«Сохранение и развитие культурных традиций русского народа в технике лоскутного шитья на примере элементов в одежде и интерьере».
Оценка 5
Исследовательские работы
docx
технология
10 кл
26.01.2018
Мир, к котором живет современное поколение динамичен, взаимосвязан и противоречив. С одной стороны молодежь следит за западной модой, навязанной нам модными журналами и рекламными роликами, с другой – все чаще проявляется интерес к русской культуре. Растет интерес к народным ярмаркам, фестивалям, праздникам славянской культуры.
В последние годы все острее встает вопрос о необходимости возрождения русских национальных традиций.
проект таня.docx
Государственное Бюджетное Учреждение Школа №763
Исследовательский проект на тему: «Сохранение и развитие культурных
традиций русского народа в технике лоскутного шитья на примере
элементов в одежде и интерьере».
Автор работы: Ивакина Татьяна
Ученица 10 «А» класса
ГБОУ Школа №763 УК3
Руководитель: Ширяева Анна Юрьевна
Учитель технологии Москва 2018
План работы
Введение.
1.История возникновения и развития лоскутного шитья.
2.Основные виды лоскутного шитья.
3.Применение лоскутной техники в современном костюме.
4.Формирование эстетического вкуса.
Заключение. Введение
Мир, к котором живет современное поколение динамичен, взаимосвязан и
противоречив. С одной стороны молодежь следит за западной модой,
навязанной нам модными журналами и рекламными роликами, с другой – все
чаще проявляется интерес к русской культуре. Растет интерес к народным
ярмаркам, фестивалям, праздникам славянской культуры.
В последние годы все острее встает вопрос о необходимости возрождения
русских национальных традиций. Каждый человек должен знать историю
своего народа, иметь представление о своих корнях, знать, любить и уважать
традиции своих предков. Это делает проблему моего исследования
достаточно актуальной. Лоскутная техника как элемент культуры,
представляет особый интерес при изучении национальных особенностей и
традиций любого народа. Необходимо изучать, возрождать и развивать
богатые традиции русской культуры.
Для меня эта тема тоже представляет особый интерес. Впервые
познакомившись на уроках МХК с понятием «лоскутное шитье», я захотела
как можно больше узнать об этой технике и об использовании ее в быту
русского человека и в современном интерьере.
Таким образом, целью исследования моей работы стало: изучить историю
возникновения лоскутного шитья в России и использование лоскутного шитья
в современной одежде и предметах интерьера.
Задачи:
собрать и проанализировать имеющуюся информацию по проблеме
исследования;
выяснить историю возникновения лоскутной техники; рассмотреть использование лоскутного шитья в современной моде;
1
пробудить интерес к народному творчеству как к одному из средств
возрождения русских национальных традиций.
1. История возникновения и развитие лоскутного шитья.
Вот что говорится в книге Т.А.Мазурик «Лоскутное шитье. От ремесла к
искусству» о зарождении этого декоративноприкладного творчества:
«Лоскутная работа зарождалась и развивалась, повидимому, независимо у
разных народов. В музеях мира хранятся образцы, наглядно указывающие на
глубокую древность этого ремесла. Вообще следует различать народную
лоскутную традицию, неразрывно связанную с самим укладом крестьянской
жизни на Руси.» /1/
Лоскутное шитье изначально зародилось и развивалось в крестьянской среде.
Это была не творческая работа, а необходимость, так как до XVIII века
одежда на Руси была домотканной. Трудоемкая работа по изготовлению ткани
не позволяла расточительно относиться к сотканному полотну. Старые вещи
разрезались, лоскутки сортировались.Все что годилось для шитья шло на
лоскутные занавески и одеяла. Из очень поношенного плели дорожки, шили
коврикиполовички.
О сохранении и использовании всевозможных лоскутов очень правильно, на
мой взгляд, говориться в книге «Домострой» XVI вв. ««Если случится одежду
какую кроить себе и жене или детям и работникам… так уж сам господин с
госпожой смотрят и подбирают товар, остатки же и обрезки хранят. Остатки
же и обрезки разные ко всему пригодятся в домашнем деле, заплату поставить
на обветшавшей одежде, или новую удлинить, или какую из них починить»./9 / С появлением первых ситцев в XVIII веке, развитием фабрик, и
соответственно, удешевлением материала в XIX веке, а так же благодаря
2
изобретению швейной машины, появились новые возможности для развития
лоскутной традиции.
Вот что сказано в книге Е. Каминской : «Набивными ситцевыми лоскутками
сначала стали украшать девичьи и женские сарафаны. Чаще всего это были
полосы из простых геометрических фигур – треугольников, квадратов,
прямоугольников, ромбов.
Фартук (запон) часто полностью состоял из нашитых на ситцевую основу
полосок разного цвета. Специальный термин – вошва – обозначал в ХIХ веке
лоскут, пришиваемый для украшения к основной одежде.» /2/
Итак, дешевые, практичные , красочные ситцы начали охотно использоваться
не только в крестьянских, но и городских домах: из них шили одежду, а из
разноцветных остатков – лоскутные одеяла.
