером рисунок: Катя вырезала из бумаги 9 зеленых флажков, а желтых в три раза меньше. Сколько желтых флажков вырезала Катя?
Реши задачу: Костюм стоит .... рублей, а шапка в .... раз дешевле. Сколько стоит шапка? Число .... увеличить в .... раз.
Уменьши число .... в .... раз.
Число .... уменьши во .... раз. Увеличь число .... в пять раз.
Сколько часов в сутках?
48 часов - сколько это суток?
Сколько часов в одних сутках и шести часах?
Реши пример:........
Работа над произношением
1. над дыханием, слитность речи
2. голосом
3. темпом речи
4. словесным ударением
5. логическим ударением
6. интонацией
7. паузой
8. правилами орфоэпии
II четверть
Материал разговорно-обиходного характера, относящийся к учебной деятельности
Где ты выполняешь домашнее задание?
Кто помогает тебе готовить уроки?
По какому предмету тебе легко готовить уроки?
Какие задания для тебя трудные?
Ученики нашего класса всегда успевают выполнять домашнее задание.
… быстро готовит уроки, но пишет не аккуратно.
… объясняет подруге, как решить задачу.
… проверяет, как читает … и исправляет ошибки.
Тема: «Зима»
Во время холодов надо беречь нос, щеки, уши, руки.
Их можно обморозить.
Если у тебя побелели щёки, их нужно осторожно растереть и смазать вазелином. Снегом растирать щёки нельзя.
Зимой на катке весело звучат детские голоса.
В каком месяце бывает сильные морозы, и дуют сильные ветры?
В январе у медведицы появляются крохотные медвежата.
Отгадай загадку
Белый, а не сахар.
Ног нет, а идёт.
Меня не растили, из снега лепили,
Холодная, большая. Кто я такая?
Словарь:
Сильные холода, во время сильных холодов, можно обморозить, побелели щёки, нужно растереть, нельзя растирать, нужно смазать вазелином, лютые морозы.
Тема: «Моя квартира»
Опиши свою квартиру.
Куда выходят окна вашей квартиры?
Что видно из окна вашей квартиры?
Где вы обедаете?
У тебя дома большой телевизор?
Какие деревья растут около вашего дома?
Во дворе вашего дома есть детская площадка?
Сколько лет ваша семья живёт в этой квартире?
Давно был ремонт в вашей квартире?
Какого цвета обои в твоей комнате?
У Кати паркетный пол в квартире.
А у тебя в квартире какой пол?
Папа покрыл пол лаком.
Летом папа красит окна и двери. Чем он их будет красить?
Какого цвета шторы в твоей комнате?
Словарь:
Окна выходят на (север, восток, запад), электрическая, газовая плита, плазменный телевизор, обои, паркет.
Паркетный пол, ремонт в квартире, шторы, диван, кресло, софа.
Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных дисциплин
На полях выращивают пшеницу, рожь, кукурузу, сахарную свёклу, подсолнечник. Хлопчатник.
Из этих растений получают пшеничную муку, манную крупу.
Из пшеничной муки пекут белый хлеб.
Из зёрен ржи получают ржаную муку и пекут чёрный хлеб.
Из какой муки пекут белый (чёрный) хлеб?
Из чего получают сахар?
Покажи колос ржи, пшеницы.
В поле растёт гречиха.
Словарь:
Манная крупа, гречневая крупа, гречка, гречиха, пшеница, рожь, ячмень, кукуруза, овёс, сахарная свёкла, лён, хлопчатник, хлопок, пшеничная мука, колос, колосья, выращивают, выращивать.
Сок из винограда. Это … сок.
Котлеты из моркови. Это … котлеты.
Варенье и абрикосов. Это … вренье.
- В какой роще всегда светло?
В берёзовой роще всегда светло.
- В каком лесу всегда темно?
В еловом лесу всегда темно.
Бабушка сварила внуку кашу из риса.
- Какую кашу сварила бабушка?
Мама сварила варенье (из чего?) из малины.
- Какое варенье сварила мама?
Девочка выбросила корку от арбуза.
- Какую корку выбросила девочка?
- Ты любишь грызть кедровые орешки?
А ещё кто любит грызть кедровые орешки?
Сок из апельсина. Это … сок.
Компот из слив. Это … компот.
Охотник принёс шкуру убитого волка.
- Какую шкуру принёс охотник?
