«Сохранение и развитие культурных традиций русского народа в технике лоскутного шитья на примере элементов в одежде и интерьере».
Оценка 5

«Сохранение и развитие культурных традиций русского народа в технике лоскутного шитья на примере элементов в одежде и интерьере».

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
технология
10 кл
26.01.2018
«Сохранение и развитие культурных традиций русского народа в технике лоскутного шитья на примере элементов в одежде и интерьере».
Мир, к котором живет современное поколение динамичен, взаимосвязан и противоречив. С одной стороны молодежь следит за западной модой, навязанной нам модными журналами и рекламными роликами, с другой – все чаще проявляется интерес к русской культуре. Растет интерес к народным ярмаркам, фестивалям, праздникам славянской культуры. В последние годы все острее встает вопрос о необходимости возрождения русских национальных традиций.
проект таня.docx
Государственное Бюджетное Учреждение Школа №763 Исследовательский проект на тему: «Сохранение и развитие культурных традиций русского народа в технике лоскутного шитья на примере элементов в одежде и интерьере». Автор работы: Ивакина Татьяна Ученица 10 «А» класса  ГБОУ Школа №763 УК­3 Руководитель: Ширяева Анна Юрьевна Учитель технологии Москва 2018 План работы Введение. 1.История возникновения и развития лоскутного шитья. 2.Основные виды лоскутного шитья. 3.Применение лоскутной техники в современном костюме. 4.Формирование эстетического вкуса. Заключение. Введение Мир, к котором живет современное поколение динамичен, взаимосвязан и  противоречив. С одной стороны молодежь следит за западной модой,  навязанной нам модными журналами и рекламными роликами, с другой – все  чаще проявляется интерес к русской культуре. Растет интерес к народным  ярмаркам, фестивалям, праздникам славянской культуры. В последние годы все острее встает вопрос о необходимости возрождения  русских национальных традиций. Каждый человек должен знать историю  своего народа, иметь представление о своих корнях, знать, любить и уважать  традиции своих предков. Это делает проблему моего исследования  достаточно актуальной.  Лоскутная техника как элемент культуры,  представляет особый интерес при изучении национальных особенностей и  традиций любого народа. Необходимо изучать, возрождать и развивать  богатые традиции русской культуры.  Для меня эта тема тоже представляет особый интерес.  Впервые  познакомившись на уроках МХК с понятием «лоскутное шитье», я захотела  как можно больше узнать об этой технике и об использовании ее в быту  русского человека и в современном интерьере. Таким образом, целью исследования моей работы стало: изучить историю  возникновения лоскутного шитья в России и использование лоскутного шитья  в современной одежде и предметах интерьера. Задачи:   собрать и проанализировать имеющуюся информацию по проблеме  исследования;  выяснить историю возникновения лоскутной техники;  рассмотреть использование лоскутного шитья в современной моде; 1  пробудить интерес к народному творчеству как к одному из средств  возрождения русских национальных традиций. 1. История возникновения и развитие лоскутного шитья. Вот что говорится в книге Т.А.Мазурик «Лоскутное шитье. От ремесла к  искусству» о зарождении этого декоративно­прикладного творчества:  «Лоскутная работа зарождалась и развивалась, по­видимому, независимо у  разных народов. В музеях мира хранятся образцы, наглядно указывающие на  глубокую древность этого ремесла. Вообще следует различать народную  лоскутную традицию, неразрывно связанную с самим укладом крестьянской  жизни на Руси.» /1/ Лоскутное шитье изначально зародилось и развивалось в крестьянской среде. Это была не творческая работа, а необходимость, так как до XVIII века  одежда на Руси была домотканной. Трудоемкая работа по изготовлению ткани не позволяла расточительно относиться к сотканному полотну. Старые вещи  разрезались, лоскутки сортировались.