В данном сообщении раскрываются основы проблемы использования нетрадиционных форм проведения физкультурных занятий в ДОУ, рассмотрены взгляды ученных по данному направлению, проанализированны современные программы образования и воспитания. Определены принципы нетрадиционных подходов к проведению физкультурных занятий, обозначена их важность в системе физкультурно - оздоровительной работы.
Концептуальные основы проблемы использования нетрадиционных форм
проведения физкультурных занятий в ДОУ.
Правильное физическое воспитание детей – одна из ведущих задач дошкольных
образовательных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте,
является фундаментом общего развития человека. Ни в какой другой период жизни
физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь
лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья,
долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического
развития.
Вопросам физического воспитания уделяли огромное внимание такие видные
ученые как П.Ф. Лесгафт, Е.А. Аркин, В.В. Гориневский, А.И. Быкова, И.А. Метлов,
А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева, Т.И. Осокина и др.
Огромный вклад в развитие теории физического воспитания внес русский
педагог, анатом и врач П.Ф. Лесгафт, который большое внимание в физическом
воспитании уделял подвижным играм. Он считал, что физическое воспитание должно
продолжаться всю жизнь, поэтому важно с детства учить ребенка сознательно
усваивать физические упражнения. П.Ф. Лесгафт создал оригинальную систему
воспитания, которая не утратила своего значения до настоящего времени.
Идеи П.Ф.Лесгафта продолжил его ученик В.В. Гориневский – выдающийся
деятель спортивной медицины. Придавая огромное значение влиянию физических
упражнений, их воздействию на все органы тела и особенно на деятельность
центральной нервной системы, он уделял физическому воспитанию особое внимание;
выступал за воспитание у детей красивых, выразительных движений, которые наиболее
ярко отражают индивидуальную и психическую деятельность человека. В.В.
Гориневским были заложены научные основы тренировки, доказана ведущая роль
подвижных игр в системе физического воспитания ребенка.
А.И. Быкова разработала методику развития движения ребенка, определила ее
значение, содержание, организацию. Совместно с Н.А. Метловым, М.М. Канторович,
Л.И. Михайловой она разрабатывала программы по физическому воспитанию детей,
выпускала сборники подвижных игр для дошкольных учреждений.
Особую роль в развитии физического воспитания дошкольников сыграл Н.А.
Метлов – образованнейший человек, которым написано свыше 130 работ по
физическому воспитанию. Первые программы по физическому воспитанию для вузов,
педучилищ и детских садов вышли с его участием.
Особое место среди специалистов в области физического воспитания детей
дошкольного возраста занимает выдающийся педагог А.В. Кенеман, под руководством
которой в 1960 г. была создана методика исполнения сюжетного рассказа, минисказки
при объяснении новых подвижных игр.Значительный вклад в теорию и практику физического воспитания внесла Д.В.
Хухлаева, написав работы по формированию двигательных навыков у детей, разработка
методов и приемов обучения метанию, создав программы и методические пособия для
дошкольного учреждения.
Формы работы по физическому воспитанию с дошкольниками представляют
собой комплекс оздоровительнообразовательных и воспитательных мероприятий,
основу которых составляет двигательная деятельность. Современные научно
методические представления о занятиях по физкультуре основываются на
многочисленных научных исследованиях и опыте практических работников.
Эффективность физкультурных занятий в дошкольных учреждениях во многом
определяется пониманием их значимости, умением четко ставить программные задачи.
Назначение занятий по физкультуре состоит в том, чтобы:
обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка
через специально организованные оптимальные для данного возраста физические
нагрузки;
удовлетворять естественную биологическую потребность в движении;
формировать двигательные умения и навыки, физические качества;
дать возможность каждому продемонстрировать свои двигательные умения
сверстникам и поучиться у них;
создать условия для разностороннего развития детей, когда движения и
двигательные действия в необычных ситуациях способствуют активизации их
мышления, поиску адекватных форм поведения, встрече с красивым и
увлекательным миром.
