Сообщение из опыта работы Патриотическое воспитание на мзыкльных занятиях

  • docx
  • 18.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Сообщение из опыта работы Патриотическое воспитание на мзыкльных занятиях.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12»

 

 

 

 

 

 

 

Сообщение из опыта работы:

«Патриотическое воспитание на музыкальных занятиях»

 

 

 

 

Муз. руководитель:

Жуланова М. Р.

 

 

 

 

 

 

 «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Л. С. Лихачев.                  

      Патриотическое воспитание и гражданственность не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего детства. Ребенок не рождается добрым, нравственным или безнравственным. То, какие качества разовьются у ребенка, зависит прежде всего от родителей и от окружающих его взрослых. Но дошкольное учреждение  обязательно должно включать в свою работу по воспитанию детей такие важные аспекты, как любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям. И только при систематической и целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы  гражданственности и патриотизма.

       Я считаю, что воспитать патриотов своей Родины, принимающих близко к сердцу ее интересы и заботы, можно, если воспитывать у дошкольников нравственно-патриотические чувства через музыкальную деятельность..

     Поэтому при планировании своей работы, я включаю в свою работу с детьми песни патриотической тематики, игры, презентации, просмотры видео об Армии, о  Великой Победе. С сентября месяца строится работа по патриотическому воспитанию дошкольников. А именно: проводя день Знаний, акцентируется внимание на традициях нашего Российского государства, а именно, что только в России отмечается этот праздник и дети идут в школу 1 сентября.

   Знакомясь на занятиях с   народные музыкальными произведениями, я даю понятие«народная музыка»«оркестр народных инструментов». В течении всего учебного года широко использую народную музыку для разучивания танцевальных движений, хороводов, плясок, оркестра.  На осенний праздник была  взята  за основу  тема русского фольклорного  праздника  «Осенние посиделки» , в котором  дети исполняли    песню « Русская сторонка»  муз. и слова С.Ё .Кожуховской, а также  задорно инсценировали  песню  «Где был Иванушка», водили хоровод с движениями  «На горе калина».  Русская народная музыка постоянно звучит и в мероприятиях. Тем самым, через интерес к фольклору и народным традициям в детях воспитывается  чувство патриотизма и национальной гордости, идет   приобщение  к музыкальному наследию своего народа, знакомство с обычаями и бытом, трудом, бережным отношением к природе, чувством юмора. 

Большое влияние на старших дошкольникав оказывает слушание  русских композиторов: М. И. Глинка, П. И. Чайковский, Н. А. Римский- Корсаков. Детям я обязательно поясняю , что эти композиторы использовали народные мелодии в своем творчестве и воплощали  любовь к Родине в своих произведениях.      

               Следующим этапом работы в этом направлении является использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для дошкольника Родина- мама, близкие родные люди. Это дом, двор, где играют. Это детский сад с его воспитателями и друзьями. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Углубляя  представления о Родине – России,  в своей работе я  стараюсь поощрять интересы детей к событиям, происходящим в стране, воспитываю чувство гордости за её достижения, расширяю  представления детей о родной стране, о государственных праздниках, сообщая детям  элементарные сведения об истории России. Обязательно даю     представления детей о Москве – главном городе, столице России.   Закрепляем знания о флаге, гербе и гимне  России. Сообщаю детям, что гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события: когда звучит гимн, все его слушают стоя, а мужчины и мальчики снимают головные уборы.    

          Проводим для детей занятия и праздники, посвящённые Дню защитника Отечества,  Дню Победы, Дню независимости России.   Детям необходимо знать, что маму, свой дом, свою землю – Родину   нужно защищать от  врагов. Для этого  хорошо подходят песни военной тематики:

«Мы – солдаты» музыка Ю. Слонова, слова В. Малкова,

«Наша Родина сильна» музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной,

« Самая любимая Родина моя» сл. И муз.Т.В.Бокач, «

Бравые солдаты» музыка А. Филиппенко, Т. Волгиной,

«Будем в армии служить»  музыка  Ю. Чичкова, слова В. Малкова,

«Песня о мире» музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной,

« Девятое мая» сл.и муз.А.Чугайкиной

 « О мире» муз.Филиппенко сл. Т.Волгиной.

«Брат – солдат» музыка М. Парцхаладзе,

«Праздник Победы» музыка М. Парцхаладзе,

«Ты не бойся, мама» музыка М. Протасова,

«Флаг России» музыка И. Г. Смирновой, слова В. А. Смирнова.

 

      В  нашем учреждении была создана предметно-развивающаяся среда: есть плакаты, банеры, флажки триколор, ленты триколор, портреты русских композиторов, портрет президента, изображение российского флага, герба. Сделаны презентации « Флаг России» « Мы помним , мы гордимся».

Работа по нравственно – патриотическому воспитанию детей должна проводиться комплексно, совместными усилиями родителей и педагогов образовательных учреждений.

       Патриотическое воспитание представляет собой организованный процесс педагогического воздействия  на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие ребёнка. Воспитать человека, любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины не только в боях, а защищать её каждый день своим трудом, учёбой, добром – очень не простая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять её с любовью и большим усердием.

    Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроение ребенка, способна преобразовать его нравственный и духовный мир я, как педагог, осуществляющий музыкальное воспитание детейстараюсь работать в тесном контакте с воспитателями и специалистами. Мы вместе решаем, какую музыку использовать на комплексных, тематических занятиях, как ее лучше преподнести. Вместе с педагогами мы стремимся использовать и в повседневной жизни музыкальные произведения, ценные в воспитательном отношении. Стараемся сделать эти произведения знакомыми и любимыми.

 С руководителем по физической культуре  обсуждаем такие мероприятия как «Зимние забавы», «Масленица»,  по  использованию   русских народных игр с пением,  рекомендую играть с детьми « Бояре», « Ворон». « Гори гори ясно!». Для праздника «День защитника Отечества» выбираем  конкурсы  и эстафеты.