Все что годилось для шитья шло на  лоскутные занавески и одеяла. Из очень поношенного плели дорожки, шили  коврики­половички. О сохранении и использовании всевозможных лоскутов очень правильно, на  мой взгляд, говориться в книге «Домострой» XVI вв. ««Если случится одежду какую кроить себе и жене или детям и работникам… так уж сам господин с  госпожой смотрят и подбирают товар, остатки же и обрезки хранят. Остатки  же и обрезки разные ко всему пригодятся в домашнем деле, заплату поставить на обветшавшей одежде, или новую удлинить, или какую из них починить»./9 / С появлением первых ситцев в XVIII веке, развитием фабрик, и  соответственно, удешевлением материала в XIX веке, а так же благодаря  2 изобретению швейной машины, появились новые возможности для развития  лоскутной традиции. Вот что сказано в книге Е. Каминской : «Набивными ситцевыми лоскутками  сначала стали украшать девичьи и женские сарафаны. Чаще всего это были  полосы из простых геометрических фигур – треугольников, квадратов,  прямоугольников, ромбов. Фартук (запон) часто полностью состоял из нашитых на ситцевую основу  полосок разного цвета. Специальный термин – вошва – обозначал в ХIХ веке  лоскут, пришиваемый для украшения к основной одежде.» /2/  Итак, дешевые, практичные , красочные ситцы начали охотно использоваться  не только в крестьянских, но и городских домах: из них шили одежду, а из  разноцветных остатков – лоскутные одеяла. Сегодня современные мастера предпочитают использовать новую ткань. А  лоскутные одеяла в современных домах – не признак бедности, а напротив,  оригинальный способ сделать свой интерьер более уютным и теплым.  /Приложение 1/ По мнению Т.А.Мазурик: «Лоскутные работы в русском стиле отличаются  особой яркостью, «весельем» красок. Для них характерно многоцветье,  гармоничное сочетание пестрого с пестрым, а так же умелое использование в  одном изделии тканей разных фактур». Вот что говорит о лоскутном шитье искусствовед Ю.Иванова: «С  прагматичной точки зрения, лосутное шитье является довольно  бессмысленным занятием. Зачем собирать из кусочков то, что можно сшить из целой ткани? Смысл же этой затеи в том, что в результате кусочки и обрезки соединенные между собой, создают уникальные полотна, каких никогда не  было раньше./3/ 3 2.Основные виды лоскутного шитья. Изучая этот вид декоративно­прикладного творчества, я узнала, что существует много видов и техник для изготовления тех или иных изделий. Сейчас данный вид декоративно­прикладного творчества принято называть  пэчворком. Пэчворк    ­     лоскутная   аппликация   или шитье   из   лоскутов   путем   накладывания мелких деталей на более крупные (от англ. patch  –заплатка   или   кусочек   ткани, лоскут; work–работа). В   отличии   от   моделирования   одежды   при создании предметов интерьера, например панно или   покрывала,   здесь   возможно   применение тканей любого вида, фактуры, расцветки. /4/ Квилтинг – вид рукоделия, при котором в ручную или на машине  прошивается не менее трех слоев ткани в квилте верхний слой – декоративный, средний прокладка и нижний –  подкладка. Все три слоя простегиваются вместе. 4 Традиционные «деревенские» узоры отечественной лоскутной техники  несложная мозаика из полосок, квадратов и  треугольников ярких, контрастных тонов/1/.                   Так же интересны объемные технологии в русском лоскутном шитье. Когда  каждый лоскуток, вырезанный с помощью лекала складывают в треугольник,  затем группируют треугольники рядами и  настрачивают по кругу на основу из плотной ткани. / 1/ Японский пэчворк – это технология  лоскутного шитья, объединившая восточные  и западные традиции. В ней активно  используется стежка, а предпочтение  отдается шелковым тканям, из которых  можно изготовить и шикарное лоскутное  покрывало, и панно, и одежду. В основе  узоров лежат традиционные геометрические  формы: квадраты, треугольники, ромбы, уголки. Из лоскутков можно сшить самые разные вещи: тряпичных кукол, картины,  панно, одеяла, покрывала, подушки, прихватки, коврики и многое другое.  /Приложение 2/. 5 3.Применение лоскутной техники в современном костюме. По   мнению   Р.В.Захаржевской   «Неотъемлемым   достоянием   каждого народа   является   национальный   костюм,   как   яркий   самобытный   элемент культуры   и   синтез   различных   видов   творческой   деятельности.   Искусство современного   костюма   не   может   развиваться   в   отрыве   от   народных, национальных   традиций,   без   глубокого   изучения   которых   невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства». /5/ Традиционный русский костюм является ярким примером для современных дизайнеров и художников.  Искру интереса к русскому костюму разожгла в начале ХХ века важная фигура,   почитающая   народные   традиции   в   модной   одежде,   –   Надежда Петровна   Ламанова.   В   1925   году   Н.   Ламанова   представила   модели   на Всемирной   Международной   выставке   в   Париже.   Эта   выставка   была организована под девизом «Только новое, только простое и удобное»; она знаменовала   собой   развитие   нового   стиля,   получившего   название конструктивизм.   