«Сохранение и укрепление психического и физического здоровья учащихся начального звена путем внедрения здоровье сберегающих технологий в школе-интернат для детей с ОВЗ»
Оценка 4.9

«Сохранение и укрепление психического и физического здоровья учащихся начального звена путем внедрения здоровье сберегающих технологий в школе-интернат для детей с ОВЗ»

Оценка 4.9
docx
21.12.2023
«Сохранение и укрепление психического и физического здоровья учащихся начального звена путем внедрения здоровье сберегающих технологий в школе-интернат для детей с ОВЗ»
выступление , доклад.docx

Доклад на тему:

«Сохранение и укрепление психического и физического здоровья учащихся начального звена путем внедрения здоровье сберегающих технологий в школе-интернат для детей с ОВЗ»

Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаю невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровье сберегающих технологий. В нашей школе-интернате активно используются здоровье сберегающие технологии, посредством которых происходит оздоровление детей. Такие словосочетания, как «здоровье сберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы всех педагогов школы.

 С ХХI веком в нашу жизнь стремительно вошли новые методы и технологии, которые далеко не всегда положительно сказываются на здоровье людей. Существует градация факторов, влияющих на здоровье человека в процентном отношении: Наследственность, определяют здоровье на 20%; Условия внешней среды – на 20%;, Деятельность системы здравоохранения – на 10%; Образ жизни человека – на 50%.Печально, что нарушения в здоровье детей, связанные с вышеперечисленными факторами проявляются уже в раннем возрасте, а коррекция начинается в дошкольном или школьном. Визуально очень трудно без грамотной диагностики определить отклонения в развитии маленького ребенка. Они как бы замаскированы детской живостью, подвижностью. Ребенок не замечает своего нездоровья, и взрослые совершенно о нем не подозревают.

Правильно подобранные физические упражнения для определенного возраста, правильно организованная образовательная деятельность, способствуют лучшему и быстрому физическому совершенствованию. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма, повышают деятельность лейкоцитов. Работая в детском саду, понимаешь, что показатели здоровья детей требует принятия эффективных мер по улучшению их здоровья. Но как это сделать, какими средствами и путями?

Первое, с чем мы сталкиваемся - это слабое физическое развитие детей при поступлении в начальную школу. Общая картина такова: дети испытывают "двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки, вследствие чего визуально у них наблюдается неуклюжесть, мешковатость, жестикуляция и мимика вялая, при ходьбе волочат за собой ноги, чувствуется скованность, неуверенность, голова опущена, нет гордости в осанке.

Поэтому, мы пришли к выводу, что многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического и физического развития. Главное, чтобы все формы двигательной активности и двигательной деятельности, реализуемые в процессе физического воспитания в начальной школе, как организованные, так и самостоятельные, благоприятно отразились и на развитии моторики, и на здоровье, способствовали повышению выносливости.

 

    Особое внимание в работе уделяю дыхательной гимнастике, пальчиковой гимнастике, профилактике плоскостопия и нарушений в осанке, массажу, ритмопластике. Все эти упражнения, наряду с другими программными заданиями, можно включать  в организованные занятия физкультурой,  при соблюдении индивидуального подхода к детям.

Профилактика плоскостопия  должна включать определенные меры предосторожности. Необходимо обязательно рассказать о правилах подбора обуви на родительском собрании. Предотвратить многие неприятности со здоровьем (в том числе и плоскостопие) могут специально разработанные физические занятия, гимнастика, в которой подвижный детский организм очень нуждается.

Существуют также оздоровительные методики, направленные на точечное воздействие на стопы. Это хождение по иммитационным материалам в виде дорожек из пуговиц, трубочек пластмассовых, деревянных ребристые дорожки, мешочков  с разными наполнителя (песок, греча, рис, мука). Но нужно обязательно выбирать безопасные поверхности, без острых предметов.

 В  физкультурные занятия включаю упражнения с мячами; обручами, веревками разной толщины, деревянные сферы, массажные резиновые сферы - разные виды ходьбы. Массаж стоп палочками для профилактики плоскостопия, ходьба по краю обруча. «Профилактический ручной массаж кистей и стоп» резиновыми массажными мячами . Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. и т.д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики). Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла. Дети , проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики, выполняют упражнения  сначала  правой затем  левой рукой. Использование данных пособий систематически и целенаправленно повышает кожно-мышечный тонус, улучшает кровообращение и окислительно- восстановительные процессы в мышцах, суставах, тканях, развивают равновесие и координацию движений.

Работая с детьми с нарушениями здоровья  мы используем коррекционные технологии:

Дыхательная гимнастика : от правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Еще древние восточные мудрецы, создатели различных дыхательных систем, придавали большое значение дыхательным упражнениям. Считалось, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма, регулируется состояние нервной системы. Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Комплексы дыхательной гимнастики мы включаем и в утренний отрезок времени и в вечерний, в комплексы утренней гимнастики и физкультурных занятий. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека.

Пальчиковая гимнастика : которая не только улучшает мелкую моторику, но в сочетании с речью, учит детей согласовывать свои действия, она служит для развития у детей ручной умелости мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращают учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает фантазию, проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно, стимулирует речь, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами.

Артикуляционная гимнастика : регулярное выполнение помогает : улучшить кровоснабжение артикуляционных органов, улучшить подвижность артикуляционных органов; укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; уменьшить напряжённость артикуляционных органов;

Зрительная гимнастика: 90%  всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. Целью проведения зрительной гимнастики - является формирование у детей д/возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, она проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность.    Зрительную гимнастику мы проводим регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек. Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать. Надо следить за напряжением глаз, и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения.

