Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12»
Сообщение из опыта работы:
«Патриотическое воспитание на музыкальных занятиях»
Муз. руководитель:
Жуланова М. Р.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Л. С. Лихачев.
Патриотическое воспитание и гражданственность не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего детства. Ребенок не рождается добрым, нравственным или безнравственным. То, какие качества разовьются у ребенка, зависит прежде всего от родителей и от окружающих его взрослых. Но дошкольное учреждение обязательно должно включать в свою работу по воспитанию детей такие важные аспекты, как любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям. И только при систематической и целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Я считаю, что воспитать патриотов своей Родины, принимающих близко к сердцу ее интересы и заботы, можно, если воспитывать у дошкольников нравственно-патриотические чувства через музыкальную деятельность..
Поэтому при планировании своей работы, я включаю в свою работу с детьми песни патриотической тематики, игры, презентации, просмотры видео об Армии, о Великой Победе. С сентября месяца строится работа по патриотическому воспитанию дошкольников. А именно: проводя день Знаний, акцентируется внимание на традициях нашего Российского государства, а именно, что только в России отмечается этот праздник и дети идут в школу 1 сентября.
Знакомясь на занятиях с народные музыкальными произведениями, я даю понятие: «народная музыка», «оркестр народных инструментов». В течении всего учебного года широко использую народную музыку для разучивания танцевальных движений, хороводов, плясок, оркестра. На осенний праздник была взята за основу тема русского фольклорного праздника «Осенние посиделки» , в котором дети исполняли песню « Русская сторонка» муз. и слова С.Ё .Кожуховской, а также задорно инсценировали песню «Где был Иванушка», водили хоровод с движениями «На горе калина». Русская народная музыка постоянно звучит и в мероприятиях. Тем самым, через интерес к фольклору и народным традициям в детях воспитывается чувство патриотизма и национальной гордости, идет приобщение к музыкальному наследию своего народа, знакомство с обычаями и бытом, трудом, бережным отношением к природе, чувством юмора.
Большое влияние на старших дошкольникав оказывает слушание русских композиторов: М. И. Глинка, П. И. Чайковский, Н. А. Римский- Корсаков. Детям я обязательно поясняю , что эти композиторы использовали народные мелодии в своем творчестве и воплощали любовь к Родине в своих произведениях.
Следующим этапом работы в этом направлении является использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для дошкольника Родина- мама, близкие родные люди. Это дом, двор, где играют. Это детский сад с его воспитателями и друзьями. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Углубляя представления о Родине – России, в своей работе я стараюсь поощрять интересы детей к событиям, происходящим в стране, воспитываю чувство гордости за её достижения, расширяю представления детей о родной стране, о государственных праздниках, сообщая детям элементарные сведения об истории России. Обязательно даю представления детей о Москве – главном городе, столице России. Закрепляем знания о флаге, гербе и гимне России. Сообщаю детям, что гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события: когда звучит гимн, все его слушают стоя, а мужчины и мальчики снимают головные уборы.
Проводим для детей занятия и праздники, посвящённые Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню независимости России. Детям необходимо знать, что маму, свой дом, свою землю – Родину нужно защищать от врагов. Для этого хорошо подходят песни военной тематики:
«Мы – солдаты» музыка Ю. Слонова, слова В. Малкова,
«Наша Родина сильна» музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной,
« Самая любимая Родина моя» сл. И муз.Т.В.Бокач, «
Бравые солдаты» музыка А. Филиппенко, Т. Волгиной,
«Будем в армии служить» музыка Ю. Чичкова, слова В. Малкова,
«Песня о мире» музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной,
« Девятое мая» сл.и муз.А.Чугайкиной
« О мире» муз.Филиппенко сл. Т.Волгиной.
«Брат – солдат» музыка М. Парцхаладзе,
«Праздник Победы» музыка М. Парцхаладзе,
«Ты не бойся, мама» музыка М. Протасова,
«Флаг России» музыка И. Г. Смирновой, слова В. А. Смирнова.
В нашем учреждении была создана предметно-развивающаяся среда: есть плакаты, банеры, флажки триколор, ленты триколор, портреты русских композиторов, портрет президента, изображение российского флага, герба. Сделаны презентации « Флаг России» « Мы помним , мы гордимся».
Работа по нравственно – патриотическому воспитанию детей должна проводиться комплексно, совместными усилиями родителей и педагогов образовательных учреждений.
Патриотическое воспитание представляет собой организованный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие ребёнка. Воспитать человека, любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины не только в боях, а защищать её каждый день своим трудом, учёбой, добром – очень не простая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять её с любовью и большим усердием.
Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроение ребенка, способна преобразовать его нравственный и духовный мир я, как педагог, осуществляющий музыкальное воспитание детей, стараюсь работать в тесном контакте с воспитателями и специалистами. Мы вместе решаем, какую музыку использовать на комплексных, тематических занятиях, как ее лучше преподнести. Вместе с педагогами мы стремимся использовать и в повседневной жизни музыкальные произведения, ценные в воспитательном отношении. Стараемся сделать эти произведения знакомыми и любимыми.
С руководителем по физической культуре обсуждаем такие мероприятия как «Зимние забавы», «Масленица», по использованию русских народных игр с пением, рекомендую играть с детьми « Бояре», « Ворон». « Гори гори ясно!». Для праздника «День защитника Отечества» выбираем конкурсы и эстафеты.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.