Бабушка связала внучке варежки из пуха козы.
- Какие варежки связала бабушка?
Нельзя разорять гнёзда птиц.
- Чьи гнёзда нельзя разорять?
Мех белки – это … мех.
Норка, где живёт мышка. Это … норка.
Глаза кошки – это … глаза.
Следы льва – это … следы.
Столяр сделал ящик из фанеры.
- Какой ящик сделал столяр?
Портниха сшила маме красивое платье из шёлка.
- Какое платье сшила портниха?
Озеро в лесу. Это … озеро.
Пароход, который плавает по реке – это … пароход.
Турист несет брезентовый рюкзак.
В рюкзаке лежат мясные консервы.
Мне купили волейбольный мяч.
На лесной поляне разожгли костёр из сосновых и еловых шишек.
Словарь:
Виноградный, апельсиновый, морковный, яблочный, томатный, яблочное, вишнёвое, малиновое варенье, берёзовая роща, еловый лес, арбузная корка,
Козий пух, птичьи гнёзда, львиные следы, брезентовый волейбольный, мясные консервы, лесная, лисий, лисья, птичья, птичий.
Придумай предложения с предлогом ДЛЯ в сочетании с существительным М.р., Ж.р., С.р.
Дополни предложения:
Ребята собирают хворост для …
На столе стоит вазочка для …
Автобус отошёл от …
Таня получила письмо от …
Лодка отошла от …
В трамвае мальчик уступил место …
У бабушки заболела голова, она пошла к …
Какие существительные относятся к 3-ему склонению?
Кому учительница объяснила задачу?
Кому конюх даёт овёс?
К кому ребята пришли на день рождения?
Кому дедушка покупает игрушки?
Словарь:
Хворост для костра, вазочка для варенья, уступил место, существительные первого, второго, третьего склонения.
Математический материал:
Сколько метров в одном километре?
В 1 килограмме – 1000 граммов
5 кг – это … граммов
3000 г – это …килограммов
Сколько метров в 1 километре?
Начерти замкнутую (незамкнутую) ломаную линию.
В 1 минуте 60 секунд.
Сторона квадрата 7 см. найди периметр квадрата.
Длина прямоугольника …, ширина…. Чему равен периметр?
Кочан капусты весит 2 кг, а арбуз - в 4 раза тяжелее. Сколько весит арбуз?
Какая доля больше 1/2 или 1/6, 1/9 или 1/3?
Возьми 18 кружков. Найди 1/6, 1/3, 1/9 от 18 кружков.
Начерти отрезок.
Сколько часов составляет ½ суток?
Сколько минут составляет ½ часа?
Как называется сумма длин сторон многоугольника.
Тексты:
«Снегирь»
«ПОЖАР»
Ребята с вожатой пошли в поход. Они сидели у костра и разговаривали. Вдут кто-то закричал: «Пожар!» Горело поле спелой пшеницы. Ребята схватили одеяла, куртки и побежали к полю. Они стали тушить огонь одеялами и куртками. Впереди была вожатая. Долго боролись с огнем ребята, но пожар потушили. Потом они посмотрели друг на друга. Все были черные, как трубочисты. На пионерской линейке все благодарили ребят. Они без воды и песка потушили большой пожар.
Задания к тексту: Куда ходили ребята? Что случилось на пшеничном поле? Расскажи, как ребята тушили пожар.
Разговор, разговаривать, горело, стали тушить, одеялами, одеялом, боролись с огнем, бороться о огнём, тушили, потушили, черные как трубочисты.
«СИНИЧКА»
Один раз утром я выбежал из дому, чтобы отнести птичкам корм. Вдруг я увидел, что у забора что-то лежит. Я подошел. Прямо на снегу лежала синичка. Она не двигалась. глаза у нее были закрыты. Я взял птичку в ладони и стал на нее дышать (старался согреть ее своим дыханием). Дома мы с мамой положили синичку в клетку, а клетку поставили к печке. Вдруг птичка открыла глазки, встрепенулась, вскочила на ножки и громко зачирикала. Потом она начала чистить перышки. Я осторожно поставил ей в клетку чашечку с зернами и блюдце воды. Синичка наелась и попила из блюдечка воды. Я поставил клетку на окно. Синичка прожила у нас всю зиму.
Задания к тексту: Что случилось с синичкой? Почему синичка замерзла? Как согрели синичку? Как ты думаешь, что мальчик сделал весной?
