Урок географии в 5 классе
Тема: Солнечный свет на Земле
Цели урока: выяснить, какие явления происходят на Земле во время движения по орбите; раскрыть, как распределяются свет и тепло Солнца на поверхности Земли.
Ход урока
Оргмомент.
Проверка домашнего задания
1. Какое движение Земли называется осевым, а какое — орбитальным? Покажите на глобусе.
2. Где располагаются Северный и Южный полюсы? Покажите на карте.
3. Один раз в четыре года на Земле наступает: а) новый год; б) високосный год; в) полярный год.
4. В точках, где земная ось пересекается с земной поверхностью, располагается:
а) экватор; б) полюса; в) полярный круг.
5. Нарисуйте на доске окружность. Нанесите экватор, тропики, полюсы, полярные круги.
6. Докажите, что движение Земли вокруг своей оси и Солнца влияет на вашу жизнь.
7. Что было бы, если бы Земля перестала вращаться вокруг своей оси?
Сбор рисунков.
Изучение нового материала
Мы с вами усвоили особенности движения Земли вокруг своей оси и Солнца. Как вы думаете, а как распределяется свет и тепло от Солнца по поверхности Земли?
Для понимания этого сложного вопроса необходимо использовать рис. 13, 15, 16, 17 учебника. Важно, чтобы учащиеся усвоили, что разные участки земной поверхности получают разное количество тепла и что смена сезонов (времён) года происходит в результате комплекса причин. Для этого учитель вместе с учащимися устанавливает причинно-следственные связи.
Учитель обращает внимание на то, где Земля получает самое большое количество тепла и света, а где меньше всего. Далее учащиеся выясняют, что такое зенит. По рис. 16 учебника учащиеся выделяют пояса освещённости, объясняя, почему их пять. Весной и летом в Северном полушарии продолжительность дня больше, чем продолжительность ночи. В Северном полушарии 23 сентября заканчивается астрономическое лето и начинается осень. В это время на всей Земле, кроме полюсов, продолжительность дня и ночи равна 12 часам. Солнце восходит в 6 часов на востоке и заходит точно на западе в 18 часов. В полдень 23 сентября Солнце находится в зените на экваторе. На Северном полюсе начинается полярная ночь, когда центр Солнца не восходит из-за горизонта.
22 декабря в Северном полушарии заканчивается осень и наступает астрономическая зима. В день зимнего солнцестояния северный конец земной оси наклонён от Солнца, солнечные лучи падают отвесно на линии Южного тропика (тропик Козерога), а на линии Южного полярного круга Солнце не заходит за горизонт.
Осенью и зимой в Северном полушарии продолжительность ночи больше, чем продолжительность дня. В Северном полушарии астрономическая зима заканчивается 21 марта. Вы узнали о смене времён года в Северном полушарии. В Южном полушарии последовательность времён года такая же, но их начало отличается от сезонов Северного полушария. Когда в Северном полушарии лето, то в Южном – зима. И наоборот, когда в Северном полушарии зима, то в Южном – лето Траектория, по которой Земля вращается вокруг Солнца, называется орбитой. По форме орбита близка к окружности. 21 марта, в день весеннего равноденствия, в северном полушарии начинается весна, а в южном – осень. В этот день Солнце находится над экватором и солнечные лучи падают на Землю под прямым углом. Продолжительность дня на всей планете равна ночи. 22 июня Земля обращена к Солнцу северным полюсом, поэтому северное полушарие освещено лучше, чем южное и получает больше тепла. В северном полушарии наступает лето и на северном полюсе начинается полярный день. В южном полушарии наступает зима и на южном полюсе начинается полярная ночь. В это время Земля проходит через афелий, точку в орбите, в которой она наиболее всего удалена от Солнца. Лето в северном полушарии заканчивается 23 сентября в день осеннего равноденствия. В это время лучи Солнца вновь падают на экватор под прямым углом. В Европе наступает осень, а в Австралии – весна. 22 декабря Земля обращена к Солнцу южным полюсом, поэтому южное полушарие освещено лучше, чем северное и получает больше тепла. В южном полушарии начинается лето, в то время как в северном полушарии в свои права вступает зима. На северном полюсе наступает полярная ночь, а на южном – полярный день.
Затем школьники изучают фрагмент § 7 «Как распределяется свет и тепло по поверхности Земли?» путём комментированного чтения, обращая внимание на главный вывод. Следующий проблемный вопрос урока: что происходит на Земле в дни солнцестояний и равноденствий? Устанавливая, что происходит на Земле 22 июня, 23 сентября, 22 декабря и 21 марта, учащиеся вновь обращаются к таблице, которую они начали заполнять на предыдущем уроке, и заполняют две последние графы.
Учащиеся работают с рис. 13 учебника, обращая внимание на положение Земли в дни солнцестояний и равноденствий. Выясняют продолжительность дня и ночи на разных широтах и в разное время года. В завершение урока учащиеся выясняют, как смена дня и ночи, времён года сказывается на жизни людей и планеты в целом. Учащиеся приводят примеры из собственной жизни, высказывают свои взгляды, обобщают мнения товарищей.
Домашнее задание
1. Изучить § 7.
2. Ответить на вопросы 1—7.
3. Выполнить задания 8, 9.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.