Иными словами, на занятиях по физкультуре решается целый комплекс
оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Физкультурные занятия были введены в дошкольные учреждения в 50е годы
ХХ века. Первоначально занятия с использованием физических упражнений получили
название занятия гимнастикой и подвижных игр (Е.Г. ЛевиГориневская, Н.И.
Кильпио). В дальнейшем, благодаря исследованиям ряда ученых, круг физических
упражнений для дошкольников расширился.
В 70е годы исследования А.В. Кенеман и Г.П. Лескова убедительно доказали,
что в ходе обучения физкультурным упражнениям важно давать детям знания о
технике выполнения движений, чтобы формирование двигательных умений и навыков
осуществлялось не только через большое количество повторений, а влияло на быстрое
усвоение движений через реализацию принципа осознанности в обучении. Тем самым
был поставлен вопрос не только о формировании двигательных навыков, но и
приобщении дошкольников к физической культуре общества.
М.В. Васильева выделила оздоровительную, воспитательную и образовательную
задачу физического воспитания. Предусматривается охрана жизни и укрепления
здоровья ребенка, поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения,полноценнофизическое развитие, формирование основ физической культуры,
потребности в ежедневных физических упражнениях, воспитание положительных
нравственноволевых качеств.
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества, а
формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в дошкольном
учреждении. Именно здесь происходит выбор нетрадиционных форм и методов
организации учебновоспитательного процесса. Строить его необходимо на
общепедагогических принципах: научности и доступности, непрерывности и
практической целеустремленности, динамичности и открытости.
В то же время, мало кто станет сейчас отрицать, что повышение
эффективности физического воспитания дошкольников – важнейшая задача
современного общества. Решить эту задачу пытались и пытаются многие ученые и
педагоги поиском инновационных подходов к физическому воспитанию в дошкольных
учреждениях.
На сегодняшний день С.Е.Голомидовой сформулированы и определены принципы
нетрадиционных подходов к проведению физкультурных занятий:
принцип целостности (единство образовательной, воспитательной и развивающей
функций, где объединение знаний, умений и навыков составляют единую систему,
целевая установка на качественное изменение одного состояния организма ребенка
на другое, более совершенное при помощи различных средств физического
воспитания);
принцип вариативности средств физического воспитании (одно и то же
психофизическое качество можно развивать, используя различные средства
физического воспитания, имеющиеся в распоряжении педагога. Это обстоятельство
дает педагогу уникальную возможность обеспечивать на физкультурном занятии
достижение единой целевой установки, варьируя для этого различные по характеру
воздействия средства физического воспитания);
экзистенциальный подход (адекватность содержания физической подготовки и ее
условий индивидуальному состоянию ребенка, гармонизация и оптимизация
физического воспитания, выбор формы физической активности в соответствии с
личными склонностями и способностями каждого ребенка).
Усилившаяся в начале 90х годов ХХ века необходимость в создании
альтернативных форм организации и проведения физкультурных занятий в дошкольных
образовательных учреждениях, привела к появлению эффективных вариантов
программ физического воспитания дошкольников. Однако существующие программы
не всегда позволяют в полной мере учитывать условия, особенности работы
дошкольного учреждения, запросы конкретного педагога и ребенка.
Программа – государственный документ, который определяет цель, задачи,
содержание работы с детьми по разным видам деятельности. Анализ программпозволяет узнать, какое же место занимает использование нетрадиционных форм
проведения физкультурных занятий в ДОУ:
Анализ программ проводится по следующим критериям:
с какой возрастной группы вводится раздел физического воспитания;
раскрыть содержание данного раздела;
имеет ли место нетрадиционных форм проведения физкультурных занятий.
В программе М.А. Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском
саду» предусматривается охрана и укрепление здоровья, особенно нервной системы
ребенка, совершенствование функции организма ребенка, полноценное физическое
развитие, воспитание интереса к различным, доступным ребенку видам двигательной
деятельности, формирование нравственноволевых черт личности. Программа
нацеливает на последовательное обучение детей двигательным умениям и навыкам,
воспитание физических качеств, развитие координации движений, пространственной
ориентировки, равновесия, формирование способности оценивать качество выполнения
движений, правил подвижной игры. Большое место отводится физическим
упражнениям в игровой форме и подвижным играм. В старшей и подготовительной в
школе группах включено обучение детей спортивным упражнениям и элементам
спортивных игр. Нетрадиционные формы проведения физкультурных занятий не
предложены.
