Сохранение историко-культурного наследия
и патриотическое воспитание обучающихся
в объединении «Казачий всполох»
Сон Надежда Валерьевна,
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества» город Анива,
педагог дополнительного образования
г. Анива,
2019 г.
В современных условиях одной из основных задач образования является формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, поэтому приоритетное направление деятельности объединения «Казачий всполох» является гражданско-патриотическое воспитание.
Актуальность общеобразовательной программы «Казачий всполох» вызвана как позитивными, так и негативными тенденциями развития Российского общества. С одной стороны, усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, развивается диалог культур, Россия активно включается в мировое сообщество. Все это повышает социальный запрос на духовно-нравственную, творческую, деятельную, развивающуюся личность. С другой стороны, низкий уровень духовной культуры общества, подрастающего поколения, привлекательной становится «легкая культура», освоение которой не требует от человека серьезной умственной и душевной работы, проявляются непонимание значимости культурно-исторических памятников, низкая культура чувств.
Понимая актуальность данной проблемы и учитывая федеральный заказ на воспитание гражданина-патриота, в январе 2016 года была разработана общеобразовательная общеразвивающая программа «Казачий всполох», ориентированная на детей от 8 до 18 лет. Реализация программы способствует углублению знаний учащихся о казачестве России, его исторических и культурных традиций, воспитанию уважительного отношения к ветеранам войны и труда, приобретению высоких духовных и физических качеств, пропаганде и утверждению здорового образа жизни среди подростков, готовность успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Цель программы:
Создание благоприятных условий для интеллектуального, культурного, физического и духовно-нравственного развития обучающихся, чувства патриотизма и творческих способностей через знакомство с традиционной музыкальной культурой казачества.
Задачи:
Образовательные
· расширить представление учащихся об исторически сложившихся традиций казачества и фольклора, краеведения, этических норм светского общения, о пропаганде здорового образа жизни, укрепление физической закалки и выносливости;
· содействовать овладению учащимися основами знаний о бытовых и духовных традициях, правил поведения казаков, познакомить их с составом и структурой фольклора.
· обучить учащихся строевой и огневой подготовке, защите от оружия массового поражения, действиям на поле боя, по рукопашному бою,
Воспитывающие
· содействовать формированию у учащихся гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, возрождение духовных, исторических и военно-патриотических традиций казачества;
· содействовать формированию лидерских качеств обучающихся, активной жизненной позиции, сознательной дисциплины;
· содействовать формированию осознания учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни.
· воспитывать у обучающихся уважения к казачьей культуре и фольклору;
Развивающие
· содействовать укреплению опорно-двигательного аппарата и гармоничному развитию необходимых физических качеств; приобретение умений и навыков в преодолении препятствий природного и специального характера; приобщение к здоровому образу жизни, отказ от вредных привычек;
· развивать у учащихся морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
· развивать у учащихся различных форм самообслуживания, участие в различных видах общественно-полезного труда, уход за учебным вооружением, техникой и имуществом.
Главная особенность программы «Казачий всполох» заключается в том, что оно формирует не просто гражданина, а гражданина-патриота, горячо любящего свою Родину, свой край, готового достойно и самоотверженно служить ей верой и правдой. Сегодня одним из основных направлений патриотического воспитания является воспитание учащихся на базе культуры и традиций казачества, использование накопленного веками богатейшего опыта народного образования и воспитания.
Основной формой работы является групповое занятие, проведение фольклорных и казачьих праздников, экскурсии, встречи с представителями казачества, экскурсии в музей, встреча с коллективами художественной самодеятельности.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда было одной из важнейших задач современного государства. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Патриотизм – одна из главных черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Вместе с тем, воспитание патриотизма – это неустанная работа по формированию у учащегося чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Ключевым для дополнительной общеобразовательной программы является военно-патриотическое воспитание, которое осуществляется через традиционную культуру казачества, которое включает в себя фольклор (песни, пословицы, поговорки, легенды, сказки, байки), традиции, обряды и ритуалы, праздники и обычаи, самобытный говор, различные формы повседневного быта, труда и отдыха казаков.