- Выбежал, побежал, не двигалась, ладони, из ладони,
встрепенулась, наелась, чистить перышки, согреть дыханием.
«ЗИМА В ЛЕСУ»
Зима засыпала снегом деревья и кусты. Накрыла землю снежным одеялом, намела большие сугробы. Стоят в лесу сосны и ели в тяжелых снеговых шубках. Стоят они друг около друга. А внизу под ними разные кустики и молодые деревца укрылись. Их как детишек, зима тоже в белые теплые шубы одела. А впереди всех на полянке в снежной шапке стоит пенек. Зайчонок за ним от лисы прячется. Лесник устанет по лесу ходить, сядет на пенек отдохнуть.
Задания к тексту: Опиши зимний лес. Как выглядят хвойные деревья? Подумай и скажи, как появился в лесу пенек. Кому нужен пенек?
Снежное одеяло - снежным одеялом, засыпала снегом, намела сугробы, пенек - на пенек, укрылись кусты, кустики, устанет ходить, детишки, друг около друга, тяжёлые, в тяжёлом, в тяжёлых.
«ЗИМА БЫВАЕТ РАЗНАЯ»
Знаешь ли ты, что не везде в нашей стране зимой лежит снег? На юге нашей страны снега выпадает очень мало, и он быстро тает. Там деревья не сбрасывают на зиму листья и стоят зимой зеленые. Это южная зима. Она теплая и очень короткая. В феврале на юге уже зацветает (цветет) сирень. На севере нашей страны зима суровая (холодная) с сильными морозами и метелями. Солнце не показывается (не светит) несколько месяцев. Наступает долгая (длинная) северная зима. Дороги заносит (покрыты) снегом. Людей и грузы возят на собаках-лайках. Лайки - верные друзья человека.
Задания к тексту: Расскажи, какая зима там, где ты живешь? Метели бывают? В каком месяце выпадает снег? В каком месяце снег начинает таять?
Наша страна, в нашей стране, на юге, на севере, южная (северная, короткая, долгая) зима, не везде, везде, север, юг.
«СНЕГИРЬ»
Многие птицы с наступлением холодов (зимы) улетают на юг. А есть и такие птицы, которые прилетают к нам только зимой. Назеваются они снегири, потому что появляются у нас вместе со снегом. Летом они живут на далеком (далеко) севере, где зимой очень сильные морозы. Наша зима снегирям кажется теплой. Увидеть снегирей легко. Их красные грудки, черные шапочки и крылья хорошо заметны. Весной снегири будут уже далеко на севере - на родине. Там они вьют гнезда, выводят птенцов. Поздней осенью или в начале зимы снова (-) раздастся их звонкий свист (засвистят снегири). Добро пожаловать! У нас в лесу всегда рады гостям, если они не вредные.
Задание к тексту: Какие птицы прилетают к нам зимой? Опиши внешний вид снегирей. Где снегири вьют гнезда весной? Почему они прилетают к нам?
Появляются со снегом; снегирей, снегирям, поздней осенью, рады гостям; вредные, невредные; выводят птенцов, хорошо заметны, засвистят.
Работа над произношением
1. над дыханием, слитность речи
2. голосом
3. темпом речи
4. словесным ударением
5. логическим ударением
6. интонацией
7. паузой
8. правилами орфоэпии
III четверть
Материал разговорно-обиходного характера, относящийся к учебной деятельности
1. В Новый год у тебя дома была искусственная ёлка или настоящая?
Где вы купили ёлку?
Какие игрушки повесили вы на ёлку?
Кого из своих товарищей (подруг) ты пригласил себе на елку?
На вашей ёлке горела электрическая гирлянда?
Ты весело встретил(-а) Новый год?
Отгадай загадку: «Под Новый год пришёл он в дом таким румяным толстяком. Но с каждым днем терял он вес и, наконец, совсем исчез!»
Электрическая гирлянда, искусственная елка, пригласил к себе (на елку).
2. Какие комнатные растения есть у вас дома?
Кто ухаживает за ними?
Сколько раз в неделю нужно поливать цветы?
Какой цветок нельзя поливать часто?
Ты приносил в класс какой-нибудь цветок?
Как он называется?
Один раз в неделю комнатные растения нужно мыть.
Весной или осенью цветы нужно пересаживать.
Где можно купить комнатные растения?