В программе под редакцией Т.Н. Дороновой «Радуга» подчеркивается важность
внимания педагогов к физической культуре. От обучения детей физической культуре
зависит их психофизическое здоровье, поэтому программа воспитывает потребность и
любовь к движению, формирует знания и умения, направленные на творческое
использование двигательного опыта, формирует потребность в здоровом образе жизни,
приобщает к спорту, учит самообладанию в угрожающих жизни и здоровью ситуациях,
умению вести себя. Значительное внимание в программе отводится физическим
упражнениям как средству физического воспитания. Им отводится профилактическая,
реабилитационная, лечебная и развивающая роль. В программе не разработаны
нетрадиционные формы проведения физкультурных занятий.
Авторским коллективом преподавателей РГПУ им. А.И. Герцена разработана
программа «Детство». В ней условно выделено четыре блока, в том числе блок
«Здоровый образ жизни», который представлен во всех возрастных периодах разделом
«Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными». В программе воспитания
двигательной культуры перечислены физические упражнения для каждой возрастной
группы, их содержание. В программе «Детство» нетрадиционные формы проведения
занятий также не продуманы.
Интересной с точки зрения проблемы исследования является программа
В.Г. Алямовской «Как воспитать здорового ребенка», которая остоит из нескольких
основных разделов:1) организация двигательной деятельности;
2) лечебнопрофилактическая работа, закаливание;
3) планирование и организация физкультурных мероприятий;
4) диагностика физического развития;
5) воспитание потребности в здоровом образе жизни;
6) совместная работа детского сада и семьи по воспитанию здорового ребенка.
Авторы предусматривают следующие типы занятий:
занятия обычного типа;
занятиятренировки;
игровые занятия;
прогулкипоходы;
сюжетноигровые;
занятия на спортивных комплексах и тренажерах;
занятия, построенные на танцевальном материале;
занятия на свободное творчество;
занятия из серии «Забочусь о своем здоровье».
Проанализировав программы, можно сделать следующий вывод, что во всех
программах есть раздел «Физическое воспитание». Обучение физкультуре начинается с
первой младшей группы. Во всех программах подчеркивается, что ребенок на
физкультурных занятиях должен почувствовать мышечную радость и полюбить
движение. Это поможет ребенку пронести через всю жизнь потребность в движениях,
приобщиться к спорту и здоровому образу жизни.
Основная форма работы по физическому воспитанию – физкультурные занятия.
Однако постоянное использование только данной формы зачастую ведет к снижению
интереса детей к занятиям и, как следствие, к снижению их результативности. Поэтому
необходимо использовать нетрадиционные подходы к построению и содержанию
занятий,
позволяющие постоянно поддерживать интерес к ним детей,
индивидуализировать подход к каждому ребенку, разумно распределять нагрузку,
учитывая уровень двигательной активности и полоролевой принцип подбора
движений.
Выход из этой ситуации – использование нетрадиционных форм проведения
физкультурных занятий в дошкольных образовательных учреждениях. В отличие от
традиционного подхода (где главная функция педагога – непосредственная
организация деятельности детей, передача им в деятельности своего взрослого опыта),
личностно ориентированная модель отводит педагогу иную роль, заключающуюся в
организации такой образовательной среды, которая обеспечит возможность реализации
индивидуальных интересов, потребностей и способностей, то есть самостоятельной
деятельности и эффективного накопления ребенком своего личного опыта. Активная
двигательная деятельность помимо положительного воздействия на здоровье ифизическое развитие обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка, формирует
навыки поведения в обществе.
При этом, воспитание двигательной культуры дошкольника должно быть одной
из наиглавнейших задач каждого педагога не только в теории, но и в практической
ежедневной работе с воспитанниками