Сообщение на тему: Концептуальные основы проблемы использования нетрадиционных форм проведения физкультурных занятий в ДОУ.
Оценка 4.9 (более 1000 оценок)

Сообщение на тему: Концептуальные основы проблемы использования нетрадиционных форм проведения физкультурных занятий в ДОУ.

Оценка 4.9 (более 1000 оценок)
Лекции
docx
физическая культура
Детсад
24.07.2018
Сообщение на тему: Концептуальные основы проблемы использования нетрадиционных форм проведения физкультурных занятий в ДОУ.
В данном сообщении раскрываются основы проблемы использования нетрадиционных форм проведения физкультурных занятий в ДОУ, рассмотрены взгляды ученных по данному направлению, проанализированны современные программы образования и воспитания. Определены принципы нетрадиционных подходов к проведению физкультурных занятий, обозначена их важность в системе физкультурно - оздоровительной работы.
концептуальные основы проблемы использования нетрадиционных форм по ФИЗО.docx
Концептуальные основы проблемы использования нетрадиционных форм проведения физкультурных занятий в ДОУ. Правильное физическое воспитание детей – одна из ведущих задач дошкольных образовательных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет.   В   период   дошкольного   детства   у   ребенка   закладываются   основы   здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.  Вопросам   физического   воспитания   уделяли   огромное   внимание   такие   видные ученые как П.Ф. Лесгафт, Е.А. Аркин, В.В. Гориневский,   А.И. Быкова, И.А. Метлов, А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева, Т.И. Осокина и др. Огромный   вклад   в   развитие   теории   физического   воспитания   внес   русский педагог,   анатом   и   врач   П.Ф.   Лесгафт,   который   большое   внимание   в   физическом воспитании уделял подвижным играм. Он считал, что физическое воспитание должно продолжаться   всю   жизнь,   поэтому   важно   с   детства   учить   ребенка   сознательно усваивать   физические   упражнения.   П.Ф.   Лесгафт   создал   оригинальную   систему воспитания, которая не утратила своего значения до настоящего времени.  Идеи   П.Ф.Лесгафта   продолжил   его   ученик   В.В.   Гориневский   –   выдающийся деятель   спортивной   медицины.   Придавая   огромное   значение   влиянию   физических упражнений,   их   воздействию   на   все   органы   тела   и   особенно   на   деятельность центральной нервной системы, он уделял физическому воспитанию особое внимание; выступал за воспитание у детей красивых, выразительных движений, которые наиболее ярко отражают индивидуальную и психическую деятельность человека.                 В.В. Гориневским   были   заложены   научные   основы   тренировки,   доказана   ведущая   роль подвижных игр в системе физического воспитания ребенка.  А.И. Быкова разработала методику развития движения ребенка, определила ее значение, содержание, организацию. Совместно с Н.А. Метловым, М.М. Канторович, Л.И. Михайловой она разрабатывала программы по физическому воспитанию детей, выпускала сборники подвижных игр для дошкольных учреждений.  Особую   роль   в   развитии   физического   воспитания   дошкольников   сыграл   Н.А. Метлов   –   образованнейший   человек,   которым   написано   свыше   130   работ   по физическому воспитанию. Первые программы по физическому воспитанию для вузов, педучилищ и детских садов вышли с его участием.  Особое   место   среди   специалистов   в   области   физического   воспитания   детей дошкольного возраста занимает выдающийся педагог А.В. Кенеман, под руководством которой в 1960 г. была создана методика исполнения сюжетного рассказа, мини­сказки при объяснении новых подвижных игр. Значительный вклад в теорию и практику физического воспитания внесла Д.В. Хухлаева, написав работы по формированию двигательных навыков у детей, разработка методов и приемов обучения метанию, создав программы и методические пособия для дошкольного учреждения.  Формы   работы   по   физическому   воспитанию   с   дошкольниками   представляют собой   комплекс   оздоровительно­образовательных   и   воспитательных   мероприятий, основу   которых   составляет   двигательная   деятельность.   Современные   научно­ методические   представления   о   занятиях   по   физкультуре   основываются   на многочисленных   научных   исследованиях   и   опыте   практических   работников. Эффективность   физкультурных   занятий   в   дошкольных   учреждениях   во   многом определяется пониманием их значимости, умением четко ставить программные задачи. Назначение занятий по физкультуре состоит в том, чтобы:  обеспечить развитие и тренировку  всех  систем и функций  организма ребенка через специально организованные оптимальные для данного возраста физические нагрузки;  удовлетворять естественную биологическую потребность в движении;  формировать двигательные умения и навыки, физические качества;  дать   возможность   каждому   продемонстрировать   свои   двигательные   умения сверстникам и поучиться у них;  создать   условия   для   разностороннего   развития   детей,   когда   движения   и двигательные   действия   в   необычных   ситуациях   способствуют   активизации   их мышления,   поиску   адекватных   форм   поведения,   встрече   с   красивым   и увлекательным миром. Иными   словами,   на   занятиях   по   физкультуре   решается   целый   комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.  