Тебе нравится, как цветет фиалка?
Какие (какого цвета) у нее цветы?
Ученики холили на выставку комнатных растений.
Пересаживать цветы, надо пересаживать, фиалка, фиалка цветет, можно купить, нужно поливать, поливать часто (редко).
3. По вечерам ребята, которые живут в интернате, смотрят фильмы.
Какие передачи по телевизору ты смотрел на этой неделе?
Ты ужинаешь дома или в интернате?
Ты знаешь, сколько детей живет в вашем интернате?
Чем занимаются ребята по вечерам в интернате?
Ты опаздывал когда-нибудь на уроки?
. . . иногда опаздывает на урок, а . . . всегда приходит вовремя.
Твои родители довольны твоими отметками?
В нашей школе есть кабинет наглядных пособий.
Что там находится?
Сколько спален в интернате?
Кто из ребят вашего класса живет в интернате?
Тебе нравится жить в интернате?
Когда ты утром просыпаешься, ты сразу встаешь с постели или нет?
Как называют утреннюю гимнастику?
Ты делаешь обтирание после зарядки?
Скажи, ты часто проветриваешь свою комнату?
Почему надо делать зарядку при открытой форточке?
Будем делать зарядку: встань прямо, дыши через нос.
Во время зарядки легкие наполняются чистым свежим воздухом.
Кабинет, наглядные пособия, наглядных пособий; опаздываешь, опаздывать, опаздывает; на этой неделе; просыпаться, просыпаешься, утренняя (-юю) гимнастика (-у), обтирание; проветривать, проветриваешь; открытая форточка, при открытой форточке, легкие.
4. Какие уроки тебе больше нравятся?
Какой твой любимый предмет?
Ты любишь считать устно?
Стихотворение нужно рассказывать выразительно.
Предложение нужно читать слитно, правильно делать паузы?
Ты любишь стихи?
Каких поэтов ты знаешь?
А.С. Пушкин - великий русский поэт.
Назови басни Крылова, которые вы читали.
Сегодня на уроке мы познакомились с басней Крылова «. . . «.
Сначала прочитай задание, потом выполняй упражнение.
Читать слитно, пауза( -ы), интересное(-ые) сочинй (-ние, - я); поэт, поэты, поэтов; басня, баснописец; любимый предмет.
5. Покажи овраг.
Покажи дно оврага.
Нарисуй гору.
Назови части горы.
В горах текут быстрые реки.
Покажи правый берег реки.
Куда впадают реки?
В реках водится много рыбы.
По рекам перевозят грузы.
На реках строят электростанции.
6. Грузовая машина подъехала к магазину.
В библиотеке читатели выбирают (берут) книги.
Телятница поит молоком беспомощных телят.
Много в лесу душистой земляники.
Лесорубы пилят в тайге деревья.
Садовник посадил белую сирень.
Мальчика отвели в больницу.
Лесник пришел на лесное озеро.
Мама купила мне спортивный костюм.
Стрелок метко стреляет. В столовую привезли новые столы.
7. Больница - больные - больно - болеть - заболел больной; читать - читатель - читательница; лес - лесник - лесной; школа - школьник - школьный; теленок - телятник - телятница - телятина; стрела - стрелок - стрелял - стрелять - стреляет; цвет - цветок - цветник - цветет; стол - столик -столовая; сад - садовый - садовник - посадил; груз - грузчик грузить - грузовая; пила - пилить - напильнику земля - землянка - земляника - земляной.
Математический материал:
Во сколько раз .... больше, чем ....?
Во сколько раз меньше, чем ....?
Павлику 4 года, а его старшему брату 12 лет.
Во сколько раз брат старше Павлика?
Во сколько раз 50 больше, чем ... ?
Во сколько раз .... меньше, чем .... ?
На сколько единиц ..... больше, чем .... ?
Начерти два отрезка: длина первого 6 см, он в два раза длиннее второго.
Что ты будешь делать? Сколько ёлочек ты нарисуешь?
Красных кругов 18, в 6 раз больше, чем синих.
Возьми синие круги.
Реши задачу: Коля поймал 15 рыбок, в три раза меньше, чем Вася. Сколько рыбок поймал Вася?
