Сообщение на тему «Развитие гибкости, равновесия и прыжки на скакалке»
Воспитатель высшей категории
Белозёрова Галия Камиловна
Забота о здоровье - это важнейший труд.
От жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы.
(В. А. Сухомлинский)
Вся двигательная деятельность человека определяется строением и свойствами его тела. Многообразие свойств человеческого тела даёт чрезвычайное богатство и разнообразие движений, которые проявляются в перемещениях тела человека в пространстве и во времени.
Гибкость является одним из четырёх основных двигательных качеств (сила, быстрота, выносливость, гибкость). Именно эти двигательные качества в значительной мере определяют физическую подготовленность спортсменов, всестороннее физическое развитие и высокие достижения в избранном виде спорт.
Гибкость зависит от эластичности мышц и связок. Учитывая, что у дошкольников опорно-двигательный аппарат отличается пластичностью, при развитии гибкости следует ограничиться серийными общеразвивающими упражнениями (после разминки) и выполнением физических упражнений с большой амплитудой. Объем и интенсивность упражнений на развитие гибкости должны увеличиваться постепенно. В отличие от других двигательных способностей гибкость начинает ухудшаться еще до начала поступления ребенка в школу. При этом увеличение объема двигательной активности не оказывает особого влияния на темпы роста гибкости у детей.
Гибкостью и пластикой дети нередко удивляют своих родителей. А ведь данные природой качества можно и нужно сохранить и даже развить. Главное – никакой спешки! Надо научить ребенка выполнять упражнения спокойно, плавно, без суеты, вдыхать воздух носом, выдыхать ртом. Проверить, чтобы одежда ребёнка была достаточно эластичной, не сковывала движений. Нельзя, однако, забывать, что проявление этих качеств есть внешнее выражение многообразной внутренней деятельности - органов и систем организма спортсмена, его психической сферы. Не случайно эти двигательные качества нередко называют психофизическими.
Способность человека выполнять движения с максимальной амплитудой называется гибкостью. Гибкость определяют и как способность человека изменять форму тела и его отдельных звеньев в зависимости от двигательной задачи. Достаточная гибкость суставно-связочного аппарата позволяет сравнительно легко выполнять различные движения с наибольшей быстротой, выразительностью и эффективностью. Упражнения, развивающие гибкость, одновременно укрепляют суставы, упрочняют связки и мышечные волокна, повышают эластичность мышц, их способность упруго растягиваться, что также является весьма действенным средством предупреждения мышечных травм.
Для диагностики в ДОУ можно провести тесты по определению гибкости.
«Наклон туловища вперед»
Тест проводится двумя воспитателями. Ребенок становится на гимнастическую скамейку (поверхность скамейки соответствует нулевой отметке).
Задание: наклониться вниз, стараясь не сгибать колени (при необходимости их может придерживать один из воспитателей). Второй воспитатель по линейке, установленной перпендикулярно скамейке, регистрирует тот уровень, до которого дотянулся ребенок кончиками пальцев. Если ребенок не дотягивается до нулевой отметки (поверхности скамьи), то результат засчитывается со знаком минус. Во время выполнения данного теста можно использовать игровой момент «достань игрушку».
Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет.
Что же такое равновесие?
Равновесие – это способность тела сохранять устойчивое состояние как в покое, так и в движении. Оно зависит от величины площади опоры, положения центра тяжести тела, от состояния вестибулярного аппарата, от степени напряжения нервной системы.
Умение сохранять равновесие в разных условиях или положениях тела формируется с первых движений ребенка, по мере расширения его двигательного опыта.
Статическое равновесие – способность человека сохранять устойчивое положение тела в состоянии покоя (пр., фиксация тела в положении «ласточка», в стойке на руках и т. п.). Для статического равновесия применяются так называемые упражнения на «равновесия», то есть движения и позы в условиях, затрудняющих сохранение равновесия. ... Сохранение статического и динамического равновесия – одно из важнейших условий активного взаимодействия человека с внешней средой.
Умение сохранять равновесие необходимо в любой деятельности ребенка, в игре, бытовых процессах, разнообразных перемещениях в пространстве.
Для совершенствования статического и динамического равновесия используются различные методические приемы.
а) для статического равновесия:
ü удлинение времени сохранения позы;
ü исключение зрительного анализатора, что предъявляет дополнительные требования к двигательному анализатору;
ü уменьшение площади опоры;
ü увеличение высоты опорной поверхности;
ü введение неустойчивой опоры;
ü введение сопутствующих движений;
ü создание противодействия (парные движения);
б) для динамического равновесия:
ü упражнения с изменяющимися внешними условиями (рельеф, грунт, трасса, покрытие, расположение, погода);
ü упражнения для тренировки вестибулярного аппарата (инвентарь качели, лонжи, центрифуги и другие тренажеры).
Для развития равновесия в дошкольном учреждении используются упражнения динамического характера, которые представляют собой целенаправленные двигательные задания с установкой на конкретный результат; пройти (пробежать, проскакать, протанцевать) по скамейке и спрыгнуть (сойти) в конце; пройти по скамейке, перешагивая черва предметы; пройти по скамейке с предметом в руке; с мешочком на голове; пройти по снегу след в след; попасть в цель снежком, стоя на снежном валу (скамейке), а также статического характера это стойки на носках, на одной ноге, на носке одной ноги. Дети осваивают их в игровых заданиях, типе "Кто дольше простоит" (цапля, аист, ласточка, стойкий оловянный солдатик и др.), а также в общеразвивающих упражнениях: приседание на носках, поочередные махи ногами, потягивание с подниманием на носки и др., (приседание на носках, стойка на одной ноге и др.)