Ламанова   преподнесла   всеобщему   вниманию завораживающие   наряды,   выполненные   из   рушников,   и   на   удивление   всем получила наивысшую награду выставки – Гранпри. /6/ Еще одним модельером, привносящим красоту русского традиционного костюма   в   современную   одежду,   можно   по   праву   назвать   Вячеслава Михайловича Зайцева.  Знаменитый   модельер   так   говорит   о   народном   костюме:   «   Я   серьезно отношусь к национальным костюмам всех стран, особенно к русскому, ведь самое мудрое, что создает каждый народ, ­ это национальный костюм»./7/ Народный   русский   костюм   продолжает быть неиссякаемым источником вдохновения и в наши дни.  6 Современные   дизайнеры   одежды   часто обращаются   за  идеями  к   народным   традициям,  как,  например,  завсегдатай модных показов Ксения Дмитриева. Ее творчество одновременно является  синтезом истории, фольклора, традиции и  современности. Отличительной чертой её авторского  костюма является использование лоскутной техники, виртуозное владение которой  делает каждое творение уникальным./10/ До сегодняшнего дня фолк­стиль остается в моде. Народный костюм – это не  только образец красоты, но и часть художественной культуры народа. 4. Формирование эстетического вкуса. Изучив историю возникновения лоскутного шитья и посмотрев работы  ведущих дизайнеров я подумала, что через познание этого вида декоративно­ прикладного творчества можно более глубоко изучать историю, традиции и  особенности культуры русского народа.  А что бы сохранялись и развивались  культурные традиции, для этого надо вырабатывать систему художественного и эстетического воспитания у современной молодежи. Следует обратить внимание на взаимовлияние традиционного лоскутного  шитья, ткачества, вышивки, плетения из бересты, резьбы и росписи по дереву.  Вот почему так важно для понимания особенностей традиционного  лоскутного шитья посещать музеи декоративно­прикладного искусства, выставки произведений народного творчества. Знакомство с любыми  произведениями народного искусства, не только лоскутным шитьем,  настраивает на восприятие прекрасного, формирует эстетический вкус и  эстетическое суждение./11 / 7 В разных техниках лоскутного шитья можно встретить элементы растений и цветов, мастера нередко вдохновляются картинами природы. Вот как писал К.Д.Ушинский   о   влиянии   природы:   «А   воля,   а   простор,   прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями?»  «Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое   убеждение,   что   прекрасный   ландшафт   имеет   такое   огромное воспитательное   влияние   на   развитие   молодой   души,   с   которым   трудно соперничать влиянию педагога» /8/. Заключение Применение лоскутной техники на протяжении веков сопровождало быт русского человека. Многие изделия бережно хранились в семьях и  передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления. В наше время техника «пэчворк» пользуется все большей  популярностью. Пэчворк в нашей стране не только обретает новую жизнь, но и переживает период своего возрождения.  Изучив историю возникновения лоскутного шитья и посмотрев работы  ведущих дизайнеров я могу сделать вывод, что не утрачены традиции,  делающие как предметы интерьера, так и одежду в народном стиле синтезом  различных видов декоративного творчества, которые актуальны в  современной моде. 8 Список использованной литературы 1. Мазурик Т.А. Лоскутное шитье. От ремесла к искусству. С­Пб.  Паритет.2004г. 2. Каминская Е., Матюхина Ю., Пастухова Г. Лоскутное шитье. Ростов  и/Д: Владис:М.: РИПОЛ классик, 2009г. 3. Иванова Ю. Игра в лоскуты Веры Щербаковой. М., Культура и  традиции. 2007г. 4. Криста Рольф. Пэчворк. М.: Арт – Родник,2005г. 5. Захаржевская Р.В. История костюма. От античности до  современности/ Раиса Владимировна Захаржевская .­ 3­е изд., доп.­  М.: РИПОЛ классик, 2007г. 6. Журнал Мода и стиль. М.: Аванта+,2002г. 7. Зайцев В. Журнал «Народное творчество» М.: Финтрекс, 2006г. №4. 8. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. М.:  Просвещение, 2007г. Интернет­ресурсы: 9. http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1976 10. http://ahdi.ru/avtorskij­kostyum/dmitrieva­kseniya 11.http://www.cross­kpk.ru/ims/02908/los/html/istor/istor.htm Приложение 1. Приложение 2 План работы Введение. 1.История возникновения и развития лоскутного шитья. 2.Основные виды лоскутного шитья. 3.Применение лоскутной техники в современном костюме. 4.Формирование эстетического вкуса. Заключение. Список использованной литературы.