С какого месяца начинается год? (-) Какие месяцы года уже прошли? (-) Какие месяцы года еще будут? Какой месяц наступил, если с начала года прошло три (семь) полных месяцев (-а)? Назови самую тяжелую вещь: пачка соли, мешок картофеля, ведро воды. Сколько весит буханка черного хлеба? Сколько весит пачка соли? Сколько весит пачка сливочного масла? Сколько нужно заплатить за пачку соли? В двух пакетах I л молока. Сколько молока в четырех пакетах?
Слова и словосочетания: пакет (в двух пакетах) молока, пачка соли (сливочного масла), буханка черного хлеба.
«ЁЛКА В КРЕМЛЕ»
Каждый год в январе в Большом Кремлевском дворце нашей столицы начинается веселый праздник ёлки (В январе в Кремлевском дворце начинается праздник елки). Огромная, воя в огнях, стоит новогодняя красавица среди зала. А вокруг - радостные лица ребят. Ребята пришли на елку в масках и карнавальных костюмах. Весело играет музыка. Все ребята, поют песни про Новый год и елку. На праздник к ребятам приехали артисты, и началось большое новогоднее представление. На елке побывали (были) школьники из Москвы и много гостей из других городов и стран. На елку в Кремль приехали ребята, которые хорошо учатся. С Новым годом, большие и маленькие друзья!
Задания к тексту:
Где была самая большая елка в стране?
Опиши Кремлевскую елку.
Как веселились ребята?
Тема: «Зима»
Какие загадки о зиме ты знаешь?
3агадай мне загадку о зиме.
Чем питаются воробьи, галки зимой?
Какие птички любят сало?
Снежинки похожи на шестиконечные звездочки.
Нарисуй снежинку с острыми (мохнатыми) лучами.
Когда зимой бывают оттепели, снег хорошо лепится?
Красиво, когда на деревьях лежит иней.
Зимой в ясную погоду блестят на солнце снежинки.
Кто нарисовал на окнах красивые узоры?
Иней, узоры, хорошо (плохо) лепится, снег лепится; острые лучи, острыми мохнатыми лучами, похожи на звездочку, Шестиконечная звездочка, блестит на солнце.
«НАХОДКА»
Толя нашел под партой треугольник. Он положил треугольник в портфель и пошел домой. Прошло несколько дней. Толя забыл в школе новую ручку. Ему было жаль ручки. Это был папин подарок. Толя везде искал ручку, но ее нигде не было. В кори-даре к Толе подошел мальчик и сказал: «Это твоя ручка? Возьми-
Я ее нашел». Мальчик отдал Толе ручку. «Я потерял треугольник и не нашел его»,- сказал, мальчик. Толя достал из портфеля треугольник и отдал его мальчику. Толе было стыдно.
Задания к тексту: Что нашел Толя? Почему Толе было стыдно? Как поступил мальчик? А как поступаешь ты, когда находишь
чужие веши?
Папин подарок, жалко, жалел; нигде, где; потерял, терял,
было стыдно, нигде не было.
Тема: «Разговор о профессиях родителей»
Поспорили однажды ребята, какая профессия самая интересная и самая важная. Они пригласили в школу своих родителей. Дети задавали родителям вопросы, а они отвечали на них. Вот на какие вопросы задали папе Оли:
Один папа: где он работает, кем он работает, что он делает, какие дома строит.
Какая профессия у папы Оли?
А вот что спросили ребята у Вериной мамы: где и кем она работает, для кого ода шьет одежду, какие у нее получаются платья. Скажи, кем работает Верина мама и где она работает.
У Сашиной мамы ребята узнали вот о чем: где и кем она работает, что она делает, любят ли ее дети. Ответь, где работает Сашина мама? Какая у нее профессия?
Колина мама рассказала ребятам, где она работает, для кого она готовит обеды. Где и кем работает Колина мама?
Послушали ребята рассказы родителей и решили, что все профессии интересные и важные. Нужно только любить свою работу. Какие еще профессии ты знаешь? Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
Интересная (важная) профессия, пригласили родителей, послушали, слушали, нужно любить работу, поспорили, задавали вопросы, отвечали на вопросы.
«РАСТЕТ ТРУДОЛЮБИВАЯ СМЕНА»
Семен Григорьевич Миронов работал сторожем в колхозе. Ему было уже много лет, но он работал. Он хотел быть полезным для людей. Зимой и летом дедушка зорко сторожил колхозное добро. Но вот случилась беда. Сломал дедушка ногу. Опечалился старик. Не может он больше в колхозе работать. И жил он один. Некому за ним ухаживать. Тогда пришли на помощь из школы пионеры. Они ухаживали за больным. Быстро убрали все овощи с огорода. Успокоился дедушка Семен и все повторял: «Растет у нас в колхозе трудолюбивая смена».
