Сообщение на конференции на тему:
«Игровые технологии в начальной школе»
Учитель: Ермошенкова Е.Л.
Когда маленький человечек лет 6-7 приходит в школу, то
начинается его целенаправленное обучение, учёба становится для него ведущей
деятельностью. И уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени
определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию
возрастного развития ребёнка.
У классика есть такие слова: «Вся наша жизнь –
игра!». Мы можем перефразировать, что для ребёнка игра это ЖИЗНЬ. И когда он
приходит в школу он продолжает играть. А мы учителя для создания комфортности
пребывания ученика в школе, повышения мотивации к учёбе должны разговаривать с
детьми на их языке.
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность
восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую
деятельность, особенно в игровую. Они самостоятельно организуются в групповую
игру, продолжают игры с предметами и появляются неимитационные игры.
Результативность дидактических игр зависит,
во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности
программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
Игровая технология строится как целостное
образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное
общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается
параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный
процесс, усваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из
отдельных игр и элементов — забота каждого учителя начальной школы.
Теория и классификация игр.
Наряду с трудом и ученьем игра — один из основных
видов деятельности человека, удивительный феномен человеческого существования.
Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и
усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется
самоуправление поведением.
Как уже указывалось выше, отечественной
педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали
К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, в зарубежной —
3.Фрейд, Ж.Пиаже и другие. В их трудах, исследована и обоснована роль игры в
онтогенезе личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении
и саморегулировании личности, наконец, в процессах социализации — в усвоении и
использовании человеком общественного опыта.
В структуру игры как деятельности личности
входят этапы:
• целеполагания;
• планирования;
• реализации цели;
• анализа результатов, в которых личность
полностью реализует себя как субъект.
Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее
добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности,
удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации.
В структуру игры как процесса входят:
• роли, взятые на себя играющими;
• игровые действия как средства реализации этих
ролей;
• игровое употребление предметов, т. е.
замещение реальных вещей игровыми, условными;
• реальные отношения между играющими;
• сюжет (содержание) — область действительности,
условно воспроизводимая в игре.
Игра — это вид деятельности в условиях
ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в
котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Большинство
игр отличает следующие черты
• свободная развивающая деятельность,
предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса
деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
• творческий, в значительной мере
импровизационный, активный характер этой деятельности («поле творчества»);
• эмоциональная приподнятость деятельности,
соперничество, состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»);
• наличие прямых или косвенных правил,
отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее
развития.
По мнению С.А.Шмакова, как феномен
педагогической культуры игра выполняет следующие важные функции:
• Функция социализации.
Игра — есть сильнейшее средство включения
ребенка в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры.
• Функция межнациональной коммуникации.
Игра позволяет ребенку усваивать
общечеловеческие ценности, культуру представителей разных национальностей,
поскольку «игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны,
общечеловечны».
• Функция самореализации ребенка в игре как
«полигоне человеческой практики».
Игра позволяет, с одной стороны, построить и
проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка,
с другой — выявить недостатки опыта.
• Коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует
тот факт, что игра — деятельность коммуникативная, позволяющая ребенку войти в
реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций.
• Диагностическая функция игры предоставляет
возможность педагогу диагностировать различные проявления ребенка (интеллектуальные,
творческие, эмоциональные и др.). В то же время игра — «поле самовыражения», в
котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях,
самовыражает и самоутверждает себя.
• Терапевтическая функция игры заключается в
использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возникающих
у ребенка в поведении, общении, учении.
«Эффект игровой терапии определяется практикой
новых социальных отношений, которые ребенок получает в ролевой игре. Именно
практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка как
со взрослым, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества, взамен
отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому
эффекту»
• Функция коррекции — есть внесение позитивных
изменений, дополнений в структуру личностных показателей ребенка. В игре этот
процесс происходит естественно, мягко.
• Развлекательная функция игры, пожалуй, одна из
основных ее функций.
Игра стратегически — только организованное
культурное пространство развлечений ребенка, в котором он идет от развлечения
к развитию.
Педагогические игры — достаточно обширная группа
методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие
педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным
признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей
педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном
виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Педагогические игры достаточно разнообразны по:
• дидактическим целям;
• организационной структуре;
• возрастным возможностям их использования;
• специфике содержания.
Место и роль игровой технологии в
учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от
понимания учителем функций и классификации педагогических игр. Г.К.Селевко
предлагает классифицировать педагогические игры по нескольким принципам
1. Деление игр по виду деятельности на
физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные
и психологические.
2. По характеру педагогического
процесса:
· обучающие, тренировочные,
контролирующие, обобщающие;
· познавательные, воспитательные,
развивающие;
· репродуктивные, продуктивные,
творческие
· коммуникативные, диагностические, профориентационные,
психотехнические и другие.
3. Согласно Селевко по характеру игровой
методике педагогические игры делятся на: предметные, сюжетные, ролевые,
деловые, имитационные, игры-драматизации.
4. По предметной области выделяют игры по всем
школьным циклам.
5. По игровой среде, которая в значительной
степени определяет специфику игровой технологии: различают игры с предметами и
без них, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, с
различными средствами передвижения.
Игровые технологии являются одной из уникальных
форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только
работу учащихся на творческом уровне, но и будничные шаги по изучению базового
материала. То есть, если мы вложим образовательное содержание в игровую
оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики – проблему
мотивации учебной деятельности.
Понятие «игровые педагогические технологии»
включает довольно обширную группу методов и приёмов организации педагогического
процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще,
педагогическая игра обладает чётко поставленной целью обучения и
соответствующим ей педагогическим результатом.