Физкультурные занятия были введены в дошкольные учреждения в     50­е годы ХХ века. Первоначально занятия с использованием физических упражнений получили название   занятия   гимнастикой   и   подвижных   игр   (Е.Г.   Леви­Гориневская,   Н.И. Кильпио).   В   дальнейшем,   благодаря   исследованиям   ряда   ученых,   круг   физических упражнений для дошкольников расширился. В 70­е годы исследования А.В. Кенеман и Г.П. Лескова убедительно доказали, что   в   ходе   обучения   физкультурным   упражнениям   важно   давать   детям   знания   о технике выполнения движений, чтобы формирование двигательных умений и навыков осуществлялось не только через большое количество повторений, а влияло на быстрое усвоение движений через реализацию принципа осознанности в обучении. Тем самым был   поставлен   вопрос   не   только   о   формировании   двигательных   навыков,   но   и приобщении дошкольников к физической культуре общества.  М.В. Васильева выделила оздоровительную, воспитательную и образовательную задачу   физического   воспитания.   Предусматривается   охрана   жизни   и   укрепления здоровья   ребенка,   поддержание   у   него   бодрого,   жизнерадостного   настроения, полноценно­физическое   развитие,   формирование   основ   физической   культуры, потребности   в   ежедневных   физических   упражнениях,   воспитание   положительных нравственно­волевых качеств.  От   состояния   здоровья   детей   во   многом   зависит   благополучие   общества,   а формирование   здорового   образа   жизни   должно   начинаться   уже   в   дошкольном учреждении.   Именно   здесь   происходит   выбор   нетрадиционных   форм   и   методов организации   учебно­воспитательного   процесса.   Строить   его   необходимо   на общепедагогических   принципах:   научности   и   доступности,   непрерывности   и практической целеустремленности, динамичности и открытости.  В  то  же  время,   мало  кто  станет  сейчас  отрицать,   что   повышение  эффективности   физического   воспитания   дошкольников   –   важнейшая   задача современного   общества.   Решить   эту   задачу   пытались   и   пытаются   многие   ученые   и педагоги поиском инновационных подходов к физическому воспитанию в дошкольных учреждениях. На сегодняшний день С.Е.Голомидовой сформулированы и определены принципы нетрадиционных подходов к проведению физкультурных занятий:  принцип   целостности (единство   образовательной,   воспитательной   и   развивающей функций, где объединение знаний, умений и навыков составляют единую систему, целевая установка на качественное изменение одного состояния организма ребенка на   другое,   более   совершенное   при   помощи   различных   средств   физического воспитания);  принцип   вариативности   средств   физического   воспитании (одно   и   то   же психофизическое   качество   можно   развивать,   используя   различные   средства физического воспитания, имеющиеся в распоряжении педагога. Это обстоятельство дает   педагогу   уникальную   возможность   обеспечивать   на   физкультурном   занятии достижение единой целевой установки, варьируя для этого различные по характеру воздействия средства физического воспитания);  экзистенциальный подход   (адекватность содержания физической подготовки и ее условий   индивидуальному   состоянию   ребенка,   гармонизация   и   оптимизация физического воспитания, выбор формы физической активности в соответствии с личными склонностями и способностями каждого ребенка).  Усилившаяся   в   начале   90­х   годов   ХХ   века   необходимость   в   создании альтернативных форм организации и проведения физкультурных занятий в дошкольных образовательных   учреждениях,   привела   к   появлению   эффективных   вариантов программ физического воспитания дошкольников. Однако существующие программы не   всегда   позволяют   в   полной   мере   учитывать   условия,   особенности   работы дошкольного учреждения, запросы конкретного педагога и ребенка.  Программа   –   государственный   документ,   который   определяет   цель,   задачи, содержание   работы   с   детьми   по   разным   видам   деятельности.   Анализ   программ позволяет   узнать,   какое   же   место   занимает   использование   нетрадиционных   форм проведения физкультурных занятий в ДОУ: Анализ программ проводится по следующим критериям:  с какой возрастной группы вводится раздел физического воспитания;  раскрыть содержание данного раздела;  имеет ли место нетрадиционных форм проведения физкультурных занятий. В   программе   М.А. Васильевой  «Программа   воспитания   и   обучения   в  детском саду» предусматривается охрана и укрепление здоровья, особенно нервной системы ребенка,   совершенствование   функции   организма   ребенка,   полноценное   физическое развитие, воспитание интереса к различным, доступным ребенку видам двигательной деятельности,   формирование   нравственно­волевых   черт   личности.   