Задания к _тексту: Кем работал Семен Григорьевич Миронов? Сколько ему было лет? Почему же он работал? Что с ним случилось? Как ему помогли? Как называл пионеров дедушка Семен? А ты помогаешь людям? Как?
Хотел быть полезным, зорко сторожил добро, случилась беда, некому ухаживать, пришли на помощь, трудолюбивая смена.
«ЯШКА»
Попала я недавно в прекрасный парк. Деревья спали в снежном уборе. Часто попадались птичьи кормушки. Под сосной стояли два мальчика. У одного в руках был мешочек с орехами. Я спросила, для кого столько орехов? А мальчик вежливо ответил: Тут у нас друг живет, Яшкой зовут». Мальчик постучал по дереву. С вершины спрыгнула белочка. Ласково поздоровалась мальчики с белочкой. Один из друзей (мальчик) насыпал орехов на ладонь. Белочка смело забрала (взяла) гостинцы из его рук. Потом замахала хвостиком и прыгнула на дерево.
Задания к тексту: Кого звали Яшкой?
Чем мальчики кормили, своего друга?
Подумай и скажи, кого еще кормили ребята в парке.
Словарь: Недавно, в снежном уборе, Яшка, насыпал на ладонь, забрала, брала, замахала хвостиком, гостинцы.
Тема: «День Российской Армии»
Границу нашей Родины охраняют отважные пограничники.
Днем и ночью, зимой и летом, весной и осенью, в любую погоду стоят на посту пограничники.
Зачем на границе делают полосу вспаханной земли?
Что показывает пограничный столб?
Твой папа служил в армии?
Стоят на посту, в любую погоду, полоса вспаханной земля, пограничный столб, герои Гражданской войны.
Тема: «8 Марта - Международный женский день»
8 Марта Наташа написала поздравительную открытку своей маме. Дочка поздравила маму с Международным женским днем. Она пожелала маме хорошего здоровья.
Что обещала Наташе своей маме, как ты думаешь?
А что ты обещал (-а) своей маме в день 8 Марта?
Поздравительная (-ую) открытка(-у), своей маме, поздравляла, поздравлять, пожелала, обещала.
«ОЛЕНЕНОК»
Однажды пограничники возвращались на заставу. Вдруг под деревом (под густыми ветками огромного дерева) что-то зашевелилось. Пограничники подошли к дереву и увидели маленького олененка. Он не испугался людей и смотрел на них с любопытством. Пограничники посмотрели кругом, но следов матери не нашли (но матери нигде не было). С ней, наверное, что-нибудь случилось. Пограничники взяли олененка с собой. На заставе они решили покормить его. Олененок ничего не ел. Тогда налили в бутылочку молока, надели соску, и малыш жадно начал сосать. Олененок быстро рос. Он охотно лакомился конфетами и печеньем, которые давали ему пограничники (он любил конфеты и печенье). Когда олененок подрос, он стал драться с домашними животными, и его отдали в питомник (зоопарк).
Задания к тексту:
Почему пограничники взяли олененка на заставу?
Что они придумали, чтобы накормить его?
Что было дальше с олененком?
Словарь: Возвращались; шевелиться - зашевелилась; любопытство;
соска - соску - начал сосать - сосал; лакомиться; рос - подрос; питомник.
«ТОВАРИЩ»
Ира Петрова долго болела. Она лежала в больнице два месяца. Одноклассники постоянно навещали ее (приходили к ней), приносили ей интересные книги. Они рассказывали ей, что интересного было в школе, о своих пионерских делах. Ира не занималась всю первую четверть. Когда Ира пришла в школу, ребята решили, что помогут ей. Павлик сказал, что будет помогать Ире по математике. Тамара стала помогать ей по русскому языку. Ира скоро стала получать хорошие отметки. Вторую четверть Ира закончила на 4 и 5. Все ребята были довольны, что Ира снова стала хорошо учиться.
Задания к тексту:
Как ребята помогали Ире?
Почему Ира училась без троек?
Чем были довольны ребята?
Словарь: Четверть, пионерские дела, постоянно; навещать, не навещали; будет помогать, стала помогать; были довольны.