Сегодня современные мастера предпочитают использовать новую ткань. А
лоскутные одеяла в современных домах – не признак бедности, а напротив,
оригинальный способ сделать свой интерьер более уютным и теплым.
/Приложение 1/
По мнению Т.А.Мазурик: «Лоскутные работы в русском стиле отличаются
особой яркостью, «весельем» красок. Для них характерно многоцветье,
гармоничное сочетание пестрого с пестрым, а так же умелое использование в
одном изделии тканей разных фактур».
Вот что говорит о лоскутном шитье искусствовед Ю.Иванова: «С
прагматичной точки зрения, лосутное шитье является довольно
бессмысленным занятием. Зачем собирать из кусочков то, что можно сшить из
целой ткани? Смысл же этой затеи в том, что в результате кусочки и обрезки соединенные между собой, создают уникальные полотна, каких никогда не
было раньше./3/
3
2.Основные виды лоскутного шитья.
Изучая этот вид декоративноприкладного творчества, я узнала, что
существует много видов и техник для изготовления тех или иных изделий.
Сейчас данный вид декоративноприкладного творчества принято называть
пэчворком.
Пэчворк лоскутная аппликация или
шитье из лоскутов путем накладывания
мелких деталей на более крупные (от англ.
patch –заплатка или кусочек ткани,
лоскут; work–работа).
В отличии от моделирования одежды при
создании предметов интерьера, например панно
или покрывала, здесь возможно применение
тканей любого вида, фактуры, расцветки. /4/
Квилтинг – вид рукоделия, при котором в ручную или на машине
прошивается не менее трех слоев ткани
в квилте верхний слой – декоративный, средний прокладка и нижний –
подкладка. Все три слоя простегиваются вместе. 4
Традиционные «деревенские» узоры отечественной лоскутной техники
несложная мозаика из полосок, квадратов и
треугольников ярких, контрастных тонов/1/.
Так же интересны объемные технологии в русском лоскутном шитье. Когда
каждый лоскуток, вырезанный с помощью лекала складывают в треугольник,
затем группируют треугольники рядами и
настрачивают по кругу на основу из плотной ткани. /
1/
Японский пэчворк – это технология
лоскутного шитья, объединившая восточные
и западные традиции. В ней активно
используется стежка, а предпочтение
отдается шелковым тканям, из которых
можно изготовить и шикарное лоскутное
покрывало, и панно, и одежду. В основе
узоров лежат традиционные геометрические
формы: квадраты, треугольники, ромбы, уголки. Из лоскутков можно сшить самые разные вещи: тряпичных кукол, картины,
панно, одеяла, покрывала, подушки, прихватки, коврики и многое другое.
/Приложение 2/.
5
3.Применение лоскутной техники в современном костюме.
По мнению Р.В.Захаржевской «Неотъемлемым достоянием каждого
народа является национальный костюм, как яркий самобытный элемент
культуры и синтез различных видов творческой деятельности. Искусство
современного костюма не может развиваться в отрыве от народных,
национальных традиций, без глубокого изучения которых невозможно
прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства». /5/
Традиционный русский костюм является ярким примером для современных
дизайнеров и художников.
Искру интереса к русскому костюму разожгла в начале ХХ века важная
фигура, почитающая народные традиции в модной одежде, – Надежда
Петровна Ламанова. В 1925 году Н. Ламанова представила модели на
Всемирной Международной выставке в Париже. Эта выставка была
организована под девизом «Только новое, только простое и удобное»; она
знаменовала собой развитие нового стиля, получившего название
конструктивизм.
Ламанова преподнесла всеобщему вниманию
завораживающие наряды, выполненные из рушников, и на удивление всем
получила наивысшую награду выставки – Гранпри. /6/
Еще одним модельером, привносящим красоту русского традиционного
костюма в современную одежду, можно по праву назвать Вячеслава
Михайловича Зайцева.
Знаменитый модельер так говорит о народном костюме: « Я серьезно
отношусь к национальным костюмам всех стран, особенно к русскому, ведь
самое мудрое, что создает каждый народ, это национальный костюм»./7/ Народный русский костюм продолжает
быть неиссякаемым источником вдохновения и в
наши дни.
6
Современные дизайнеры одежды часто
обращаются за идеями к народным традициям, как, например, завсегдатай
модных показов Ксения Дмитриева.
Ее творчество одновременно является
синтезом истории, фольклора, традиции и
современности.
Отличительной чертой её авторского
костюма является использование лоскутной
техники, виртуозное владение которой
делает каждое творение уникальным./10/
До сегодняшнего дня фолкстиль остается в моде. Народный костюм – это не
только образец красоты, но и часть художественной культуры народа.
4. Формирование эстетического вкуса.
Изучив историю возникновения лоскутного шитья и посмотрев работы
ведущих дизайнеров я подумала, что через познание этого вида декоративно
прикладного творчества можно более глубоко изучать историю, традиции и
особенности культуры русского народа. А что бы сохранялись и развивались
культурные традиции, для этого надо вырабатывать систему художественного
и эстетического воспитания у современной молодежи.