Сегодня в объединении занимается 17 человек. Ребята исполняют казачьи песни, выполняют элементы строевой подготовки, знакомятся с искусством фланкировки, изучают казачьи игры, народные казачьи танцы, постигают искусство карвинга. С 1 октября 2018 г. объединение регулярно посещает тир с целью освоения навыков стрельбы. В дальнейшем ребята намерены выступать на соревнованиях по данному виду спорта.
Систематически пополняется материальная база объединения: приобретены казачье оружие (шашки, нагайки, автоматы), казачья одежда (кубанки, брюки, бешметы, сапоги), парадная одежда – парадная форма Уссурийского казачьего войска.
В перспективе мы планируем наладить совместную работу с конным клубом и создать полосу препятствия на территории Дома детского творчества.
Сегодня коллектив с успехом выступает на различных концертных площадках в значимых общественных мероприятиях города, района и области, таких как празднование Дня воинской части, Дня народного единства, Дня города, участие в межнациональном фестивале «В семье единой», в областных парадах, посвященных Дню победы и Дню окончания второй мировой войны. За 4 года существования объединения ребята приняли участие в 50 мероприятиях различного уровня, за что неоднократно награждались грамотами, дипломами, благодарственными письмами. В результате коллектив является дипломантом I степени в конкурсе «Парад атаманцев» регионального этапа Российского детского фестиваля «Казачок» (2016, 2017, 2018 годах), призером в личном зачете регионального этапа Всероссийской военно-спортивной игры «Казачий сполох» (2017 г.), призером (V место из 85 команд) во Всероссийской военно-спортивной игре «Победа», г. Москва (2018). В данных мероприятиях отличились Ерохин Денис, Романовский Владислав, Че Ок Хи, (Алина) – выпускники объедения, а также Сон Грэйс Унэ, Сон Давид, Степанцов Егор и др. В копилке достижений объединения восемнадцать первых мест, одиннадцать вторых мест, шестнадцать третьих мест в личном зачете.
Участники «Казачьего всполоха» - сплоченный коллектив со своими традициями, который не только выступает, но и дружно проводит досуг, посещают мероприятия, организуют совместный отдых (пикники, просмотры фильмов, чаепития, фотоссесии, тематические концерты).
Система воспитательной работы нашего объединения предполагает, что каждое воспитательное мероприятие, которое мы организуем объединяют детей и подростков, создают условия для развития творческой инициативы молодёжи, выявляют одаренных детей, воспитывают у ребят любовь к родному краю, его культуре, традициям и обычаям, создают условия для популяризации казачьей культуры в обществе.
Литература
1. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников. - 2002. – № 7. 4. История и традиции народов России. Москва «Дрофа», 2007.
2. Мирук М. В., Еременко Е. Н., Чуп О. В. История и культура кубанского казачества. -Краснодар: Традиция, 2009.
3. Методическое пособие по организации и проведению поисковой работы (сборник материалов). Смоленск «Долг», 1999. 6. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. — М.: «Образование», 2002.
4. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.
5. Бондарь Н.И. Календарные праздники и обряды кубанского казачества. Краснодар, 2003.
Информационное обеспечение программы (Интернет-ресурсы).
• Министерство образования и науки России http://www.mon.gov.ru
• Министерство образования Сахалинской области http://obrazovanie.admsakhalin.ru/
Образовательные порталы
• Федеральный портал http://www.edu.ru
• Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru
• Всероссийский интернет-педсовет http://pedsovet.org
• Портал творческих учителей http://www.it-n.ru/
• Сайт работников образования http://ap.nsportal.ru
Информационно-правовые порталы
• Рубрикон: энциклопедии, словари, справочники http://www.rubricon.com
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.