Работа над произношением
1. над дыханием, слитность речи
2. голосом
3. темпом речи
4. словесным ударением
5. логическим ударением
6. интонацией
7. паузой
8. правилами орфоэпии
IV четверть
Материал разговорно-обиходного характера, относящийся к учебной деятельности
Покажи круг (окружность). Обозначь центр окружности буквой 0. Окружность, радиус которой 3 см. Ученик провел радиус. Начерти окружность
Что больше: половина метра или 50 см?
Сестре .... 2 года и 3 месяца. Сколько это месяцев? Сколько времени пройдет от 2 часов дня до 7 часов вечера (...)?
Реши примеры (на умножение и деление): ......
Один килограмм сахара стоит 23 рубля, а шоколадка в 2 раза дороже. Сколько стоит шоколадка?
На катке каталось … девочек и ... мальчиков. Во сколько раз больше девочек, чем мальчиков? Во сколько раз мальчиков меньше, чем девочек? Сахарный песок, ежедневно, раздать поровну, получат, выйдет - выходит, номер газеты.
Напиши однокоренные слова
Свет – светлый – светлячок – светит – светильник – светло
Красный – покрасил – краснота – покраснел
Чистый – чистил – чистота – чистильщик – чисто
Бегать – бег – бегство – бегун
Старый – старик – старость – постарел
Новый – новичок – новость – новостройка
Черта – чертил – чертежник – чертёж
Светлячок - это маленький жучок, который светится в темноте.
В Москве много новостроек.
Девочка приехала в гости к бабушке и осталась у нее ночевать.
На огороде покраснели помидоры.
В нашем классе всегда чисто.
Спортсмен бежит на 100 метров,
В четвертом классе появился новичок.
По улице шел старичок с палкой.
Словарь: Красный - покрасил - краснота - покраснел; чистый - чистил - чистота - чистильщик - чисто; черта - чертил - чертежник - чертежница - чертеж; свет - светлый - светлячок - светит - светильник - светло; бегать - бег - бегство - бегун; новый - новичок - новость - новостройка; старый - старик - старость - постарел.
Словосочетания
Номер газеты
Сахарный песок
Ежедневно присутствовал
Раздать поровну
Получил посылку (письмо)
Тема: «Детские писатели»
Какие стихи и сказки К.И.Чуковского ты читал?
К.И. Чуковского очень любят дети не только в нашей стране, но и в других странах. Каких ещё детских писателей ты знаешь?
В какой стране жил и работал известный детский писатель Ганс Христиан Андерсен?
Какие сказки Андерсена ты читал (-а)?
Скажи, откуда эти слова: «Одеяло убежало, улетела простыня, и подушка, как лягушка, ускакала от меня?
Тема:. «12 апреля - день космонавтики»
Первый полёт в космос совершил на корабле «Восток» 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин.
Каких космонавтов ты знаешь?
Кто из космонавтов выходил в космос?
Космонавты готовятся к полетам много месяцев.
Как называется космодром?
Словарь: космодром, полет в космос, готовиться к полету, совершил полет.
«БЕРЁЗА»
Один раз я и мой друг Сашка возвращались из школы. В синем небе сияло золотое весеннее солнце. В небе пели жаворонки. Школа наша находилась (в двух километрах от дома) на опушке леса. Показалась береза, и мы побежали к ней, чтобы поваляться под ее ветками, отдохнуть. Наша любимая береза была изранена. Не ее белой коре были следы топора. Из ран капал сок. Я смотрел на Сашу. По его щекам текли слезы. На другой день мы вместе с вожатой пришли к березе и обвязали в раны. Только через два года раны зажили.
Задание к тексту: Что случилось с березой? Как ребята лечили березу? Сколько времени заживали раны на березе? Возвращались, пели жаворонки, берёза изранена, белая коса, на белой коре; раны, из ран; через два года; следы топора.
«СКВОРЕЦ»
Зацвели сады. Зазеленели луга, леса. Пришел теплый, солнечный май. Поют птицы, летают пчелы, бабочки. Вот к домику подлетел скворец. Он принес гусеницу. Из домика показалась скворчиха. Она проглотила гусеницу. Скворчиха никуда не вылетает из скворечника. Она высиживает птенцов. А скворец в это время находит и приносит ей корм. Много разных личинок, гусениц, жуков переловит за день скворец. Скворец приносит большую пользу саду, огороду, лесу.