Следует обратить внимание на взаимовлияние традиционного лоскутного
шитья, ткачества, вышивки, плетения из бересты, резьбы и росписи по дереву.
Вот почему так важно для понимания особенностей традиционного
лоскутного шитья посещать музеи декоративноприкладного искусства, выставки произведений народного творчества. Знакомство с любыми
произведениями народного искусства, не только лоскутным шитьем,
настраивает на восприятие прекрасного, формирует эстетический вкус и
эстетическое суждение./11 /
7
В разных техниках лоскутного шитья можно встретить элементы растений и
цветов, мастера нередко вдохновляются картинами природы. Вот как писал
К.Д.Ушинский о влиянии природы: «А воля, а простор, прекрасные
окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая
весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями?»
«Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни
глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное
воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно
соперничать влиянию педагога» /8/.
Заключение
Применение лоскутной техники на протяжении веков сопровождало быт
русского человека. Многие изделия бережно хранились в семьях и
передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их
изготовления. В наше время техника «пэчворк» пользуется все большей
популярностью. Пэчворк в нашей стране не только обретает новую жизнь, но и
переживает период своего возрождения.
Изучив историю возникновения лоскутного шитья и посмотрев работы
ведущих дизайнеров я могу сделать вывод, что не утрачены традиции,
делающие как предметы интерьера, так и одежду в народном стиле синтезом
различных видов декоративного творчества, которые актуальны в
современной моде. 8
Список использованной литературы
1. Мазурик Т.А. Лоскутное шитье. От ремесла к искусству. СПб.
Паритет.2004г.
2. Каминская Е., Матюхина Ю., Пастухова Г. Лоскутное шитье. Ростов
и/Д: Владис:М.: РИПОЛ классик, 2009г.
3. Иванова Ю. Игра в лоскуты Веры Щербаковой. М., Культура и
традиции. 2007г.
4. Криста Рольф. Пэчворк. М.: Арт – Родник,2005г.
5. Захаржевская Р.В. История костюма. От античности до
современности/ Раиса Владимировна Захаржевская . 3е изд., доп.
М.: РИПОЛ классик, 2007г.
6. Журнал Мода и стиль. М.: Аванта+,2002г.
7. Зайцев В. Журнал «Народное творчество» М.: Финтрекс, 2006г. №4.
8. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. М.:
Просвещение, 2007г.
Интернетресурсы:
9. http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1976
10.
http://ahdi.ru/avtorskijkostyum/dmitrievakseniya
11.http://www.crosskpk.ru/ims/02908/los/html/istor/istor.htm Приложение 1. Приложение 2 План работы
Введение.
1.История возникновения и развития лоскутного шитья.
2.Основные виды лоскутного шитья.
3.Применение лоскутной техники в современном костюме.
4.Формирование эстетического вкуса.
Заключение.
Список использованной литературы.
«Сохранение и развитие культурных традиций русского народа в технике лоскутного шитья на примере элементов в одежде и интерьере».
«Сохранение и развитие культурных традиций русского народа в технике лоскутного шитья на примере элементов в одежде и интерьере».
«Сохранение и развитие культурных традиций русского народа в технике лоскутного шитья на примере элементов в одежде и интерьере».
«Сохранение и развитие культурных традиций русского народа в технике лоскутного шитья на примере элементов в одежде и интерьере».
«Сохранение и развитие культурных традиций русского народа в технике лоскутного шитья на примере элементов в одежде и интерьере».
«Сохранение и развитие культурных традиций русского народа в технике лоскутного шитья на примере элементов в одежде и интерьере».
«Сохранение и развитие культурных традиций русского народа в технике лоскутного шитья на примере элементов в одежде и интерьере».
«Сохранение и развитие культурных традиций русского народа в технике лоскутного шитья на примере элементов в одежде и интерьере».
«Сохранение и развитие культурных традиций русского народа в технике лоскутного шитья на примере элементов в одежде и интерьере».
«Сохранение и развитие культурных традиций русского народа в технике лоскутного шитья на примере элементов в одежде и интерьере».
«Сохранение и развитие культурных традиций русского народа в технике лоскутного шитья на примере элементов в одежде и интерьере».
«Сохранение и развитие культурных традиций русского народа в технике лоскутного шитья на примере элементов в одежде и интерьере».
«Сохранение и развитие культурных традиций русского народа в технике лоскутного шитья на примере элементов в одежде и интерьере».
«Сохранение и развитие культурных традиций русского народа в технике лоскутного шитья на примере элементов в одежде и интерьере».
«Сохранение и развитие культурных традиций русского народа в технике лоскутного шитья на примере элементов в одежде и интерьере».
«Сохранение и развитие культурных традиций русского народа в технике лоскутного шитья на примере элементов в одежде и интерьере».
«Сохранение и развитие культурных традиций русского народа в технике лоскутного шитья на примере элементов в одежде и интерьере».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.