Упражнения для развития равновесия усложняются от одной возрастной группы к другой. Вначале даются упражнения на полу, а в дальнейшем на пособиях. Чем меньше площадь опоры, чем больше высота предмета (доски, скамейки, бревна) и угол его наклона, тем труднее выполнять упражнения и сохранять равновесие. Поэтому ширина пособий с возрастом уменьшается от 25 до 10 см, а высота их увеличивается от 10 до 40 см.
Хорошее развитие функций равновесия облегчает совершенствование знакомых навыков и освоение новых движений.
Особенно ярко равновесие проявляется в движениях и положениях тела, связанных с быстрыми перемещениями, сменой положения, уменьшением и повышением площади опоры. Упражнения в равновесии помогают регулировать перемещение центра тяжести тела и мышечные усилия, направленные на сохранение равновесия. Многократное выполнения таких движений способствует развитию координации, ориентировке в пространстве, воспитывает самообладание, смелость.
Итак, формирование равновесия – важная задача физического воспитания дошкольников. От своевременного развития равновесия зависит и здоровье, и полноценное общее развитие ребенка, способствует формированию правильной осанки, а также развитию его двигательной сферы.
Прыжки со скакалкой занимают значительное место в работе с детьми дошкольного возраста. И в то же время имеют низкие диагностические показатели. Поэтому работу по прыжкам на скакалке с детьми рекомендуется проводить в летнее время на прогулке. Чтобы достичь положительных результатов можно организовывать секции, кружки, проекты, на которых детей обучают прыжкам на скакалке. Они способствуют развитию выносливости, тренируют чувство ритма, укрепляют сердечнососудистую и дыхательную системы, мышцы ног. В прыжках с короткой скакалкой дети проявляют большую активность, настойчивость, особенно девочки. Многие из них самостоятельно овладевают прыжками и затем подолгу прыгают на участке в теплое время года, используя разные варианты прыжков. Прыжки со скакалкой хороши тем, что не требуют сильного отталкивания, прыжок над скакалкой невысокий. Поэтому ноги при приземлении сгибаются настолько, чтобы выполнить следующий толчок, носки после отталкивания вытянуты, корпус прямой. Скакалку надо вращать кистями и предплечьями рук, плечи не должны двигаться. Прыгать можно через короткую и длинную скакалку. Более легкими считаются прыжки через длинную скакалку, которую держат или вращают двое, третий прыгает. В этом движении выполняются только прыжки, ребенок свободен от вращения скакалки. Но в то же время он должен хорошо чувствовать предлагаемый ему темп подскоков, подстраиваться к нему, а это вызывает известные трудности. Длинная скакалка не должна быть легкой, иначе она не сможет касаться земли. Толщина ее 10 мм, длина 4 м.
Для
овладения прыжками важно, чтобы скакалка соответствовала росту ребенка:
вставшему на нее обеими ногами ручки скакалки должны доходить до подмышек.
Скакалка не должна быть слишком легкой.
При хороших навыках выполнения прыжков дети
старшего дошкольного возраста могут непрерывно прыгать со скакалкой 1,5—2 мин.
Детям, тяжело прыгающим, это время сокращается до 1 мин.
Овладевая действиями со скакалкой, ребенок из
исходного положения (скакалка за спиной) перебрасывает ее вперед и переступает
попеременно одной и другой ногой, постепенно переходя к прыжкам. Так же
перебросив сначала скакалку, перепрыгивает ее толчком обеих ног. Вначале прыжки
получаются тяжелыми, ребенок сгибается, наклоняет голову, ноги его согнуты,
поза напряженная.
Для облегчения начального обучения прыжкам со
скакалкой можно предложить такой способ: ребенок выполняет ритмичные подскоки
на двух ногах на месте и одновременно вращает в правой и левой руке короткие
шнуры или сложенные вдвое скакалки. Крутить скакалки надо непрерывно, не
задерживая их внизу, не меняя темп вращения. Необходимо объяснять детям, что
прыжок вверх должен совпадать по времени с ударом шнура о землю. После того,
как начнут получаться оба эти действия одновременно и ритмично, дети пытаются
прыгать через скакалку обычным способом.
С появлением легких ритмичных прыжков, хорошего
владения скакалкой задания усложняются: прыгать на ходу, на бегу, с ноги на
ногу, на правой и левой ноге, с между-скоком, на один прыжок сделать два
вращения скакалкой. Для создания и поддержания стойкого интереса к прыжкам на
скакалке можно показать детям иллюстрации и рассказать, как спортсмены (борцы,
боксеры, легкоатлеты, гимнасты и др.) — используют в тренировке прыжки со
скакалкой. Можно разучить с детьми стихотворение А. Барто «Веревочка», а во
время спортивного досуга организовать веселые соревнования в прыжках, используя
текст этих стихов.
Можно сделать важный вывод о том, что упражнения на гибкость, равновесия и прыжки на скакалке положительно влияют на организм ребенка: укрепляют мышцы и связки нижних конечностей, совершенствуют координацию движений, развивают ловкость и смелость.
Литература
1. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст] / Л.П. Матвеев – М.: Просвещение Физкультура и спорт, 1999. – 320с.
2. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования / [Электронный ресурс]: http://pilyandishmousoch.ru/p116aa1.html
2. Е.Н. Вавилова, "Учите бегать, прыгать, лазать, метать", М., 1983 г. 1. Кожухова Н.Н. и др. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. М: Академия, 2002г. - 320с.
3. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. М: Просвещение, 1986г. - 280с.
4. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. М: Просвещение, 1984г. - 208с.
5. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М: Академия, 2001 - 368с
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.