Игровая форма занятий создается на уроках при
помощи игровых приёмов и ситуаций. Используя тот или иной тип игры, мы можем
всю учебную деятельность подчинить правилам игры: ввести элемент соревнования,
поставить дидактическую цель урока в форме игровой задачи, использовать учебный
материал в качестве средства игры.
Педагогические игры можно классифицировать по
нескольким принципам:
— по виду деятельности (двигательные,
умственные, трудовые, социальные, психологические);
— по характеру педагогического процесса
(обучающие, тренировочные, контролирующие, развивающие, обучающие);
— по характеру игровой методики (предметные,
сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации);
— по структуре (игры-упражнения,
игры-состязания).
Педагогические игры выполняют важнейшие функции
в обучении.
РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ
Основная задача игры – развлечь, доставить
удовольствие, воодушевить, пробудить интерес к чему-либо, а для учителя сделать
урок интересным и продуктивным.
Инструментом включения в игру могут служить
наглядные пособия, кукольные игрушки, музыкальное оформление урока.
КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ
Создавая в игре коллектив, мы учим детей
общению, взаимодействию, взаимоотношению, взаимоуступкам. Для достижения этих
целей используются групповые задания, работа в парах.
На уроках русского языка, литературного чтения
проводятся игры КВН, игра «Снять кино» на чтении (раскадировка сценария –
деление текста на части). Инсценировка не только драматических произведений, но
и практически каждое произведение, разобрав можно инсценировать. Например басня
– эпический жанр, но её легко инсценировать, так как в ней, как и в
драматическом произведении есть ситуация и столкновение, противоречие,
конфликт.
Разыгрывая художественные произведения, мы
включаем ребёнка в систему общественных отношений. Вот здесь игровые технологии
выполняют ФУНКЦИЮ СОЦИАЛИЗАЦИИ. Играя, ребёнок усваивает нормы
человеческого общежития.
Так же учащимся на уроках можно предложить
поиграть во взрослую жизнь, например «Стань учителем»: оцени своего товарища,
корректно сделай замечание.
Очень интересные игры можно проводить на уроках
литературного чтения (изучая сказки, былины) «Игра в старину». Играть в старину
– значит воспроизвести в игровом варианте ритуальные и исторические традиции
русского народа. Через игру дети учатся общаться друг с другом и видят, как
общались наши предки.
ФУНКЦИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ
Каждый ребёнок должен быть самодостаточным,
уметь высказывать своё мнение, даже если оно не совпадает с мнением учителя,
автора произведения.
Здесь игровые технологии переплетаются с
проектной деятельностью. Можно предложить детям написать письмо герою или
автору, дописать произведение. Дети играют в критиков, становятся советчиками,
пытаются решить конкретные жизненные затруднения героя, тем самым проверяют
свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражаются и
самоутверждаются.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ игр предоставляет возможности педагогу
диагностировать различные проявления ученика: интеллектуальные, эмоциональные.
Ведь ребёнок ведёт себя в игре на максимум проявлений.
ИГРОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ игровых технологий заключается в использовании игры,
как средство преодоления различных трудностей возникших у ребёнка в поведении,
общении, учении. Эффект игровой терапии учащиеся максимально получают в ролевой
игре.
На школьном уровне и на классных мероприятиях
можно проводить «Театральные недели». Подготовка начинается задолго, и
маленькие артисты живут своими героями.
Существуют ещё такие ФУНКЦИИ как КОРРЕКЦИОННАЯ
и МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ.
Функция коррекции – это внесение позитивных
изменений в личные показатели учащегося.
Функция межнациональной коммуникаций – усвоение
общечеловеческих отношений, культур представителей разных народов.
Положительные стороны:
• Игровая технология соответствует
психофизическому развитию учащихся начальной школы.
• Решает психологические проблемы во
взаимоотношениях: ученик-ученик, ученик-группа, группа-группа, ученик-учитель,
учитель-группа.
• Формирует коммуникативные компетенции
школьников.
• Формирует социально культурные компетенции.
• Расширяет кругозор по средствам.
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра:
*
помогает снять чувство усталости;
* раскрывает способности детей, их индивидуальность;
* усиливает непроизвольное запоминание.
Игры-драматизации.Игры-драматизации на уроках в начальных классах формируют воссоздающее воображение, делая содержание текста более зрелищным, наглядным. Инсценируя, дети изображают, рисуют героев с помощью интонации, мимики, позы, жестов. Драматизация очень важна для развития речи и эмоционального развития ребенка. Знакомство с приемом драматизации можно начинать с инсценировки сказок.
Работа с тренажерами. На уроках математики и русского языка учителя начальных классов часто используют работу с тренажерами.
Таким образом, большинство исследователей сходятся во мнении,
что в жизни людей игра выполняет такие важнейшие функции, как:
1. развлекательную
(основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить,
пробудить интерес);
2. коммуникативную:
освоение диалектики общения;
3. по
самореализации в игре как на «полигоне человеческой практики»;
4. терапевтическую:
преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
5. диагностическую:
выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
6. коррекционную:
внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
7. межнациональной
коммуникации: усвоение единых для всех людей социо-культурных ценностей;
8. социализации:
включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого
общежития.
Игра настолько уникальное явление бытия, что она просто не могла не быть
использована в различных сферах деятельности человечества, в том числе и в
педагогической.
Таким образом, включение в урок приемов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все усилия. Детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.
Ко времени окончания начальной школы в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования младший школьник сможет быть прежде всего социально компетентен.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.