Подвижные и спортивные игры: проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия. Игры подбираются в соответствии с возрастом детей.

По результатам мониторинга состояния здоровья детей  наибольшее число заболеваний относится к ОРЗ. Есть много различных способов профилактики и лечения ОРЗ, но один из самых простых, эффективных и безвредных – это массаж особых зон на коже, которые связаны с важными регуляторами деятельности внутренних органов. «Массаж волшебных точек ушек» полезен для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Нельзя учить детей быть здоровыми, если сами взрослые не заботятся о своем здоровье. Это касается как родителей, так и учителей. В нашей школе уделяется большое внимание укреплению и сохранению здоровья самих педагогов. Педагоги вместе с детьми каждый день делают физкультминутки, принимают активное участие в физкультурных и оздоровительных мероприятиях, функционирует танцевальный кружок, многие дети посещают спортивные секции. Психолог проводит один раз в 2 недели занятия с педагогами по темам: «Как распознать стресс», «Снятие стресса», «Проблемы педагогического выгорания», Тренинги для снятия психо- эмоционального напряжения.  Использование в физкультурно-оздоровительной работе инновационных технологий, показало необходимость их применения и в дальнейшем. У детей появился эмоциональный отклик на физическую активность, спортивный интерес, азарт. Педагоги стали замечать, что у них появилась выносливость в различных видах деятельности, повысилась умственная трудоспособность, усидчивость, они стали выдержаннее и внимательнее. И ещё самое главное то, что улучшилась эмоционально- двигательная сфера ребёнка. Наибольшее эмоциональное воздействие на ребят оказывают физкультурные минутки, в которых движения сопровождаются стихотворным текстом, песней. Дети активно занимаются на тренажерах, в процессе занятий прорабатывается вся группа мышц, корректируется осанка, развивается координация движений. После активных игр и занятий дети любят проводить «минутки расслабления» как мы их называем, где дети спокойно сидят, расслабив все мышцы, развивается детское воображение, фантазия. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Для того чтобы дети были активны, любознательны и здоровы мы стараемся чтобы жизнь их в школе была интересна и разнообразна и так как главным компонентом в обучении школьников начального звена является игра, то мы с детьми очень много играем, игры проводятся самые разнообразные. Игры могут проводиться как индивидуально, так и коллективно. Наблюдая за тем, как дети выполняют забавные игровые задания, можно в определенной степени оценить уровень их физической подготовленности, степень развитости физических качеств, уровень зрелости нервных процессов.  Длительность игр зависит от их содержания и может варьироваться от 2 до 5 минут. Общая длительность игр в среднем составляет 15 минут. Проводить игры можно как с музыкальным сопровождением, так и без него. Но поскольку игровые задания строго ограничены по времени, требуется отчетливый, резкий звуковой сигнал (свисток).

Игры не должны повторяться (может быть изредка), чтобы детям было интересно. Поэтому в арсенале педагога их должно быть много.

Создавая условия, способствующие охране и укреплению психофизического здоровья детей, повышению сопротивляемости и защитных сил организма, совершенствованию их физического развития, используя в своей работе средства разнообразных здоровье сберегающих технологий , мы добиваемся положительных результатов и это можно увидеть по результатам мониторинга физического развития, снизилась заболеваемость детей, они стали гибче, выносливее, появилось качество в технике выполнения движений и выразительность в моторике. У детей появился эмоциональный отклик на физическую активность, спортивная страсть, интерес, азарт. Я стала замечать, что у них появилась выносливость в различных видах деятельности, повысилась умственная трудоспособность, усидчивость, они стали выдержаннее и внимательнее. И ещё самое главное то, что улучшилась эмоционально - двигательная сфера ребёнка. У детей наблюдается гордая осанка, в движениях свобода и непринуждённость, появилась естественность и разнообразие в жестикуляции и позах, взгляд прямой, открытый, заинтересованный, выражение лица радостное, светлое, осмысленное, мимика живая, выразительная, речь становится внятной и мелодичной. Свою работу строю по принципу: «уча других – учишься сам». На занятиях я веду себя в роли помощника, а не педагога, именно такой прием активизирует активность ребенка, способствует самостоятельности и самовыражению через движение. Во время занятий у детей улучшается настроение, появляется чувство радости , удовольствия . И еще каждый ребенок должен знать , что он важен и нужен. «Мой успех – это успех моих детей». Я своим детям говорю: «Главное для меня - научить вас быть здоровыми. Я не ставлю своей целью достижения высоких результатов путем форсированного формирования тех или иных навыков. Моя задача заключается в том, чтобы помочь детям проявить собственные потенциальные возможности данные ему от рождения, а они есть у каждого.

Учитель физического воспитания Погодина Олеся Евгеньевна.


 

Доклад на тему: «Сохранение и укрепление психического и физического здоровья учащихся начального звена путем внедрения здоровье сберегающих технологий в школе-интернат для детей с

Доклад на тему: «Сохранение и укрепление психического и физического здоровья учащихся начального звена путем внедрения здоровье сберегающих технологий в школе-интернат для детей с

Особое внимание в работе уделяю дыхательной гимнастике, пальчиковой гимнастике, профилактике плоскостопия и нарушений в осанке, массажу, ритмопластике

Особое внимание в работе уделяю дыхательной гимнастике, пальчиковой гимнастике, профилактике плоскостопия и нарушений в осанке, массажу, ритмопластике

Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами

Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами

Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов

Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.12.2023