Программа нацеливает   на   последовательное   обучение   детей   двигательным   умениям   и  навыкам, воспитание  физических  качеств,  развитие  координации  движений, пространственной ориентировки, равновесия, формирование способности оценивать качество выполнения движений,   правил   подвижной   игры.   Большое   место   отводится   физическим упражнениям в игровой форме и подвижным играм. В старшей и подготовительной в школе   группах   включено   обучение   детей   спортивным   упражнениям   и   элементам спортивных   игр.   Нетрадиционные   формы   проведения   физкультурных   занятий   не предложены.  В программе под редакцией Т.Н. Дороновой «Радуга» подчеркивается важность внимания педагогов к физической культуре. От обучения детей физической культуре зависит их психофизическое здоровье, поэтому программа воспитывает потребность и любовь   к   движению,   формирует   знания   и   умения,   направленные   на   творческое использование двигательного опыта, формирует потребность в здоровом образе жизни, приобщает к спорту, учит самообладанию в угрожающих жизни и здоровью ситуациях, умению   вести   себя.   Значительное   внимание   в   программе   отводится   физическим упражнениям как средству физического воспитания. Им отводится профилактическая, реабилитационная,   лечебная   и   развивающая   роль.   В   программе   не   разработаны нетрадиционные формы проведения физкультурных занятий.  Авторским   коллективом   преподавателей   РГПУ   им.   А.И. Герцена   разработана программа   «Детство».   В   ней   условно   выделено   четыре   блока,   в   том   числе   блок «Здоровый образ жизни», который представлен во всех возрастных периодах разделом «Растим   детей   здоровыми,   крепкими,   жизнерадостными».   В   программе   воспитания двигательной культуры перечислены физические упражнения для каждой возрастной группы, их содержание. В программе «Детство» нетрадиционные формы проведения занятий также не продуманы.  Интересной   с   точки   зрения   проблемы   исследования   является   программа В.Г. Алямовской «Как воспитать здорового ребенка», которая остоит из нескольких основных разделов: 1)  организация двигательной деятельности; 2)  лечебно­профилактическая работа, закаливание; 3)  планирование и организация физкультурных мероприятий; 4)  диагностика физического развития; 5)  воспитание потребности в здоровом образе жизни; 6)  совместная работа детского сада и семьи по воспитанию здорового ребенка. Авторы предусматривают следующие типы занятий: занятия обычного типа; занятия­тренировки;   игровые занятия;   прогулки­походы;  сюжетно­игровые;     занятия на спортивных комплексах и тренажерах; занятия, построенные на танцевальном материале; занятия на свободное творчество; занятия из серии «Забочусь о своем здоровье».  Проанализировав   программы,   можно     сделать   следующий   вывод,   что   во   всех программах есть раздел «Физическое воспитание». Обучение физкультуре начинается с первой   младшей   группы.   Во   всех   программах   подчеркивается,   что   ребенок   на физкультурных   занятиях   должен   почувствовать   мышечную   радость   и   полюбить движение. Это поможет ребенку пронести через всю жизнь потребность в движениях, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни. Основная форма работы по физическому воспитанию  – физкультурные занятия. Однако постоянное использование только данной формы зачастую ведет к снижению интереса детей к занятиям и, как следствие, к снижению их результативности. Поэтому необходимо   использовать   нетрадиционные   подходы   к   построению   и   содержанию занятий,   позволяющие   постоянно   поддерживать   интерес   к   ним   детей, индивидуализировать   подход   к   каждому   ребенку,   разумно   распределять   нагрузку, учитывая   уровень   двигательной   активности   и   поло­ролевой   принцип   подбора движений. Выход   из   этой   ситуации   –   использование   нетрадиционных   форм   проведения физкультурных  занятий   в  дошкольных образовательных  учреждениях.  В  отличие  от традиционного   подхода   (где   главная   функция   педагога   –   непосредственная организация деятельности детей, передача им в деятельности своего взрослого опыта), личностно  ориентированная   модель   отводит   педагогу   иную   роль,  заключающуюся   в организации такой образовательной среды, которая обеспечит возможность реализации индивидуальных   интересов,   потребностей   и   способностей,   то   есть   самостоятельной деятельности и эффективного накопления ребенком своего личного опыта. Активная двигательная   деятельность   помимо   положительного   воздействия   на   здоровье   и физическое развитие обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка, формирует навыки поведения в обществе. При этом, воспитание двигательной культуры дошкольника должно быть одной из наиглавнейших задач каждого педагога не только в теории, но и в практической ежедневной работе с воспитанниками