«Сохранение и развитие культурных традиций русского народа в технике лоскутного шитья на примере элементов в одежде и интерьере».

«Сохранение и развитие культурных традиций русского народа в технике лоскутного шитья на примере элементов в одежде и интерьере».

«Сохранение и развитие культурных традиций русского народа в технике лоскутного шитья на примере элементов в одежде и интерьере».

«Сохранение и развитие культурных традиций русского народа в технике лоскутного шитья на примере элементов в одежде и интерьере».

«Сохранение и развитие культурных традиций русского народа в технике лоскутного шитья на примере элементов в одежде и интерьере».

«Сохранение и развитие культурных традиций русского народа в технике лоскутного шитья на примере элементов в одежде и интерьере».

«Сохранение и развитие культурных традиций русского народа в технике лоскутного шитья на примере элементов в одежде и интерьере».

«Сохранение и развитие культурных традиций русского народа в технике лоскутного шитья на примере элементов в одежде и интерьере».

«Сохранение и развитие культурных традиций русского народа в технике лоскутного шитья на примере элементов в одежде и интерьере».

«Сохранение и развитие культурных традиций русского народа в технике лоскутного шитья на примере элементов в одежде и интерьере».

«Сохранение и развитие культурных традиций русского народа в технике лоскутного шитья на примере элементов в одежде и интерьере».

«Сохранение и развитие культурных традиций русского народа в технике лоскутного шитья на примере элементов в одежде и интерьере».

«Сохранение и развитие культурных традиций русского народа в технике лоскутного шитья на примере элементов в одежде и интерьере».

«Сохранение и развитие культурных традиций русского народа в технике лоскутного шитья на примере элементов в одежде и интерьере».

«Сохранение и развитие культурных традиций русского народа в технике лоскутного шитья на примере элементов в одежде и интерьере».

«Сохранение и развитие культурных традиций русского народа в технике лоскутного шитья на примере элементов в одежде и интерьере».

«Сохранение и развитие культурных традиций русского народа в технике лоскутного шитья на примере элементов в одежде и интерьере».

«Сохранение и развитие культурных традиций русского народа в технике лоскутного шитья на примере элементов в одежде и интерьере».

«Сохранение и развитие культурных традиций русского народа в технике лоскутного шитья на примере элементов в одежде и интерьере».

«Сохранение и развитие культурных традиций русского народа в технике лоскутного шитья на примере элементов в одежде и интерьере».

«Сохранение и развитие культурных традиций русского народа в технике лоскутного шитья на примере элементов в одежде и интерьере».

«Сохранение и развитие культурных традиций русского народа в технике лоскутного шитья на примере элементов в одежде и интерьере».

«Сохранение и развитие культурных традиций русского народа в технике лоскутного шитья на примере элементов в одежде и интерьере».

«Сохранение и развитие культурных традиций русского народа в технике лоскутного шитья на примере элементов в одежде и интерьере».

«Сохранение и развитие культурных традиций русского народа в технике лоскутного шитья на примере элементов в одежде и интерьере».

«Сохранение и развитие культурных традиций русского народа в технике лоскутного шитья на примере элементов в одежде и интерьере».

«Сохранение и развитие культурных традиций русского народа в технике лоскутного шитья на примере элементов в одежде и интерьере».

«Сохранение и развитие культурных традиций русского народа в технике лоскутного шитья на примере элементов в одежде и интерьере».

«Сохранение и развитие культурных традиций русского народа в технике лоскутного шитья на примере элементов в одежде и интерьере».

«Сохранение и развитие культурных традиций русского народа в технике лоскутного шитья на примере элементов в одежде и интерьере».

«Сохранение и развитие культурных традиций русского народа в технике лоскутного шитья на примере элементов в одежде и интерьере».

«Сохранение и развитие культурных традиций русского народа в технике лоскутного шитья на примере элементов в одежде и интерьере».

«Сохранение и развитие культурных традиций русского народа в технике лоскутного шитья на примере элементов в одежде и интерьере».

«Сохранение и развитие культурных традиций русского народа в технике лоскутного шитья на примере элементов в одежде и интерьере».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2018