Задания к тексту: Как изменилась природа в мае? Почему скворчиха не вылетела из скворечника? Кто приносил ей корм? Какую пользу приносят скворцы?
Зацвели, цвели, зазеленели; летел, подлетел; скворец, скворчиха; высиживает птенцов, приносят пользу.
«КТО САМЫЙ ОТВАЖНЫЙ (СМЕЛЫЙ)?»
Ребята спорили о том, кто у них в классе самый отважный (смелый). Наконец они решили, что самый отважный (смелый) Митя. Он садится на лошадь без седла и ездит (-) верхом купаться на речку. Он лазит по высоким деревьям и быстрее всех переплывает реку. Саша Петров долго молчал. Потом, наконец, он сказал: «А, по-моему, Митя трус». «Как трус?»- закричали ребята, а громче всех сам Митя. «Да, трус»,- повторил Саша. Петров. «Помните, как он во вторник разбил в классе окно? И он стоял и не признался». «Ну, это что-о!» - сказал Митя. Другие ребята замолчали,
Задания к тексту:
Почему ребята решили, что самый отважный Митя?
Почему Саша не согласился с ребятами?
(Почему Саша сказал, что Митя трус?)
А ты как думаешь, кто был прав?
Словарь: спорили, отважный, садился, ездил верхом, переплывает реку, трус; признаваться, признался, не признался; молчали, замолчали.
«НАХОДЧИВОСТЬ» (контрольный текст)
Это случилось летом в одной маленькой деревне. Шла уборка урожая. Все колхозники были в поле. В полдень в колхозном телятнике начался пожар. Огонь сразу охватил крышу (кровлю). Четыре школьника заметили, что горит телятник. Один мальчик помчался звать людей. Его товарищи побежали к телятнику. Они быстро открыли ворота и стали выгонять телят из горящего телятника. Испуганные телята жалобно мычали и не хотели выходить. Дышать было трудно, огонь становился сильнее, но ребята не бросали телят. Животные были спасены. В это время о поля прибежали колхозники и потушили пожар. На колхозном собрании за смелость и находчивость отважным школьникам была объявлена благодарность.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
В июне поспевает в лесу первая земляника.
Одноклассники приготовили Кате подарки на день рождения.
Какие лиственные деревья растут в лесу?
Когда температура воздуха может быть 1-12°С?
Кто в вашей дружине барабанщик?
Сколько часов в сутках?
Ученики нашего класса всегда успевают выполнять все задания.
В каком месяце бывают очень сильные морозы и дуют сильные ветры?
Из пшеничной муки пекут белый хлеб.
Девочка сварила кашу из риса. Какую кашу сварила девочка?
Какие существительные относятся к 3 склонению?
Начерти замкнутую ломаную линию.
Сколько раз в неделю нужно поливать цветы?
По вечерам ребята, которые живут в интернате, смотрят фильмы.
Сколько часов в день ты бываешь на воздухе?
Ты плавал когда-нибудь на теплоходе?
Дети задавали родителям вопросы, а они отвечали на них.
Зимой во время прогулки дети играют в снежки, строят крепости, лепят снежную бабу.
Какие слова называются глаголами?
Придумай и скажи два наречия.
Каких космонавтов ты знаешь?
Что больше: половина метра или 50 см?
Ты умеешь пользоваться компасом?
В начале осени я с мамой и сестрой поехала в лес.
В роще было светло, пели птицы.
Лиса быстро вскочила и хотела схватить белочку.
Витя сказал, что его папу зовут Степан Петрович.
Ребята с вожатой пошли в поход.
Зима засыпала снегом деревья и кусты.
Каких космонавтов ты знаешь?
Наша зима снегирям кажется теплой.
Толя достал из портфеля треугольник и отдал его мальчику.
Пограничники подошли к дереву и увидели маленького олененка.
Когда Ира пришла в школу, ребята решили, что помогут ей.
Все ребята поют песни про Новый год и елку.
В синем небе сияло золотое весеннее солнце.
Скворец приносит большую пользу саду, огороду, лесу.
Предложение выражает законченную мысль.
Утром я шёл с товарищами в школу.
На опушке желтеют молодые березки.
Дети сидели во дворе и разговаривали.
Когда начинают собирать фрукты в садах?
Температуру воздуха измеряют термометром.
Реши пример: 28:4 (...,.).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.