Сообщение на тему: Концептуальные основы проблемы использования нетрадиционных форм проведения физкультурных занятий в ДОУ.

Сообщение на тему: Концептуальные основы проблемы использования нетрадиционных форм проведения физкультурных занятий в ДОУ.

Сообщение на тему: Концептуальные основы проблемы использования нетрадиционных форм проведения физкультурных занятий в ДОУ.

Сообщение на тему: Концептуальные основы проблемы использования нетрадиционных форм проведения физкультурных занятий в ДОУ.

Сообщение на тему: Концептуальные основы проблемы использования нетрадиционных форм проведения физкультурных занятий в ДОУ.

Сообщение на тему: Концептуальные основы проблемы использования нетрадиционных форм проведения физкультурных занятий в ДОУ.

Сообщение на тему: Концептуальные основы проблемы использования нетрадиционных форм проведения физкультурных занятий в ДОУ.

Сообщение на тему: Концептуальные основы проблемы использования нетрадиционных форм проведения физкультурных занятий в ДОУ.

Сообщение на тему: Концептуальные основы проблемы использования нетрадиционных форм проведения физкультурных занятий в ДОУ.

Сообщение на тему: Концептуальные основы проблемы использования нетрадиционных форм проведения физкультурных занятий в ДОУ.

Сообщение на тему: Концептуальные основы проблемы использования нетрадиционных форм проведения физкультурных занятий в ДОУ.

Сообщение на тему: Концептуальные основы проблемы использования нетрадиционных форм проведения физкультурных занятий в ДОУ.
скачать по прямой ссылке

Сегодня скидка 50% на все курсы плюс 3000 в подарок при оформлении заявки на переподготовку